Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселялись потомки Сима, где особенно были распространены науки. В церковных песнопениях Валаам называется звездочётцем, а волхвы, пришедшие по указанию чудесной звезды поклониться родившемуся в Вифлиеме Христу, — учениками волхва Валаама. Только тяга к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божиим;

4. Пефор – (истолкование снов) – город или местность при Евфрате в Месопотамии. Настоящее его положение не известно;

5. Местные князья испытывали страх перед нашествием евреев, полагая, что они обрекут на голод их народы. Властители Моава не знали, что евреи питаются манной и не нуждаются в плодах их земли;

6. Древний обычай магического воздействия на противника сохранялся в практике некоторых народов ещё многие века после описываемых событий;

7. Кириаф-Хуцов – (город улиц) – местность в земле Моавитской, где Валак и Валаам приносили жертву. Из контекста видно, что город этот находился недалеко от Бамоф-Ваала. Некоторые исследователи считают, что это современный Кериот, лежащий при подошве горы Аттара;

8. «Высоты Ваала» считают тождественными с Вамофом («Жертвенник Ваала»), находившемся на горной возвышенности близ Дивона

Моисей. Глава 40

Валаам дважды благословляет Израиль, вместо того, чтобы проклясть его.ятия.

И Валаам сказал в тот день Валаку:

«Здесь на горе крутой

семь жертвенников под прикрытьем мрака

наутро ты для Господа построй.

И приготовь мне семь тельцов и овнов 1.

С тобой мы Богу жертвы вознесём,

и здесь на всесожжении твоём

на месте и возвышенном и ровном

спрошу о деле сём

я Господа. Его быть может встречу,

и что откроет Он,

скажу тебе, и вдохновенной речью

тут на горе ты будешь награждён».

И вот от дыма жертвенников пышных

ушёл, волнуясь, в гору Валаам,

и Бога у скалы он встретил там.

И дал тогда Господь, без просьб излишних,

слова его устам.

И Валаам неспешно возвратился

к Валаку и князьям.

И с притчей к ним своею обратился.

И так сказал провидец Валаам:

«От гор восточных на холмы Дивона 2

меня призвал Иакова проклясть,

накликать на Израиля напасть

Моавский царь Валак. Свои законы,

владения и власть

он от пришельцев оградить желает.

Но как их прокляну,

когда их сам Господь не проклинает!?

Как в зло их с головою окуну,

когда Господь того не допускает?!

С вершины скал я вижу сей народ:

отдельно от народов он живёт,

числа его, как звёзд, никто не знает

и всуе не сочтёт!

И да умрёт душа моя живая

от подлости чиста.

И пусть свою кончину я познаю

такой же, как у них в свои лета»!

Тогда Валак воскликнул недовольно:

«Ты что же это делаешь со мной?

Мой лютый враг благословён тобой.

Его ты превозносишь своевольно,

как символ дорогой!

Я взял тебя проклясть врагов Моава,

а не благословлять»!

Ответил Валаам: «Мы оба правы,

но мог ли против Господа сказать?

Слова, что Бог в уста мои влагает,

я говорю – других не знаю я

и в том вина, конечно, не моя,

что царь Валак от этих слов страдает

в родных своих краях».

И на другую гору Валаама

отводит царь Валак.

Там, под горой Фасги3, лежат, как в раме,

в долине горной на семи ветрах

три стана – четверть воинства Евреев.

«Ты этих мне отсюда проклянёшь, –

сказал Валак, – потом со мной пойдёшь.

Награды для тебя не пожалею.

Что хочешь – то возьмёшь».

И вот на месте стражей учредили

семь жертвенников вновь.

На них тельцов и овнов возложили

и вознесли, сточив по чину кровь.

И вновь от дыма жертвенников пышных

ушёл на встречу с Богом Валаам,

и Бога у скалы он встретил там.

И снова дал Господь, без просьб излишних,

слова его устам.

И Валаам неспешно возвратился

к Валаку и князьям.

И с притчей к ним своей он обратился.

И так сказал провидец Валаам:

«Валак, Сепфоров сын, меня послушай.

Господь не человек – Ему ли лгать?

Ему ль своим заветам изменять?

Что скажет, Он вовеки не нарушит –

всё станет исполнять!

Благословлять я начал вслед за Богом.

Ведь Он благословил!

И люди изменить сего не могут –

ни у кого на то не хватит сил!

В Иакове сейчас не видно бедствий,

несчастий нет в Израиля сынах.

Господь с народом сим во всех делах.

С ним трубный царский звук 4, он с Богом вместе

врагов сотрёт во прах.

Их из Египта вывел Бог однажды,

избавиться помог

от рабства, и теперь народ отважный

стремительный в пути единорог 5!

Нет волшебства в Иакове смиренном.

В Израиле не видно ворожбы 6.

Они душой пред Господом правы.

Господь им помогает неизменно,

и в Нём они живы.

Как лев и львица сей народ могучий:

проснувшись, не уснёт,

покуда в поле, иль на горных кручах

кровавую добычу не возьмёт»!

«О! Прекрати! – воскликнул поражённый,

напуганный той притчею Валак, –

Проклясть не можешь – не волхвуй никак!

Уйдём отсюда на другие склоны.

Теперь поступим так:

взойдём с тобой на самый верх Фегора 7,

С него в пустыню вид.

Под той горой, раскинувшись, как море,

Еврейский стан со скинией лежит.

И если Богу будет то угодно,

Израиль ты с Фегора проклянёшь

и на него несчастья навлечёшь.

Потом в Пефор, богатый и свободный,

к себе домой пойдёшь.

И вот к утру семь жертвенников новых

затеплили огни.

И царь Валак провидца просит снова:

«На этот раз Израиль прокляни»!

«Лишь то скажу, что Бог в уста мне вложит, –

царю ответил снова Валаам, –

Нам не дано мешать Его делам!

Я понимаю, что тебя тревожит,

но Он решает Сам»!

****************************

1. Число семь считалось священным у многих народов Востока;

2. Дивон – Моавитский город на границе с Аммонитянами, неподалеку от Мёртвого моря;

3. Место стражей на горе Фасги – вероятно сторожевой военный пост;

4. «Трубный царский звук» — т.е. Израилю принадлежит господственное положение среди

других племён и народов;

5. «Единорог», по евр. Реем – дикий бык;

6. Всё, что было, есть и будет крепкого, великого и славного в Израиле, — является

не плодом волхований, а действием божественной близости Иеговы в отношении

Своего избранного народа;

7. Фегор – горная возвышенность близ Фасги.

Моисей. Глава 41

Валаам в третий раз благословляет Израиля; его видения.

Скалистою грядою над пустыней

раскинулся Фегор.

Отсюда Валаам под небом синим

увидел весь открывшийся простор.

И там, внизу, насколько видно глазу,

стоит Израиль в множестве своём.

И Божий Дух увидел он на нём

И стало Валааму ясно сразу:

«Он Господом ведом»!

И произнёс он притчу для Валака

и бывших с ним князей:

«С небес Господь мне посылает знаки,

виденья и слова для всех людей:

шатры Израиля, его народа

прекрасны, как долины при реке,

роскошны, как сады невдалеке

от чистых рек больших и полноводных –

оазис на песке.

Из вёдр его вода бурля прольётся,

и семя у него

великою волною разольётся 1,

и царствие возвысится его.

Он из Египта выведен однажды

из рабства Бог уйти ему помог.

Молниеносен, как единорог,

врагов своих разит народ отважный.

Он в рабстве выжить смог.

И вот возлёг он, словно лев и львица.

Поднимет кто его?

Его благословит – благословится,

кто проклянёт – проклятье на него»!

Валак разгневан притчей Валаама:

«Врага благословляешь в третий раз!

Не смог проклясть ни раньше, ни сейчас!

Беги же от бесчестия и срама –

прошёл твой звёздный час»!

Но Валаам Валаку так ответил:

«Я говорил послам,

что не посмею ни за что на свете

по произволу ни добра, ни зла

желать без повеления Господня.

Что Бог велит – то стану говорить.

И то скажу, что станет Он вершить.

Всю правду здесь узнаешь ты сегодня,

с ней будешь жить»!

И вот Валаку и царям союзным

он притчу рассказал.

Она легла на души мёртвым грузом.

Слова её Господь для них послал:

«Я Валаам – провидец, сын Веоров,

кто Божье слово слышит в тишине,

виденья Божьи видящий во сне.

Я Божью правду зрю открытым взором 2,

что Бог поведал мне.

Его я вижу, но в дали туманной.

Иакова звезда

восходит над землёю Богом данной,

и жезл Израиля – знак мощи и суда 3.

Под корень он разит князей Моава

и сокрушает Сифовых сынов,

как грозный лев, свободный от оков.

Едома и Сеира гаснет слава.

Они в тисках врагов.

Но вновь свою Израиль явит силу,

и будет враг разбит.

Пришедший от Иакова в могилу

захватчиков сведёт и завершит

разгром всего, что враг не уничтожил».

Вот Амалика4 видит Валаам,

и говорит: «Ты не увидишь сам,

но царство, что ты создал и умножил –

всё предано мечам».

И Валаам сказал царю Кенеев 5:

«Пусть в скалах ты живёшь,

никто в гнездо твоё прийти не смеет,

но ты к Ассуру 6 в рабство попадёшь.

О, горе, горе всем, кто уцелеет,

когда Господь такое наведёт!

Но от Киттима 7 вновь беда придёт:

их корабли сомнут, не пожалеют

оставшийся народ.

Они смирят Ассура и Евера,

но гибель ждёт и их.

Их варвары погубят 8. Кровь и сера

вскипят на землях сердцу дорогих»!

И Валаам пошёл своей дорогой,

но не судьба ему прийти домой,

и путь он от меча закончил свой 9.

Ах, лучше б он Израиля не трогал

С крутой его судьбой!

**************************************

Примечание:

1. Символом богатства и плодородия является вода, как непременное условие обильного и мощного роста и развития;

2. Имеется в виду дар пророческого ясновидения Валаама;

3. В ближайшие времена имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей полноте, пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Это пророчество Церковь положила паремийным чтением на празднике Рождества Христова;

4. Амаликитяне – древнее ханаанское племя, кочевавшее между Егтптом и Палестиной;

5. Кенеи – древнее ханаанское племя, обитавшее в горах. Часть Кенеян через отчима Моисея Иофора, сблизилась с евреями и поселилась в Палестине. Другие Кенеяне сблизились с Амаликитянами и Мадианетянами;

6. Имеется в виду порабощение Израильтян, а вместе с ними и Кенеян, Ассирийцами;

7. Киттим – на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежье Средиземного моря. Это Македония, Греция, Италия. По уверению раввинов, Киттим (Хиттим) и Македония – одно и тоже. Таким образом, начало порабощения Ассура (собирательное имя азиатских монархий) Киттимом можно усматривать в завоевательных походах Александра Македонского. Впоследствие греческая гегемония на Востоке сменилась римской;

8. Римская власть в свой черёд пала под ударами варварских народов;

9. Валааму не суждено было возвратиться в Месопотамию, на родину. Его постигла смерть от меча евреев, как Божественное возмездие за коварный совет, об ассимиляции еврейского народа, данный им Валаку (Числа гл.25).

Моисей. Глава 42

Шли месяцы, и жил народ в Ситтиме 1,

в краю Моавитян.

Моавитянки чарами своими

пленяли молодых Израильтян.

И привлекали их к Ваал-Фегору 2

для оргий сладострастных в честь него,

для блуда и распутства одного.

Израиль молодой тем опозорил

Владыку своего.

И вот Господень гнев воспламенился

на ветреный народ.

Он в гневе к Моисею обратился:

«Пусть каждый изменивший Мне умрёт!

Повесить всех начальников народа,

кто жертвы приносил богам чужим,

кто идолам и демонам служил.

Пусть все висят с рассвета до захода,

кто Богу изменил.

Тогда лишь от народа отвратится

Господень ярый гнев»!

И Моисей велел поторопиться.

Он страшен был, как разъярённый лев.

Велел к деревьям отвести, под гору

всех, кто блудил в селениях чужих,

кто от обетов отошёл своих

и прикипел душой к Ваал-Фегору,

и там повесить их.

И вот Зимри 3 – потомок Симеонов

в стан женщину привёл.

Хазва4 жила в языческих законах.

Зимри её у капища нашёл.

А там сыны Израиля рыдают

у скинии распахнутых ворот,

но он в шатёр язычницу ведёт,

о гибели изменников не зная,

не ведая забот.

Тогда Финеес, сын Елиазара

поднял своё копьё.

Воскликнув: «Уничтожу эту пару!»,

направил вслед пришедшим остриё.

Потом пронзил и женщину и мужа,

в шатре его, когда они сошлись

и блудом в яркий полдень занялись.

И вихри смерти, что по стану кружит,

тотчас же улеглись.

Двадцать четыре тысячи умерших,

сражённых наповал,

обет нарушить дерзостно посмевших,

презреть закон, Израиль потерял.

Господь сказал при звёздах Моисею:

«Мою Финеес ярость отвратил:

сынов Израиля вконец не истребил

Я потому,

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн