сияньем окружён.
И Бог сказал: «Пойдёшь ты к фараону,
Он из Египта за тобой пойдёт».
«Кто я такой, чтоб говорить у трона?
И кто меня поймёт»? –
промолвил Моисей, вздохнув печально.
И Бог ему сказал:
«С тобою Я пребуду изначально,
ведь Я тебя ходатаем послал.
И в честь сего даю тебе знаменье:
когда народ Мой выведешь сюда,
служенье совершите вы тогда.
И пусть исчезнут все твои сомненья,
растают без следа»!
Тут Моисей задумался тревожно,
И Богу так сказал:
«Сыны Израилевы очень осторожны.
Я объясню, что Бог меня послал –
они немедля спросят Божье имя.
Что им смогу на это я сказать?
Ведь имя Бога не дано мне знать!
И я не знаю, что мне делать с ними
и чем их убеждать».
«Я есмь, – сказал Господь, – Я Иегова,
что значит Сущий Бог.2
Сынам Израиля скажи такое слово:
«Меня прислал Господь на ваш порог.
Он ваших Бог отцов, Бог Авраама,
Бог Исаака, Иакова Он Бог.
Он Свой народ избавит от тревог»!
Всё, что сказал Я, передай им прямо,
ведь ты не одинок»!
Старейшинам Израилевым скажешь:
«Господь явился мне, –
и слово в слово всё им перескажешь,
что Я открыл в Хоривской тишине».
Внимать твоим словам ошеломлённо
старейшины Израиля начнут,
потом тебе поверят и пойдут
с тобою вместе прямо к фараону,
тебя не подведут.
Вы фараону скажите дословно:
«Господь – Евреев Бог
призвал нас всех подняться поголовно,
три дня идти пустыней без дорог
и жертву Богу принести в пустыне.
Я знаю – не отпустит фараон,
но под рукой Моею дрогнет он:
от страха в жилах кровь его застынет
и пошатнётся трон!
Я поражу Египет чудесами,
и царь отпустит вас,
и Египтяне добрыми делами
в дорогу вас отправят в добрый час.
В глазах Египта Моему народу
Я милость дам. Они вас одарят:
подарками, одеждой наградят.
Детей оденьте, выйдя на свободу,
вы в праздничный наряд»!
************************************
1. Хорив – горный хребет, в котором лежит Синай и отдельная гора на севере Синая. Шёл к этой горе Моисей по пустыне Синайского полуострова. Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для мелкого скота. (евр. цон);
2. Иегова – еврейское Яхве от глагола «гайа» — быть, взятое в первом лице ед.числа: «Я есть». Означает личность самобытную, абсолютно и независимо от чего-либо существующую (Сущий);
Моисей. Глава 4
Наделение Моисея чудотворной силой; Его брат Аарон будет говорить вместо него; Богоявление Моисею в земле Мадиамской и на пути в Египет; Встреча с Аароном; братья убедили Израильтян в их миссии.
Но Моисей в сомненьях и тревоге.
Он Господу сказал:
«А если скажут: «Ты не видел Бога.
и голоса Его ты не слыхал»?
Господь спросил: «Ты что в руке сжимаешь»?
«Мой жезл, – ответил Богу Моисей, –
Нет больше ничего в руке моей».
«Так брось его на землю и узнаешь,
что ты Мой чародей».
И жезл на землю бросил он послушно,
и вскрикнул Моисей:
где жезл упал, в пастушьем деле нужный,
шипит с разверстой пастью страшный змей!
«Не бойся, и за хвост возьми ты гада, –
велел Господь, – И смело поднимай.
Змей снова станет жезлом. Ты же знай,
что чудо лишь для убежденья надо,
скорей его хватай «!
И Моисей всё выполнил отлично.
до пятнышка знакомым и обычным.
И Моисей бояться перестал.
Потом Господь сказал: «Вложи-ка руку
за пазуху к себе и посмотри,
что станет с ней за пазухой, внутри»!
И Моисей, чтоб продолжать науку,
мгновения на три
засунул руку под свою одежду,
немного подержал
И вынул. И рука осталась прежней,
но, что на ней?! Дышать он перестал:
рука бела, поражена проказой.
Горюет безутешный Моисей.
«Вернёмся снова к пазухе твоей, –
сказал Господь. Пастух поверил сразу
и руку поскорей
за пазуху старательно задвинул,
и глянул лишь тогда,
когда её там подержал и вынул –
проказы не осталось и следа!
«Ну, что ж, – сказал Господь, – теперь поверят
они тебе, знаменья увидав.
Но если нет, пусть чистая вода
в кровь превратившись, вызовет доверье
У речки собери старейшин родов,
плесни воды на сушу при народе,
и та вода вмиг превратится в кровь».
«О, Господи! Но я косноязычен!
Ведь чисто говорить я не могу.
И речь моя на радость лишь врагу
С народом говорить я непривычен»!
«Тебе Я помогу, –
сказал Господь, – и научу спокойно,
как нужно говорить.
Расскажешь всё разумно и достойно,
что вам собравшись нужно совершить».
«О, Господи! – стал Моисей молиться, –
посланником твоим мне тяжко стать.
Не можешь ли другого Ты послать
к Израильтянам с речью обратиться
Разгневался Господь на Моисея.
Потом промолвил Он:
«Что ж, если сам сказать ты не сумеешь,
тебе поможет брат твой Аарон.1
Пусть он Мои слова народу скажет:
его уста для слова твоего –
Ты будешь вместо Бога для него.
к делам твоим его.
И Моисей вернулся к Иофору
и тестю он сказал:
«В Египет к братьям возвращусь я скоро».
Но не сказал он, Кто его послал.
И Моисея Бог тогда утешил,
сказав: «На свете нет твоих врагов,
иди, не бойся Нильских берегов,
через тебя избавлю Я успешно
народ Мой от оков».
И Моисей жену свою Сепфору
и двух своих сынов,
простившись грустно с тестем Иофором,
сажает на покладистых ослов
и в дальний путь по местности пустынной
в Египет отправляется родной.
Он там рождён и, как к себе домой,
свою семью ведёт он на чужбину.
Господь сказал в дороге Моисею:
«Народу послужи:
все чудеса, которыми владеешь,
в Египте фараону покажи.
Но не отпустит он народ в пустыню.
Тогда ты слово – в слово передай:
Израиль – это сын мой – твёрдо знай.
Он первенец Мой. Усмири гордыню,
его не обижай!
Пусть сын идёт Мне совершить служенье.
Ты отпусти его.
Но, если вновь подвергнешь униженью,
тогда убью Я сына твоего»!
Накрыла ночь бескрайнюю пустыню.
Под сенью пальм усталый Моисей
ночлег устроил, и с семьёй своей
без сна лежал он в грусти и унынье
от дел последних дней.
И Бог его увидел этой ночью
с женою и детьми.
И видит: он святой завет порочит!
И хочет Моисея умертвить.
Тогда Сепфора быстро, не робея,
плоть крайнюю у сына своего
обрезала и тем спасла его,
и отошёл Господь от Моисея
не сделав ничего.
А поутру с Сепфорою простились.
Она ушла к отцу.
И дети с ней обратно возвратились.
А Моисей подвластен лишь Творцу.
Потом Господь наставил Аарона.
И вот в пустыню вышел Аарон,
и у Хоривы встретил брата он.
От брата он узнал Господне слово
и принял, как закон.
Они вдвоём собрали всех старейшин
Израиля сынов.
От всех родов достойных и мудрейших,
завет хранящих дедов и отцов.
Поведал Аарон слова Господни,
что раньше Моисею Бог сказал,
а Моисей знаменья показал,
перед народом повторив свободно.
И всё народ узнал.
Услышал и поверил непреложно,
что Бог их посетил,
что от страданий, муки невозможной
Израиль увести благоволил.
И радость охватила всех Евреев:
«Господь нас не оставил! Он спасёт,
избавит от мучений Свой народ!
Нас из Египта вывести сумеет
свободу принесёт»!
Пред Богом весь Израиль преклонился.
И славился Господь.
И луч надежды новой появился,
чтоб дух тоски унылой побороть…
************************************
1. Аарон – (высокий, учитель, просвящённый) – стал первым первосвященником еврейского народа. Он старший брат Моисея, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина.
Моисей. Глава 5
Последствием первого требования Моисея к фараону было усиление страданий сынов Израилевых; кирпичи без соломы; народ упрекает Моисея.
И вот в Египет с братом Аароном
явился Моисей.
Они предстали перед фараоном
для выполненья миссии своей.
Они сказали: «Наш Господь единый
велел народ в пустыню отпустить,
чтоб там служенье Богу совершить».
Ответил царь: «Гуляньям нет причины.
И кто такой ваш этот Бог Евреев?
Не знаю я Его.
Моей стране вредить Он не посмеет.
И мне какое дело до него»?
Они сказали: «Бог призвал Израиль
чтоб жертву нам в пустыне принести.
Не далеко – всего три дня пути.
Чтоб Божий гнев на нас он не направил,
Израиль отпусти».
Но царь Египта им сказал с презреньем:
«Израиля народ
не подвергайте глупому смущенью,
не отвлекайте больше от работ»!
И в тот же день велел своим клевретам:
надсмотрщикам, приставникам, писцам:
«Прижать Израильтян. Проверю сам,
как приказанье выполните это,
и каждому воздам
за милосердье к пришлому народу!
И пусть для кирпичей
солому сами ищут по свободе;1
при том кирпич, без хитрости своей,
пускай дают, как прежде, в дни былые,
когда солому волею моей
вы им возили со своих полей.
И сделали, как царь велел жестокий.
Израилев народ
по всей земле Египетской широкой
теперь для кирпича жниво2 берёт.
И день и ночь работает упорно,
чтоб неподъёмный выполнить урок.
И сделать кирпичи, и сдать их в срок
пытался он смиренно и покорно.
народ Израилев коварное заданье.
Тогда его старшин,
не принимая слёзы, оправданья,
нещадно бьёт приставник-господин.
И вот пришли Израиля старшины
к царю, в его немыслимый дворец
и возопили: «Что же, наконец,
ты делаешь с народом нашим ныне?
Ведь нам теперь конец!
И фараон надменно им ответил:
«Вы праздны. Ваш народ
ленивей всех рабов на этом свете,
и от того ваш Бог его зовёт
чтоб жертву принести Ему в пустыне.
Полезный труд не принесёт вреда.
Соломы не дадут вам никогда,
а кирпича вы делайте отныне
не меньше, чем всегда».
И поняли тогда Израильтяне:
пощады не видать!
И фараон теперь не перестанет
их мучить, изводить и убивать.
И встретив Моисея с Аароном,
что ждали их ухода из дворца,
винили от Господнего лица
за то, что разозлили фараона
ожесточив сердца.
И Моисей в страданье безутешном
воскликнул: «О, Господь!
Зачем меня послал ты? Безуспешно
я зло царя пытаюсь побороть.
Как только я дошёл до фараона
и говорить стал именем Твоим,
он хуже поступил с народом сим –
гнетёт его без правды и закона,
куражится над ним.
Но ты народ от ига не избавил.
Израиля сынов
Твой замысел сильней страдать заставил,
с их рук не снял губительных оков».
****************************************
1. Солома, выдавать которую запретил фараон, применялась в качестве скрепляющего материала при изготовлении из глины кирпичей для строительства. Мелко изрубленная, она смешивалась с глиной. Такой кирпич считался особо прочным. Достоверность библейского рассказа подтверждается раскопками археологов в Египте;
2. Работа замедлялась тем, что евреи вместо получаемых стеблей теперь должны собирать жниво – остатки соломы на полях.
Моисей. Глава 6
Бог восстанавливает с сынами Израилевыми завет, заключённый с их отцами, но народ, измученный рабским трудом, не внимает слову Господа.
И Бог явился снова Моисею
и так сказал ему:
«Я из Египта выведу Евреев,
свободу дам народу Своему.
Я силою заставлю фараона,
чтоб отменил губительный запрет.
Судом великим, чередою бед
заставлю выполнять Мои законы.
Я помню Мой завет.
Я в древности отцам твоим являлся
как Всемогущий Бог.
Но с именем Господь1 не открывался
в те дни их долгих странствий и тревог.
И с ними Я тогда завет поставил,
чтоб землю Ханаанскую им дать,
потомкам их в грядущем передать.
Но от беды народ Я не избавил –
страдает он опять.
Израиля сыны стенают в рабстве
Услышал Я их стон.
Скажи им: «Я Господь и Мне подвластен
весь Божий мир, цари и фараон.
И Свой народ от ига Я избавлю.
Рукою крепкой накажу врагов,
освобожу народ Мой от оков.
У Египтян Я в рабстве не оставлю
Израиля сынов.
Я вас под гнётом палачей суровых
и буду вашим Богом Иеговой.
Господь для вас – надежда и оплот.
И Я введу вас в землю Ханаана,
ту землю, что отцам обетовал,
в наследие потомкам завещал.
Не близок путь к земле обетованной,
но час идти настал».
И Моисей пересказал Евреям
все Господа слова.
Но те их слушать и понять не смеют –
задавленные рабством существа.
Тогда Господь велел им с Аароном
идти к царю Египта во дворец –
сказать, что есть терпению конец,
что отпустить Евреев фараону
велит их Бог-Творец.
Стал Моисей пред Господом молиться:
«Не слушают меня.
И как мне к фараону обратиться,
когда не внемлют люди и родня?
Но Бог сказал: «Я Бог, Я Иегова
Иди к царю. Не медли и не