высоких гор увидели вершины,
и под большой горой, где тишь и тень,
разбили стан в предгории Синая.
И лунный серп взошёл на небосвод.
Уснул, в пути измученный, народ.
И спал спокойно он, ещё не зная,
что здесь произойдёт.
А утром Моисей взошёл на гору,
и Бог к нему воззвал.
Глас Господа вознёся над простором
и Моисею Он тогда сказал:
«Сынам Израиля Моё поведай слово:
пусть вспомнят, как карал Я Египтян,
когда держали вас Израильтян,
как Я Египет наказал сурово,
как перевёл Я стан
по дну морскому. Словно бы на крыльях.
Я вас принёс к Себе.
И Мой завет всегда и всюду в силе,
но воля ваша в собственной судьбе.
И если чутко будете вы слушать
Мой глас и свято соблюдать завет –
останусь с вами до скончанья лет,
Моим уделом станут ваши души –
дороже в мире нет.
Святым народом будут Мне Евреи.
Священников Моих
вы царством станете, – сказал Он Моисею, –
Мои слова перескажи для них»!
Сынам Израиля Господне слово,
сойдя с горы передал Моисей
в короткой речи пламенной своей.
Народ ответил: «Выполнить готовы
завет Господень сей»!
И Моисей донёс слова народа
до Бога в небеса.
Господь сказал: «Сойду Я с небосвода
и в облаке густом предстану вам.
Два дня пройдут и на горе Синая
при всех Я буду говорить с тобой,
чтоб слышал всё народ заветный Мой
чтоб навсегда поверил, правду зная,
И Моисей народ готовил к встрече,
и освятил его.
Прошли два дня, настал последний вечер,
но не происходило ничего.
На третий день с утра взорвалось небо:
зигзаги молний били по горам
и гром гремел, как огненный тимпан,
и люди в стане – кто бы, где бы не был,
вострепетали там.
И вывел Моисей народ из стана
к подножию горы.
Земля дрожит, колеблясь непрестанно,
а над горою облако царит.
И трубный звук вознёсся над Синаем.
Господь в огне на гору ту сошёл
и облаком на ней себя обвёл.
и Божий глас средь грома узнавая,
пророк к Нему пошёл.
А под горой, стояли в ожиданье
Израиля сыны.
И страхом перед грозным наказаньем
в неведенье своём сердца полны.
Господь велел пророку Моисею
С собой на гору Аарона взять
И Моисей сошёл его позвать,
и приказал собравшимся Евреям
Господня слова ждать.
Моисей. Глава 20
Десять заповедей; Моисей успокаивает народ; закон о жертвенниках без идолопоклонства.
Господь изрёк им на горе Синая:
«Я ваш Господь, ваш Бог.1
От гибельного рабства избавляя,
Я выйти из Египта вам помог.
Других богов на свете да не будет
тебе, Израиль, пред лицом Моим.
Ты не служи, не поклоняйся им.
Я Бог-ревнитель, и измена будет
проклятием твоим.
Я накажу детей отцов неверных
до четырёх родов.
Но милость сотворю Я правомерно
десяткам тысяч любящих сынов:
кто заповеди Божьи соблюдает,
кто Господу внимает, возлюбя
Его в душе, превыше, чем себя,
кто слово Божьей правды принимает –
с тем рядом буду Я.
Не делай на земле себе кумира.
Не создавай его
по виду разных тварей в этом мире,
и не изображай ты ничего.
И Божье имя не тревожь напрасно.
Не смей его ты зря произносить.
Господь за это может поразить.
И каждому из вас должно быть ясно,
Святи и помни день седьмой – субботний.
Шесть дней для дел твоих.
А день седьмой – день отдыха свободный
который сам Господь благословил.
Ты сам, твоя семья, всё поселенье –
рабы, рабыни, твой рабочий скот
избавлены должны быть от работ.
В сей день Господь, закончив акт творенья,
почил от всех забот.
Отца и мать ты почитай безмерно.
Тем дни твои продлишь,
что Бог даёт заботливым и верным
родным сынам родителей своих.
Не убивай! Ведь жизнь Господь дарует.
Он пробужденья жизни Господин.
Кто дал — тот взял. И пусть она ликует
с рожденья до седин.
Ты не прелюбодействуй. Неугоден
блуд Богу твоему.
В желаниях твоих ты не свободен –
по совести живи и по уму.
Не укради. Трудом нажито тяжким
добро соседей и чужих людей,
и посягать ты на него не смей.
Цени свой труд, добро другого — дважды,
и красть его не смей.
Не лжесвидетельствуй и клеветою
ты не порочь людей,
и показаньем ложным пред судьёю
позорить имя ближнего не смей.
Не пожелай ты дома и богатства,
которыми владеет ближний твой,
и тайно не желай жены чужой —
желания такие — святотатство.
Твоё добро с тобой».
И трубный звук разнёсся над горою,
И пламя вознеслось,
и молнии сверкнули над толпою,
и облако с вершиною слилось.
И от Синая люди отступили.
От страха быть сожжёнными в огне,
они поодаль встали, в стороне,
и к Моисею с просьбой обратились:
«Мы чтим тебя вполне.
Ты перескажешь нам Господне слово.
Господь тебе – ты нам.
Мы повеленья выполнить готовы
и завещаем их своим сынам».
«Не бойтесь, – Моисей ответил людям, –
Сам Иегова с неба к нам сошёл
и Божий страх не зря на нас навёл.
Мы этот день во веки не забудем –
До нас Господь довёл
святой завет Свой, заповеди Божьи.
Он с нами говорит.
И каждый слышит, каждый видеть может
Господень страх и Бога грозный вид.
Чтоб Божий страх отныне не забыли
Господь явился в славе нам своей
и дал законы для Своих людей
Чтоб помнили Его и не грешили
в чреде грядущих дней».
С тем Моисей поднялся в гору к Богу.
Его укрыла тьма.2
И там, внимая Господу в тревоге,
он долго слушал вещие слова:
о том, где Богу жертвенники строить,
как Господу могучему служить,
как правильные жертвы приносить,
и как в походе жертвенник устроить,
служа, не осквернить.
И дал Господь законы для народа:
об участи рабов –
когда им светит полная свобода
и могут покидать хозяйский кров;3
законы о достойном поведенье
в разборках, ссорах, драках и в беде,
которая случаются везде.
На всякий случай дал Господь решенье
в Божественном суде.4
Законов свод о вдовах и сиротах
услышал Моисей.5
Постановленья Божьи для народа
запечатлел он в памяти своей:
о кражах, грабежах и возмещенье,
о займах и взаимных платежах
об обещаньях и других делах –
о добровольных Богу приношеньях
Передал запрещенья7 Иегова
пророку своему.
Но каждое Божественное слово
доступно Моисею одному.
И как устроить праздник опресноков,
как жатву праздновать и сбор плодов,
Господь довёл словами и без слов.
Поведал о грядущих днях жестоких,
чтоб был к борьбе готов.
Что Ангел поведёт народ избранный
в желанную страну
И на пути к земле обетованной
народ претерпит не одну войну.
«Но если глас Мой станете вы слушать,
Служить лишь Мне, но не чужим богам, –
сказал Господь, – Я вам победы дам,
от напастей укрою ваши души
дарую землю вам».
************************************
Пнримечания:
1. Заповеди в тексте выделены;
2. С этого момента начинается изложение законов, возвещённых на Синае одному Моисею и в последствие переданных им всему народу;
3. Подробно см. Исход, гл.21, стихи 2-11; Второзаконие,гл.15, стихи 12,18; Левит, гл.25, стихи 4-6;
4. законы, разъясняющие заповедь «Не убий»: Исход, гл.21, стихи 12-27. Именно здесь (стихи 23-25) написано: «а если будет вред, то отдай душу (читай жизнь) за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку и пр.».Таким образом, зло, причинённое одним евреем другому должно быть наказано таким же злом – возмездие простое, чувствительное и способное предупреждать преступления;
5. Исход, гл.22, стихи 22-24;
6. Исход, гл.22, стихи 1-21; 25-31;
7. Исход, гл.23, стихи 1-9 разъясняющие девятую заповедь; описание и смысл праздника опресноков – стихи 14-17, седмицы и пятидесятницы – стихи 18, 19. Известное выражение: «Не вари козлёнка в молоке его матери» разъясняется в стихе 19;
8. Исход, гл.23, стихи 20-33 о покровительстве Божьем евреям через посольство ангела, хранителя на пути, сообщения новых откровений, основанном на повиновении Богу, в завоевании земли Ханаанской не столько силою оружия, сколько силой Божественной помощи. И, наконец, о даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.
Моисей. Глава 21
Моисей и старейшины приносят всесожжения и освящают завет; Моисей восходит на гору снова.
И Моисей пересказал народу
все Господа слова,
Его завета и законов своды,
наполнены Всевышним Провиденьем,
и в книгу аккуратно записал
всё, что Господь народу передал.
И молча ждал народного решенья
под сенью грозных скал.
И вот ему несут ответ народный:
«Всё, что Господь сказал
мы сделаем, как Господу угодно
по правде, что для нас тебе Он дал»!
И жертвенник поставил под горою
для всесожженья мудрый Моисей.
Двенадцать он камней рукой своей
установил там утренней порою.
Двенадцать тех камней
числу колен Израилевых равны.
И юношей послал1
заклать тельцов для мирной жертвы славной,
и жертву эту Господу воздал.
И жертвенник кропит он частью крови,
завета книгу всем читает вновь
кропит. И слову Господа с любовью
народ внимать готов.
А Моисей сказал: «Вот кровь завета,
что заключил Господь
в словах сиих. Отныне правда эта
должна войти навеки в кровь и плоть».
Потом Господь опять призвал на гору
пророка, и сказал, чтоб Аарон
и семьдесят старейшин на поклон
туда поднялись в утреннюю пору,
чтоб взял с собою он
ещё двоих – Надава с Авиудом.
Всё сделал Моисей
по слову Господа. Он сам и люди
идут наверх с надеждою своей.
И там открылась им Господня слава:
как небо чисто, как сапфир на вид,
подножье Бога над горой царит.
И светом, как стекающею лавой
венец горы залит.
Старейшины пред Господом склонились.
пред славою Его.
В сиянье Божьем с жизнью раcпростились.
Но им Господь не сделал ничего.2
Себя не помня, вновь сошли к подножью
и сели за трапезу под горой.
Господь призвал на гору неотложно.
И кремнистой тропой
идут пророк с ним Иисус-служитель
к вершине, там где Бог –
Творец всего, судеб людских вершитель,
ждёт Моисея полного тревог.
И вот во мгле, на сумрачном Синае,
укрытом облаками, Моисей
совсем один, без сна шесть долгих дней
смиренно горной тишине внимает
вдали от всех людей.
И день седьмой пришёл неотвратимо.
Настал священный час,
когда пророк неведеньем томимый,
Господь сказал: «Я дам тебе скрижали.
На них десятисловье3 и закон.
На камне Мной для вас начертан он.
Чтоб вы его усердно соблюдали,
он Мною сотворён»!
И Моисей, услышав голос Бога,
приблизился к нему.
И сорок дней – не мало и не много,
он Господу внимает самому.
А над Синаем, тучи озаряя,
огонь снопами рвётся к небесам.
Дивятся люди Божьим чудесам,
боятся Бога, но ещё не знают
что происходит там.
Десять заповедей
1. В завет с Богом вступает новый, юный Израиль. Юноши – первенцы символизируют обновление народа, отказавшегося от прежней греховной воли и желание жить в дальнейшем по заповедям Божиим;
2. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Если ранее, находясь вне завета, народ не мог взойти на гору и остаться живым, то теперь, удостоенный союза с Богом, остаётся цел и невредим;
3. «Десятисловье» – «откровение», «слова завета» — десять заповедей;
Моисей. Глава 22
Повеления Господа Моисею о постройке святилища, скинии; Назначение Аарона и его сынов священниками; Назначение Веселиила и Аголиава для выполнения работ по созданию скинии и всей её утвари; Бог дал Моисею скрижали каменные для Израиля.
Все сорок дней с минуты восхожденья
пророку своему
Господь давал законы, повеленья,
доверив их ему лишь одному.
о том, как нужно скинию1 создать,
в условиях вместилища святого,
молитвы принимать.2
Затем Господь священников назначил.
Стал первым Аарон:
«И пусть священнодействуют иначе,
чем было до сих пор: таков закон.3
Сам Аарон, сыны его родные
Мной будут в свой черёд освящены.
Они служить при скинии должны.
Ты сделай им одежды дорогие –
особые они».4
Внимал пророк святым словам Господним
и ясно понимал,
что сделать всё лишь силой всенародной
возможно, что Господь ему сказал.
Господь избрал себе в среде народа
Израиля талантливых сынов,
всего двоих, кто выполнить готов
в короткий срок – не больше полугода,
основу из основ:
работы по