горящей и несгораемой. Здесь Моисей источал ударом жезла воду из скалы, здесь Господь из среды огня изрекал Израилю Закон. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем. В географическом смысле, под Хоривом разумеют всю центральную группу гор Синайского п-ва, а под Синаем – только одну гору этой группы;
2. Имеется в виду эпизод, описанный в книге Числа, гл.13-14 при Кадесе, в пустыне Фаран;
3. Буквальное понимание этих советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление тефлинов. Тефлины — это коробочки с заключёнными в них выдержками из Св. Писания, прикрепляемые к рукавам и ко лбу;
4. А этот совет Моисея привёл к возникновению обычая употреблять мезузы. Мезуза – священная надпись на косяках дверей домов;
5. Горы Гаризим и Гевал находящиеся в центре Палестины, в колене Ефремовом (впоследствие) были назначены Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании. На горе Горизим представители шести колен Израилевых (Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Вениамина) должны были произносить благословения на исполнителей Закона (Навин, гл.8, ст. 33-35), тогда как на противоположной горе Гевал представители других шести колен (Рувима, Гада, Асира, Завулона Дана и Неффалима) изрекали проклятия на нарушителей Закона Божия;
6. Дальнейшие речи Моисея воспроизводят исторический и (в основном) законодательный элемент книг Исход, Левит и Числа. Цель воспроизведения – возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же цель преследуют обличительно-увещательные речи пророка, помещённые в заключение Второзакония.
Моисей. Глава 48
Избрание и качество будущего царя Евреев; Когда Израиль перейдёт Иордан и напишет закон на камнях, должно быть торжественно провозглашено благословение и проклятие.
За днями дни проходят над Моавом,
и учит Моисей
законам Божьим праведным и правым
Израилевых юных сыновей.1
И вот пророк сказал им здесь однажды,
с народом и князьями говоря:
«Когда решите над собой царя
не выбирайте зря.
Ведь царь народа – сей избранник Божий,
Никто из иноземцев стать не может
для вас царём и все дела вершить.
Царь о Египте помышлять не должен
чтоб свой народ опять туда вернуть –
вам Господом туда заказан путь.
Не должен царь свои богатства множить
и в золоте тонуть.
И множить жён еврейский царь не должен,
не развратилось, чтобы с ним на ложе
была жена любимая его.
Когда он сядет на престол священный,
он у левитов список должен взять
сего закона с книги, и читать
всю жизнь законы Божьи. Неизменно
блюсти и выполнять,
чтоб научился Господа бояться,
чтоб сердцем не твердел,
чтоб от законов Божьих уклоняться
ни влево и ни вправо он не смел.
Дабы пребыл он много лет на царстве.
За ним его законные сыны
прославить средь народов государство
желания полны.
И заповедал Моисей народу:
«Когда за Иордан
вы переправитесь чудесным бродом 2,
когда войдёт Израиль в Ханаан,
вы камни на Гевал-гору втащите,
их известью обмажьте и на них
священные слова законов сих
рукою твёрдой ясно напишите
для сыновей своих.
И Господу там жертвенник устройте,
По всесожженью, ешьте, пейте, пойте
и веселитесь. Прежде, чем уйти,
на гору Гаризим взойдут потомки
князей шести Израильских колен,
Египетский познавших горький плен.
Благословить народ, взывая звонко
с горы Господь велел.
Там будут Симеон, Иуда, Левий,
Иосиф, Иссахар,
Вениамин. На сих сынов пал жребий
благословить народ, как Божий дар.
А на горе Гевал – Рувим с Асиром,
Гад, Дан и Неффалим, и Завулон
произнесут проклятия канон.
И весь Израиль подтвердит всем миром:
боится Бога он.
Проклятью подлежат плохие люди:
язычники, лжецы,
развратники, неправедные судьи,
сутяжники, убийцы, подлецы.
И пусть проклятья вознесутся к небу
и улетят в заоблачную синь.
И пусть народ наш возгласит «Аминь»,
чтоб каждый твёрдо помнил, где б он не был
проклятий сих полынь.
********************************************
Примечания:
1. Моисей повторил молодым израильтянам закон о ритуале жертвоприношения (Втор., гл 12),
о подстрекательстве к идолопоклонству (гл.13), о чистом и нечистом (гл.14), об освобождении от долга и рабства в каждый седьмой год (гл.15), о праздниках Пасхи, седьмиц и скинии на месте, которое изберёт Господь (гл.16), о военной службе (гл.20), об очищении от неизвестного убийства, постановления о случаях греха и осквернения (гл.21), закон об отсутствии девства (гл.22), разные повеления о поведении и другие постановления (гл. 24-26);
2. Речь идёт о чудесном переходе Иордана израильтянами, когда Господь остановил воды реки (И.Н. гл.3).
Моисей. Глава 49
Благословение исполнителям закона, проклятие — нарушителям
И снова Моисей неутомимый
народу говорил:
«Господь, твой Бог с тобой – всегда незримый,
тебя избрал Он и благословил.
Когда за Иордан войдёшь ты с Богом,
блюсти законы станешь ты Его
и будешь слушать Бога твоего,
тогда тебе открыты все дороги,
достигнешь ты всего!
Господь поставит выше всех народов
Израильский народ.
Достаток, счастье, полная свобода
на сей земле сполна к тебе придёт.
Благословен ты в городе и в поле,
благословенны житницы твои,
разбиты будут все враги твои,
благословен ты в доме и на воле
во всех делах своих.
И если только Божьими путями
в своей земле пойдёшь,
Своим народом Бог тебя поставит,
Его благословение найдёшь.1
И сделает Господь тебя главою,
и будешь ты всегда на высоте,
когда исполнишь заповеди те,
что дал Господь, витая над горою
в синайской высоте.
Но, если гласу Господа не станешь
душою ты внимать
и заповеди Божьи перестанешь
старательно и точно исполнять,
проклятия сии тебя постигнут,
как гром небесный на тебя падут,
на суше, на воде тебя найдут.
под их напором грешники погибнут –
суровым будет суд.2
Ты будешь проклят, знать не будешь счастья.
И на тебя пошлёт
Господь болезни, горе и несчастья,
в делах твоих тебя Он проклянёт.
Твоим врагам предаст Господь могучий
тебя на пораженье и позор.
тебя накроют смертоносной тучей.
Врагам своим отпор,
закон нарушив, дать уже не сможешь,
но в страхе побежишь.
И в чуждых царствах голову ты сложишь –
рассеян будешь в мире между них.
И своему врагу служить ты станешь.
С ярмом на шее станешь угождать
народу, чей язык не будешь знать,
народу наглому, который не оставит
и не захочет дать
ни хлеба, ни вина с твоих уделов,
что дал тебе Господь,
который разрушает оголтело
И лютый голод будешь знать в осаде,
и станешь есть детей своих родных,
не пощадишь и родичей своих.
И там, своей презренной жизни ради,
сживёшь со света их.4
Господь тебя рассеет по вселенной,
по всем краям земли.
Другим богам служить ты будешь, пленный,
которых ведать предки не могли.
И места там твоей ноге не будет,
покоя не видать душе твоей:
презренный раб – неверный Мне еврей
во страхе и смятении пребудет
среди чужих людей.5
Врагам в Египет продавать вас станут.
И столько навезут,
что покупать евреев перестанут
и цену вам ничтожную дадут.
С утра от страха пожелаешь ночи,
а ранним утром, видя ужас дня,
не раз, не два ты вспомнишь про меня
и вновь во тьме укрыться ты захочешь,
судьбу свою кляня».6
**********************************
Примечания:
1. Божьи благословения – Второзак. гл. 28, ст. 1-14;
2. Божьи проклятия – Второзак. гл 28, ст. 15- 68;
3. Эти слова рассматриваются, как предсказание Ассирийского и Вавилонского плена;
4. Ужасные сцены голода при осаде Иерусалима римлянами, подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея;
5. Начиная с рассеяния евреев римлянами, история еврейского народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенного в гл.28 Второзакония, ст. 37; 65-67;
6. После разрушения Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и другие страны для продажи в рабство (Иосиф Флавий). В царствование императора Адриана, в римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешёвой цене. Около
12 000 погибло от голода. (Bible Allioli, 1868 г., т.1, 727; Властов, Свящ. Лет.).
Моисей. Глава 50
Возобновление синайского завета.
И вот опять Господь велел пророку
в его сто двадцать лет
возобновить с Израилем завет.1
Созвав сынов Израилевых вместе,
сказал им Божье слово Моисей:
«Господь великой милостью своей
рабов своих собрал на этом месте,
избавив от цепей.
Он сорок лет водил вас по пустыне,
кормил вас и поил.
На вас целы одежды и поныне
и обуви никто не износил.
Но вам Господь не дал ушей, чтоб слушать,
глаз, чтобы видеть, сердца, чтобы знать –
слова завета в сердце почитать,
чтоб никогда закона не нарушить,
Вы волей Господа врагов разбили –
погиб Сигон и Ог.2
Моав меж трёх колен вы разделили,
а в битвах этих Вам Господь помог.
Так соблюдайте все слова завета,
их исполняйте, чтоб иметь успех
во всех делах, и быть сильнее всех.
Завет Господень – это море света,
Пред Господом явился весь Израиль:
начальники колен,
старейшины и судьи – всех собрал я
Израильтян, не знавших мрачный плен.
Здесь ваши жёны, дети и чужие,
что в стане с вами издавна живут
и делят с вами повседневный труд.
Израиля потомки молодые
стоят сегодня тут,
чтоб в этот день вступить в завет Господень,
который сам Господь, твой Бог, сегодня
с тобою ставит средь Моавских гор.
Сегодня станешь ты Его народом,
и будет вечным Богом Он тебе –
вершителем во всей твоей судьбе,
как обещал отцам в былые годы,
внимая их мольбе.
И да не будет в жизни между вами
ни мужа, ни жены,
ни рода, ни колена, чтобы сами
изъять из сердца Господа смогли.
Чтоб стали у богов других народов
искать защиту, правду и покой,
служить им и ходить под их рукой
и говорить, что счастливы, свободны,
живут в ладу с собой
без Господа в душе своей холодной,
без Бога своего.
И сытый пропадёт тогда с голодным3 –
Господь погубит грешника сего.
И на него проклятие завета,
как в книге сей написано святой,
падёт неотвратимою волной.
И отделит Господь его за это
И землю изнурит болезнью страшной.
И вымрет вся земля:
на ней не станет ни лугов, ни пашен
и сера с солью занесут поля.
И гнев Господень, как Содом с Гоморрой,
в краю том всё живое истребит.
И скажут все народы: «Страшен вид
пожаров, разрушения и мора!
Что Бога их гневит»?
И скажут им: «За то их Бог карает,
что Господа завет,
они теперь безбожно оставляют,
и Божий гнев – на их дела ответ.
Господь, их Бог, извергнул за измену
в негодованье, в ярости Своей
в другие земли, в круг чужих людей,
под тяжкий гнёт бессилия и плена
их до последних дней».4
Сокрытое – Господне достоянье.
Оно принадлежит
лишь Господу, как все Его деянья.
Открытое в законе сём лежит,
слова закона мудрого сего,
не пропуская в жизни ничего,
что нам Господь и предки завещали
до слова одного».
************************************
Примечания:
1. Торжественное возобновление завета, заключённого Иеговой с предшествующим поколением при Синае;
2. Сигон, царь Аморейский и Ог, царь Васанский – цари, лишившиеся своих владений и разбитые Израилем в преддверии земли Ханаанской;
3. Сказано: «И пропадёт таким образом сытый с голодным», по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонично;
4. Имеется в виду период преемственных иностранных владычеств в Палестине и неизбежно с ними связанных пленений, а также весь период рассеяния евреев, вплоть до современного;
Моисей. Глава 51
Когда Израиль, рассеянный по народам за непослушание, покается, Господь помилует его; Заповедь Его близка, «весьма близко к тебе»; Выбор: жизнь или смерть, благословение или проклятие.
И заповедь свою всему народу
продолжил Моисей.
В слух обратились люди и природа.
И вот заветы заповеди сей:
«Когда рассеянный по ойкумене,
ты примешь к сердцу всё, что я сказал –
слова, что сам Господь тебе послал.
Когда во тьме рассеянья и плена
ты скажешь: «Час настал!
И всей душою повернёшься к Богу
народа твоего,
к нему вернёшься в муке и тревоге,
тогда Господь твой возвратит всех пленных,
умилосердится