Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

к ней.

Медный змей

И снова в путь зовёт Господь Израиль.

На северо-восток

Он снова их пустынею направил

старейшей из проторенных дорог 4.

Салмон, Пунон – такие переходы

Израильтян к Овофу привели

в обход Едома вражеской земли.

Но нет покоя древнему народу –

в дальнейший путь пошли

к Ийе-Авариму, а потом долиной

на Ар-Моав 5, где стан

поставили. Здесь белый свет покинул

последний из седых Израильтян.

Из тех, что вышли вместе с Моисеем

из плена тридцать девять лет назад,

кто так хотел увидеть райский сад

земли, что обещал Господь Евреям.

И вот угас их взгляд.

Их милости Своей не удосужил

Господь за их дела.

Рождённым в рабстве воли свет не нужен,

привычней им сносить вериги зла.

И вот сыны Израиля на Бэер6,

оплакав мёртвых, с Богом поднялись.

И Моисею в верности клялись,

и Господу душою каждый верен –

Господь дарует жизнь.

Вокруг колодца Бэер – стан обширный.

Здесь скиния стоит.

И в час покоя, в час работы мирной

Израиль Господа благодарит.

И песнь воспел народ во славу Бога:

«Он воду нам в пустыне жаркой дал,

колодец наполнять не забывал,

Он жажду утоляет нам в дороге –

здесь пьют и стар и мал!

Колодец, наполняйся, пейте люди!

И чистая вода

пусть не иссякнет вечно и пребудет

в колодце Моисеевом всегда!

Его вожди народа с Моисеем

жезлами власти вырыли для нас.

Водой Израиль он поил не раз,

и вновь народ кочующих Евреев

Господь от жажды спас»!

И вот к большой горе под небом синим

В Моаве7 подошли.

К востоку Аравийская пустыня,

и Аммонитской8 каменной земли

граница перед ними пролегает.

На север им теперь дороги нет.

И в Есевон богатый свой привет

Израиль Аморреям посылает.

Но царь Сигон9 в ответ

на просьбу перейти его землёю

в заветный Ханаан,

пошёл на стан Израильский войною

и сгинул от меча Израильтян.

И овладел Израиль всей землёю,

что Аморреи древние в бою

под руку взяли крепкую свою,

Моавитян навеки упокоив.

Поныне песнь поют:

«О, Есевон – столица золотая!

Отсюда на войну

пошёл Сигон. От края и до края

Моавитян он покорил страну.

О, Хамоса10 народ погиб в огне ты!

И Ар-Моав и горный край Арнон –

всё захватил безжалостный Сигон.

Сыны Моава не увидят света:

всех уничтожил он.

Мы поразили стрелами Сигона.

Разрушен Есевон

от Нофы, близ Медеи, до Дивона.

Израиль полновластно воцарён

на всей земле разбитых Аморреев.

И Иазерский11 край и города

с селеньями, входящие туда,

теперь во власти войска Моисея.

Добыты без труда.

И снова повернув, пошли к Васану 12

Израиля сыны.

А царь Васанский Ог в Едрею 13, к стану,

повёл народ дорогою войны.

Но Бог сказал пророку Моисею:

«Не бойся Ога, ты увидишь сам,

что, как Сигона ранее, предам

с землёй, народом, всем, чем Ог владеет,

его твоим рукам.

Ты с ним поступишь точно, как с Сигоном,

что в Есевоне жил.

Все идолопоклонники законно

получат то, что каждый заслужил»!

И у Едреи длился бой кровавый.

Мечами и огнём поражена,

прекрасная Васанская страна

Израилем, под знаком Божьей славы,

она покорена.

********************************************

Примечания:

1. Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана;

2. Хорма – заклятие. Древнюю Хорму отождествляют с урочищем Ракхма на юго-восточной части Ханаана;

3. Медный змей, как непререкаемый памятник милости Божией, сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии; Езекия, заметив склонность народа к языческому обожанию памятника, приказал его уничтожить;

4. Пройдя с запада на восток в обход гор Едома (Идумеи), Израильтяне поворачивают к северо-востоку, по направлению к моавитским долинам, идя, предположительно, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск;

5. К Ар-Моаву Израильтяне шли долиной Заред. Здесь (Второзаконие, гл.2) умерли последние Израильтяне из того поколения, которое было обречено на смерть в пустыне;

6. Бэер – колодец – одна из последних остановок Израильтян во время их сорокалетнего странствования по пустыне;

7. Моав – страна, находящаяся на востоке, близ Мёртвого моря по обеим сторонам потока Арнон. Родоначальником Моавитян был Моав – сын старшей дочери Лота. Моавитяне были строго наказаны Господом за плохое обращение с израильтянами и приверженность идолопоклонству; В древние времена страна Моавитская была весьма плодородна, но сейчас это дикая пустыня;

8. Аммонитяне – сыны Аммона были потомками Бен-Ами – сына младшей дочери Лота. Они занимали гористые местности Галаада между потоками Арнон и Иавок;

9. Сигон – (великий, сильный) – царь Аморрейский, лишившийся своих владений вследствие отказа Евреям в пропуске в Ханаан через его территорию. Сам Сигон в битве был убит. Его столица Евон была повержена, а земля разделена между Израильтянами;

10. Хамос – (огонь, пламя) – название Маовитского идола. Он называется Моавитской мерзостью, подобно тому, как Молох считается мерзостью Аммонитской. Считают, что Хамос представлял собой планету Марс; Поклонники Хамоса — Моавитяне именуются в Книге народом Хамоса;

11. Иазер – (утоптанное место) – южная граница Моавитской земли. Славился виноградниками и плодородными долинами;

12. Васан – (песчанный, мягкий) – холмистая область к востоку от Иордана. В древности славилась могучими дубами, богатыми пастбищами и прекрасными породами крупного рогатого скота. Во времена Моисея управлялась царём Огом;

13. Едрея – город в Васане при котором был Израильтянами разбит наголову напавший на них Ог со своим войском; Местность эта в древние времена была удивительно красивой, она отличалась живописными видами, напоминающими собой красивейшие пейзажи Европейских стран. Сейчас места эти, во исполнение пророчества Божия, находятся в запустении и упадке.

Моисей. Глава 39

Валак, царь Моавитский приводит Валаама, чтобы проклясть Израиль, расположенный в долине Моавитской; Ослица Валаама и Ангел Господень.

При Иордане, у Иерихона

кипит огромный стан:

под небом необъятным и бездонным

несметные шатры Израильтян.

И на равнинах древнего Моава

Израиль у народов на устах.

Царей обуревает жуткий страх.

Израильских побед недавних слава

и Аморреев крах

покоя не дают царю Валаку 1

И он к себе призвал

старейшин Мадиамских 2, и со страхом

им про Израиль грозный рассказал:

«Они в Моаве царства сокрушают.

Народ сей, что сюда явился вдруг,

свободно покоряет всё вокруг,

как вол траву на поле поедает –

Моав ему, что луг»!

И вот послал послов он к Валааму, 3

велел его позвать.

Послы ушли в Пефор

4, к Евфрату прямо,

провидцу эту просьбу передать.

«Итак, приди и прокляни Евреев, –

просил Валак, – не то погибнем все,

они съедят Моав во всей красе,

травинки на полях не пожалеют

на утренней росе.5

Их множества, я сам их не осилю.

Приди и прокляни.

Я лишь тогда возьму над ними силу,

когда пребудут прокляты они.6

Благословен, кого благословляешь,

и проклят тот, кого ты проклянёшь.

В моей земле награду ты найдёшь.

За волхование, что пожелаешь,

В Пефор к себе возьмёшь»!

И Валаам тогда ответил мудро

встревоженным послам:

«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,

что скажет мне Господь – вам передам».

И Бог, явившись ночью к Валааму,

сказал ему: «Ты с ними не ходи.

Народу Моему не навреди.

Благословен народ. Потомкам Хама

не сбить его с пути»!

Поутру Валаам князьям поведал,

что Бог ему сказал

и свой отказ Валаку он передал.

Но царь Валак других послов прислал.

Послы сулят несметные богатства.

И золотом своим и серебром,

и дорогим изысканным добром,

в знак уваженья, по законам братства,

сулят наполнить дом.

И снова Валаам ответил мудрый

вновь присланным послам:

«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,

что скажет мне Господь – вам передам».

И Валааму ночью Бог явился

и запретил Израиль проклинать.

Лишь то велел Господь ему сказать,

что повелит. На утро согласился

беседу продолжать

с послами из далёкого Моава

провидец Валаам.

Он им сказал: «Что золото и слава?

За Божью правду душу я отдам!

Я не могу Господни приказанья

нарушить в малом, исказить в большом,

и сразу заявляю вам о том.

Не в силах я по своему желанью

проклясть Евреев дом.

К царю Валаку я в Моав поеду,

но честно говорю –

лишь то могу я делать, зреть и ведать,

что Господу угодно – не царю»!

И сел провидец на свою ослицу.

Она его надёжный старый друг.

С собою взял двоих покорных слуг –

надёжные, проверенные лица.

И в дальний путь – на юг,

в Моав, к Валаку проклинать Израиль

пустился налегке.

Но гнев Господень Ангела направил

ему навстречу. И с мечом в руке

встал Ангел Божий на его дороге

и преградил к Моаву верный путь.

Пришлось ослице в сторону свернуть.

Сойдя с дороги, замерла в тревоге –

сковала сердце жуть.

А Валаам так мыслями наполнен

о Боге и судьбе,

так важностью призвания исполнен,

что Ангела не видит – весь в себе.

И хлещет неповинную ослицу,

пытаясь на дорогу воротить,

князьям из Модиама угодить

продолжить путь намеченный стремится,

в Моав к утру прибыть.

Ослица в виноградник повернула.

Вновь Ангел перед ней.

Она к стене испуганно прильнула,

а страх её теперь ещё сильней.

И ногу Валаама к винограду

прижала так, что боль её свела.

Он бил ослицу, и она пошла

в теснину, что была с дорогой рядом

и там под ним легла.

А Валаам разгневан до предела.

Он стал ослицу бить.

И тут ослица речью овладела –

по воле Бога стала говорить:

«Что бьёшь меня? Не я ль тебя носила

с начала до сего лихого дня?

За что же истязаешь ты меня?

За то, что я беду предотвратила,

ты бьёшь меня кляня»?

Валаам и Ангел

И тут открылись очи звездочёта.

Господь ему помог.

И Ангела с мечом увидел: вот он

стоит пред ним в скрещении дорог.

И пал старик пред Ангелом на землю,

склонился, как пред Господом самим.

Не зная, как Господь поступит с ним,

он слову Ангела и Бога внемлет,

предчувствием томим:

«За что ты бьёшь невинную ослицу?

Хозяина любя,

она не смела не остановиться,

чтоб от сего меча спасти тебя!

Твой путь в Моав не прав передо Мною,

и Я пришёл тебя остановить.

И мог бы здесь тебя Я погубить,

ослицу же оставил бы живою»!

И кончил говорить.

«Я согрешил. Не знал, что на дороге

стоишь Ты предо мной!

Скажи – и в раскаянье и тревоге,

сейчас же возвращусь к себе домой».

Но Ангел так ответил Валааму:

«В твоём возврате нет большой нужды.

Езжай с князьями. В этом нет беды,

но станешь говорить, вещун упрямый,

лишь то, что слышишь ты

в заветном волховании от Бога.

Слова, что Я скажу

из уст твоих тогда сорваться могут,

и только те, что в них тебе вложу».

И вот в Моав отправился дорогой

притихший, вдохновлённый Валаам.

Валак ему навстречу вышел сам

к Арнону. Месяц однорогий

их встречу видел там.

Провидца царь Валак упрёком встретил:

«Зачем ко мне не шёл?

Неужто не могу тебя приветить,

чтоб здесь почёт и золото нашёл»?

И Валаам царю ответил строго:

«Я здесь теперь, чтоб правду передать.

Могу ли от себя тебе сказать?

В мои уста слова идут от Бога.

Ты должен это знать»!

И в Кириаф-Хуцов 7 повёл провидца

встревоженный Валак.

И утра ждёт. В ночи ему не спится

Какой Ваал подаст поутру знак?

Чуть свет к себе призвал он Валаама.

Лишь солнце осветило небосвод,

с вершин крутых Вааловых высот 8

увидел Валаам в долинах прямо

Израилев народ.

**************************************

Примечания:

1. Валак – сын Сепфора, царь Моавитский. В союзе с Мадианитянами призвал из Месопотамии Валаама для проклятия Евреев;

2. Мадианитяне, земля Мадиамская – пустынная местность вокруг восточной части Чермного моря, населённая (как полагают) потомками Мадиама – четвёртого сына Авраама и Хеттуры. Мадианитяне были народом кочующим и располагали замечательными стадами верблюдов. В их владениях скрывался от фараона Моисей. Здесь он женился на Сепфоре – дочери священника Мадиамского Иофора и жил здесь сорок лет, пася стада своего тестя; За враждебное отношение к Евреям в дни, описываемые в этой главе, Мадианитяне были жестоко наказаны – почти полностью истреблены;

3. Валаам – прорицатель, который не был обыкновенным языческим волхвом и кудесником. Это была несомненно богато одарённая натура, способная возвыситься до понимания истинного Бога и до уразумения Его голоса. Валаам жил и действовал в Месопотамии, там, откуда

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн