Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

Из библейских описаний следует, что евреи после перехода через Чермное (Красное) море шли не по прямой караванной дороге, ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу, вдоль восточного берега моря. Пустыня Сур-Ефам могла получить двойное название от двух лежащих в ней городов;

4. Мерра – (горечь). Место первой остановки после перехода моря. Полагают её местонахождение в долине Гавара. Это источник горько-солёной минеральной воды, малопригодной для питья;

5. Елим – второй стан, который находился южнее Мерры в теперешней долине Гарандель (Вади-Гурундель), где и по сей день растут прекрасные пальмы, а источником чистой воды пользуется вся округа;

Моисей. Глава 16

В ответ на ропот Израильтян Господь даёт им манну; её описание и повеления относительно неё.

К пустыне Син подались из Елима

Израиля сыны.

Уж тридцать дней путём неотвратимым

по воле Бога странствуют они.

И возроптало общество однажды

на Моисея – своего вождя

и Аарона: «Так страдать нельзя.

Недавно умирали мы от жажды.

В пустыню Син придя,

от голода страдать мы начинаем».

Тогда Господь сказал:

«В пустыне сей, в предгории Синая,

небесный хлеб народу Я создал.

И пусть по утру весь народ выходит –

в пустыне хлеб он на песке найдёт.

Пусть каждый на день для себя возьмёт.

А в день шестой пусть в поле дольше ходит

и на два дня берёт.

Я в эти дни Израиль испытаю:

Мне нужно верно знать,

что Мой народ, законы признавая,

по воле Бога станет поступать».

И Божье слово Моисей святое

народу с Аароном передал,

и обществу ещё он так сказал:

«Что ропщите на нас? Что мы такое?

Господь вам волю дал!

Предстаньте перед Ним. Он вас услышал,

а ропот ваш неверен и нелеп.

И вечером он мясо даст вам в пищу,

а поутручудесный новый хлеб».

И к вечеру, лишь солнце закатилось,

но ширь пустыни не накрыла мгла,

на стан сошли с небес перепела!

И нежной птицей вся земля покрылась.

И ночь на стан легла.

А утро принесло росу обильно,

но вот сошла роса

и видят: всю пустыню изобильно

покрыла белоснежная пыльца.

Такого раньше не видали люди:

мельчайшей крупкой устлана земля.

И вопрошали, Господа моля:

«Зачем Господь послал такое чудо,

нам взоры веселя»?

Им Моисей ответил: «Хлеб насущный

Господь вам в пищу дал!

Его вы собирайте и послушно

живите так, как Он вам указал!

Берите в день на душу по кувшину.

На утро ничего не оставлять,

а только на день хлеб сей собирать.

И нас Господь в пустыне не покинет

не даст нам погибать».

Израиль в пустыне

И ту крупу собрали утром ранним

во всей её красе.

И первый хлеб спекли Израильтяне.

И радостны и сыты были все.

А несколько семей не удержались –

на завтра припасли себе крупы

(наверно были жадны и глупы,

а, может, для детей своих старались –

желания рабы).

И к утру весь их сбор кишел червями

и жуткий смрад давал.

А Моисей суровыми словами

не верящих и жадных отчитал.

«Господь сказал, – он повторил народу,

до солнца ежедневно всем вставать

и хлеб свой только на день собирать

но в день шестой готовить на субботу –

по два кувшина брать.

Что надо печь, в шестой вы день пеките,

что надобно варить

в шестой варите день и не грешите –

дан день седьмой, чтоб Господа хвалить.

В субботний день святой всё цело будет,

что приготовите вы из еды,

а хлеба испарятся и следы –

его в пустыне люди не добудут –

напрасные труды!

Но несколько семей в пустыню вышли

на сборы в день седьмой.

И не достались хлеба им излишки –

вернулся каждый в стан с пустой сумой.

И говорил Господь в те дни пророку:

«Доколе вы намерены опять

Мои законы дерзко нарушать,

не соблюдая заповеди Бога?

Придётся отвечать»!

И в день седьмой покоились Евреи,

как им Господь велел.

И слушались пророка Моисея.

Никто закон нарушить не посмел.

И хлебу имя нарекли в то время.

Небесной МАННОЙ хлеб тот назван был,

который с неба сам Господь спустил,

чтоб им насытить страждущее племя,

придать для странствий сил

в пустыне под палящим небосводом

где нету ни зерна.

Был хлеб из манны, как лепёшка с мёдом,

и сорок лет питала их она.

И повелел Господь: «Возьмите манну

в кувшине запечатайте её,

чтоб видели участие Моё

потомки ваши сквозь веков туманы,

и предков бытиё.

И Аарон сосуд наполнил манной –

один кувшин он взял,

в святилище пред Господом поставил

на память, как Господь народ спасал.

*******************************************

Примечание:

1. Пустыня Син – израильтяне пришли сюда не прямо из Елима, а из стана при море;

Моисей. Глава 17

Бог даёт Израилю воду из скалы: Нападение Амалика на Израильтян и его поражение.

И снова Божий столп пришёл в движенье.

За ним поднялся стан.

Опять в пути по Божьему веленью

несметные ряды Израильтян.

Они расположились в Рефидиме.1

Господь их путь к Синаю пролагал,

а весь народ сегодня отдыхал,

но без воды страдал невыносимо

и Моисея звал

и укорял пророка, словно Бога,

за то, что нет воды,

что зря Израильтян поднял в дорогу,

привёл в пустыню смерти и беды.

И Моисей ответил им сурово:

«Зачем вы укоряете меня,

зачем гневите Господа, кляня

его пророка злым, обидным словом

здесь на закате дня»?

И возопил он к Господу: «Что делать?

Они меня убьют!

О, Господи! Ведь не могу я ведать,

где воду для питья находят тут»!

«Возьми свой жезл. Пройди перед народом, –

сказал Господь пророку своему, –

Заботу эту Я сейчас сниму:

твоей рукой при всех открою воду

народу Моему.

Возьми с собой старейшин. С ними вместе

иди к горе крутой.

Там на скале, в Моём заветном месте

Я стану в вышине перед тобой.

Ты жезл поднимешь и в скалу ударишь.

Скала разверзнет недра и тогда

наружу хлынет чистая вода.

Ты под струю лицо своё подставишь,

всех созовёшь сюда».

И сделал Моисей по слову Бога.

Всё, как Господь сказал.

И пил Израиль. И ушла тревога.

Меривой2 Моисей скалу назвал.

Тому причиной было укоренье:

пророка укоряли в этот раз,

что без воды оставил их сейчас.

И Господа то было искушенье:

«Он есть ли среди нас»?

Ещё волненье не утихло в стане,

как новая беда:

на стан напали Амаликитяне,3

в пустыне промышлявшие тогда.

Исавовы потомки в этом крае

разбоем занимались сотни лет,

им промысла в пустыне лучше нет.

Другого дела исстари не знали

ни их отец, ни дед.

И Моисей поставил Иисуса4

их приступ отразить.

Тот молод был, силён, в бою искусен,

войсками мог в бою руководить.

Сын Навина в свои сорок четыре

отважен и, как юноша силён,

но вместе с тем расчётлив и умён.

Для Моисея нет достойней в мире.

И поручает он

собрать мужей для битвы Иисусу

и смертный бой принять.

Грабителей, поддавшихся искусу,

прогнать от стана, смертью покарать.

И он сказал: «Здесь, на холме я встану

за ходом битвы буду наблюдать,

Господень жезл над битвою держать.

А вы должны сражаться неустанно –

разить и побеждать.

И Моисей на холм поднялся утром.

С ним верный Аарон.

И зятя Ора, собранный и мудрый,

к себе в тот час позвал на помощь он.

И поднял жезл над битвою в долине.

Там Иисус врага разил и гнал,

там Амалик, оправясь, наступал.

И день уже клонился к половине,

когда пророк устал.

Ведь было так: евреи побеждали,

когда он жезл вздымал.

но Амаликитяне наступали,

когда пророк жезл Божий опускал.

Тогда его на камень усадили,

встал справа Аарон, а слева Ор

и Моисею, в виде двух опор,

воздеты руки с жезлом укрепили.

И ослабел напор

Молитва Моисея

кочевников – грабителей заклятых.

И вот к исходу дня

был в прах повержен Амалик проклятый.

Закончилась кровавая резня.

Господь сказал пророку Моисею:

«Ты в книгу для потомков се впиши,

а Иисусу Навину внуши,

что память о враге его рассею

как сон, как миражи».

И Моисей там жертвенник устроил,

набравшись свежих сил.

А имени его он удостоил

в честь Господа – Иегова Нисси5

«Моя рука, – сказал он, – возвышала

Господне знамя над врагом людей.

Господь уставил силою своей,

чтоб наша рать врага одолевала

до окончанья дней.

************************************

Примечание:

1. Рефидим – последний перед Синаем стан предполагают в долине Шейх, в местечке Сувейра, где находится камень, называемый «седалищем Моисея»;

2. Масса и Мерива – искушение и укорение;

3. Амаликитяне – потомки Исава – кочевой, живущий грабежом, народ. Занимали пространство между Идумеей и Синаем;

4. Иисус Навин, первоначально называемый Осией, впервые появляется здесь на страницах Св.Писания;

5. Иегова Нисси – Господь знамя моё.

Моисей. Глава 18

Иофор посещает Моисея и приносит всесожжение Богу; по совету Иофора Моисей ставит судей над Израилем.

Священник Иофор – тесть Моисеев,

что в Мадиаме 1 жил,

услышал о спасении Евреев:

о том, что сам Господь их выводил

из тяжкого египетского рабства,

про всё, что при Исходе сделал Бог,

про чудеса, про то, что Он помог

с собой на волю унести богатства,

что зять его – пророк!

И Иофор взял дочь свою Сепфору

и двух её сынов

и к стану Моисееву, под гору,

привёл, покинув мадиамский кров.

Какую радость старец поседевший,

увидев лица близких, испытал.

Жену, детей и тестя целовал.

Вдали от стана встретил он пришедших

и в свой шатёр позвал.

Он тестю рассказал про всё, что было:

как море перешли

и как Господня праведная сила

прийти на помощь всякий раз спешит.

И радовался тесть благодеяньям,

которые Господь для них явил,

когда народ для жизни возродил.

Благословил он Господа деянья,

Его благословил.

И Иофор задумчиво промолвил:

«Я верю, Что Господь

свой замысел таинственный исполнил,

что всех богов Он может побороть»!

И старец Иофор – тесть Моисеев,

старейшин с Аароном пригласил

и хлеб с ним разделить их попросил,

и жертвы он принёс и всесожженье

для Бога совершил.

А утром необычное явленье

увидел Иофор:

взволнованных людей столпотворенье

в долине горной, где стоял шатёр.

И Моисей воссел перед народом,

он целый Божий день решал дела,

покуда ночь на землю не сошла,

накрыв пустыню звёздным небосводом,

и стан укрыла мгла.

«Ты что же это делаешь с народом? –

сказал пророку тесть, –

Чтоб рассудить людей нужны ведь годы,

и то всего не сможешь ты учесть»!

«Ко мне идут просить суда у Бога, –

ответил Иофору Моисей, –

и каждого пойми и пожалей…

Такая уж мне суждена дорога

до окончанья дней».

«Нет, ты не прав, – сказал ему на это

священник Иофор, –

послушай, зять мой, доброго совета.

Внимательно послушай и не спорь.

Таким судом ты лишь себя измучишь,

до крайности народ свой доведёшь,

а все дела один не разберёшь

и правды в одиночку не получишь.

Один судить не гож.

Один для нас – Господь во всей вселенной.

Пред Богом для людей

посредник ты прямой и откровенный.

И не оставит милостью Своей

Господь народ, и путь ему укажет

через тебя, вложив в уста твои

уставы и веления Свои.

И от тебя тогда узнает каждый

что Бог ему велит.

А чтоб судить народ в любое время,

людей ты подбери.

Способных, честных знает наше племя.

Их призови к себе, поговори.

Из бескорыстных, что боятся Бога,

начальников над тысячей назначь –

пускай решают тысячу задач

там, вдалеке от твоего порога.

Тогда утихнет плач

обиженных и ждущих правосудья

в делах своих земных.

Рассудят их на месте ваши судьи

из новых стоначальников твоих.

Начальников поставь над полусотней

и десятиначальников поставь.

А сам неси законы и устав

народу, путь указывай Господний,

Его пророком став.

Начальники о каждом важном деле

тебе всё донесут,

а малые дела решать сумеют

и сами совершат законный суд».

И тестя своего пророк послушал.

Он сделал всё, как думал Иофор.

И суд у них вершили с этих пор

достойные, им избранные мужи.

Суд честен был и спор.

А Моисей был благодарен тестю

за мудрость и совет.

И вскоре Иофор почтенный с честью

отпущен был домой на склоне лет.

А Моисей – посредник перед Богом,

учил людей уставам и делам,

законы Божьи постигал он сам,

народ готовя в дальнюю дорогу,

писал по вечерам.

*********************************

Примечания:

1. Мадиам – пустынная местность вокруг восточной ветви Чермного моря, куда в своё время скрылся от преследования фараона Моисей и женился на Сепфоре – дочери Мадиамского свыщенника Иофора.

Моисей. Глава 19

Явление Господа Моисею на горе Синае.

Два месяца народ провёл в пустыне.

На третий,

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн