стен.
На северо-востоке побывали,
и видели Рехов.2
Затем к Хеврону3, вниз, откочевали,
минуя цепь старинных городков.
Потом на юг, через Есхол – долину4
они по виноградникам прошли,
и кисть от винограда унесли.
Её несли вдвоём, напрягши спины,
оставить не могли:
ведь помнили наказы Моисея
собрать плоды земли.
И люди, сил последних не жалея,
во всём многообразии несли
гранатовые яблоки большие
и смоквы небывалой красоты,
и разные чудесные плоды.
Но мучили в пути сомненья злые:
«Несбыточны мечты.
Возвращение разведчиков
Не одолеть нам местные народы.
Крепки их города.
И там, под палестинским небосводом
не жить нам нипочём и никогда».
И вот посланцы возвратились к стану
Их встретил Моисей и Аарон.
С пророком все рассказы слушал он
и весь народ их слушал неустанно,
сойдясь со всех сторон.
И вот посланцы говорят народу:
«Там молоко и мёд,
но нам в ту землю не войти свободно –
погибнут все, кто в Ханаан пойдёт!
Сильны там люди, города обширны,
сынов Енаковых5 заметили мы там.
расправиться с нашествием не мирным.
Их не осилить нам».
А позже распускать молву худую
пустились напрямик,
и славу о святой земле плохую
понёс в народ презренный их язык.
Мол, та земля живущих поедает:
пожары, войны, льётся кровь рекой.
И о Египте с грустью и тоской
они, как о Едеме вспоминают,
Но Халев6 с Иисусом говорили,
что всё совсем не так:
«Сыны Израиля, мы в полной силе –
трепещет перед нами всякий враг»!
И оба убеждали Моисея,
а Халев успокаивал народ
и призывал отправиться в поход:
«Господь за нас! Землёй мы овладеем
Земля хозяев ждёт»!
******************************************
1. С переменой имени Гошеа или Осия Навин вступет в высшие обязанности, становясь ближайшим помощником Моисея. Имя Гошеа означает «спасение».Моисей присоединяет к нему имя Иеговы, Иаг. Теперь сына Навина зовут Игошуа, предполагая в Навине Божье орудие для спасения Израиля. Это имя произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода. По представлениям св. отцов и учителей Церкви, преемник Моисея, ведший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисусв Христа, отверзшего верующим в Него врата царства небесного;
2. Рехов — местность предположительно у северных границ Палестины и нынешней Сирии;
3. Хеврон – неподалеку (южнее) от Иерусалима. В древности назывался Кириаф-Арба. Один из самых древних городов мира;
4. Долина Есхол – названа так, вероятно, по имени своего древнего владельца – союзника Авраама Ешкола (Бытие, гл.14, ст.13, 14). Славянско-греческий текст трактует «Есхол», как нарицательное – долина виноградных гроздов;
5. Сыны Енаковы отличались ростом и силой. Это потомки князя Арбы, основателя Хеврона;
6. Халев –князь – старейшина потомков колена Иудина.
Моисей. Глава 34
Страх народа и ропот; Халев и Иисус Навин ободряют народ; Ходатайство Моисея. Господь осуждает всех взрослых на странствование и смерть в пустыне, кроме Халева и Иисуса Навина; Попытка войти в обетованную землю разбита Амаликитянами и Хананеями.
Устрашены рассказом тем Евреи.
рыдает и пеняет Моисею
напуганный израильский народ:
«Не лучше ли в Египет воротиться?
Не лучше ли в пустыне умереть,
Чем эта неминуемая смерть,
чем в рабстве ханаанском очутиться
И для чего нам в эту землю злую
Не лучше ль нам избрать судьбу иную,
Давайте, с Моисеем распростимся,
начальника поставим над собой
и повернём дорогою другой –
все как один в Египет возвратимся
и обретём покой»!
И пали перед скинией при людях
пророк и Аарон,
окружены бурлящим многолюдьем.
И к небу рвутся вопли, плач и стон.
А Иисус, сын Навин, Халев честный
Иефониин сын, призвали всех
поверить правде, не впадать во грех.
И говорили вновь, что всем известно,
что может без помех
Господь ввести их в землю Ханаана,
где молоко и мёд.
Ведь в землю эту – край обетованный,
Своею силой Сам Господь ведёт.
Но люди в страхе веру потеряли
и Халев с Иисусом не смогли
их убедить в достоинствах земли
и на себе одежды разодрали,
и к скинии пошли.
А общество шумело: «Знаем сами,
Побьём сих лжесвидетелей камнями!
Без них отныне станем путь вершить»!
И тут на землю облако упало.
Над скинией столпом оно взвилось,
над всем народом грозно поднялось:
Господь явился людям, и сказал Он:
«Увидеть мне пришлось
нашло в сердца Израиля дорогу.
С народом этим буду Я кончать»!
Господь сказал пророку Моисею:
«Я племя это язвой изведу
и от тебя народ произведу,
как звёзд на небе, крепче и умнее
и в Ханаан введу».
«О нет, Господь! Услышат Египтяне
о страшной каре сей,
о смерти поразившей в нашем стане
от мала до велика всех людей! —
Так Моисей в ответ взмолился Богу, —
Подумают они: «Господь не смог
страны, что обещал Он их пророкам —
как слаб их Бог»!
Не Ты ль сказал: «Я долготерпеливый,
прощающий грехи»!
О Боже, милосердный, справедливый,
спаси нас, не губи и помоги.
Прости сему народу грех великий!
Ты по великой милости Твоей,
народ Свой неразумный пожалей –
народ такой большой и разноликий»! —
молился Моисей.
И Моисею так Господь ответил:
«По слову твоему
прощу народ, пускай живёт на свете
и множится. Да будет по сему!
Но жив Я! Вся земля Господней славой,
сияющей из края в край полна –
от дальних звёзд до тьмы морского дна.
А Мой народ – жестоковыйный нравом
Я накажу сполна.
Вы все, Мои видавшие знаменья,
что Я при вас творил,
все выросшие в рабстве поколенья,
которые едва не уморил,
уж десять раз Меня вы искушали –
не слушали вы гласа Моего,
а ныне, в довершение всего,
похода убоялись и восстали,
вы все до одного.
Не видеть вам земли обетованной,
что обещал отцам.
За ропот предо Мною непрестанный
по правде вам и совести воздам:
в пустыне сей роптавшие погибнут:
в святую землю им дороги нет.
А те, кому сейчас лишь двадцать лет,
земли обетования достигнут,
но понесут ответ
за блудодейство ваше и неверье.
который объявляю вам теперь Я,
кочевьем по пустыне сорок лет.
Вы землю ровно сорок дней смотрели.
придётся вам то к северу, то вспять,
чтоб вы пустыню лучше разглядели.
Должны вы знать,
что в край святой земли обетованный
введу Я лишь детей,
лишь внуков ваших, Мной в пустыне данных,
введу туда по милости Моей!
Они в неё войдут на самом деле,
а ваши трупы здесь, в песках, падут.
Пустыня — вот последний ваш приют.
Мне верить беззаветно не сумели —
так оставайтесь тут»!
И вот слова Господни претворились
в печальные дела:
разведчиков, что с ложью возвратились,
немедля смерть прилюдно забрала.
Лишь Халев с Иисусом невредимы.
Господь презрел на них и поведёт
сквозь годы и страдания вперёд,
храня и выручая их незримо,
и в Ханаан введёт.
И повелел Господь идти в пустыню
народу своему,
к Чермному морю обратиться ныне,
внимая Моисею одному.
Но поутру, свой грех осознавая,
пошли в поход Израиля сыны,
решив, что перед Господом должны
взять Ханаан, борясь и побеждая,
дорогою войны.
«Зачем опять вы, Богу не внимая,
идёте в Ханаан?
Зачем Его наказы преступая,
вы Хананеев, Амаликитян
хотите покорить рукой безбожной? –
сказал народу грустный Моисей, —
В гордыне дикой, в слепоте своей
решили вы, что всё для вас возможно?
Что вы врагов сильней?
О, нет! Ведь с вами Господа не будет!
Падёте от мечей!
Остановитесь, Бог вас не забудет,
простит грехи вам в милости своей»!
Упрямые не слушали пророка —
пошли туда, куда Господь не вёл.
В бою там каждый смерть свою нашёл.
И каждый, кто отправился в дорогу,
обратно не пришёл.
Ковчег завета оставался в стане,
когда они пошли.
И с гор спустились Амаликитяне
И Хананеи с ними подошли.
И гнали вплоть до Хормы1 беспощадно
сынов Израиля – и женщин и детей.
И был с народом верный Моисей.
Он весть об этом бегстве безоглядном
донёс до наших дней.
****************************************
1. Хорма – столичный город одного из ханаанских князей в Негеве. В описываемые времена этот город назывался Цефаер.
Моисей. Глава 35
Восстание именитых мужей Израиля против Моисея и Аарона; Наказание землетрясением, огнём и поражением.
В пустыне Аравийской свежий ветер
смёл утренний туман.
Под Кадесом1, единственный на свете,
открылся взору необъятный стан.
В просторах знойной мари бесконечной,
вдали от мира и чужих людей
работает над книгой Моисей.
Уносится то в глубь веков, то в вечность
он думою своей.
И Господу при скинии он служит.
И слушает Его:
о приношеньях, о левитской службе2
живое слово Бога для него.
А в стане нарастает недовольство:
в тревоге весь израильский народ,
от вести, что в пустыне он умрёт.
Растёт и произвол и самовольство:
«Теперь из года в год
костьми своими засевать пустыню
мы все обречены!
Святой земли нам не видать отныне.
За что? Зачем погибнуть мы должны»?
И вот левит Корей с тремя друзьями –
его друзья Дафнан и Авирон
с Авнаном покусились на закон:
«Святой не только ты – мы святы сами, –
сказал пророку он, –
Господь наш пребывает средь народа.
Не только с вами Он!
Израилю дарована свобода!
Чем лучше нас твой братец Аарон»?
Услышав это, отвечал Корею
седой и умудрённый Моисей:
«Решится всё у скинии дверей –
Господь рассудит кто из нас святее,
и кто Ему нужней.
Наутро вы кадильницы возьмёте.
Всех, что за вас стоят,
с кадильницами к скинии сведёте,
я знаю, всех вас двести пятьдесят.
Воскурим перед Господом куренья,
и тотчас же увидит весь народ,
кого Господь в святые изберёт!
Но, не дождутся те из вас прощенья,
кто к месту не придёт.
Неужто мало вам, что Сам Всевышний
Левитов отделил,
служить привёл в священное жилище,
вам скинию и службы поручил,
к себе приблизив Левия потомство3?
Но ломитесь вы в замкнутую дверь –
священства домогаетесь теперь!
Простит ли Бог такое вероломство?
Пусть общество твоё с тобою вместе,
как сказано, придёт,
у скинии собрания совместно
в кадильницах курения зажжёт».
И вот настало утро. День великий
над станом величаво засиял.
У скинии Корей своих собрал –
начальников разгневанные лики
в них Моисей узнал.
Однако не пришли на испытанье
Дафнан и Авирон.
Авнан отверг пророка пожеланье –
на встречу с Богом не явился он.
У скинии бурлит толпа людская.
Волненье, нетерпение и страх.
У всех Господне имя на устах.
А солнце самоцветы высекает
на утренних горах.
И вот Господня слава появилась
у скинии дверей.
Господь сказал пророку: «Моисей,
Вы с Аароном в сторону уйдите,
Я общество сие не потерплю
и в миг его до корня истреблю.
Я за гордыню должен поразить их»!
«О, Господи! Молю
не поражай всё общество, ведь грешен
вскричал пророк, – Останусь безутешен
от гнева Твоего на целый век!
И пали перед Богом, умоляя
Его, и Моисей и Аарон:
«Народ ведь не нарушил Твой закон,
гордыни разъедающей не знает
и не приемлет он»!
И Бог сказал пророку Моисею:
«Тогда скажи своим:
народ сей не сгублю и пожалею,
но нет спасенья неуёмным, им,
кто на святое право поднял голос.
Пусть люди от жилищ их отойдут.
Завистники там смерть свою найдут,
а с остальных не упадёт и волос.
Ужасным будет суд»!
И отошли по слову Моисея
все люди от шатров
заносчивых сторонников Корея.
И объявил пророк, без лишних слов:
«Узнаете сейчас – я послан Богом
чтоб направлять народ в его пути,
чтоб вас по слову Господа вести.
Не произвольно выбрал я дорогу –
с неё мне не сойти.
то знайте лишь одно:
наказаны ужасной смертью будут,
кто поступает подло и грешно».
И от шатров Корея, Авирона,
Дафнана и Авнана отошли,
как от злосчастной, проклятой земли.
И тотчас, нарастая неуклонно,
родившийся вдали,
взорвался жуткий гром над небом стана,
и вздрогнули пески,
и задрожали дрожью непрестанной,
и скот взревел от страха и тоски.
И вот земля под синими шатрами
разверзлась и в пучину унесла
Кореевых приспешников тела –
погибли все в ужасной этой драме,
всех в землю унесла
Господня воля, гнев Его безмерный.
И молвил Моисей:
«Так наказал Господь рукою верной
сиих, презревших Господа людей»!
И побежали все израильтяне,
что видели как грешников Господь
с лица земли убрал живую плоть,
и испугались Божьей кары сами:
«Как нам бы не пришлось
уйти под землю в этом страшном