волю Божью
и Славою святою осенял.
Пред внутренней завесою роскошной
пророк Ему внимал.
И объявлял Господь Свои законы
Израиля сынам.
И впредь велел блюсти их неуклонно,
и говорил: «За верность вам воздам.
Святым народом будут Мне Евреи.
Священников Моих на все века
вы царством станете. Но не легка
та ноша! – говорил Он Моисею, –
на всём Моя рука».
И первое из всех постановлений
народу дал Господь
о ритуалах жертвоприношений –
как Богу посвящать и хлеб и плоть.2
Второе дал Господь постановленье,
как посвящать в священники сынов
из тех, кто жизнь свою отдать готов
святому, беззаветному служенью,
хранителям основ.3
Затем закон о чистом и нечистом
воспринял Моисей.
И с Аароном, умным и речистым,
у скинии учил ему людей.
Господь для них расчислил всё живое
на то, что есть возможно без помех
и то, что в пищу брать – тяжёлый грех.
И стал закон тот третий, как святое
в Израиле для всех.4
В своём четвёртом мудром повеленье
к безгрешной жизни, с полным соблюденьем
всех нравственных законов, что Он дал.
В семейной жизни, в обществе и дома
обязан каждый по законам жить,
как Бог велит трудиться и любить,
и всем народам, с Богом незнакомым,
живым примером быть.5
В постановленье пятом Иегова
о святости сказал.
Он мудрое своё Господне слово
священникам народа передал.6
Особой чистоты, особой меры
потребовал Господь от слуг своих.
И дух и тело – всё должно у них
быть мужества и святости примером
для близких и чужих.
О временах священных Иегова
пророку говорил.
О них Господь своё святое слово
доселе на Синае возвестил:
«Когда придёте в землю, твёрдо знайте –
земля сия Господня, и она
покоиться в субботний год должна.
Шесть лет пашите, сейте, собирайте
хлеба и ток вина,
а в год седьмой да будет год покоя.
И не тревожь поля,
и виноградник свой оставь в покое —
пусть отдых знает Божия земля.
Что вырастет само по Божьей воле,
то в пищу будет людям и зверям,
пришельцам, что в те дни прибудут к вам.
И всё на винограднике и в поле
Я в пищу всем отдам.
И насчитай себе семь лет субботних –
И всё, что говорю тебе сегодня,
народу передай, как Мой завет.
Пятидесятый год вы освятите
и объявите жителям земли,
что все свободу обрести смогли,7
и все к своим владеньям возвратитесь
и к племенам своим.
В тот юбилейный год пятидесятый
не сейте ничего.
Как год седьмой он святостью объятый,
но много крат значительней его.
В сей год вы должникам долги прощайте,
давайте бедным землю выкупать,
давайте шанс дома им возвращать
один другого вы не обижайте,
учитесь отдавать.
А если скажут: «Что же есть мы станем
в тот юбилейный год»?
Ответ простой: «Земля не перестанет
и злак давать, и виноград, и плод»!
Я вам пошлю Своё благословенье
и перед юбилеем все поля,
и сад и виноградник – вся земля
трёхкратные дадут произведенья,
Творца благодаря.
***************************************
Примечания:
1. В скинии – первом Божьем храме, исполняя Своё обетование Моисею, Господь открывает ему Свою волю и являет Своё присутствие над ковчегом завета и его крышкой, а не с горы Синай, как раньше. Тем более, что почти все законоположения книги Левит связаны со святилищем, а некоторые её разделы адресованы собственно служителям святилища;
2 .Изложение законов о жертвах см. подробности в кн. Левит, гл. 1, ст.2 – гл.7, ст. 38. Основная библейская идея жертвы – посвящение себя и своей собственности Богу. Обо всём многообразии видов жертвоприношения, ритуалов и приёмов можно подробно прочесть в указанных главах Пятикнижия Моисеева, в книге Левит;
3. В книге Левит в гл.8 –10 подробно описан обряд посвящения священнослужителей – Аарона с сыновьями. Поскольку священнослужители являются посредниками между обществом народа израильского и Иеговой, то при обряде присутствует всё общество, тем более, что длился он семь дней. И общество это в начале второго года странствий евреев выделило из себя специальное сословие служителей Иеговы;
4. Прежде чем Израиль, богоизбранное общество Иеговы, начал жить новой жизнью по Синайскому закону, он должен был быть предохранён от разного вида нечистоты, как то:
1. От употребления в пищу нечистых животных (гл.11);
2. От нечистоты, связанной с рождением детей и пр.(гл.12-15); 3. От нечистоты проказы (гл.13-14);
5. Господь запретил Своему народу перед его вступлением в новую жизнь по законодательству Синайскому, браки между родственниками выше третьего круга, половые извращения, практикуемые язычниками, особо оговорил инцест, муже- и скотоложество и пр. и настоятельно и подробно повторил с указанием примеров и правил поведения все заповеди откровения (Левит, гл.17-20);
6. Даны особые требования к соблюдению духовной и физической чистоты для священнослужителей (Левит, гл.21-27);
7. Круг древне-еврейских праздников (см. гл. 23), в которые израильтянин посвящал себя служению Иегове, завершился праздником Пятидесятницы. Празднование юбилея состояло в субботнем покое земли и полном восстановлении того порядка вещей, который установлен был при разделе земли обетованной, т.е. равномерного распределения недвижной собственности и личной свободы каждого члена теократического общества – порядка, постепенно нарушавшегося под влиянием естественных, общежитейских и др. условий.
Моисей. Глава 29
Благословения за послушание и наказания за непослушание предложены для выбора народу; Бог не отвергает Своего завета.
И вновь Господь напомнил Моисею,
и вновь ему сказал
слова, что на скрижалях для Евреев
пророк по воле Бога начертал:
«Не делайте кумиров – не грешите,
столбов1 себе не ставьте и камней
с изображеньем духов и людей,
чтоб кланяться пред ними, не кладите
вы на земле своей.
Мои субботы свято соблюдайте.
Святилище своё
как самое святое почитайте.
Я Бог ваш, Я Господь и всё Моё.
И если жить вы будете пристойно:
Мои уставы строго соблюдать
и заповеди Божьи исполнять,
то Свой народ я благом удостою,
и Божья благодать
спасительным дождём напоит землю,
и расцветёт земля,
и благодарно, слову Бога внемля,
сады дадут плоды, хлеба – поля.
И виноградник гроздьями тугими
воздаст за верность помыслам Моим,
и сыты хлебом будете своим.
И славить будете Господне имя,
и укрываться им.
Пошлю Я прочный мир на землю вашу:
избавлю от зверей,
достатком и покоем жизнь украшу,
спасу от злонамеренных людей.
Прогоните врагов мечом могучим.
Пред вами от меча они падут.
Их сотню ваших пятеро побьют,
а ваших сто прогонят вражьи тучи
и скорым будет суд.
Призрю на вас, размножу и согрею.
Исполню Мой завет:
умножатся, возвысятся Евреи,
познают радость мира и побед.
И там, под палестинским небосводом,
Я буду вечно среди вас ходить,
и вашим Богом всемогущим быть.
Вы ж будете всегда Моим народом,
Я ваш Господь. От рабства вас избавил
и вывел на простор.
Египет гордый силой Я заставил
вас отпустить и претерпеть позор.
Я с поднятой вас вывел головою
из гибельной египетской земли.
и вот идёте под Моей рукою
к земле, что ждёт вдали.
Но если же не станете вы слушать
священных слов Моих,
и если вы посмеете нарушить
простое слово заповедей сих,
Мои постановления презрите,
нарушив Мой торжественный завет,
тогда Я вас низвергну в море бед,
и от Меня пощады вы не ждите –
на зло найду ответ.2
Сначала Я нашлю на вас горячку
и чахлость наведу,
все радости от ваших глаз упрячу –
познаете и горе и беду.
И сеять в землю будете напрасно –
вас не спасёт от голода ваш труд,
и семена погибнут, не взойдут.
И побежите пред врагом ужасным,
хоть вас и не сомнут.
И если вновь нарушите законы,
во зле творя своё,
то всемеро усилю непреклонно
Упорство ваше словно гниль Я срежу,
не стану дерзких грешников жалеть.
Я землю вашу сделаю, как медь
И небо ваше станет, как железо.
А если вы и впредь
не станете блюсти Мои уставы,
то вам прибавлю вновь
ударов всемеро, и в гневе правом
забуду к патриархам Я любовь.
Я в городах вас язвою достану
и за грехи мечом вас укрощу,
и голод и врагов к вам напущу.
Вас лютый враг терзать не перестанет –
измены не прощу.
Когда же снова тяжкими грехами
нарушите завет,
то всемеро страшней расправлюсь с вами.
За всякий грех – мучительный ответ.
Я разорю столбы, высоты ваши3
и на обломки идолов чужих
Я брошу трупы прежде дорогих
людей Моих, свершивших в диком раже
все преступленья их.
И превращу все города в пустыню,
опустошу поля.
И там враги поселятся отныне,
дивясь тому, как выжжена земля.4
А вас, неверных, по миру рассею.
Земля врагов поглотит всякий след,
как будто в мире не было и нет
отвергнувших слова Мои Евреев,
нарушивших завет.
И отдохнёт земля за все субботы,
что много долгих лет
вы не блюли – вели свои работы,
упрямо нарушая Мой завет.5
Но коль народ прозреет и признает
греховность жизни прожитой своей,
и примет кару и смирится с ней,
то Я – Господь, который всё прощает,
прощу Своих людей.
Для них Я вспомню свой завет великий.
С их предками завет.
Восстановлю его, и вас минует лихо
и снова воссияет правды свет.6
Завет сей с праотцами – нерушимый
войдёт народу в кровь его и плоть.
И что бы пережить не довелось,
хранить завет мы станем с новой силой.
Я Бог ваш, Я Господь».7
*******************************************
Примечания:
1. Воспрещается употребление и обоготворение идолов, изваяний, столбов, деревянных и каменных стел, камней с изображениями;
2. Если блага за послушание и выполнение заповедей даются во всей полноте и сразу, то наказания за неисполнение обязательств следуют одно за другим, причём всё более строгие и чувствительные будут посылаться лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ;
3. обелиски, посвящённые богу солнца, идолы;
4. Крайнее запустение, удивившее в своё время ярых врагов Израиля и рассеяние его между другими народами;
5. Глубокая и горькая ирония: народ не сохранил закона Божия о субботнем годе, и вот теперь, за время пребывания его в плену, земля Палестины уже без участия доброй воли Израиля, отпразднует субботние годы. По иудейской традиции 70 лет плена были точной заменой проведенных без празднования 70-ти субботних годов со времени Саула (за 490 лет до плена);
6. Бедствия пленения отрезвляюще подействуют на упорный народ: в них он увидит не случайность, а наказующую за беззаконие руку Иеговы и станет нести бедствия, как искупление своей вины. Тогда и Иегова во всей полноте восстановит с народом избранным завет, поставленный Им с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. Завет, имеющий значение и для всего человечества, а поэтому – нерушимый.
7. Эта глава завершает книгу Левит – третью книгу Пятикнижия Моисеева.
Моисей. Глава 30
Исчисление всех сынов Израилевых; места колен в стане и при переходе;
И в скинии Господь велел пророку
сынов Израиля пустившихся в дорогу –
мужчин, к войне пригодных перечесть
по их родам, семействам поголовно
лишь тех, кому минуло двадцать лет,
в Египте появившихся на свет.
Учесть всех до пятидесяти ровно.
Для этих дел совет
собрать: старейшин с Аароном
для счёта пригласить.
И все дела неспешно и законно
в пустыне под Синаем завершить.
И вот готовы списки и расчёты.
Окинул войско Моисеев взгляд –
шестьсот три тысячи пятьсот и пятьдесят
сынов Израилевых взято для учёта!
И обратив назад
свой взор, пророк восславил Иегову:
Он выполнил Своё святое слово,
что патриархам дал в пучине лет!
Он наш народ усилил и размножил:
ведь нас в Египет семьдесят вошло,
и вот, царям египетским на зло,
народ Израиля возрос и сможет
пресечь любое зло»!
Господь сказал не исчислять левитов
и в списки не вносить.1
Особые дела для них Он выдал –
при скинии должны они служить:
беречь её, носить, снимать и править,
все принадлежности её хранить.
При скинии должны левиты жить
и стан левитский с нею рядом ставить,
Господь послал в заботе непрестанной
Израиля сынам
походный строй израильского стана,
колена все расставив по местам.
Он разделил всех на четыре части