Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

горящей и несгораемой. Здесь Моисей источал ударом жезла воду из скалы, здесь Господь из среды огня изрекал Израилю Закон. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем. В географическом смысле, под Хоривом разумеют всю центральную группу гор Синайского п-ва, а под Синаем – только одну гору этой группы;

2. Имеется в виду эпизод, описанный в книге Числа, гл.13-14 при Кадесе, в пустыне Фаран;

3. Буквальное понимание этих советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление тефлинов. Тефлины — это коробочки с заключёнными в них выдержками из Св. Писания, прикрепляемые к рукавам и ко лбу;

4. А этот совет Моисея привёл к возникновению обычая употреблять мезузы. Мезуза – священная надпись на косяках дверей домов;

5. Горы Гаризим и Гевал находящиеся в центре Палестины, в колене Ефремовом (впоследствие) были назначены Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании. На горе Горизим представители шести колен Израилевых (Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Вениамина) должны были произносить благословения на исполнителей Закона (Навин, гл.8, ст. 33-35), тогда как на противоположной горе Гевал представители других шести колен (Рувима, Гада, Асира, Завулона Дана и Неффалима) изрекали проклятия на нарушителей Закона Божия;

6. Дальнейшие речи Моисея воспроизводят исторический и (в основном) законодательный элемент книг Исход, Левит и Числа. Цель воспроизведения – возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же цель преследуют обличительно-увещательные речи пророка, помещённые в заключение Второзакония.

Моисей. Глава 48

Избрание и качество будущего царя Евреев; Когда Израиль перейдёт Иордан и напишет закон на камнях, должно быть торжественно провозглашено благословение и проклятие.

За днями дни проходят над Моавом,

и учит Моисей

законам Божьим праведным и правым

Израилевых юных сыновей.1

И вот пророк сказал им здесь однажды,

с народом и князьями говоря:

«Когда решите над собой царя

поставить – рассудите дважды

не выбирайте зря.

Ведь царь народа – сей избранник Божий,

вам братом должен быть.

Никто из иноземцев стать не может

для вас царём и все дела вершить.

Царь о Египте помышлять не должен

чтоб свой народ опять туда вернуть

вам Господом туда заказан путь.

Не должен царь свои богатства множить

и в золоте тонуть.

И множить жён еврейский царь не должен,

чтоб сердце у него

не развратилось, чтобы с ним на ложе

была жена любимая его.

Когда он сядет на престол священный,

он у левитов список должен взять

сего закона с книги, и читать

всю жизнь законы Божьи. Неизменно

блюсти и выполнять,

чтоб научился Господа бояться,

чтоб сердцем не твердел,

чтоб от законов Божьих уклоняться

ни влево и ни вправо он не смел.

Дабы пребыл он много лет на царстве.

За ним его законные сыны

царить среди Израиля должны,

прославить средь народов государство

желания полны.

И заповедал Моисей народу:

«Когда за Иордан

вы переправитесь чудесным бродом 2,

когда войдёт Израиль в Ханаан,

вы камни на Гевал-гору втащите,

их известью обмажьте и на них

священные слова законов сих

рукою твёрдой ясно напишите

для сыновей своих.

И Господу там жертвенник устройте,

чтоб жертвы принести.

По всесожженью, ешьте, пейте, пойте

и веселитесь. Прежде, чем уйти,

на гору Гаризим взойдут потомки

князей шести Израильских колен,

Египетский познавших горький плен.

Благословить народ, взывая звонко

с горы Господь велел.

Там будут Симеон, Иуда, Левий,

Иосиф, Иссахар,

Вениамин. На сих сынов пал жребий

благословить народ, как Божий дар.

А на горе Гевал – Рувим с Асиром,

Гад, Дан и Неффалим, и Завулон

произнесут проклятия канон.

И весь Израиль подтвердит всем миром:

боится Бога он.

Проклятью подлежат плохие люди:

язычники, лжецы,

развратники, неправедные судьи,

сутяжники, убийцы, подлецы.

И пусть проклятья вознесутся к небу

и улетят в заоблачную синь.

И пусть народ наш возгласит «Аминь»,

чтоб каждый твёрдо помнил, где б он не был

проклятий сих полынь.

********************************************

Примечания:

1. Моисей повторил молодым израильтянам закон о ритуале жертвоприношения (Втор., гл 12),

о подстрекательстве к идолопоклонству (гл.13), о чистом и нечистом (гл.14), об освобождении от долга и рабства в каждый седьмой год (гл.15), о праздниках Пасхи, седьмиц и скинии на месте, которое изберёт Господь (гл.16), о военной службе (гл.20), об очищении от неизвестного убийства, постановления о случаях греха и осквернения (гл.21), закон об отсутствии девства (гл.22), разные повеления о поведении и другие постановления (гл. 24-26);

2. Речь идёт о чудесном переходе Иордана израильтянами, когда Господь остановил воды реки (И.Н. гл.3).

Моисей. Глава 49

Благословение исполнителям закона, проклятие — нарушителям

И снова Моисей неутомимый

народу говорил:

«Господь, твой Бог с тобой – всегда незримый,

тебя избрал Он и благословил.

Когда за Иордан войдёшь ты с Богом,

блюсти законы станешь ты Его

и будешь слушать Бога твоего,

тогда тебе открыты все дороги,

достигнешь ты всего!

Господь поставит выше всех народов

Израильский народ.

Достаток, счастье, полная свобода

на сей земле сполна к тебе придёт.

Благословен ты в городе и в поле,

благословенны житницы твои,

разбиты будут все враги твои,

благословен ты в доме и на воле

во всех делах своих.

И если только Божьими путями

в своей земле пойдёшь,

Своим народом Бог тебя поставит,

Его благословение найдёшь.1

И сделает Господь тебя главою,

и будешь ты всегда на высоте,

когда исполнишь заповеди те,

что дал Господь, витая над горою

в синайской высоте.

Но, если гласу Господа не станешь

душою ты внимать

и заповеди Божьи перестанешь

старательно и точно исполнять,

проклятия сии тебя постигнут,

как гром небесный на тебя падут,

на суше, на воде тебя найдут.

под их напором грешники погибнут –

суровым будет суд.2

Ты будешь проклят, знать не будешь счастья.

И на тебя пошлёт

Господь болезни, горе и несчастья,

в делах твоих тебя Он проклянёт.

Твоим врагам предаст Господь могучий

тебя на пораженье и позор.

Смятенье, голод, засуха и мор

тебя накроют смертоносной тучей.

Врагам своим отпор,

закон нарушив, дать уже не сможешь,

но в страхе побежишь.

И в чуждых царствах голову ты сложишь –

рассеян будешь в мире между них.

И своему врагу служить ты станешь.

С ярмом на шее станешь угождать

народу, чей язык не будешь знать,

народу наглому, который не оставит

и не захочет дать

ни хлеба, ни вина с твоих уделов,

что дал тебе Господь,

который разрушает оголтело

имение твоё, терзая плоть.3

И лютый голод будешь знать в осаде,

и станешь есть детей своих родных,

не пощадишь и родичей своих.

И там, своей презренной жизни ради,

сживёшь со света их.4

Господь тебя рассеет по вселенной,

по всем краям земли.

Другим богам служить ты будешь, пленный,

которых ведать предки не могли.

И места там твоей ноге не будет,

покоя не видать душе твоей:

презренный раб – неверный Мне еврей

во страхе и смятении пребудет

среди чужих людей.5

Врагам в Египет продавать вас станут.

И столько навезут,

что покупать евреев перестанут

и цену вам ничтожную дадут.

С утра от страха пожелаешь ночи,

а ранним утром, видя ужас дня,

не раз, не два ты вспомнишь про меня

и вновь во тьме укрыться ты захочешь,

судьбу свою кляня».6

**********************************

Примечания:

1. Божьи благословения – Второзак. гл. 28, ст. 1-14;

2. Божьи проклятия – Второзак. гл 28, ст. 15- 68;

3. Эти слова рассматриваются, как предсказание Ассирийского и Вавилонского плена;

4. Ужасные сцены голода при осаде Иерусалима римлянами, подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея;

5. Начиная с рассеяния евреев римлянами, история еврейского народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенного в гл.28 Второзакония, ст. 37; 65-67;

6. После разрушения Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и другие страны для продажи в рабство (Иосиф Флавий). В царствование императора Адриана, в римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешёвой цене. Около

12 000 погибло от голода. (Bible Allioli, 1868 г., т.1, 727; Властов, Свящ. Лет.).

Моисей. Глава 50

Возобновление синайского завета.

И вот опять Господь велел пророку

в его сто двадцать лет

в Моаве, перед новою дорогой,

возобновить с Израилем завет.1

Созвав сынов Израилевых вместе,

сказал им Божье слово Моисей:

«Господь великой милостью своей

рабов своих собрал на этом месте,

избавив от цепей.

Он сорок лет водил вас по пустыне,

кормил вас и поил.

На вас целы одежды и поныне

и обуви никто не износил.

Но вам Господь не дал ушей, чтоб слушать,

глаз, чтобы видеть, сердца, чтобы знать

слова завета в сердце почитать,

чтоб никогда закона не нарушить,

хранить и соблюдать.

Вы волей Господа врагов разбили –

погиб Сигон и Ог.2

Моав меж трёх колен вы разделили,

а в битвах этих Вам Господь помог.

Так соблюдайте все слова завета,

их исполняйте, чтоб иметь успех

во всех делах, и быть сильнее всех.

Завет Господень – это море света,

изменатяжкий грех.

Пред Господом явился весь Израиль:

начальники колен,

старейшины и судьи – всех собрал я

Израильтян, не знавших мрачный плен.

Здесь ваши жёны, дети и чужие,

что в стане с вами издавна живут

и делят с вами повседневный труд.

Израиля потомки молодые

стоят сегодня тут,

чтоб в этот день вступить в завет Господень,

в священный договор,

который сам Господь, твой Бог, сегодня

с тобою ставит средь Моавских гор.

Сегодня станешь ты Его народом,

и будет вечным Богом Он тебе –

вершителем во всей твоей судьбе,

как обещал отцам в былые годы,

внимая их мольбе.

И да не будет в жизни между вами

ни мужа, ни жены,

ни рода, ни колена, чтобы сами

изъять из сердца Господа смогли.

Чтоб стали у богов других народов

искать защиту, правду и покой,

служить им и ходить под их рукой

и говорить, что счастливы, свободны,

живут в ладу с собой

без Господа в душе своей холодной,

без Бога своего.

И сытый пропадёт тогда с голодным3 –

Господь погубит грешника сего.

И на него проклятие завета,

как в книге сей написано святой,

падёт неотвратимою волной.

И отделит Господь его за это

от родины долой.

И землю изнурит болезнью страшной.

И вымрет вся земля:

на ней не станет ни лугов, ни пашен

и сера с солью занесут поля.

И гнев Господень, как Содом с Гоморрой,

в краю том всё живое истребит.

И скажут все народы: «Страшен вид

пожаров, разрушения и мора!

Что Бога их гневит»?

И скажут им: «За то их Бог карает,

что Господа завет,

они теперь безбожно оставляют,

и Божий гнев – на их дела ответ.

Господь, их Бог, извергнул за измену

в негодованье, в ярости Своей

в другие земли, в круг чужих людей,

под тяжкий гнёт бессилия и плена

их до последних дней».4

Сокрытое – Господне достоянье.

Оно принадлежит

лишь Господу, как все Его деянья.

Открытое в законе сём лежит,

чтоб мы и наши дети исполняли

слова закона мудрого сего,

не пропуская в жизни ничего,

что нам Господь и предки завещали

до слова одного».

************************************

Примечания:

1. Торжественное возобновление завета, заключённого Иеговой с предшествующим поколением при Синае;

2. Сигон, царь Аморейский и Ог, царь Васанский – цари, лишившиеся своих владений и разбитые Израилем в преддверии земли Ханаанской;

3. Сказано: «И пропадёт таким образом сытый с голодным», по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонично;

4. Имеется в виду период преемственных иностранных владычеств в Палестине и неизбежно с ними связанных пленений, а также весь период рассеяния евреев, вплоть до современного;

Моисей. Глава 51

Когда Израиль, рассеянный по народам за непослушание, покается, Господь помилует его; Заповедь Его близка, «весьма близко к тебе»; Выбор: жизнь или смерть, благословение или проклятие.

И заповедь свою всему народу

продолжил Моисей.

В слух обратились люди и природа.

И вот заветы заповеди сей:

«Когда рассеянный по ойкумене,

ты примешь к сердцу всё, что я сказал –

слова, что сам Господь тебе послал.

Когда во тьме рассеянья и плена

ты скажешь: «Час настал!

И всей душою повернёшься к Богу

народа твоего,

к нему вернёшься в муке и тревоге,

и снова глас услышишь ты Его,

тогда Господь твой возвратит всех пленных,

умилосердится

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн