Скачать:TXTPDF
Моисей — Библия в стихах

в первый день,

высоких гор увидели вершины,

и под большой горой, где тишь и тень,

разбили стан в предгории Синая.

И лунный серп взошёл на небосвод.

Уснул, в пути измученный, народ.

И спал спокойно он, ещё не зная,

что здесь произойдёт.

А утром Моисей взошёл на гору,

и Бог к нему воззвал.

Глас Господа вознёся над простором

и Моисею Он тогда сказал:

«Сынам Израиля Моё поведай слово:

пусть вспомнят, как карал Я Египтян,

когда держали вас Израильтян,

как Я Египет наказал сурово,

как перевёл Я стан

по дну морскому. Словно бы на крыльях.

Я вас принёс к Себе.

И Мой завет всегда и всюду в силе,

но воля ваша в собственной судьбе.

И если чутко будете вы слушать

Мой глас и свято соблюдать завет

останусь с вами до скончанья лет,

Моим уделом станут ваши души –

дороже в мире нет.

Святым народом будут Мне Евреи.

Священников Моих

вы царством станете, – сказал Он Моисею, –

Мои слова перескажи для них»!

Сынам Израиля Господне слово,

сойдя с горы передал Моисей

в короткой речи пламенной своей.

Народ ответил: «Выполнить готовы

завет Господень сей»!

И Моисей донёс слова народа

до Бога в небеса.

Господь сказал: «Сойду Я с небосвода

и в облаке густом предстану вам.

Два дня пройдут и на горе Синая

при всех Я буду говорить с тобой,

чтоб слышал всё народ заветный Мой

чтоб навсегда поверил, правду зная,

в удел священный свой»!

И Моисей народ готовил к встрече,

и освятил его.

Прошли два дня, настал последний вечер,

но не происходило ничего.

На третий день с утра взорвалось небо:

зигзаги молний били по горам

и гром гремел, как огненный тимпан,

и люди в стане – кто бы, где бы не был,

вострепетали там.

И вывел Моисей народ из стана

к подножию горы.

Земля дрожит, колеблясь непрестанно,

а над горою облако царит.

И трубный звук вознёсся над Синаем.

Господь в огне на гору ту сошёл

и облаком на ней себя обвёл.

и Божий глас средь грома узнавая,

пророк к Нему пошёл.

А под горой, стояли в ожиданье

Израиля сыны.

И страхом перед грозным наказаньем

в неведенье своём сердца полны.

Господь велел пророку Моисею

С собой на гору Аарона взять

И Моисей сошёл его позвать,

и приказал собравшимся Евреям

Господня слова ждать.

Моисей. Глава 20

Десять заповедей; Моисей успокаивает народ; закон о жертвенниках без идолопоклонства.

Господь изрёк им на горе Синая:

«Я ваш Господь, ваш Бог.1

От гибельного рабства избавляя,

Я выйти из Египта вам помог.

Других богов на свете да не будет

тебе, Израиль, пред лицом Моим.

Ты не служи, не поклоняйся им.

Я Бог-ревнитель, и измена будет

проклятием твоим.

Я накажу детей отцов неверных

до четырёх родов.

Но милость сотворю Я правомерно

десяткам тысяч любящих сынов:

кто заповеди Божьи соблюдает,

кто Господу внимает, возлюбя

Его в душе, превыше, чем себя,

кто слово Божьей правды принимает –

с тем рядом буду Я.

Не делай на земле себе кумира.

Не создавай его

по виду разных тварей в этом мире,

и не изображай ты ничего.

И Божье имя не тревожь напрасно.

Не смей его ты зря произносить.

Господь за это может поразить.

И каждому из вас должно быть ясно,

как с Богом в сердце жить.

Святи и помни день седьмой – субботний.

Шесть дней для дел твоих.

А день седьмойдень отдыха свободный

который сам Господь благословил.

Ты сам, твоя семья, всё поселенье –

рабы, рабыни, твой рабочий скот

избавлены должны быть от работ.

В сей день Господь, закончив акт творенья,

почил от всех забот.

Отца и мать ты почитай безмерно.

Тем дни твои продлишь,

что Бог даёт заботливым и верным

родным сынам родителей своих.

Не убивай! Ведь жизнь Господь дарует.

Он пробужденья жизни Господин.

Отнять её Он может лишь один.

Кто дал — тот взял. И пусть она ликует

с рожденья до седин.

Ты не прелюбодействуй. Неугоден

блуд Богу твоему.

В желаниях твоих ты не свободен –

по совести живи и по уму.

Не укради. Трудом нажито тяжким

добро соседей и чужих людей,

и посягать ты на него не смей.

Цени свой труд, добро другого — дважды,

и красть его не смей.

Не лжесвидетельствуй и клеветою

ты не порочь людей,

и показаньем ложным пред судьёю

позорить имя ближнего не смей.

Не пожелай ты дома и богатства,

которыми владеет ближний твой,

и тайно не желай жены чужой

желания такие — святотатство.

Твоё добро с тобой».

И трубный звук разнёсся над горою,

И пламя вознеслось,

и молнии сверкнули над толпою,

и облако с вершиною слилось.

И от Синая люди отступили.

От страха быть сожжёнными в огне,

они поодаль встали, в стороне,

и к Моисею с просьбой обратились:

«Мы чтим тебя вполне.

Ты перескажешь нам Господне слово.

Господь тебе – ты нам.

Мы повеленья выполнить готовы

и завещаем их своим сынам».

«Не бойтесь, – Моисей ответил людям, –

Сам Иегова с неба к нам сошёл

и Божий страх не зря на нас навёл.

Мы этот день во веки не забудем –

До нас Господь довёл

святой завет Свой, заповеди Божьи.

Он с нами говорит.

И каждый слышит, каждый видеть может

Господень страх и Бога грозный вид.

Чтоб Божий страх отныне не забыли

Господь явился в славе нам своей

и дал законы для Своих людей

Чтоб помнили Его и не грешили

в чреде грядущих дней».

С тем Моисей поднялся в гору к Богу.

Его укрыла тьма.2

И там, внимая Господу в тревоге,

он долго слушал вещие слова:

о том, где Богу жертвенники строить,

как Господу могучему служить,

как правильные жертвы приносить,

и как в походе жертвенник устроить,

служа, не осквернить.

И дал Господь законы для народа:

об участи рабов –

когда им светит полная свобода

и могут покидать хозяйский кров;3

законы о достойном поведенье

в разборках, ссорах, драках и в беде,

которая случаются везде.

На всякий случай дал Господь решенье

в Божественном суде.4

Законов свод о вдовах и сиротах

услышал Моисей.5

Постановленья Божьи для народа

запечатлел он в памяти своей:

о кражах, грабежах и возмещенье,

о займах и взаимных платежах

об обещаньях и других делах –

о добровольных Богу приношеньях

за совесть, не за страх.6

Передал запрещенья7 Иегова

пророку своему.

Но каждое Божественное слово

доступно Моисею одному.

И как устроить праздник опресноков,

как жатву праздновать и сбор плодов,

Господь довёл словами и без слов.

Поведал о грядущих днях жестоких,

чтоб был к борьбе готов.

Что Ангел поведёт народ избранный

в желанную страну

И на пути к земле обетованной

народ претерпит не одну войну.

«Но если глас Мой станете вы слушать,

Служить лишь Мне, но не чужим богам, –

сказал Господь, – Я вам победы дам,

от напастей укрою ваши души

дарую землю вам».

************************************

Пнримечания:

1. Заповеди в тексте выделены;

2. С этого момента начинается изложение законов, возвещённых на Синае одному Моисею и в последствие переданных им всему народу;

3. Подробно см. Исход, гл.21, стихи 2-11; Второзаконие,гл.15, стихи 12,18; Левит, гл.25, стихи 4-6;

4. законы, разъясняющие заповедь «Не убий»: Исход, гл.21, стихи 12-27. Именно здесь (стихи 23-25) написано: «а если будет вред, то отдай душу (читай жизнь) за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку и пр.».Таким образом, зло, причинённое одним евреем другому должно быть наказано таким же злом – возмездие простое, чувствительное и способное предупреждать преступления;

5. Исход, гл.22, стихи 22-24;

6. Исход, гл.22, стихи 1-21; 25-31;

7. Исход, гл.23, стихи 1-9 разъясняющие девятую заповедь; описание и смысл праздника опресноков – стихи 14-17, седмицы и пятидесятницы – стихи 18, 19. Известное выражение: «Не вари козлёнка в молоке его матери» разъясняется в стихе 19;

8. Исход, гл.23, стихи 20-33 о покровительстве Божьем евреям через посольство ангела, хранителя на пути, сообщения новых откровений, основанном на повиновении Богу, в завоевании земли Ханаанской не столько силою оружия, сколько силой Божественной помощи. И, наконец, о даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.

Моисей. Глава 21

Моисей и старейшины приносят всесожжения и освящают завет; Моисей восходит на гору снова.

И Моисей пересказал народу

все Господа слова,

Его завета и законов своды,

которыми душа и голова

наполнены Всевышним Провиденьем,

и в книгу аккуратно записал

всё, что Господь народу передал.

И молча ждал народного решенья

под сенью грозных скал.

И вот ему несут ответ народный:

«Всё, что Господь сказал

мы сделаем, как Господу угодно

по правде, что для нас тебе Он дал»!

И жертвенник поставил под горою

для всесожженья мудрый Моисей.

Двенадцать он камней рукой своей

установил там утренней порою.

Двенадцать тех камней

числу колен Израилевых равны.

И юношей послал1

заклать тельцов для мирной жертвы славной,

и жертву эту Господу воздал.

И жертвенник кропит он частью крови,

завета книгу всем читает вновь

и на народ оставшуюся кровь

кропит. И слову Господа с любовью

народ внимать готов.

А Моисей сказал: «Вот кровь завета,

что заключил Господь

в словах сиих. Отныне правда эта

должна войти навеки в кровь и плоть».

Потом Господь опять призвал на гору

пророка, и сказал, чтоб Аарон

и семьдесят старейшин на поклон

туда поднялись в утреннюю пору,

чтоб взял с собою он

ещё двоих – Надава с Авиудом.

Всё сделал Моисей

по слову Господа. Он сам и люди

идут наверх с надеждою своей.

И там открылась им Господня слава:

как небо чисто, как сапфир на вид,

подножье Бога над горой царит.

И светом, как стекающею лавой

венец горы залит.

Старейшины пред Господом склонились.

пред славою Его.

В сиянье Божьем с жизнью раcпростились.

Но им Господь не сделал ничего.2

Себя не помня, вновь сошли к подножью

и сели за трапезу под горой.

Но Моисея снова той порой

Господь призвал на гору неотложно.

И кремнистой тропой

идут пророк с ним Иисус-служитель

к вершине, там где Бог –

Творец всего, судеб людских вершитель,

ждёт Моисея полного тревог.

И вот во мгле, на сумрачном Синае,

укрытом облаками, Моисей

совсем один, без сна шесть долгих дней

смиренно горной тишине внимает

вдали от всех людей.

И день седьмой пришёл неотвратимо.

Настал священный час,

когда пророк неведеньем томимый,

из облака услышал Божий глас.

Господь сказал: «Я дам тебе скрижали.

На них десятисловье3 и закон.

На камне Мной для вас начертан он.

Чтоб вы его усердно соблюдали,

он Мною сотворён»!

И Моисей, услышав голос Бога,

приблизился к нему.

И сорок дней – не мало и не много,

он Господу внимает самому.

А над Синаем, тучи озаряя,

огонь снопами рвётся к небесам.

Дивятся люди Божьим чудесам,

боятся Бога, но ещё не знают

что происходит там.

Десять заповедей

Примечание:

1. В завет с Богом вступает новый, юный Израиль. Юноши – первенцы символизируют обновление народа, отказавшегося от прежней греховной воли и желание жить в дальнейшем по заповедям Божиим;

2. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Если ранее, находясь вне завета, народ не мог взойти на гору и остаться живым, то теперь, удостоенный союза с Богом, остаётся цел и невредим;

3. «Десятисловье» – «откровение», «слова завета» — десять заповедей;

Моисей. Глава 22

Повеления Господа Моисею о постройке святилища, скинии; Назначение Аарона и его сынов священниками; Назначение Веселиила и Аголиава для выполнения работ по созданию скинии и всей её утвари; Бог дал Моисею скрижали каменные для Израиля.

Все сорок дней с минуты восхожденья

пророку своему

Господь давал законы, повеленья,

доверив их ему лишь одному.

Вначале Иегова молвил слово

о том, как нужно скинию1 создать,

где будет Он в народе обитать

в условиях вместилища святого,

молитвы принимать.2

Затем Господь священников назначил.

Стал первым Аарон:

«И пусть священнодействуют иначе,

чем было до сих пор: таков закон.3

Сам Аарон, сыны его родные

Мной будут в свой черёд освящены.

Они служить при скинии должны.

Ты сделай им одежды дорогие –

особые они».4

Внимал пророк святым словам Господним

и ясно понимал,

что сделать всё лишь силой всенародной

возможно, что Господь ему сказал.

Господь избрал себе в среде народа

Израиля талантливых сынов,

всего двоих, кто выполнить готов

в короткий срок – не больше полугода,

основу из основ:

работы по

Скачать:TXTPDF

Моисей - в стихах Библия читать, Моисей - в стихах Библия читать бесплатно, Моисей - в стихах Библия читать онлайн