Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блужением;

5. Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины «познавшие мужа на мужеском ложе», – как постоянная возможность соблазна для евреев повторить своё ситтимское увлечение;

6. Закон об очищении прикоснувшихся к человеческому трупу и предметам, имевшим с ним соприкосновение, изложен в гл.19 Числ.;

7. Способ, которым была разделена мадианитская добыча, (пополам между ходившими в поход и оставшимися в стане) получил впоследствии силу закона. При царе Давиде. (1 книга Царств, гл. 30, ст. 24, 25);

8. «Приношение Господу» — знак благодарности за благополучное окончание похода, также вклад для «очищения душ», осквернённых убийством и прикосновением к убитым и их вещам;

9. 17000 сиклей золотых — около 200 кг; Полный перечень добычи — до единой души человеческой или скота, приведен в Числ. Гл. 31, ст. 32. Там же приведена раскладка отчислений – сколько Елеазару для скинии, сколько левитам и пр.

Моисей. Глава 45

Условия, на которых Рувиму, Гаду и половине колена Манассиина позволяется поселиться на восток от Иордана.

Сыны Рувимовы и Гадовы богаты.

Скота у них не счесть.

И видят, что на землях Галаада 1

для пастбищ и для стройки место есть.

И вот они сказали Моисею,

священнику сказали и князьям:

«Земля сия вполне подходит нам.

И для себя её просить мы смеем –

привольно тут стадам.

И если мы нашли благоволенье

в глазах твоих, пророк,

отдай нам эти земли во владенье.

Мы здесь осядем под любой зарок.

Отстроим города 2 и восстановим,

дворы мы здесь устроим для скота.

И сбудется отцовская мечта,

к которой шли отцы в поту и крови

и верили всегда.

А через Иордан нас не веди ты».

Ответил Моисей:

«Жить не хотите в обществе открытом

в неукротимой корысти своей?

Хотите здесь в тиши холмов остаться,

а братья пусть одни ведут войну?

В поход, в обетованную страну

вам не с руки со всеми отправляться?

Такую же вину

пред Господом отцы имели ваши,

когда они пришли

в Кадес-Варни, и всей общине нашей

солгали о лице святой земли,

и отвратили сердце у народа

от участи, что Бог обетовал.

Господь за то жестоко наказал –

водил нас по пустыне эти годы.

Конец пути настал:

все те, кому тогда минуло двадцать,

в пустыне полегли,

а вам Господь дал в этот край добраться

к границам обетованной земли!

Вы что ж, отродье грешников, хотите,

чтоб гневом Божьим вспыхнул небосвод?

Чтоб дал Господь нам новый отворот,

когда от воли Божьей отвратитесь,

и погубил народ»?

И так сыны Рувимовы и Гада

ответили ему:

«О нет, судьбы отдельной нам не надо.

Мы преданы народу своему!

Лишь овчие дворы в Заиорданье

построим, города лишь возведём,

потом своё оружие возьмём

и в Ханаан, по своему желанью,

пред Господом войдём.

А дети наши, наши сёстры, жёны

останутся тогда

в расчищенных и нами укреплённых

больших и защищённых городах.

Удела в Ханаане нам не надо.

Но с миром не вернёмся мы домой,

пока в удел назначенный судьбой,

колено не войдёт родного брата

дорогой боевой.

И Моисей сказал: «Большое дело

решили вы поднять!

И если воевать пойдёте смело,

то вам никто не может помешать

взять в Галааде земли и селенья.

За Иорданам будет ваш удел.

Живите там, где каждый захотел

избрать себе места для поселенья,

для всяких мирных дел.

Дал Моисей об этом повеленье.

К начальникам племён,

к Елеазару со своим решеньем

и к Иисусу обратился он:

«Когда потомки Гада и Рувима

совместно с вами двинутся в поход

пред Господом с оружием вперёд,

за Иордан, к земле необозримой,

когда народ возьмёт

уделы на земле обетованной,

тогда пускай идут

в свои края за синим Иорданом,

и там уделы для себя берут».

И Гадовы сыны, сыны Рувима

ответили пророку: «Как один

оружие возьмём, наш господин,

по слову Божьему неотвратимо

пойдут отец и сын.

Но на земле привольной Ханаана

уделы не возьмём.

Осядем на восток за Иорданом,

туда мы к городам своим уйдём».3

И отдал Моисей сынам Рувима

просимый край, и Гадовым сынам

холмы Заиорданья отдал сам.

Манассии колена половина

взяла удел свой там.

**********************************

Примечания:

1. Земли Галаада – холмистая страна за Иорданом, против Мёртвого моря. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная – Сигону, царю Амморейскому. По завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину, изобиловавшими стадами;

2. Города восточного Заиорданья: Дибон, Атароф и Нево упоминаются в надписи моавитскаго царя Меши;

3. Подробнее о размещении колен Рувимовых, Гадовых и полуколена Манассии см. Второзаконие, гл.3, ст. 12-20; И.Н. гл.13, ст.8-12, 24-31; Колена Рувима и Гада заняли юг восточного Заиорданья. Манассия – север.

Моисей. Глава 46

Господь поручает Моисею разделить Ханаан по жребию между коленами Израилевыми по их численности; Границы земли для унаследования.

И вот Господь на Моавитских землях,

где плещет Иордан,

сказал пророку: «Поднимись и внемли –

напутствие Моё народу дам:

когда войдёт он в земли Ханаана,

пусть сильные Израиля сыны

прогонят прочь всех жителей страны.

Высоты1 разорят, а идолов поганых

пусть истребят они.

Пусть уничтожат все изображенья,

и волею Моей

возьмут всю эту землю во владенье

и всем народом поселятся в ней.

И пусть разделят землю на уделы

по жребию, по вашим племенам,

по древних предков славным именам,

заполнят ханаанские пределы

и расплодятся там.

И пусть большой удел большое племя

получит для жилья.

Колено меньшее получит в то же время

удел поменьше – воля в том Моя.

Но если вы с земли обетованной

не сгоните всех жителей её

и слово не исполните Моё,

то станут вас теснить, язвить и ранить,

сражаясь за своё.

И всё, что Я задумал сделать с ними

обрушу Я на вас.

Ведь Мой народ деяньями своими

Мои заветы нарушал не раз»!

И дал Господь пророку Моисею

границы всей земли, что обещал:

пустыню Цин2 на юге Он назвал,

Египетский поток 3 и Идумею

пределом указал.

На западе граница – это море.

Вдоль моря – вся страна.

На севере – от моря через горы

К Дамаску устремляется она.

А Иордан – восточная граница.

Там Соляного озера4 секрет,

и зеркало в холмах – Гениссарет, 5

где сквозь него торопится излиться

река – и жизнь и свет6.

Дал Моисей народу повеленье

ту землю разделить:

«Как повелел Господь в Своём явленье,

вы поступите – так тому и быть.

Для девяти колен и половины

делите на уделы Ханаан,

ведь два колена свой разбили стан

в Заиорданье, где кочуют ныне,

и там удел им дан.

Рувиму, Гаду и полуколену

Манассии сынов

за Иорданом синим, белопенным

теперь удел, по просьбе их, готов».

Господь назвал мужей для передела

земли обетованной. Вот они:

Елеазар-священник, вместе с ним

Сын Навин Иисус – воитель смелый,

чьи наступают дни.

«Ещё князей возьмите для раздела

дарованной земли.

По князю от колена, чтобы дело

по совести вершить они могли, –

сказал Господь пророку Моисею

и всех князей назвал по именам,

по их родам и древним племенам.

Из всех двенадцати колен Евреев

потомки были там.7

**********************************

Примечания:

1. Высоты – языческие святилища, столбы с изображениями идолов и богов;

2. Пустыня Син (Цин) – (низкое, плоское место) – пустыня на юге Палестины, близ Кадеса, в колене Иудином;

3. Египетский поток — (нынешняя водяная балка Вади-ель-Ариш) – пограничная река между Египтом и Палестиной, стекает с Идумейских гор и впадает в Средиземное море. Иногда называется Сихором;

4. Соляное озеро – Мёртвое море;

5. Гениссаретское озеро;

6. Иордан, вытекающий из Гениссаретского озера к Мёртвому морю;

7. Имена всех князей израилевых – начальников колен, перечислены в кн. Числа, гл. 34.

Моисей. Глава 47

Второзаконие – время и место последующих речей Моисея; Благополучие Израиля будет зависеть от исполнения заповедей Божиих; Благословение и проклятие зависят от их выбора.

И наступил одиннадцатый месяц

Уж тридцать девять лет

народ еврейский прах пустыни месит,

из рабства выйдя мрачного на свет.

И сорок лет уже наступят скоро

с тех пор, как сам Господь и Моисей

неукротимой волею своей

с Египетских равнин к Синаю, в горы,

избавив от цепей,

народ еврейский вывели сквозь море.

И вот конец пути.

В пустынях, позади нужда и горе

И Ханаан заветный впереди.

И в эти дни пророк воззвал к народу:

свои заветы людям передал,

законы, что Господь для них создал,

когда из плена вывел на свободу,

им снова преподал.

Отцы и деды полегли в пустыне.

И вновь, для молодых,

что Бог послал, пророк поведал ныне

в заиорданье, средь холмов седых.

И рассказал им, как Господь направил

Отцов их от Хоривы1 в Ханаан,

вершить обет, что был их предкам дан,

как страх отцов неверных их заставил

вернуться с ложью в стан2.

И как Господь, разгневавшись, поклялся,

что ни один из тех,

кто Господу не верил и боялся,

что не возможен в той земле успех,

земли заветной в жизни не увидит,

останется в пустыне навсегда.

Лишь Халева отметил он тогда,

и Иисуса также не обидел.

И вот прошли года…

Сын Навин Иисус введёт Евреев

в тот край, за Иордан.

Но не судьба увидеть Моисею

Израилем обжитый Ханаан.

Вновь учит он людей бояться Бога,

любить Его и сердцем почитать,

других богов не ведать и не знать.

И заповеди Божьи без упрёка

беречь и соблюдать.

«Израиль, слушай, – говорил он людям, –

земля, что Бог даёт,

плоды свои сама давать вам будет.

По ней текут и молоко и мёд!

И если слушать будете вы Бога,

служить Ему от сердца своего –

получите все блага от Него:

Господь народ избавит от тревоги

могуществом Его.

Но берегитесь, чтоб не обольстилось

и к божествам чужим,

на горе, ваше сердце не склонилось,

и чтоб служить не начали вы им.

Тогда Господень гнев воспламенится

и небо Он надолго заключит –

дождей не будет и земля сгорит,

и ни зерна на ней не уродится,

и скот не устоит.

И вскоре вы погибните под небом

обильной той земли,

накажет всех Господь, кто где бы не был

за то, что верность Богу не блюли!

Слова мои вы в душу положите,

как знак на руку навяжите их,

повязкой над глазами мудрый стих

с покорностью и верой закрепите.3

И всех сынов своих

словам святым учите неустанно.

И в доме и в пути

слова сии твердите беспрестанно:

без веры в Бога незачем идти!

На косяках и на воротах дома

слова завета чётко напиши,

чтоб всё, что нужно для твоей души,

что в этой жизни важно и весомо,

ты с Богом получил.4

Когда душой полюбите вы Бога,

когда Его путём,

Его, отцам завещанной дорогой,

пойдёте в благочестии своём,

Господь изгонит все сии народы

из этих мест от вашего лица,

и вашу власть над ними до конца

Он утвердит, как то в былые годы

обетовал отцам.

И вашим будет место от пустыни

и до Ливанских гор,

от мест, где пребываете вы ныне

до моря. И не сдержат ваш напор

народы, что живут на землях этих.

И против вас никто не устоит:

Господь, ваш Бог любого устрашит.

Вы с Господом сильнее всех на свете

и путь для вас открыт.

Я предлагаю вам благословенье

и предлагаю вам

проклятие – на выбор, для сравненья,

чтоб знали всё, что ведаю я сам:

Послушаете заповедей Бога –

благословенны будете всегда;

Настигнет вас проклятие тогда,

когда сойдёте вы с Его дороги

в грядущие года.

Когда введёт тебя Господь в ту землю,

в которую идёшь,

моим наказам беззаветно внемля,

на гору Гаризим сперва взойдёшь

и там произнесёшь благословенье,

затем взойдёшь ты на гору Гевал.

Произнести проклятие призвал

тебя я с той горы без промедленья.

Господь то указал.5

А горы те видны за Иорданом,

дорогой на заход.

И волей Божьей, силой свыше данной,

народ еврейский их себе возьмёт.

Вы Иордан чудесно перейдёте:

вам покорятся горы и река

вам путь укажет Господа рука.

И во владенье землю вы возьмёте

на долгие века.

Итак, старайтесь соблюдать законы,

веления Его.

Должны их выполнять вы неуклонно:

превыше слово Господа всего!

Сгоните всех, кто землю населяет –

на сей земле Господь даёт вам жить,

растить детей и Господу служить.

Вы истребите всё, что вам мешает

дела сии творить».6

*************************************

Примечания:

1. Хорива – гора в пустыне Аравийской. При этой горе было явление Божие Моисею в купине

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн