по земле,
и град и гром разили всё во мгле.
Погибло всё живое в чистом поле
в небесном хрустале.
А над Гесемом – голубое небо.
Его не тронул град.
Ни гром с огнём, ни град вечор здесь не был.
И зелен луг и зреет виноград.
И фараон послал за Моисеем.
«Ты прав. На этот раз я согрешил, –
так фараон Еврею говорил, –
И я об этом очень сожалею.
Хочу, чтоб умолил
ты Господа. Пусть громы прекратятся
а я не стану больше упираться –
пусть молится в пустыне твой народ».
И Моисей сказал ему: «Я выйду
из города и к Богу обращусь,
о милости Господней помолюсь,
чтоб Иегова вам простил обиду.
Но вскоре я вернусь.
Я знаю, знаю: ты не убоишься
и Бог накажет вас.
И если ты с гордыней не простишься,
нашлёт беду страшней, чем в этот раз».3
И Моисей за город, на свободу
ушёл и руки к Господу простёр,
и тут же посветлел небес шатёр
и воцарилась тёплая погода,
опять покрылось мягкою травою,
закончилась гроза
и не грохочет гром над головою…
Но стало так, как раньше Бог сказал:
ожесточилось сердце фараона,
рабов его. Набравшись новых сил,
народ Еврейский он не отпустил,
нарушив слово, данное у трона.
Он снова согрешил…
*********************************
1. Бессилие волхвов является, вместе с тем, и доказательством бессилия египетских богов-целителей, во главе с богиней Изидой. Боги Египта не смогли предотвратить наступающее бедствие и прекратить наступившее;
2. Фараон оставляется в живых для того, чтобы самому испытать силу Иеговы, Бога Израилева, и послужить орудием прославления Его по всей земле;
3. Вполне понимая истинный характер раскаяния фараона, зная его кратковременность, Моисей соглашается исполнить просьбу царя – помолиться за него Господу, для того, чтобы доказать, что «Господня земля». В прекращении града, как и в изгнании жаб сказывается могущество Иеговы. «Кто побил, Тот исцелит» (Ос.6.1).
Моисей. Глава 10
Бог посылает через Моисея на египтян восьмую и девятую казни: саранчу и тьму.
И Моисея к фараону снова
И говорит Он Моисею слово,
чтоб ведал всё, что будет наперёд:
«Сердца Египтян отягчил Я ныне
и сердце фараона отягчил,
Мои знаменья среди них явил,
чтоб знали все, что Я Господь единый
и нет мощнее сил.
О сих знаменьях ты расскажешь сыну
и сыновьям его.
Пусть помнят люди – Я Господь единый –
создатель мира, сущего всего».
И снова обратился к фараону
с Господним словом старый Моисей:
«Как долго в бессердечности своей
ты будешь нарушать Мои законы –
держать Моих людей?
и для служенья Мне
народ Еврейский отпусти в пустыню.
Он гибнет в рабстве по твоей вине.
Но, если Мой народ не пустишь снова,
то саранчу – ужасную беду
Я завтра на Египет наведу.
Она сожрёт, Моё попомни слово,
всё в поле и в саду.
Она сплошным ковром покроет землю,
наполнит все дома.
И серой, сокрушающей метелью
наполнит воздух и сведёт с ума
рабов твоих, оставшихся без хлеба:
ведь всё, что не побил недавний град
она теперь погубит без преград,
заполнив всю страну с земли до неба.
Ты в этом виноват».
И вышел Моисей от фараона.
Неможется ему.
А царедворцы говорят у трона
упрямому владыке своему:
«Замучит нас совсем их Бог Еврейский.
Он может так Египет погубить.
Не лучше ли народ сей отпустить,
решить всё дело просто, по-житейски –
Пусть Господу служить
Идут в пустыню на три дня Евреи».
И сдался фараон.
Догнать в пути пророка Моисея
и возвратить распорядился он.
И Моисею, будто бы в прозренье,
вести людей в пустыню предложил,
но тут же, ненароком, вопросил:
А кто пойдёт, чтоб совершить служенье?
Ты многих пригласил»?
Ответил Моисей: «Пойдём все вместе.
Пойдут и стар и млад.
Евреи не останутся на месте –
из нас ведь службе Божьей каждый рад».
«Пусть будет так! – им фараон ответил, –
Но только мне не ясно почему,
я в толк такого дела не возьму,
нужны вам для служенья ваши дети?
Сего я не пойму.
О, нет и нет! Пойдут одни мужчины,
Я чувствую, замыслили вы ныне
И тут же Моисея с Аароном
прогнали прочь из царского дворца,
убрав от фараонова лица.
Пинками проводили их от трона
до царского крыльца.
И Моисей простёр свой жезл старинный
на веси и поля,
на города, на горы и низины,
И день и ночь сухой восточный ветер
нёс на Египет тучи саранчи.
Её несло и утром и в ночи
и нанесло коврами на рассвете –
земли не различить.
Та саранча поела всё, что было:
траву, плоды и хлеб.
Всю зелень по Египту словно смыло.
И в саранче сады, луга и степь.
Такой беды не знал Египет прежде
и Божьей волей – не узнает впредь.
«Нам остаётся только умереть, –
стонали Египтяне без надежды
беду преодолеть.
И царь поспешно вызвал Моисея,
сказав: «Я согрешил
пред Богом вашим. Очень сожалею.
Проси Его, чтоб Он меня простил».
И Моисей молился о прощенье.
И в этот раз Египет Бог простил.
Он сильный встречный ветер учинил
в ответ на Моисеево моленье.
Тот ветер уносил
все тучи саранчи к Чермному морю
и в нём её топил,
и вскоре на Египетском просторе
всю землю от неё освободил.
Но тут же злое сердце фараона
Господь ожесточил ещё сильней,
чем это было в казнях прошлых дней.
И фараон, нарушив все законы
и чести и людей,
не отпустил Евреев для служенья.
«Я накажу Египет затемненьем,
чтоб Господа узнал»!
И в полдень Моисей, по воле Бога,
простёр ладони к ясным небесам,
и начались в Египте чудеса –
сплошная тьма упала на дороги –
не видят путь глаза.
Три долгих дня в Египте тьма густая.
Увязли в ней дома.
Во мраке мир от края и до края.
Всё затопила, поглотила тьма.
три бесконечных, беспросветных дня.
Жрецы Египта, в верности клянясь,
молили бога Ра его дать слугам
небесного огня.
И лишь в Гесеме свет Господь оставил
Израиля сынам.
От страшной тьмы Он свой народ избавил.
И Божий свет в Египте только там.
И снова царь послал за Моисеем
и так ему сказал на этот раз:
«Вас отпустить в пустыню дам приказ.
Детей своих берёте не жалея,
Ваш крупный скот и мелкого отары
пусть остаются здесь».
И Моисей ему ответил старый:
«Нам нужен скот для жертвы – весь, что есть.
Ведь мы не знаем, не придя на место,
какую жертву примет наш Господь,
какую взять для всесожженья плоть.
Доселе не пришлось
нам приносить такие жертвы Богу.
И мы со всем скотом
должны теперь отправиться в дорогу.
А жертву Бог укажет нам потом».
(Упрямство то Господь в него вселил).
Израиля сынов не отпустил,
от просьбы Моисея разъярился
и грозно завопил:
«Пошёл отсюда! Больше не являйся
перед моим лицом!
Иди и никогда не возвращайся!
Приход сюда грозит тебе концом!
В тот день, когда меня увидишь снова
ты пожалеешь, что ещё живёшь,
ты страшной смертью в этот день умрёшь –
даю тебе я фараона слово.
Иди, пока идёшь»!
И тихо Моисей ему ответил:
«До самого конца,
как ты сказал, теперь на этом свете,
я не увижу твоего лица».
Моисей. Глава 11
Моисей угрожает фараону десятой казнью: смертью всех первенцев.
Но прежде, чем покинуть зал дворцовый,
пророк сказал царю:
«Последнее тебе Господне слово
я уходя с печалью говорю.
Господь сказал: «В полночный час незримо
Я по Египту грешному пройду,
во все дома Египтян Я войду,
рукою крепкой суд неотвратимый
меж ними проведу:
все первенцы умрут в ночи кромешной –
от первенца царя,
до первенца рабыни безутешной.
И к утру, не взойдёт ещё заря,
в Египте вопль поднимется великий:
такой беды не знали города
и больше не узнают никогда
И не уйдут ни раб, ни царь-владыка
от Божьего суда.
Израиля сыны не пострадают –
И весь Египет в этот день узнает:
не дал Господь в обиду Свой народ»!
Рабы твои придут ко мне с поклоном
и скажут: «Пусть Израильский народ
в пустыню на служение идёт».
И вышел Моисей от фараона,
всё зная наперёд.
Господь сказал ему: «Настало время,
что сказано – свершу:
в последний раз Египетское племя
за Мой народ примерно накажу.
Вас после казни фараон отпустит.
Непросто будет вас он отпускать –
поспешно из Египта станет гнать.
Ни часа промедленья не допустит.
Теперь же своему внуши народу:
пусть просят Египтян,
чтоб те перед исходом на свободу
одаривали всех Израильтян.
Серебряные вещи, золотые
одежду для Израильских детей,
чтоб добровольно, волею своей
дарили старики и молодые.
Я силою Моей
дал милость в их глазах Израильтянам».
А старец Моисей,
что предсказал им казни без обмана,
для них жреца верховного главней.
Моисей. Глава 12
Господь установил навсегда Пасху и праздник опресноков; Моисей объявляет старейшинам Израилевым повеление Господа; поражение первенцев; начало исхода в пасхальную ночь.
В преддверье новой жизни для Евреев,
к которой Бог ведёт,
Господь сказал пророку Моисею:
«Для вас наступит завтра новый год.
И этот месяц станет самым первым –
с него начнётся времени отсчёт.
Народ его Авивом 1 назовёт,
и свой исход – мучительный, но верный,
он в эти дни начнёт».
И повелел Господь Его народу
и в ночь грядущей солнечной свободы
велел Он Пасху 2 учредить Свою.
И кровью агнца смазать к ночи двери,
на волю никому не выступать,
а, славя Бога, мирно пировать.
И быть готовым, Моисею веря,
«А Я, — сказал Господь пройду сей ночью
Египетской землёй.
И Божий суд увидят все воочью –
на вызов их – ответ суровый мой.
Все первенцев погубит язва злая.
По всей земле, в селеньях и местах
их всех от человека до скота
по крови на домах.
Знаменье увидав, пройду Я мимо
и смерть не наведу.
Но в эту ночь Я суд неумолимо
Египетским богам произведу.
Да будет день сей памятен, как праздник
для вас и ваших внуков на века.
Дорога из неволи не легка,
но позади Египетские казни
и вот Моя рука.
Установление пасхи
Я в эту ночь вас выведу из плена
и все сынов Израиля колена
приму, как Мною избранный народ».
Господню волю с братом Аароном
старейшинам передал Моисей
и объяснил, как в круговерти дней
им соблюдать пасхальные законы
среди своих семей.3
И сделали в Египте все Евреи,
как Бог им повелел,
как Аарон с провидцем Моисеем
старейшинам их передать сумел.
И поразил Господь своей десницей
всех первенцев Египетской земли.
Спасти сынов от смерти не смогли
ни фараон, ни жалкий раб в темнице
Все дети полегли.
Поражение первенцев
И поднялся в Египте вопль великий,
во всех его домах.
И это, Богом посланное лихо,
постигло всех, сводя людей с ума.
А ночью Моисея с Аароном
сражённый горем фараон призвал
и выйти из Египта приказал:
«Не стану больше вам чинить препоны, –
в тот час он им сказал. –
Идите все и Господу служите,
как говорили вы,
ваш мелкий скот и крупный скот возьмите,
избавьте нас от гибельной судьбы».
В ту ночь народ Израилев поднялся:
мужи и жёны, дети, старики,
и в дальний путь от вековой тоски
за Моисеем праведным подался
в пустынные пески.
Израильтян богато одарили
Египтяне в те дни.
По милости Господней их снабдили
одеждами и золотом они.
И вот от Раамсеса до Сокхофа4
течёт людской немыслимый поток
в Гесемской 5 стороне его исток,
но не беда, не мор, не катастрофа
ведёт их на Восток.
Господь давал отцам их обещанье
и выполнил обет.
Народ провёл в Египте, как в изгнанье,
четыре сотни тридцать долгих лет.
числом до миллиона человек
Египет покидает и навек
день этот — праздник Пасхи всенародный,
святая ночь для всех.6
*********************************************
Примечания:
1. Авив – месяц колосьев, названный после вавилонского плена Нисаном – первый месяц церковного года
2.Пасха – («песах» — прохождение мимо). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и своё избрание в народ Божий, своё рождение, так как исход и имел своей целью возрождение Израиля в народ Божий;
3. В гл.12 библейской