книги Исход, стихи: 3 –11; 5 – 20; 43 – 49 изложено подробное описание пасхальных правил и установлений Господних;
4. Города, построенные сынами Израилевыми в годы египетского рабства;
5. Гесем – земля компактного проживания евреев в Египте, отведенная им ещё при жизни Иосифа;
6. Ночью с 14-го на 15 нисана начинается праздник Пасхи у иудеев и по сей день. Именно в эту ночь Господь прошёл мимо их домов, поражая египетских первенцев, в эту ночь начался исход из Египта.
Моисей. Глава 13
Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков; путешествие к Чермному морю; столп облачный днём и огненный — ночью.
И снова обратился к Моисею
Господь. И так сказал:
«Всех первенцев спасённых у Евреев:
как у людей, так тех, что скот давал,
Мне освяти – Мои они отныне.
И суждено им Господу служить,
чтоб чистый скот Мне в жертву приносить
во время ваших странствий по пустыне,
и всем примером быть».
А Моисей всё передал народу.
И вот его слова:
«Господь Израиль вывел на свободу.
Сегодня день священный торжества.
Настали дни свободы долгожданной.
Достигнув мест, где Бог даёт нам жить,
мы станем верно Господу служить
на пажитях земли обетованной
И в память этих дней по Божью слову
семь дней народ не станет есть квасного –
лишь бедствия сухой и пресный хлеб.1
И внукам объясним: рукою могучей
из дома рабства вывёл нас Господь,
не дал врагу Израиль побороть.
Об этом память в сердце неотлучна –
Когда Господь поднял в поход Евреев,
Не в Ханаан направил, их жалея,
а на Восток заставил повернуть.
Он знал – они ещё слабы, и для сражений,
как воины, покамест не годны,
и силы для похода им важны,
а битвы с грозной силой Хананеев
сейчас им не нужны.
Мужи и старцы, женщины и дети
широкой полосой
за Моисеем вышли на рассвете
в пустыню, освежённую росой.
И не забыт Иосиф на чужбине.
Завет его исполнили сыны,
и кости патриарховы они
с собою унесли через пустыню
из чуждой стороны.
Людской поток песками, без дороги
И видят, с нарастающей тревогой,
безлюдье и бескрайний небосвод.
Но впереди, великий и прекрасный,
Господь укрытый облачным столпом,
в ночи горящем и прохладным днём,
ведёт народ от участи ужасной
задуманным путём.
И столп не отлучался от народа
все дни его пути.
И вот вдали, на грани небосвода,
как Бог велел, до древнего Ефама.3
Разбили здесь Евреи первый стан.
Здесь краткий отдых был им Богом дан.
Но дальше нет пути ни вспять, ни прямо –
захлопнулся капкан:
ведь на границе, на краю пустыни —
форпосты их врага.
На Север – горы, в них народ погибнет,
а на Востоке – моря берега.
Но до утра сияет столп Господень
и дивным светом отгоняет ночь.
И все сомненья отступают прочь.
Народ, который Господу угоден,
*********************************
1. Памятование об исходе из Египта будет сопровождаться исполнением закона об опресноках (пресных, бездрожжевых лепёшках), т.к. вкушение «хлеба бедствия» — опресноков (впоследствии — мацы) и есть наглядное выражение воспоминания об этом событии;
2. Моисей, предпосылает объявлению законов о празднике опресноков и посвящении первенцев указание причин их возникновения. События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея и «памятной повязкой перед глазами», т.е. должны быть ясны и живы. Мыслью о них должно быть проникнуто всё сердце еврея (Второзаконие, 6 гл., 6 ст. и др.), а потому и сами законы никогда не предадутся забвению;
3. Ефам – египетский форпост в конце пустыни.
Моисей. Глава 14
Войска фараона погнались за Израилем до Чермного моря; Господь разделяет воды для Израиля и топит египтян.
к Ваал-Цефон,1 дорогою иной.
И, выбрав снова место между морем
и названным форпостом египтян,
поставить ненадолго новый стан.
Набравшись сил, поход продолжить вскоре,
А фараон сказал, узнав об этом:
«Израиля сыны
в песках пустыни, солнцем перегретой,
увязли и вернуть мы их должны.
Они от нас ушли не для молитвы,
и мы должны скорее их догнать.
Пустыней все пути им перекрыты,
и мы не станем ждать»!
И вскоре колесницы фараона
с ним во главе, колонна за колонной
в решительный отправились поход.
Два воина с оружьем в колеснице,
а третий управляет лошадьми.
И солнце над конями и людьми
застила пыль, и вспугнутые птицы
срываются с земли.
А в сердце фараона злость клокочет.
Рабов своих вернуть
к себе на стройки он немедля хочет,
и войску не даёт он отдохнуть.
И вот в пустыне, при Пи-Гахирофе
сынов Израиля увидел он кордон.
а позади, несущий катастрофу
Евреи испугались и смутились,
увидев злую рать.
Мужи их к Моисею обратились:
«Зачем сюда привёл нас умирать?
Не мы ли говорили там, в Египте,
что лучше рабство горькое, чем смерть.
И вот теперь придётся умереть»!
Но Моисей сказал народу: «Ждите!
О рабстве не жалеть!
Спасение Господне не замедлит.
Ведь с нами Бог всегда.
Он Египтян накажет, не промедлит,
не встретим мы их больше никогда»!
А Моисею Бог сказал могучий:
«Что, Моисей, взываешь ты ко мне?
Спасенье близко, на песчаном дне.
Я Египтян укрою чёрной тучей,
и, как в волшебном сне,
пройдёт Израиль сквозь пучину моря,
меж двух морских валов.
А Египтян постигнет злая доля –
не унесут домой своих голов.
На море ты направь свой жезл старинный,
Чермное море жезлом раздели,
чтоб вы пройти по дну его смогли.
Послушно море на две половины
отхлынет до земли.
Ожесточу Я сердце фараона,
он кинется вослед,
но больше не увидит небосклона,
покинет вместе с войском Божий свет.
что Я Господь и славою Моей
решаю судьбы мира и людей,
и ведаю грядущее заранее
в цепи бескрайних дней»!
И Ангел Божий, шедший перед станом,
встал позади его.
И мраком обратился к Египтянам:
в кромешной тьме не видят ничего.
Но свет небесный освещал дорогу
Израиля сынам на их пути.
И удалось до моря им дойти,
уняв под оком Божиим тревогу,
Свой посох Моисей простёр над морем
и чудо из чудес!
Господь навёл восточный ветер, вскоре
разверзший море силою небес.
К рассвету невозможная картина
глазам людей открылась наяву:
до дна разрезал на две половины,
раздвинув, как траву
И обнажились тайны дна морского.
И стало сушей дно.
А воды, как борта пути сухого,
поднялись к небу зыбкою стеной.
И посуху пошли Израильтяне
меж двух живых, изменчивых валов,
доверясь Господу без слёз и слов.
И ринулись за ними Египтяне,
но был Господь суров.
Воззрел на рать их в середине моря
из Божьего столпа,
смутил их разум в жутком коридоре –
И колесницы стали тяжко вязнуть
в морском, людьми протоптанном песке,
а Египтяне в страхе и тоске
теперь на берег выбраться согласны,
всё бросив, налегке.
Им ясно – это Бог хранит Евреев,
а им спасенья нет!
«Нас всех Господь убьёт, не пожалеет!
Затопит море нашей жизни след»!
И словно эти мысли подтверждая,
гром разорвал нависший небосвод,
и молнии пронзили лоно вод.
И Египтян бегущих провожая,
Переход евреями Чермного моря
Моисей направил жезл старинный,
как повелел Господь,
на море, на пески дороги длинной,
И в тот же час, бурля и завихряясь,
в свои пределы хлынула вода,
на дне морском оставив навсегда
Египтян, что спасти себя пытались
от Божьего суда…
Избавил в этот день Господь могучий
Израиля сынов
от рабства ненавистной чёрной тучи,
египетских мучительных оков.
И над волной морской Израильтяне,
спасённые великою рукой,
всем существом своим и всей душой,
пред Господом склонились утром ранним
Услышали они Господне слово
уверовал народ:
Господь – единый Бог наш Иегова –
лишь Он один нам свет и жизнь даёт.
И Моисей – раб Господа великий,
Господне слово в мир несёт для нас.
Всю правду, без обмана и прикрас
открыл нам сей провидец светлоликий,
**************************************
1. Ваал-Цефон, Пи-Гахироф, Мигдол – египетские пограничные, укреплённые поселения в области будущего Суэца;
Моисей. Глава 15
Торжественная песнь Моисея и Мариами; Моисей делает воды Мерры сладкими.
И торжество наполнило все души:
спасён Израиль, уничтожен враг!
Народ стоит на чистой, твёрдой суше,
а их гонитель повержён во прах!
И Моисей торжественно и мощно
заводит песнь, за жизнь благодаря
единого небесного Царя.
Он славит Господа светло и непреложно.
И ширится заря…
Торжественная песнь Моисея
(каждую последнюю строку куплета повторяет хор
мужчин)
Хвалу мы Господу поём. О, Иегова!
Над миром ты вознёсся высоко.
Твоё дыханье, мысль Твоя и слово
вошли в сердца народа глубоко!
Ты крепость наша, наша честь и слава.
Спасенье наше, свет и благодать.
В руках Твоих судьба миров и право –
всю злую силу смог Ты покарать.
Ты Бог отцов. Тебя мы превозносим.
В Чермное море ввергнул ты врага.
Его, как камень, Ты в пучину бросил.
Ты щит нам и рука Твоя крепка!
Твой гнев спалил Египтян, как солому.
Величьем славы ты их низложил.
Им никогда не видеть больше дома,
а их богам отныне свет не мил.
От дуновенья Твоего раздались воды.
Стенами встала влага с двух сторон.
Ты нам дорогу проложил в свободе:
по дну морскому – вольный перегон.
Нас лютый враг хотел догнать в пучине,
сразить мечом и в рабство возвратить
Но дунул Ты, и где гонитель ныне?
На дне морском ему вовеки быть!
Ты над богами Бог и чудотворец,
величественен святостью Своей,
величия и мудрости колодезь,
ведёшь Ты в отчий край Твоих людей.
От ужаса трепещут все народы:
они узнали о Твоих делах,
и все сердца, все княжества и роды
пред мышцею Твоей сжимает страх.
Так пусть Филистимляне, Хананеи
узнают всё про славный наш поход,
и пусть они, как камень онемеют,
когда идёт Твой избранный народ.
Веди его и насади на месте
святого достоянья Твоего.1
И в Ханаане дух отцов воскреснет.
Ты наш Господь. Тебя мы превозносим.
В Чермное море ввергнул ты врага.
Его, как камень, Ты в пучину бросил.
Ты щит нам и рука Твоя крепка!
* * *
Вот Мариамь – сестрица Моисея.
Тимпан 2 в её руке.
И женщины запели вместе с нею
И эхо вторит гимну вдалеке:
«Тебя, Господь, над всеми превозносим!
И мощь твоя над миром велика
Ты погубил могучего врага!
Его, как камень ты в пучину бросил!
Рука Твоя крепка»!
И отдохнув, послушный Моисею,
по воле Бога древние Евреи
Их Моисей повёл по Сур-пустыне.3
Три дня они под жарким солнцем шли.
Воды они в пустыне не нашли
и вышли в Мерру4 (там поток и ныне
выходит из земли).
И бросились к воде нетерпеливо
Израиля сыны.
Но воды Мерры с виду лишь красивы –
на вкус они горьки и солоны.
И возроптал народ на Моисея:
«Мы здесь умрём, ведь нечего нам пить.
Мы без воды не можем больше жить»!
стал Господа просить.
И указал Господь ему на древо.
И взял его пророк,
и бросил в воду Мерры, твёрдо веря,
что слово Бога станет людям впрок.
О диво! Воды Мерры прояснились,
а соль и горечь полностью ушли,
и для питья теперь они милы.
И люди в силе Божьей убедились
и воду пить смогли.
Господь сказал: » Покуда ты, народ Мой,
внимаешь Мне без слов,
покуда ты устав Мой и закон Мой
с глубокой верой исполнять готов,
пока святые заповеди Божьи
ты будешь верно соблюдать и чтить,
тебя, народ Мой, буду Я хранить
ни хворь, ни мор тебя не потревожат,
здоровым будешь жить»!
Поднялся Моисей и, Богу вторя,
пошёл, народ за ним,
и по пустыне, вдоль Чермного моря,
пришли в благословенный край Елим5
А там журчат источники, там пальмы
плодами фиников отягчены.
Не видели Израиля сыны
прекраснее в своём походе дальнем
и радостней страны.
*************************************
1. Имеется в виду земля Ханаанская, освящённая богоявлениями патриархам и жертвенниками Богу;
2. Тимпан – музыкальный инструмент – род бубна (кожа, натянутая на обод);
3. Пустыня Сур, позднее названная Ефам.