Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

волю Божью

Господь отныне в скинии являл

и Славою святою осенял.

Пред внутренней завесою роскошной

пророк Ему внимал.

И объявлял Господь Свои законы

Израиля сынам.

И впредь велел блюсти их неуклонно,

и говорил: «За верность вам воздам.

Святым народом будут Мне Евреи.

Священников Моих на все века

вы царством станете. Но не легка

та ноша! – говорил Он Моисею, –

на всём Моя рука».

И первое из всех постановлений

народу дал Господь

о ритуалах жертвоприношений –

как Богу посвящать и хлеб и плоть.2

Второе дал Господь постановленье,

как посвящать в священники сынов

из тех, кто жизнь свою отдать готов

святому, беззаветному служенью,

хранителям основ.3

Затем закон о чистом и нечистом

воспринял Моисей.

И с Аароном, умным и речистым,

у скинии учил ему людей.

Господь для них расчислил всё живое

на то, что есть возможно без помех

и то, что в пищу братьтяжёлый грех.

И стал закон тот третий, как святое

в Израиле для всех.4

В своём четвёртом мудром повеленье

Господь народ призвал

к безгрешной жизни, с полным соблюденьем

всех нравственных законов, что Он дал.

В семейной жизни, в обществе и дома

обязан каждый по законам жить,

как Бог велит трудиться и любить,

и всем народам, с Богом незнакомым,

живым примером быть.5

В постановленье пятом Иегова

о святости сказал.

Он мудрое своё Господне слово

священникам народа передал.6

Особой чистоты, особой меры

потребовал Господь от слуг своих.

И дух и тело – всё должно у них

быть мужества и святости примером

для близких и чужих.

О временах священных Иегова

пророку говорил.

О них Господь своё святое слово

доселе на Синае возвестил:

«Когда придёте в землю, твёрдо знайте –

земля сия Господня, и она

покоиться в субботний год должна.

Шесть лет пашите, сейте, собирайте

хлеба и ток вина,

а в год седьмой да будет год покоя.

И не тревожь поля,

и виноградник свой оставь в покое —

пусть отдых знает Божия земля.

Что вырастет само по Божьей воле,

то в пищу будет людям и зверям,

пришельцам, что в те дни прибудут к вам.

И всё на винограднике и в поле

Я в пищу всем отдам.

И насчитай себе семь лет субботних –

всех сорок девять лет.

И всё, что говорю тебе сегодня,

народу передай, как Мой завет.

Пятидесятый год вы освятите

и объявите жителям земли,

что все свободу обрести смогли,7

и все к своим владеньям возвратитесь

и к племенам своим.

В тот юбилейный год пятидесятый

не сейте ничего.

Как год седьмой он святостью объятый,

но много крат значительней его.

В сей год вы должникам долги прощайте,

давайте бедным землю выкупать,

давайте шанс дома им возвращать

один другого вы не обижайте,

учитесь отдавать.

А если скажут: «Что же есть мы станем

в тот юбилейный год»?

Ответ простой: «Земля не перестанет

и злак давать, и виноград, и плод»!

Я вам пошлю Своё благословенье

и перед юбилеем все поля,

и сад и виноградник – вся земля

трёхкратные дадут произведенья,

Творца благодаря.

***************************************

Примечания:

1. В скинии – первом Божьем храме, исполняя Своё обетование Моисею, Господь открывает ему Свою волю и являет Своё присутствие над ковчегом завета и его крышкой, а не с горы Синай, как раньше. Тем более, что почти все законоположения книги Левит связаны со святилищем, а некоторые её разделы адресованы собственно служителям святилища;

2 .Изложение законов о жертвах см. подробности в кн. Левит, гл. 1, ст.2 – гл.7, ст. 38. Основная библейская идея жертвы – посвящение себя и своей собственности Богу. Обо всём многообразии видов жертвоприношения, ритуалов и приёмов можно подробно прочесть в указанных главах Пятикнижия Моисеева, в книге Левит;

3. В книге Левит в гл.8 –10 подробно описан обряд посвящения священнослужителей – Аарона с сыновьями. Поскольку священнослужители являются посредниками между обществом народа израильского и Иеговой, то при обряде присутствует всё общество, тем более, что длился он семь дней. И общество это в начале второго года странствий евреев выделило из себя специальное сословие служителей Иеговы;

4. Прежде чем Израиль, богоизбранное общество Иеговы, начал жить новой жизнью по Синайскому закону, он должен был быть предохранён от разного вида нечистоты, как то:

1. От употребления в пищу нечистых животных (гл.11);

2. От нечистоты, связанной с рождением детей и пр.(гл.12-15); 3. От нечистоты проказы (гл.13-14);

5. Господь запретил Своему народу перед его вступлением в новую жизнь по законодательству Синайскому, браки между родственниками выше третьего круга, половые извращения, практикуемые язычниками, особо оговорил инцест, муже- и скотоложество и пр. и настоятельно и подробно повторил с указанием примеров и правил поведения все заповеди откровения (Левит, гл.17-20);

6. Даны особые требования к соблюдению духовной и физической чистоты для священнослужителей (Левит, гл.21-27);

7. Круг древне-еврейских праздников (см. гл. 23), в которые израильтянин посвящал себя служению Иегове, завершился праздником Пятидесятницы. Празднование юбилея состояло в субботнем покое земли и полном восстановлении того порядка вещей, который установлен был при разделе земли обетованной, т.е. равномерного распределения недвижной собственности и личной свободы каждого члена теократического общества – порядка, постепенно нарушавшегося под влиянием естественных, общежитейских и др. условий.

Моисей. Глава 29

Благословения за послушание и наказания за непослушание предложены для выбора народу; Бог не отвергает Своего завета.

И вновь Господь напомнил Моисею,

и вновь ему сказал

слова, что на скрижалях для Евреев

пророк по воле Бога начертал:

«Не делайте кумиров – не грешите,

столбов1 себе не ставьте и камней

с изображеньем духов и людей,

чтоб кланяться пред ними, не кладите

вы на земле своей.

Мои субботы свято соблюдайте.

Святилище своё

как самое святое почитайте.

Я Бог ваш, Я Господь и всё Моё.

И если жить вы будете пристойно:

Мои уставы строго соблюдать

и заповеди Божьи исполнять,

то Свой народ я благом удостою,

и Божья благодать

спасительным дождём напоит землю,

и расцветёт земля,

и благодарно, слову Бога внемля,

сады дадут плоды, хлеба – поля.

И виноградник гроздьями тугими

воздаст за верность помыслам Моим,

и сыты хлебом будете своим.

И славить будете Господне имя,

и укрываться им.

Пошлю Я прочный мир на землю вашу:

избавлю от зверей,

достатком и покоем жизнь украшу,

спасу от злонамеренных людей.

Прогоните врагов мечом могучим.

Пред вами от меча они падут.

Их сотню ваших пятеро побьют,

а ваших сто прогонят вражьи тучи

и скорым будет суд.

Призрю на вас, размножу и согрею.

Исполню Мой завет:

умножатся, возвысятся Евреи,

познают радость мира и побед.

И там, под палестинским небосводом,

Я буду вечно среди вас ходить,

и вашим Богом всемогущим быть.

Вы ж будете всегда Моим народом,

со Мною в сердце жить.

Я ваш Господь. От рабства вас избавил

и вывел на простор.

Египет гордый силой Я заставил

вас отпустить и претерпеть позор.

Я с поднятой вас вывел головою

из гибельной египетской земли.

Своё добро вы унести смогли,

и вот идёте под Моей рукою

к земле, что ждёт вдали.

Но если же не станете вы слушать

священных слов Моих,

и если вы посмеете нарушить

простое слово заповедей сих,

Мои постановления презрите,

нарушив Мой торжественный завет,

тогда Я вас низвергну в море бед,

и от Меня пощады вы не ждите –

на зло найду ответ.2

Сначала Я нашлю на вас горячку

и чахлость наведу,

все радости от ваших глаз упрячу –

познаете и горе и беду.

И сеять в землю будете напрасно –

вас не спасёт от голода ваш труд,

и семена погибнут, не взойдут.

И побежите пред врагом ужасным,

хоть вас и не сомнут.

И если вновь нарушите законы,

во зле творя своё,

то всемеро усилю непреклонно

за грех ваш наказание Моё.

Упорство ваше словно гниль Я срежу,

не стану дерзких грешников жалеть.

Я землю вашу сделаю, как медь

И небо ваше станет, как железо.

А если вы и впредь

не станете блюсти Мои уставы,

то вам прибавлю вновь

ударов всемеро, и в гневе правом

забуду к патриархам Я любовь.

Я в городах вас язвою достану

и за грехи мечом вас укрощу,

и голод и врагов к вам напущу.

Вас лютый враг терзать не перестанет –

измены не прощу.

Когда же снова тяжкими грехами

нарушите завет,

то всемеро страшней расправлюсь с вами.

За всякий грехмучительный ответ.

Я разорю столбы, высоты ваши3

и на обломки идолов чужих

Я брошу трупы прежде дорогих

людей Моих, свершивших в диком раже

все преступленья их.

И превращу все города в пустыню,

опустошу поля.

И там враги поселятся отныне,

дивясь тому, как выжжена земля.4

А вас, неверных, по миру рассею.

Земля врагов поглотит всякий след,

как будто в мире не было и нет

отвергнувших слова Мои Евреев,

нарушивших завет.

И отдохнёт земля за все субботы,

что много долгих лет

вы не блюли – вели свои работы,

упрямо нарушая Мой завет.5

Но коль народ прозреет и признает

греховность жизни прожитой своей,

и примет кару и смирится с ней,

то Я – Господь, который всё прощает,

прощу Своих людей.

Для них Я вспомню свой завет великий.

С их предками завет.

Восстановлю его, и вас минует лихо

и снова воссияет правды свет.6

Завет сей с праотцами – нерушимый

войдёт народу в кровь его и плоть.

И что бы пережить не довелось,

хранить завет мы станем с новой силой.

Я Бог ваш, Я Господь».7

*******************************************

Примечания:

1. Воспрещается употребление и обоготворение идолов, изваяний, столбов, деревянных и каменных стел, камней с изображениями;

2. Если блага за послушание и выполнение заповедей даются во всей полноте и сразу, то наказания за неисполнение обязательств следуют одно за другим, причём всё более строгие и чувствительные будут посылаться лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ;

3. обелиски, посвящённые богу солнца, идолы;

4. Крайнее запустение, удивившее в своё время ярых врагов Израиля и рассеяние его между другими народами;

5. Глубокая и горькая ирония: народ не сохранил закона Божия о субботнем годе, и вот теперь, за время пребывания его в плену, земля Палестины уже без участия доброй воли Израиля, отпразднует субботние годы. По иудейской традиции 70 лет плена были точной заменой проведенных без празднования 70-ти субботних годов со времени Саула (за 490 лет до плена);

6. Бедствия пленения отрезвляюще подействуют на упорный народ: в них он увидит не случайность, а наказующую за беззаконие руку Иеговы и станет нести бедствия, как искупление своей вины. Тогда и Иегова во всей полноте восстановит с народом избранным завет, поставленный Им с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. Завет, имеющий значение и для всего человечества, а поэтомунерушимый.

7. Эта глава завершает книгу Левит – третью книгу Пятикнижия Моисеева.

Моисей. Глава 30

Исчисление всех сынов Израилевых; места колен в стане и при переходе;

И в скинии Господь велел пророку

исчислить и учесть

сынов Израиля пустившихся в дорогу –

мужчин, к войне пригодных перечесть

по их родам, семействам поголовно

лишь тех, кому минуло двадцать лет,

в Египте появившихся на свет.

Учесть всех до пятидесяти ровно.

Для этих дел совет

собрать: старейшин с Аароном

для счёта пригласить.

И все дела неспешно и законно

в пустыне под Синаем завершить.

И вот готовы списки и расчёты.

Окинул войско Моисеев взгляд

шестьсот три тысячи пятьсот и пятьдесят

сынов Израилевых взято для учёта!

И обратив назад

свой взор, пророк восславил Иегову:

«Господь сдержал обет!

Он выполнил Своё святое слово,

что патриархам дал в пучине лет!

Он наш народ усилил и размножил:

ведь нас в Египет семьдесят вошло,

и вот, царям египетским на зло,

народ Израиля возрос и сможет

пресечь любое зло»!

Господь сказал не исчислять левитов

и в списки не вносить.1

Особые дела для них Он выдал –

при скинии должны они служить:

беречь её, носить, снимать и править,

все принадлежности её хранить.

При скинии должны левиты жить

и стан левитский с нею рядом ставить,

чтоб рядом с Богом быть.

Господь послал в заботе непрестанной

Израиля сынам

походный строй израильского стана,

колена все расставив по местам.

Он разделил всех на четыре части

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн