к ней.
И снова в путь зовёт Господь Израиль.
На северо-восток
Он снова их пустынею направил
старейшей из проторенных дорог 4.
Салмон, Пунон – такие переходы
Израильтян к Овофу привели
в обход Едома вражеской земли.
Но нет покоя древнему народу –
в дальнейший путь пошли
к Ийе-Авариму, а потом долиной
на Ар-Моав 5, где стан
поставили. Здесь белый свет покинул
последний из седых Израильтян.
Из тех, что вышли вместе с Моисеем
из плена тридцать девять лет назад,
кто так хотел увидеть райский сад
земли, что обещал Господь Евреям.
И вот угас их взгляд.
Их милости Своей не удосужил
Господь за их дела.
Рождённым в рабстве воли свет не нужен,
привычней им сносить вериги зла.
И вот сыны Израиля на Бэер6,
оплакав мёртвых, с Богом поднялись.
И Моисею в верности клялись,
и Господу душою каждый верен –
Вокруг колодца Бэер – стан обширный.
Здесь скиния стоит.
И в час покоя, в час работы мирной
Израиль Господа благодарит.
И песнь воспел народ во славу Бога:
«Он воду нам в пустыне жаркой дал,
колодец наполнять не забывал,
Он жажду утоляет нам в дороге –
здесь пьют и стар и мал!
Колодец, наполняйся, пейте люди!
И чистая вода
пусть не иссякнет вечно и пребудет
в колодце Моисеевом всегда!
Его вожди народа с Моисеем
жезлами власти вырыли для нас.
Водой Израиль он поил не раз,
И вот к большой горе под небом синим
В Моаве7 подошли.
К востоку Аравийская пустыня,
и Аммонитской8 каменной земли
На север им теперь дороги нет.
И в Есевон богатый свой привет
Израиль Аморреям посылает.
на просьбу перейти его землёю
в заветный Ханаан,
пошёл на стан Израильский войною
и сгинул от меча Израильтян.
И овладел Израиль всей землёю,
что Аморреи древние в бою
под руку взяли крепкую свою,
Моавитян навеки упокоив.
«О, Есевон – столица золотая!
Отсюда на войну
пошёл Сигон. От края и до края
Моавитян он покорил страну.
О, Хамоса10 народ погиб в огне ты!
И Ар-Моав и горный край Арнон –
всё захватил безжалостный Сигон.
Сыны Моава не увидят света:
всех уничтожил он.
Мы поразили стрелами Сигона.
Разрушен Есевон
от Нофы, близ Медеи, до Дивона.
Израиль полновластно воцарён
на всей земле разбитых Аморреев.
И Иазерский11 край и города
с селеньями, входящие туда,
теперь во власти войска Моисея.
Добыты без труда.
И снова повернув, пошли к Васану 12
Израиля сыны.
А царь Васанский Ог в Едрею 13, к стану,
повёл народ дорогою войны.
Но Бог сказал пророку Моисею:
«Не бойся Ога, ты увидишь сам,
что, как Сигона ранее, предам
с землёй, народом, всем, чем Ог владеет,
его твоим рукам.
Ты с ним поступишь точно, как с Сигоном,
что в Есевоне жил.
Все идолопоклонники законно
получат то, что каждый заслужил»!
И у Едреи длился бой кровавый.
Мечами и огнём поражена,
прекрасная Васанская страна
Израилем, под знаком Божьей славы,
она покорена.
********************************************
Примечания:
1. Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана;
2. Хорма – заклятие. Древнюю Хорму отождествляют с урочищем Ракхма на юго-восточной части Ханаана;
3. Медный змей, как непререкаемый памятник милости Божией, сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии; Езекия, заметив склонность народа к языческому обожанию памятника, приказал его уничтожить;
4. Пройдя с запада на восток в обход гор Едома (Идумеи), Израильтяне поворачивают к северо-востоку, по направлению к моавитским долинам, идя, предположительно, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск;
5. К Ар-Моаву Израильтяне шли долиной Заред. Здесь (Второзаконие, гл.2) умерли последние Израильтяне из того поколения, которое было обречено на смерть в пустыне;
6. Бэер – колодец – одна из последних остановок Израильтян во время их сорокалетнего странствования по пустыне;
7. Моав – страна, находящаяся на востоке, близ Мёртвого моря по обеим сторонам потока Арнон. Родоначальником Моавитян был Моав – сын старшей дочери Лота. Моавитяне были строго наказаны Господом за плохое обращение с израильтянами и приверженность идолопоклонству; В древние времена страна Моавитская была весьма плодородна, но сейчас это дикая пустыня;
8. Аммонитяне – сыны Аммона были потомками Бен-Ами – сына младшей дочери Лота. Они занимали гористые местности Галаада между потоками Арнон и Иавок;
9. Сигон – (великий, сильный) – царь Аморрейский, лишившийся своих владений вследствие отказа Евреям в пропуске в Ханаан через его территорию. Сам Сигон в битве был убит. Его столица Евон была повержена, а земля разделена между Израильтянами;
10. Хамос – (огонь, пламя) – название Маовитского идола. Он называется Моавитской мерзостью, подобно тому, как Молох считается мерзостью Аммонитской. Считают, что Хамос представлял собой планету Марс; Поклонники Хамоса — Моавитяне именуются в Книге народом Хамоса;
11. Иазер – (утоптанное место) – южная граница Моавитской земли. Славился виноградниками и плодородными долинами;
12. Васан – (песчанный, мягкий) – холмистая область к востоку от Иордана. В древности славилась могучими дубами, богатыми пастбищами и прекрасными породами крупного рогатого скота. Во времена Моисея управлялась царём Огом;
13. Едрея – город в Васане при котором был Израильтянами разбит наголову напавший на них Ог со своим войском; Местность эта в древние времена была удивительно красивой, она отличалась живописными видами, напоминающими собой красивейшие пейзажи Европейских стран. Сейчас места эти, во исполнение пророчества Божия, находятся в запустении и упадке.
Моисей. Глава 39
Валак, царь Моавитский приводит Валаама, чтобы проклясть Израиль, расположенный в долине Моавитской; Ослица Валаама и Ангел Господень.
При Иордане, у Иерихона
под небом необъятным и бездонным
несметные шатры Израильтян.
И на равнинах древнего Моава
Израиль у народов на устах.
Израильских побед недавних слава
и Аморреев крах
покоя не дают царю Валаку 1
И он к себе призвал
старейшин Мадиамских 2, и со страхом
им про Израиль грозный рассказал:
«Они в Моаве царства сокрушают.
Народ сей, что сюда явился вдруг,
свободно покоряет всё вокруг,
как вол траву на поле поедает –
Моав ему, что луг»!
И вот послал послов он к Валааму, 3
велел его позвать.
Послы ушли в Пефор
4, к Евфрату прямо,
провидцу эту просьбу передать.
«Итак, приди и прокляни Евреев, –
просил Валак, – не то погибнем все,
они съедят Моав во всей красе,
травинки на полях не пожалеют
на утренней росе.5
Их множества, я сам их не осилю.
Приди и прокляни.
Я лишь тогда возьму над ними силу,
когда пребудут прокляты они.6
Благословен, кого благословляешь,
и проклят тот, кого ты проклянёшь.
В моей земле награду ты найдёшь.
За волхование, что пожелаешь,
В Пефор к себе возьмёшь»!
И Валаам тогда ответил мудро
встревоженным послам:
«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,
что скажет мне Господь – вам передам».
И Бог, явившись ночью к Валааму,
сказал ему: «Ты с ними не ходи.
Народу Моему не навреди.
Благословен народ. Потомкам Хама
не сбить его с пути»!
Поутру Валаам князьям поведал,
что Бог ему сказал
и свой отказ Валаку он передал.
Но царь Валак других послов прислал.
Послы сулят несметные богатства.
И золотом своим и серебром,
и дорогим изысканным добром,
в знак уваженья, по законам братства,
сулят наполнить дом.
вновь присланным послам:
«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,
что скажет мне Господь – вам передам».
И Валааму ночью Бог явился
и запретил Израиль проклинать.
Лишь то велел Господь ему сказать,
что повелит. На утро согласился
беседу продолжать
с послами из далёкого Моава
провидец Валаам.
Он им сказал: «Что золото и слава?
За Божью правду душу я отдам!
Я не могу Господни приказанья
нарушить в малом, исказить в большом,
и сразу заявляю вам о том.
Не в силах я по своему желанью
проклясть Евреев дом.
К царю Валаку я в Моав поеду,
но честно говорю –
лишь то могу я делать, зреть и ведать,
что Господу угодно – не царю»!
И сел провидец на свою ослицу.
С собою взял двоих покорных слуг –
надёжные, проверенные лица.
в Моав, к Валаку проклинать Израиль
пустился налегке.
Но гнев Господень Ангела направил
ему навстречу. И с мечом в руке
встал Ангел Божий на его дороге
и преградил к Моаву верный путь.
Пришлось ослице в сторону свернуть.
Сойдя с дороги, замерла в тревоге –
А Валаам так мыслями наполнен
о Боге и судьбе,
так важностью призвания исполнен,
что Ангела не видит – весь в себе.
И хлещет неповинную ослицу,
пытаясь на дорогу воротить,
князьям из Модиама угодить –
продолжить путь намеченный стремится,
в Моав к утру прибыть.
Ослица в виноградник повернула.
Она к стене испуганно прильнула,
а страх её теперь ещё сильней.
И ногу Валаама к винограду
прижала так, что боль её свела.
Он бил ослицу, и она пошла
в теснину, что была с дорогой рядом
и там под ним легла.
А Валаам разгневан до предела.
Он стал ослицу бить.
И тут ослица речью овладела –
по воле Бога стала говорить:
«Что бьёшь меня? Не я ль тебя носила
с начала до сего лихого дня?
За что же истязаешь ты меня?
За то, что я беду предотвратила,
ты бьёшь меня кляня»?
Валаам и Ангел
И тут открылись очи звездочёта.
Господь ему помог.
И Ангела с мечом увидел: вот он
стоит пред ним в скрещении дорог.
И пал старик пред Ангелом на землю,
склонился, как пред Господом самим.
Не зная, как Господь поступит с ним,
он слову Ангела и Бога внемлет,
предчувствием томим:
«За что ты бьёшь невинную ослицу?
Хозяина любя,
она не смела не остановиться,
чтоб от сего меча спасти тебя!
Твой путь в Моав не прав передо Мною,
и Я пришёл тебя остановить.
И мог бы здесь тебя Я погубить,
ослицу же оставил бы живою»!
И кончил говорить.
«Я согрешил. Не знал, что на дороге
стоишь Ты предо мной!
Скажи – и в раскаянье и тревоге,
сейчас же возвращусь к себе домой».
Но Ангел так ответил Валааму:
«В твоём возврате нет большой нужды.
Езжай с князьями. В этом нет беды,
но станешь говорить, вещун упрямый,
лишь то, что слышишь ты
в заветном волховании от Бога.
Слова, что Я скажу
из уст твоих тогда сорваться могут,
и только те, что в них тебе вложу».
И вот в Моав отправился дорогой
притихший, вдохновлённый Валаам.
Валак ему навстречу вышел сам
к Арнону. Месяц однорогий
их встречу видел там.
Провидца царь Валак упрёком встретил:
«Зачем ко мне не шёл?
Неужто не могу тебя приветить,
чтоб здесь почёт и золото нашёл»?
И Валаам царю ответил строго:
«Я здесь теперь, чтоб правду передать.
В мои уста слова идут от Бога.
И в Кириаф-Хуцов 7 повёл провидца
встревоженный Валак.
И утра ждёт. В ночи ему не спится
Какой Ваал подаст поутру знак?
Чуть свет к себе призвал он Валаама.
Лишь солнце осветило небосвод,
с вершин крутых Вааловых высот 8
увидел Валаам в долинах прямо
Израилев народ.
**************************************
Примечания:
1. Валак – сын Сепфора, царь Моавитский. В союзе с Мадианитянами призвал из Месопотамии Валаама для проклятия Евреев;
2. Мадианитяне, земля Мадиамская – пустынная местность вокруг восточной части Чермного моря, населённая (как полагают) потомками Мадиама – четвёртого сына Авраама и Хеттуры. Мадианитяне были народом кочующим и располагали замечательными стадами верблюдов. В их владениях скрывался от фараона Моисей. Здесь он женился на Сепфоре – дочери священника Мадиамского Иофора и жил здесь сорок лет, пася стада своего тестя; За враждебное отношение к Евреям в дни, описываемые в этой главе, Мадианитяне были жестоко наказаны – почти полностью истреблены;
3. Валаам – прорицатель, который не был обыкновенным языческим волхвом и кудесником. Это была несомненно богато одарённая натура, способная возвыситься до понимания истинного Бога и до уразумения Его голоса. Валаам жил и действовал в Месопотамии, там, откуда