–
по три колена в каждом из полков
под сенью их знамён и их значков.
В походе подчинялись княжьей власти.
Пред станом в авангарде флаг Иуды.
Направо Завулон.
Налево Иссахар По флангам будут
сражаться Гад, Рувим и Симеон.
А справа Дан, Асир с Нефоалимом.
И прикрывают тыл за станом всем
Вениамин, Манасия, Ефрем.
И Сам Господь присутствует незримо
над славным станом тем.
А скиния стоит посередине
во всей красе своей.
Должны левиты рядом жить отныне,
а также Аарон и Моисей.
И облако над скинией стояло,
а ночью изливало странный свет,
подобного в природе больше нет –
присутствие Господне означало,
храня народ от бед.
Когда же с места облако снималось,
тем знаком воля Божья выражалась,
и стан в поход немедля поднимал.
И днём и ночью шёл народ за Богом
и облако сияло впереди,
и радость в Моисеевой груди
сменила грусть, сомненья и тревоги.
Он счастлив был в пути.
недвижно над землёй,
тогда сыны Израиля устало
на месте том готовили покой:
сгоняли скот, развьючивали вьюки,
привычно, споро ставили шатры.
Как звёзды в небе светятся костры,
и мирные плывут над станом звуки,
и отдых до зари.
А скиния красуется средь стана.
Лишь начался привал,
левиты с Аароном неустанно
работали над ней, как Бог сказал.
И облако Господне вновь над нею,
и слава Божья пребывает в ней.
Сюда приходит к Богу Моисей
и слушает законы для Евреев 2
он в мудрости своей.
**********************************
Примечания:
1. Левиты не входили в число мужчин, подлежащих воинской повинности и облагаемых подушной податью. Эти повинности для них заменялись пожизненным служением скинии. Всего населения мужского пола, начиная с месячного возраста у левитов насчитывалось 22300 человек. Мужчин от 30-ти до 50-ти лет, служащих при скинии было 8500 человек. Их родословие и обязанности подробно описаны в кн. Числа, гл.3,4;
2. Господь в скинии повторил некоторые прежние установления и, заботясь о сохранении чистоты внутренней, духовной избранного народа, повелел сохранять и чистоту внешнюю. Он дал распоряжение об удалении из стана прокажённых, подверженных физической нечистоте (Числа, гл.5, ст.2,3), о возмездии за нечестность, о ревности (Числа, гл.5, ст. 6-31);
Моисей. Глава 31
Две серебряные трубы; поднятие в путь народа и скинии от горы Синая; Ропот Израиля, захотевшего египетских кушаний; Господь посылает им перепелов до пресыщения и поражает ропотников.
Господь сказал пророку: «Чтобы вести
народу сообщать,
чтоб стан поднять, чтоб собирать всех вместе,
необходимо трубы отковать.
И в две трубы серебряные эти –
тревога, праздник, радость ли, беда –
пускай трубят священники всегда –
в ночи и днём, во мраке и при свете,
и будете тогда
вспомянуты пред Господом могучим
и спасены в бою,
а в стане вашем каждый важный случай
имеет пусть мелодию свою».
Вот в день двадцатый месяца второго,
второго года радостей и бед
над скинией взошёл небесный свет –
над ней не стало облака густого.
Тотчас ему вослед
по слову Моисея затрубили.
И к небу вознеслись
серебряные звуки и поплыли
над станом к Богу, в голубую высь.
И поднялись немедля ополченья.
Знамёна подняты и под горой
сынов Израиля походный строй
в свой новый путь без страха и сомненья
пустыней золотой
отправился вслед облачному чуду.
И скинию несли,
надёжно защищённую повсюду,
дабы пришельцы видеть не могли.
От гор Синайских к северной пустыне
за облаком последовал народ.
Три дня уж продолжается поход.
И вот Фаран (Эт-Ти зовётся ныне)1
Окончен переход.
Здесь облако закончило движенье –
призыв Господень дан.
Запели трубы: принято решенье
под Палестиной ставить этот стан.
И ставят вновь шатры по ополченьям,
а в центре стана скиния стоит –
ковчег завета бережно хранит.
И облако – знак Божьего явленья
над скинией парит.
И дни пошли. В другие переходы
Но нет народу счастья на свободе –
на Господа он ропщет от невзгод.
Виной тому пришельцев прихотливых
губительный пример и тяжкий стон.
И рабскую еду, как сладкий сон,
как череду в Египте днях счастливых
припоминает он.
«Мы помним рыбу, огурцы и дыни,
мы помним свежий лук.
А чем должны питаться мы в пустыне?
Зачем Господь послал нам столько мук? –
Так плакались теперь Израильтяне, –
Лишь манну собираем мы чуть свет,
а пищи нам привычной больше нет!
С такой едой мы долго не потянем –
без мяса на обед»!
И слышал Моисей тот плач и ропот.
И очень он страдал.
И недовольства слыша гневный рокот,
Он Господу при скинии сказал:
«Зачем меня, о Господи, ты мучишь?
Ведь бремя я несу за весь народ,
как нянька, что ребёнка через брод
несёт, прижав к груди на всякий случай!
Страдает, но несёт!
Откуда я возьму, к примеру, мяса,
чтоб всех их накормить?
Мне бремя это – неподъёмной массой.
Спаси меня, а лучше – умертви»!
Господь сказал на это Моисею:
«Ты выберешь Мне семьдесят мужей,
тебе известных честностью своей,
старшин и надзирателей Евреев
из множества людей.
У скинии сойдётесь вы на время.
Я внял твоей мольбе.
Они с тобой твоё разделят бремя.
От Духа Я возьму, что на тебе
и возложу на них, чтоб разделили
держал ответ, как Бог и властелин.
Помощники твои в чести и силе
и ты их господин.2
Народу же скажи: «Наступит утро,
Бог милосердный, бесконечно мудрый,
для пищи вам трепещущую плоть.
Вы плакались пред Господом, что мяса
не видели в пустыне целый год,
что обессилел страждущий народ.
Ну, что ж, теперь Господь представит сразу
его на год вперёд!
из ноздрей не пойдёт!
И кто рыдал, прося мясное блюдо,
тот этот день несчастный проклянёт.
А всё за то, что Господа презрели,
Который с вами, плакали пред ним,
что, мол, в Египет лучше мы хотим,
что, мол, в Египте лучшее мы ели
под бременем чужим»!
Тут Моисей взмолился перед Богом:
«Где мяса я возьму?
Весь скот забить, что взяли мы в дорогу,
чтоб накормить людей голодных тьму»?
Господь сказал: «Длинна рука Господня.
Увидишь нынче сбудется иль нет
Господне слово. Дам ли на обед
Я вдоволь мяса для людей голодных,
когда грядёт рассвет.
Весь разговор – от слова и до слова
поведал Моисей
когда в ночи к народу вышел снова.
У скинии собрал он цвет мужей.
И в облаке Господь к нему спустился,
с ним говорил, от Духа его взял,
семидесяти лучшим передал,
и Дух Святой на тех мужах явился –
пророком каждый стал.
А поутру поднялся Божий ветер.
Такое началось,
с чем до сих пор на этом белом свете
встречаться никому не довелось:
перепела лавиной бесконечной
нанесены на горы и поля.
В перепелах пустынная земля.
Они кишат устало и беспечно,
богатый пир суля.3
стада перепелов.
И встал народ и правый и не правый –
все поднялись на беспримерный лов.
И мяса заготовили корзины.
забыв о Боге в жадности своей.
Ещё не съели даже половины,
как поразил людей
Господь великой язвой моровою.
Немало умерло,
и прихоти свои забрав с собою,
в песчаную могилу унесло.
И много лет в их памяти звучали
знакомые и страшные слова:
название «Киброт-Гаттаава».4
Так место гибели они назвали
и такова молва.
И вскоре в Асироф народ поднялся
В том месте он недолго задержался –
продолжил путь намеченный в Фаран.
********************************************
Примечания:
1. Пустыня Фаран расположена на север от Синайского п-ва. Это плоская известковая возвышенность между долиной Нила и горами Каменистой Аравии Северная граница Фаран – пустыня Негев (юг Палестины). Всё пространство от Синая до Палестины называется «Эт-Ти», т.е. «странствование»;
2. По еврейскому преданию, 70 старейшин, помощников Моисея, послужили прототипом для создания верховного синедриона. По мнению христианских экзегетов, 70 избранных и одарённых Духом Божиим старейшин послужили началом специального пророческого служения в еврейском народе и образцом для тех пророческих школ, которые приготовили вдохновенных истолкователей и неутомимых стражей закона Божия на протяжении всей ветхозаветной истории;
3. Стаи перепелов, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собой солнце, не раз наблюдались в этих местах путешественниками;
4. Киброт-Гатаава – гробы прихоти.
Моисей. Глава 32
Мариамь и Аарон позавидовали Моисею; Они наказаны Господом; проказа Мариами.
Невзгоды не оставили пророка.
И новая беда
ещё при Асирофе у порога
его нашла нежданно, как всегда.
И Мариамь и старый Аарон
его стыдили вслух за то, что он
живёт с Ефиоплянкою своею,
тем преступив закон.
Действительно жена его Сепфора
была из дальних мест.
Она во дни гонений и раздоров
явилась самой лучшей из невест.
Но Мариамь суха и непреклонна,
и брата обвиняет Аарон,
в кипении своём забыв о том,
что не было Синайского закона,
когда женился он.
И брат с сестрою более сказали,
обиды не тая:
«Мы тоже слово Господа слыхали,
но ты у нас один и власть твоя»!
И слушал их слова, и зависть видел
в речах сестры и брата Моисей –
скромнейший и кротчайший из людей.
И думал он, что их Господь обидел,
грустя в душе своей.
Но Бог открыл внезапно Моисею
и родичам его:
«Наказан будет каждый, кто посмеет
порочить честь пророка Моего»!
И в облачном столпе сойдя на землю,
Он брата и сестру к себе призвал
и им двоим у скинии сказал:
«Господь такие речи не приемлет.
Пророкам Я в виденьях открываюсь
и сны для них творю,
но к Моисею прямо обращаюсь
и всё ему воочью говорю.
Он верный раб Мой, Мною он поставлен
вести народ Мой к новым берегам
наперекор сомненьям и врагам!
Как мог к нему упрёк ваш быть направлен?
и как не стыдно вам
завидовать такому человеку»?
И отошёл Господь.
Но Мариамь проказою, как снегом¬,
покрылась вдруг. Поражена вся плоть.
И Аарон, склонясь пред Моисеем,
воскликнул: «Ты прости нас, брат,
мы согрешили, я в том виноват,
мы поступили глупо, сожалеем,
и жизни я не рад.
Не попусти, чтоб Мариамь родная
была обречена
на муки, что изменников терзают,
И Моисей воззвал немедля к Богу:
«О, Боже! Исцели мою сестру
Спаси её, пусть лучше я умру!
Прости её, а горечь и тревогу
я в памяти сотру»!
Господь в беде пророка не оставил,
и так ему сказал:
«Её за грех Я мучиться оставил.
Хочу, чтоб в стане каждый это знал.
Пускай свой стыд вне стана переносит.
Когда минёт семь долгих, страшных дней,1
она вернётся вновь к семье своей
и у тебя прощения испросит.
Увидишься ты с ней.
И Мариамь семь дней жила вне стана,
и ждал её народ.
О ней пророк молился неустанно
в кругу обычных жизненных забот.
Прошла неделя, Мариамь вернулась.
Она была здорова и чиста.
И к Господу прекрасна и проста
душа её, как прежде повернулась,
терзаться перестав.
Моисей. Глава 33
Двенадцать соглядатаев посланы высмотреть землю Ханаана; их осмотр и отчёт.
Стан был развёрнут на песках Фарана,
и Моисею Бог
при скинии сказал, чтоб утром рано
отправил соглядатаев пророк:
«Пускай осмотрят горы и долины.
сокровища обещанной земли.
От всех колен возьми старейших чином
и в сей поход пошли».
И вот к себе от всех колен старейшин
сзывает Моисей.
И Божью волю тем мужам мудрейшим
передаёт у скинии дверей.
И в это утро Навиного сына
впервые Иисусом он назвал,
с другими вместе в Ханаан послал.
Тому была особая причина –
Господь так пожелал.1
«В поход вы отправляетесь опасный, –
Сказал мужам пророк, –
но сей поход не должен быть напрасным –
по горам и долинам, без дорог
пройдёте по земле обетованной,
осмотрите её из края в край:
тучна ль она, хорош ли урожай,
каков народ, живущий в этих странах.
Гляди и примечай
в шатрах живёт народ иль в укрепленьях,
крепки ли города,
Когда о ней составите вы мненье,
немедля возвращайтесь к нам, сюда.
Идите с Богом. Вам Господь поможет.
Ступайте осторожны, но смелы,
и принесите от плодов земли,
чтоб в стане все, кого сомненья гложут,
увидеть их могли».
И вот пошли на земли Палестины
Израиля сыны.
Исчезли, словно не было, в пустыне.
И потянулись тягостные дни.
И сорок дней бродили в Ханаане
старейшины израильских колен,
рискуя там попасть в суровый плен,
мечтая снова оказаться в стане,
в тени родимых