Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

стен.

На северо-востоке побывали,

и видели Рехов.2

Затем к Хеврону3, вниз, откочевали,

минуя цепь старинных городков.

Потом на юг, через Есхол – долину4

они по виноградникам прошли,

и кисть от винограда унесли.

Её несли вдвоём, напрягши спины,

оставить не могли:

ведь помнили наказы Моисея

собрать плоды земли.

И люди, сил последних не жалея,

во всём многообразии несли

гранатовые яблоки большие

и смоквы небывалой красоты,

и разные чудесные плоды.

Но мучили в пути сомненья злые:

«Несбыточны мечты.

Возвращение разведчиков

Не одолеть нам местные народы.

Крепки их города.

И там, под палестинским небосводом

не жить нам нипочём и никогда».

И вот посланцы возвратились к стану

Их встретил Моисей и Аарон.

С пророком все рассказы слушал он

и весь народ их слушал неустанно,

сойдясь со всех сторон.

И вот посланцы говорят народу:

«Там молоко и мёд,

но нам в ту землю не войти свободно –

погибнут все, кто в Ханаан пойдёт!

Сильны там люди, города обширны,

сынов Енаковых5 заметили мы там.

Они огромны. Каждый может сам

расправиться с нашествием не мирным.

Их не осилить нам».

А позже распускать молву худую

пустились напрямик,

и славу о святой земле плохую

понёс в народ презренный их язык.

Мол, та земля живущих поедает:

пожары, войны, льётся кровь рекой.

И о Египте с грустью и тоской

они, как о Едеме вспоминают,

придя к себе домой.

Но Халев6 с Иисусом говорили,

что всё совсем не так:

«Сыны Израиля, мы в полной силе –

трепещет перед нами всякий враг»!

И оба убеждали Моисея,

а Халев успокаивал народ

и призывал отправиться в поход:

«Господь за нас! Землёй мы овладеем

Земля хозяев ждёт»!

******************************************

Примечание:

1. С переменой имени Гошеа или Осия Навин вступет в высшие обязанности, становясь ближайшим помощником Моисея. Имя Гошеа означает «спасение».Моисей присоединяет к нему имя Иеговы, Иаг. Теперь сына Навина зовут Игошуа, предполагая в Навине Божье орудие для спасения Израиля. Это имя произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода. По представлениям св. отцов и учителей Церкви, преемник Моисея, ведший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисусв Христа, отверзшего верующим в Него врата царства небесного;

2. Рехов — местность предположительно у северных границ Палестины и нынешней Сирии;

3. Хеврон – неподалеку (южнее) от Иерусалима. В древности назывался Кириаф-Арба. Один из самых древних городов мира;

4. Долина Есхол – названа так, вероятно, по имени своего древнего владельца – союзника Авраама Ешкола (Бытие, гл.14, ст.13, 14). Славянско-греческий текст трактует «Есхол», как нарицательное – долина виноградных гроздов;

5. Сыны Енаковы отличались ростом и силой. Это потомки князя Арбы, основателя Хеврона;

6. Халев –князьстарейшина потомков колена Иудина.

Моисей. Глава 34

Страх народа и ропот; Халев и Иисус Навин ободряют народ; Ходатайство Моисея. Господь осуждает всех взрослых на странствование и смерть в пустыне, кроме Халева и Иисуса Навина; Попытка войти в обетованную землю разбита Амаликитянами и Хананеями.

Устрашены рассказом тем Евреи.

И сутки напролёт

рыдает и пеняет Моисею

напуганный израильский народ:

«Не лучше ли в Египет воротиться?

Не лучше ли в пустыне умереть,

Чем эта неминуемая смерть,

чем в рабстве ханаанском очутиться

и заживо истлеть?

И для чего нам в эту землю злую

Господь велит идти?

Не лучше ль нам избрать судьбу иную,

другие выбрать для себя пути?

Давайте, с Моисеем распростимся,

начальника поставим над собой

и повернём дорогою другой

все как один в Египет возвратимся

и обретём покой»!

И пали перед скинией при людях

пророк и Аарон,

окружены бурлящим многолюдьем.

И к небу рвутся вопли, плач и стон.

А Иисус, сын Навин, Халев честный

Иефониин сын, призвали всех

поверить правде, не впадать во грех.

И говорили вновь, что всем известно,

что может без помех

Господь ввести их в землю Ханаана,

где молоко и мёд.

Ведь в землю эту – край обетованный,

Своею силой Сам Господь ведёт.

Но люди в страхе веру потеряли

и Халев с Иисусом не смогли

их убедить в достоинствах земли

и на себе одежды разодрали,

и к скинии пошли.

А общество шумело: «Знаем сами,

как дальше будем жить!

Побьём сих лжесвидетелей камнями!

Без них отныне станем путь вершить»!

И тут на землю облако упало.

Над скинией столпом оно взвилось,

над всем народом грозно поднялось:

Господь явился людям, и сказал Он:

«Увидеть мне пришлось

сомнения и ропот перед Богом.

Неверие опять

нашло в сердца Израиля дорогу.

С народом этим буду Я кончать»!

Господь сказал пророку Моисею:

«Я племя это язвой изведу

и от тебя народ произведу,

как звёзд на небе, крепче и умнее

и в Ханаан введу».

«О нет, Господь! Услышат Египтяне

о страшной каре сей,

о смерти поразившей в нашем стане

от мала до велика всех людей! —

Так Моисей в ответ взмолился Богу, —

Подумают они: «Господь не смог

перевести Евреев за порог

страны, что обещал Он их пророкам —

как слаб их Бог»!

Не Ты ль сказал: «Я долготерпеливый,

прощающий грехи»!

О Боже, милосердный, справедливый,

спаси нас, не губи и помоги.

Прости сему народу грех великий!

Ты по великой милости Твоей,

народ Свой неразумный пожалей –

народ такой большой и разноликий»! —

молился Моисей.

И Моисею так Господь ответил:

«По слову твоему

прощу народ, пускай живёт на свете

и множится. Да будет по сему!

Но жив Я! Вся земля Господней славой,

сияющей из края в край полна –

от дальних звёзд до тьмы морского дна.

А Мой народ – жестоковыйный нравом

Я накажу сполна.

Вы все, Мои видавшие знаменья,

что Я при вас творил,

все выросшие в рабстве поколенья,

которые едва не уморил,

уж десять раз Меня вы искушали –

не слушали вы гласа Моего,

а ныне, в довершение всего,

похода убоялись и восстали,

вы все до одного.

Не видеть вам земли обетованной,

что обещал отцам.

За ропот предо Мною непрестанный

по правде вам и совести воздам:

в пустыне сей роптавшие погибнут:

в святую землю им дороги нет.

А те, кому сейчас лишь двадцать лет,

земли обетования достигнут,

но понесут ответ

за блудодейство ваше и неверье.

И будет тот ответ,

который объявляю вам теперь Я,

кочевьем по пустыне сорок лет.

Вы землю ровно сорок дней смотрели.

И год за день отныне кочевать

придётся вам то к северу, то вспять,

чтоб вы пустыню лучше разглядели.

Должны вы знать,

что в край святой земли обетованный

введу Я лишь детей,

лишь внуков ваших, Мной в пустыне данных,

введу туда по милости Моей!

Они в неё войдут на самом деле,

а ваши трупы здесь, в песках, падут.

Пустыня — вот последний ваш приют.

Мне верить беззаветно не сумели —

так оставайтесь тут»!

И вот слова Господни претворились

в печальные дела:

разведчиков, что с ложью возвратились,

немедля смерть прилюдно забрала.

Лишь Халев с Иисусом невредимы.

Господь презрел на них и поведёт

сквозь годы и страдания вперёд,

храня и выручая их незримо,

и в Ханаан введёт.

И повелел Господь идти в пустыню

народу своему,

к Чермному морю обратиться ныне,

внимая Моисею одному.

Но поутру, свой грех осознавая,

пошли в поход Израиля сыны,

решив, что перед Господом должны

взять Ханаан, борясь и побеждая,

дорогою войны.

«Зачем опять вы, Богу не внимая,

идёте в Ханаан?

Зачем Его наказы преступая,

вы Хананеев, Амаликитян

хотите покорить рукой безбожной? –

сказал народу грустный Моисей, —

В гордыне дикой, в слепоте своей

решили вы, что всё для вас возможно?

Что вы врагов сильней?

О, нет! Ведь с вами Господа не будет!

Падёте от мечей!

Остановитесь, Бог вас не забудет,

простит грехи вам в милости своей»!

Упрямые не слушали пророка —

пошли туда, куда Господь не вёл.

В бою там каждый смерть свою нашёл.

И каждый, кто отправился в дорогу,

обратно не пришёл.

Ковчег завета оставался в стане,

когда они пошли.

И с гор спустились Амаликитяне

И Хананеи с ними подошли.

И гнали вплоть до Хормы1 беспощадно

сынов Израиля – и женщин и детей.

И был с народом верный Моисей.

Он весть об этом бегстве безоглядном

донёс до наших дней.

****************************************

Примечание:

1. Хорма – столичный город одного из ханаанских князей в Негеве. В описываемые времена этот город назывался Цефаер.

Моисей. Глава 35

Восстание именитых мужей Израиля против Моисея и Аарона; Наказание землетрясением, огнём и поражением.

В пустыне Аравийской свежий ветер

смёл утренний туман.

Под Кадесом1, единственный на свете,

открылся взору необъятный стан.

В просторах знойной мари бесконечной,

вдали от мира и чужих людей

работает над книгой Моисей.

Уносится то в глубь веков, то в вечность

он думою своей.

И Господу при скинии он служит.

И слушает Его:

о приношеньях, о левитской службе2

живое слово Бога для него.

А в стане нарастает недовольство:

в тревоге весь израильский народ,

от вести, что в пустыне он умрёт.

Растёт и произвол и самовольство:

«Теперь из года в год

костьми своими засевать пустыню

мы все обречены!

Святой земли нам не видать отныне.

За что? Зачем погибнуть мы должны»?

И вот левит Корей с тремя друзьями –

его друзья Дафнан и Авирон

с Авнаном покусились на закон:

«Святой не только ты – мы святы сами, –

сказал пророку он, –

Господь наш пребывает средь народа.

Не только с вами Он!

Израилю дарована свобода!

Чем лучше нас твой братец Аарон»?

Услышав это, отвечал Корею

седой и умудрённый Моисей:

«Решится всё у скинии дверей –

Господь рассудит кто из нас святее,

и кто Ему нужней.

Наутро вы кадильницы возьмёте.

Всех, что за вас стоят,

с кадильницами к скинии сведёте,

я знаю, всех вас двести пятьдесят.

Воскурим перед Господом куренья,

и тотчас же увидит весь народ,

кого Господь в святые изберёт!

Но, не дождутся те из вас прощенья,

кто к месту не придёт.

Неужто мало вам, что Сам Всевышний

Левитов отделил,

служить привёл в священное жилище,

вам скинию и службы поручил,

к себе приблизив Левия потомство3?

Но ломитесь вы в замкнутую дверь

священства домогаетесь теперь!

Простит ли Бог такое вероломство?

Свой гнев, Корей, умерь!

Пусть общество твоё с тобою вместе,

как сказано, придёт,

у скинии собрания совместно

в кадильницах курения зажжёт».

И вот настало утро. День великий

над станом величаво засиял.

У скинии Корей своих собрал –

начальников разгневанные лики

в них Моисей узнал.

Однако не пришли на испытанье

Дафнан и Авирон.

Авнан отверг пророка пожеланье –

на встречу с Богом не явился он.

У скинии бурлит толпа людская.

Волненье, нетерпение и страх.

У всех Господне имя на устах.

А солнце самоцветы высекает

на утренних горах.

И вот Господня слава появилась

у скинии дверей.

И тишина на поле воцарилась.

Господь сказал пророку: «Моисей,

Вы с Аароном в сторону уйдите,

Я общество сие не потерплю

и в миг его до корня истреблю.

Я за гордыню должен поразить их»!

«О, Господи! Молю

не поражай всё общество, ведь грешен

один лишь человек! –

вскричал пророк, – Останусь безутешен

от гнева Твоего на целый век!

И пали перед Богом, умоляя

Его, и Моисей и Аарон:

«Народ ведь не нарушил Твой закон,

гордыни разъедающей не знает

и не приемлет он»!

И Бог сказал пророку Моисею:

«Тогда скажи своим:

народ сей не сгублю и пожалею,

но нет спасенья неуёмным, им,

кто на святое право поднял голос.

Пусть люди от жилищ их отойдут.

Завистники там смерть свою найдут,

а с остальных не упадёт и волос.

Ужасным будет суд»!

И отошли по слову Моисея

все люди от шатров

заносчивых сторонников Корея.

И объявил пророк, без лишних слов:

«Узнаете сейчас – я послан Богом

чтоб направлять народ в его пути,

чтоб вас по слову Господа вести.

Не произвольно выбрал я дорогу –

с неё мне не сойти.

И если здесь увидите вы чудо,

то знайте лишь одно:

наказаны ужасной смертью будут,

кто поступает подло и грешно».

И от шатров Корея, Авирона,

Дафнана и Авнана отошли,

как от злосчастной, проклятой земли.

И тотчас, нарастая неуклонно,

родившийся вдали,

взорвался жуткий гром над небом стана,

и вздрогнули пески,

и задрожали дрожью непрестанной,

и скот взревел от страха и тоски.

И вот земля под синими шатрами

разверзлась и в пучину унесла

Кореевых приспешников тела –

погибли все в ужасной этой драме,

всех в землю унесла

Господня воля, гнев Его безмерный.

И молвил Моисей:

«Так наказал Господь рукою верной

сиих, презревших Господа людей»!

И побежали все израильтяне,

что видели как грешников Господь

с лица земли убрал живую плоть,

и испугались Божьей кары сами:

«Как нам бы не пришлось

уйти под землю в этом страшном

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн