вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселялись потомки Сима, где особенно были распространены науки. В церковных песнопениях Валаам называется звездочётцем, а волхвы, пришедшие по указанию чудесной звезды поклониться родившемуся в Вифлиеме Христу, — учениками волхва Валаама. Только тяга к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божиим;
4. Пефор – (истолкование снов) – город или местность при Евфрате в Месопотамии. Настоящее его положение не известно;
5. Местные князья испытывали страх перед нашествием евреев, полагая, что они обрекут на голод их народы. Властители Моава не знали, что евреи питаются манной и не нуждаются в плодах их земли;
6. Древний обычай магического воздействия на противника сохранялся в практике некоторых народов ещё многие века после описываемых событий;
7. Кириаф-Хуцов – (город улиц) – местность в земле Моавитской, где Валак и Валаам приносили жертву. Из контекста видно, что город этот находился недалеко от Бамоф-Ваала. Некоторые исследователи считают, что это современный Кериот, лежащий при подошве горы Аттара;
8. «Высоты Ваала» считают тождественными с Вамофом («Жертвенник Ваала»), находившемся на горной возвышенности близ Дивона
Моисей. Глава 40
Валаам дважды благословляет Израиль, вместо того, чтобы проклясть его.ятия.
И Валаам сказал в тот день Валаку:
семь жертвенников под прикрытьем мрака
наутро ты для Господа построй.
И приготовь мне семь тельцов и овнов 1.
С тобой мы Богу жертвы вознесём,
и здесь на всесожжении твоём
на месте и возвышенном и ровном
спрошу о деле сём
я Господа. Его быть может встречу,
и что откроет Он,
скажу тебе, и вдохновенной речью
тут на горе ты будешь награждён».
И вот от дыма жертвенников пышных
ушёл, волнуясь, в гору Валаам,
и Бога у скалы он встретил там.
И дал тогда Господь, без просьб излишних,
слова его устам.
И Валаам неспешно возвратился
к Валаку и князьям.
И с притчей к ним своею обратился.
И так сказал провидец Валаам:
«От гор восточных на холмы Дивона 2
меня призвал Иакова проклясть,
Моавский царь Валак. Свои законы,
владения и власть
он от пришельцев оградить желает.
Но как их прокляну,
когда их сам Господь не проклинает!?
Как в зло их с головою окуну,
когда Господь того не допускает?!
С вершины скал я вижу сей народ:
отдельно от народов он живёт,
числа его, как звёзд, никто не знает
и всуе не сочтёт!
И да умрёт душа моя живая
от подлости чиста.
И пусть свою кончину я познаю
такой же, как у них в свои лета»!
Тогда Валак воскликнул недовольно:
«Ты что же это делаешь со мной?
Мой лютый враг благословён тобой.
Его ты превозносишь своевольно,
Я взял тебя проклясть врагов Моава,
а не благословлять»!
Ответил Валаам: «Мы оба правы,
но мог ли против Господа сказать?
Слова, что Бог в уста мои влагает,
я говорю – других не знаю я
и в том вина, конечно, не моя,
что царь Валак от этих слов страдает
в родных своих краях».
И на другую гору Валаама
отводит царь Валак.
Там, под горой Фасги3, лежат, как в раме,
в долине горной на семи ветрах
три стана – четверть воинства Евреев.
«Ты этих мне отсюда проклянёшь, –
сказал Валак, – потом со мной пойдёшь.
Награды для тебя не пожалею.
Что хочешь – то возьмёшь».
И вот на месте стражей учредили
На них тельцов и овнов возложили
и вознесли, сточив по чину кровь.
И вновь от дыма жертвенников пышных
ушёл на встречу с Богом Валаам,
и Бога у скалы он встретил там.
И снова дал Господь, без просьб излишних,
слова его устам.
И Валаам неспешно возвратился
к Валаку и князьям.
И с притчей к ним своей он обратился.
И так сказал провидец Валаам:
«Валак, Сепфоров сын, меня послушай.
Господь не человек – Ему ли лгать?
Ему ль своим заветам изменять?
Что скажет, Он вовеки не нарушит –
всё станет исполнять!
Благословлять я начал вслед за Богом.
Ведь Он благословил!
И люди изменить сего не могут –
ни у кого на то не хватит сил!
В Иакове сейчас не видно бедствий,
несчастий нет в Израиля сынах.
Господь с народом сим во всех делах.
С ним трубный царский звук 4, он с Богом вместе
врагов сотрёт во прах.
Их из Египта вывел Бог однажды,
избавиться помог
от рабства, и теперь народ отважный –
стремительный в пути единорог 5!
Нет волшебства в Иакове смиренном.
В Израиле не видно ворожбы 6.
Они душой пред Господом правы.
Господь им помогает неизменно,
и в Нём они живы.
Как лев и львица сей народ могучий:
проснувшись, не уснёт,
покуда в поле, иль на горных кручах
кровавую добычу не возьмёт»!
«О! Прекрати! – воскликнул поражённый,
напуганный той притчею Валак, –
Проклясть не можешь – не волхвуй никак!
Уйдём отсюда на другие склоны.
Теперь поступим так:
взойдём с тобой на самый верх Фегора 7,
С него в пустыню вид.
Под той горой, раскинувшись, как море,
Еврейский стан со скинией лежит.
И если Богу будет то угодно,
Израиль ты с Фегора проклянёшь
и на него несчастья навлечёшь.
Потом в Пефор, богатый и свободный,
И вот к утру семь жертвенников новых
затеплили огни.
И царь Валак провидца просит снова:
«На этот раз Израиль прокляни»!
«Лишь то скажу, что Бог в уста мне вложит, –
царю ответил снова Валаам, –
Нам не дано мешать Его делам!
Я понимаю, что тебя тревожит,
но Он решает Сам»!
****************************
1. Число семь считалось священным у многих народов Востока;
2. Дивон – Моавитский город на границе с Аммонитянами, неподалеку от Мёртвого моря;
3. Место стражей на горе Фасги – вероятно сторожевой военный пост;
4. «Трубный царский звук» — т.е. Израилю принадлежит господственное положение среди
других племён и народов;
5. «Единорог», по евр. Реем – дикий бык;
6. Всё, что было, есть и будет крепкого, великого и славного в Израиле, — является
не плодом волхований, а действием божественной близости Иеговы в отношении
Своего избранного народа;
7. Фегор – горная возвышенность близ Фасги.
Моисей. Глава 41
Валаам в третий раз благословляет Израиля; его видения.
Скалистою грядою над пустыней
раскинулся Фегор.
Отсюда Валаам под небом синим
увидел весь открывшийся простор.
И там, внизу, насколько видно глазу,
стоит Израиль в множестве своём.
И Божий Дух увидел он на нём
И стало Валааму ясно сразу:
«Он Господом ведом»!
И произнёс он притчу для Валака
и бывших с ним князей:
«С небес Господь мне посылает знаки,
виденья и слова для всех людей:
шатры Израиля, его народа
прекрасны, как долины при реке,
роскошны, как сады невдалеке
от чистых рек больших и полноводных –
оазис на песке.
Из вёдр его вода бурля прольётся,
и семя у него
великою волною разольётся 1,
и царствие возвысится его.
Он из Египта выведен однажды –
из рабства Бог уйти ему помог.
Молниеносен, как единорог,
врагов своих разит народ отважный.
И вот возлёг он, словно лев и львица.
Поднимет кто его?
Его благословит – благословится,
кто проклянёт – проклятье на него»!
Валак разгневан притчей Валаама:
«Врага благословляешь в третий раз!
Не смог проклясть ни раньше, ни сейчас!
Беги же от бесчестия и срама –
Но Валаам Валаку так ответил:
«Я говорил послам,
что не посмею ни за что на свете
по произволу ни добра, ни зла
желать без повеления Господня.
Что Бог велит – то стану говорить.
И то скажу, что станет Он вершить.
Всю правду здесь узнаешь ты сегодня,
с ней будешь жить»!
И вот Валаку и царям союзным
он притчу рассказал.
Она легла на души мёртвым грузом.
Слова её Господь для них послал:
«Я Валаам – провидец, сын Веоров,
кто Божье слово слышит в тишине,
виденья Божьи видящий во сне.
Я Божью правду зрю открытым взором 2,
что Бог поведал мне.
Его я вижу, но в дали туманной.
Иакова звезда
восходит над землёю Богом данной,
и жезл Израиля – знак мощи и суда 3.
Под корень он разит князей Моава
и сокрушает Сифовых сынов,
как грозный лев, свободный от оков.
Едома и Сеира гаснет слава.
Они в тисках врагов.
Но вновь свою Израиль явит силу,
Пришедший от Иакова в могилу
захватчиков сведёт и завершит
разгром всего, что враг не уничтожил».
Вот Амалика4 видит Валаам,
и говорит: «Ты не увидишь сам,
но царство, что ты создал и умножил –
всё предано мечам».
И Валаам сказал царю Кенеев 5:
«Пусть в скалах ты живёшь,
никто в гнездо твоё прийти не смеет,
но ты к Ассуру 6 в рабство попадёшь.
О, горе, горе всем, кто уцелеет,
когда Господь такое наведёт!
Но от Киттима 7 вновь беда придёт:
их корабли сомнут, не пожалеют
оставшийся народ.
Они смирят Ассура и Евера,
но гибель ждёт и их.
Их варвары погубят 8. Кровь и сера
вскипят на землях сердцу дорогих»!
И Валаам пошёл своей дорогой,
но не судьба ему прийти домой,
и путь он от меча закончил свой 9.
Ах, лучше б он Израиля не трогал
С крутой его судьбой!
**************************************
1. Символом богатства и плодородия является вода, как непременное условие обильного и мощного роста и развития;
2. Имеется в виду дар пророческого ясновидения Валаама;
3. В ближайшие времена имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей полноте, пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Это пророчество Церковь положила паремийным чтением на празднике Рождества Христова;
4. Амаликитяне – древнее ханаанское племя, кочевавшее между Егтптом и Палестиной;
5. Кенеи – древнее ханаанское племя, обитавшее в горах. Часть Кенеян через отчима Моисея Иофора, сблизилась с евреями и поселилась в Палестине. Другие Кенеяне сблизились с Амаликитянами и Мадианетянами;
6. Имеется в виду порабощение Израильтян, а вместе с ними и Кенеян, Ассирийцами;
7. Киттим – на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежье Средиземного моря. Это Македония, Греция, Италия. По уверению раввинов, Киттим (Хиттим) и Македония – одно и тоже. Таким образом, начало порабощения Ассура (собирательное имя азиатских монархий) Киттимом можно усматривать в завоевательных походах Александра Македонского. Впоследствие греческая гегемония на Востоке сменилась римской;
8. Римская власть в свой черёд пала под ударами варварских народов;
9. Валааму не суждено было возвратиться в Месопотамию, на родину. Его постигла смерть от меча евреев, как Божественное возмездие за коварный совет, об ассимиляции еврейского народа, данный им Валаку (Числа гл.25).
Моисей. Глава 42
Шли месяцы, и жил народ в Ситтиме 1,
в краю Моавитян.
Моавитянки чарами своими
пленяли молодых Израильтян.
И привлекали их к Ваал-Фегору 2
для оргий сладострастных в честь него,
для блуда и распутства одного.
Израиль молодой тем опозорил
Владыку своего.
И вот Господень гнев воспламенился
Он в гневе к Моисею обратился:
«Пусть каждый изменивший Мне умрёт!
Повесить всех начальников народа,
кто жертвы приносил богам чужим,
кто идолам и демонам служил.
Пусть все висят с рассвета до захода,
кто Богу изменил.
Тогда лишь от народа отвратится
И Моисей велел поторопиться.
Он страшен был, как разъярённый лев.
Велел к деревьям отвести, под гору
всех, кто блудил в селениях чужих,
кто от обетов отошёл своих
и прикипел душой к Ваал-Фегору,
и там повесить их.
И вот Зимри 3 – потомок Симеонов
в стан женщину привёл.
Хазва4 жила в языческих законах.
Зимри её у капища нашёл.
А там сыны Израиля рыдают
у скинии распахнутых ворот,
но он в шатёр язычницу ведёт,
о гибели изменников не зная,
не ведая забот.
Тогда Финеес, сын Елиазара
поднял своё копьё.
Воскликнув: «Уничтожу эту пару!»,
направил вслед пришедшим остриё.
Потом пронзил и женщину и мужа,
в шатре его, когда они сошлись
и блудом в яркий полдень занялись.
И вихри смерти, что по стану кружит,
тотчас же улеглись.
Двадцать четыре тысячи умерших,
сражённых наповал,
обет нарушить дерзостно посмевших,
презреть закон, Израиль потерял.
Господь сказал при звёздах Моисею:
«Мою Финеес ярость отвратил:
сынов Израиля вконец не истребил
Я потому,