Из библейских описаний следует, что евреи после перехода через Чермное (Красное) море шли не по прямой караванной дороге, ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу, вдоль восточного берега моря. Пустыня Сур-Ефам могла получить двойное название от двух лежащих в ней городов;
4. Мерра – (горечь). Место первой остановки после перехода моря. Полагают её местонахождение в долине Гавара. Это источник горько-солёной минеральной воды, малопригодной для питья;
5. Елим – второй стан, который находился южнее Мерры в теперешней долине Гарандель (Вади-Гурундель), где и по сей день растут прекрасные пальмы, а источником чистой воды пользуется вся округа;
Моисей. Глава 16
В ответ на ропот Израильтян Господь даёт им манну; её описание и повеления относительно неё.
К пустыне Син подались из Елима
Израиля сыны.
Уж тридцать дней путём неотвратимым
по воле Бога странствуют они.
на Моисея – своего вождя
и Аарона: «Так страдать нельзя.
Недавно умирали мы от жажды.
В пустыню Син придя,
от голода страдать мы начинаем».
«В пустыне сей, в предгории Синая,
небесный хлеб народу Я создал.
И пусть по утру весь народ выходит –
в пустыне хлеб он на песке найдёт.
Пусть каждый на день для себя возьмёт.
А в день шестой пусть в поле дольше ходит
и на два дня берёт.
Я в эти дни Израиль испытаю:
Мне нужно верно знать,
что Мой народ, законы признавая,
по воле Бога станет поступать».
И Божье слово Моисей святое
народу с Аароном передал,
и обществу ещё он так сказал:
«Что ропщите на нас? Что мы такое?
Господь вам волю дал!
Предстаньте перед Ним. Он вас услышал,
а ропот ваш неверен и нелеп.
И вечером он мясо даст вам в пищу,
а поутру – чудесный новый хлеб».
И к вечеру, лишь солнце закатилось,
но ширь пустыни не накрыла мгла,
на стан сошли с небес перепела!
И нежной птицей вся земля покрылась.
А утро принесло росу обильно,
но вот сошла роса
и видят: всю пустыню изобильно
покрыла белоснежная пыльца.
Такого раньше не видали люди:
мельчайшей крупкой устлана земля.
И вопрошали, Господа моля:
«Зачем Господь послал такое чудо,
нам взоры веселя»?
Им Моисей ответил: «Хлеб насущный
Господь вам в пищу дал!
Его вы собирайте и послушно
живите так, как Он вам указал!
Берите в день на душу по кувшину.
а только на день хлеб сей собирать.
И нас Господь в пустыне не покинет
не даст нам погибать».
Израиль в пустыне
И ту крупу собрали утром ранним
во всей её красе.
И первый хлеб спекли Израильтяне.
И радостны и сыты были все.
А несколько семей не удержались –
на завтра припасли себе крупы
(наверно были жадны и глупы,
а, может, для детей своих старались –
желания рабы).
И к утру весь их сбор кишел червями
А Моисей суровыми словами
не верящих и жадных отчитал.
«Господь сказал, – он повторил народу,
до солнца ежедневно всем вставать
и хлеб свой только на день собирать
но в день шестой готовить на субботу –
по два кувшина брать.
Что надо печь, в шестой вы день пеките,
в шестой варите день и не грешите –
дан день седьмой, чтоб Господа хвалить.
В субботний день святой всё цело будет,
что приготовите вы из еды,
а хлеба испарятся и следы –
его в пустыне люди не добудут –
напрасные труды!
Но несколько семей в пустыню вышли
И не достались хлеба им излишки –
вернулся каждый в стан с пустой сумой.
И говорил Господь в те дни пророку:
Мои законы дерзко нарушать,
не соблюдая заповеди Бога?
Придётся отвечать»!
И в день седьмой покоились Евреи,
как им Господь велел.
И слушались пророка Моисея.
Никто закон нарушить не посмел.
И хлебу имя нарекли в то время.
Небесной МАННОЙ хлеб тот назван был,
который с неба сам Господь спустил,
чтоб им насытить страждущее племя,
придать для странствий сил
в пустыне под палящим небосводом
где нету ни зерна.
Был хлеб из манны, как лепёшка с мёдом,
и сорок лет питала их она.
И повелел Господь: «Возьмите манну
в кувшине запечатайте её,
потомки ваши сквозь веков туманы,
и предков бытиё.
И Аарон сосуд наполнил манной –
в святилище пред Господом поставил
на память, как Господь народ спасал.
*******************************************
1. Пустыня Син – израильтяне пришли сюда не прямо из Елима, а из стана при море;
Моисей. Глава 17
Бог даёт Израилю воду из скалы: Нападение Амалика на Израильтян и его поражение.
И снова Божий столп пришёл в движенье.
За ним поднялся стан.
Опять в пути по Божьему веленью
несметные ряды Израильтян.
Они расположились в Рефидиме.1
Господь их путь к Синаю пролагал,
но без воды страдал невыносимо
и Моисея звал
и укорял пророка, словно Бога,
за то, что нет воды,
что зря Израильтян поднял в дорогу,
привёл в пустыню смерти и беды.
И Моисей ответил им сурово:
«Зачем вы укоряете меня,
зачем гневите Господа, кляня
его пророка злым, обидным словом
здесь на закате дня»?
И возопил он к Господу: «Что делать?
Они меня убьют!
О, Господи! Ведь не могу я ведать,
где воду для питья находят тут»!
«Возьми свой жезл. Пройди перед народом, –
сказал Господь пророку своему, –
Заботу эту Я сейчас сниму:
твоей рукой при всех открою воду
народу Моему.
Возьми с собой старейшин. С ними вместе
Там на скале, в Моём заветном месте
Я стану в вышине перед тобой.
Ты жезл поднимешь и в скалу ударишь.
Скала разверзнет недра и тогда
Ты под струю лицо своё подставишь,
всех созовёшь сюда».
И сделал Моисей по слову Бога.
Всё, как Господь сказал.
И пил Израиль. И ушла тревога.
Меривой2 Моисей скалу назвал.
Тому причиной было укоренье:
пророка укоряли в этот раз,
что без воды оставил их сейчас.
И Господа то было искушенье:
Ещё волненье не утихло в стане,
как новая беда:
на стан напали Амаликитяне,3
в пустыне промышлявшие тогда.
Исавовы потомки в этом крае
разбоем занимались сотни лет,
им промысла в пустыне лучше нет.
Другого дела исстари не знали
ни их отец, ни дед.
И Моисей поставил Иисуса4
Тот молод был, силён, в бою искусен,
войсками мог в бою руководить.
Сын Навина в свои сорок четыре
отважен и, как юноша силён,
но вместе с тем расчётлив и умён.
Для Моисея нет достойней в мире.
И поручает он
собрать мужей для битвы Иисусу
Грабителей, поддавшихся искусу,
прогнать от стана, смертью покарать.
И он сказал: «Здесь, на холме я встану
за ходом битвы буду наблюдать,
Господень жезл над битвою держать.
А вы должны сражаться неустанно –
разить и побеждать.
И Моисей на холм поднялся утром.
С ним верный Аарон.
И зятя Ора, собранный и мудрый,
к себе в тот час позвал на помощь он.
И поднял жезл над битвою в долине.
Там Иисус врага разил и гнал,
там Амалик, оправясь, наступал.
И день уже клонился к половине,
когда пророк устал.
Ведь было так: евреи побеждали,
когда он жезл вздымал.
но Амаликитяне наступали,
когда пророк жезл Божий опускал.
встал справа Аарон, а слева Ор
и Моисею, в виде двух опор,
воздеты руки с жезлом укрепили.
И ослабел напор
Молитва Моисея
кочевников – грабителей заклятых.
И вот к исходу дня
был в прах повержен Амалик проклятый.
Закончилась кровавая резня.
Господь сказал пророку Моисею:
«Ты в книгу для потомков се впиши,
а Иисусу Навину внуши,
что память о враге его рассею
как сон, как миражи».
И Моисей там жертвенник устроил,
набравшись свежих сил.
А имени его он удостоил
в честь Господа – Иегова Нисси5
«Моя рука, – сказал он, – возвышала
Господне знамя над врагом людей.
Господь уставил силою своей,
чтоб наша рать врага одолевала
до окончанья дней.
************************************
1. Рефидим – последний перед Синаем стан предполагают в долине Шейх, в местечке Сувейра, где находится камень, называемый «седалищем Моисея»;
2. Масса и Мерива – искушение и укорение;
3. Амаликитяне – потомки Исава – кочевой, живущий грабежом, народ. Занимали пространство между Идумеей и Синаем;
4. Иисус Навин, первоначально называемый Осией, впервые появляется здесь на страницах Св.Писания;
5. Иегова Нисси – Господь знамя моё.
Моисей. Глава 18
Иофор посещает Моисея и приносит всесожжение Богу; по совету Иофора Моисей ставит судей над Израилем.
Священник Иофор – тесть Моисеев,
что в Мадиаме 1 жил,
услышал о спасении Евреев:
о том, что сам Господь их выводил
из тяжкого египетского рабства,
про всё, что при Исходе сделал Бог,
про чудеса, про то, что Он помог
с собой на волю унести богатства,
И Иофор взял дочь свою Сепфору
и двух её сынов
и к стану Моисееву, под гору,
привёл, покинув мадиамский кров.
Какую радость старец поседевший,
увидев лица близких, испытал.
Жену, детей и тестя целовал.
Вдали от стана встретил он пришедших
Он тестю рассказал про всё, что было:
как море перешли
и как Господня праведная сила
прийти на помощь всякий раз спешит.
И радовался тесть благодеяньям,
которые Господь для них явил,
когда народ для жизни возродил.
Благословил он Господа деянья,
Его благословил.
И Иофор задумчиво промолвил:
«Я верю, Что Господь
свой замысел таинственный исполнил,
что всех богов Он может побороть»!
И старец Иофор – тесть Моисеев,
старейшин с Аароном пригласил
и хлеб с ним разделить их попросил,
и жертвы он принёс и всесожженье
для Бога совершил.
А утром необычное явленье
увидел Иофор:
взволнованных людей столпотворенье
в долине горной, где стоял шатёр.
И Моисей воссел перед народом,
он целый Божий день решал дела,
покуда ночь на землю не сошла,
накрыв пустыню звёздным небосводом,
«Ты что же это делаешь с народом? –
сказал пророку тесть, –
Чтоб рассудить людей нужны ведь годы,
и то всего не сможешь ты учесть»!
«Ко мне идут просить суда у Бога, –
ответил Иофору Моисей, –
и каждого пойми и пожалей…
Такая уж мне суждена дорога
до окончанья дней».
«Нет, ты не прав, – сказал ему на это
священник Иофор, –
послушай, зять мой, доброго совета.
Внимательно послушай и не спорь.
Таким судом ты лишь себя измучишь,
до крайности народ свой доведёшь,
а все дела один не разберёшь
и правды в одиночку не получишь.
Один для нас – Господь во всей вселенной.
Пред Богом для людей
посредник ты прямой и откровенный.
И не оставит милостью Своей
Господь народ, и путь ему укажет
через тебя, вложив в уста твои
уставы и веления Свои.
что Бог ему велит.
А чтоб судить народ в любое время,
людей ты подбери.
Способных, честных знает наше племя.
Их призови к себе, поговори.
Из бескорыстных, что боятся Бога,
начальников над тысячей назначь –
пускай решают тысячу задач
там, вдалеке от твоего порога.
обиженных и ждущих правосудья
в делах своих земных.
Рассудят их на месте ваши судьи
из новых стоначальников твоих.
Начальников поставь над полусотней
и десятиначальников поставь.
А сам неси законы и устав
народу, путь указывай Господний,
Его пророком став.
Начальники о каждом важном деле
тебе всё донесут,
а малые дела решать сумеют
и сами совершат законный суд».
И тестя своего пророк послушал.
Он сделал всё, как думал Иофор.
И суд у них вершили с этих пор
достойные, им избранные мужи.
Суд честен был и спор.
А Моисей был благодарен тестю
И вскоре Иофор почтенный с честью
отпущен был домой на склоне лет.
А Моисей – посредник перед Богом,
учил людей уставам и делам,
законы Божьи постигал он сам,
народ готовя в дальнюю дорогу,
писал по вечерам.
*********************************
Примечания:
1. Мадиам – пустынная местность вокруг восточной ветви Чермного моря, куда в своё время скрылся от преследования фараона Моисей и женился на Сепфоре – дочери Мадиамского свыщенника Иофора.
Моисей. Глава 19
Явление Господа Моисею на горе Синае.
Два месяца народ провёл в пустыне.
На третий,