металлам благородным,
чеканку и литьё,
резьбу по камню ловко и свободно,
с Божественным к прекрасному чутьём.
«Веселеил Иудина колена,
Аголиав, Ахисомахов сын,
колена Данова сильнейший из мужчин,
пусть по шесть дней работают бессменно.
пусть принесёт им и покой и отдых
от праведных трудов» –
Сказал Господь. И раздалось поодаль
двойное эхо тех последних слов.
И Моисей о воле Бога думал:
умением Господь их наделил,
и Божий Дух и мудрость в них вселил.
Господь предвидел всё и всё продумал.
Для дела хватит сил.
Закончил Бог беседу на Синае
и Моисею дал
две каменные гладкие скрижали.
На них Он откровенья начертал.
Десятисловье было на скрижалях
написано Божественным перстом.
Всё главное, что нужно знать о том,
как людям жить, не ведая печалей,
на свете сём.
**************************************
Примечания:
1. Скиния – в общем виде переносная палатка, шатёр, куща. Но Скиния, о которой идёт речь в этой главе, построена Моисеем для торжественых общественных богослужений, а также чтобы служить местом пребывания Иеговы. Она была устроена с необыкновенным великолепием по особому повелению Господа, в соответствии с Его подробным описанием всех её деталей и утвари (Исх. гл 25-28, 30,31).
Средства на сооружение Скинии составлены были из добровольных пожертвований народа. Руководство её строительством было поручено Господом непосредственно Веселиилу с Аголиавом, которые были наделены особенным художественным даром.
Внутреннее, первое отделение Скинии называлось Святое, или святилище, или первая Скиния, а внутреннее помещение называлось второй Скинией, или Святое Святых. Во дворе Скинии находился жертвенник всесожжений, расположенный посередине, медный умывальник для омовения рук священника перед священнодействием.
В Скинии был золотой семисвечник, стоявший налево от входа. В его лампадах непрерывно горел елей; направо – стол, или трапеза, из акациевого дерева, обложенный золотом, с лежащими на нём хлебами предложения, сменяемыми каждую субботу и алтарь кадильный также из акации, обложенной золотым листом, для курения фимиама. В Святое Святых – внутренней части Скинии, отделённой от святилища внутренней завесой, находился Ковчег Завета, выполненный из дерева ситтим (род акациевых), покрытый внутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге хранились скрижали Закона, на которых были начертаны 10 заповедей, золотой сосуд с манной и, позднее, жезл Ааронов. Скиния и двор её были выполнены точно по плану данному Моисею Господом на горе Синай
По окончании сооружения, Скиния была освящена для служения Богу с соблюдением торжественных и величественных обрядов. Во время странствований Израильтян по пустыне Скиния всегда ставилась впереди стана. Остановка или подъём стана в путь , даже само направление пути, указывалось непосредственно Самим Господом. В день окончания постройки Скинии Господь открылся в облаке, покрывшем Скинию и Слава Божия так наполнила её, что даже Моисей не мог в неё войти в этот день. С тех пор облако всегда покрывало Скинию на протяжении всего странствования Евреев по пустыне. Когда облако поднималось от Скинии, они отправлялись в путь за ним вслед. Когда облака вновь опускалось к Скинии – делали остановку. Ночью облако блестело, как огненный столп;
2. «И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» (Исх. Гл.29, ст.45);
3. До Синайского законодательства у Евреев действовало право естественного священства: глава семьи был одновременно и священником – приносил жертвы. С устройством Скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним как первосвященником во главе;
4. Одежды Аарона и его сынов указывали на их сан, служили внешним отличием священнослужителей от остального народа. Одежды эти назывались «священными», т.к. использовались при священнодействиях.
По красоте и богатству отделки одежды первых священников не уступали красоте и богатству Скинии. Для изготовления одежд священников Моисей должен был избрать «мудрых сердцем» людей, искусных в ремёслах и художестве (Исх. Гл.31, ст.6; гл.35, ст.10, гл.36, ст.1,2);
Моисей. Глава 23
Во время пребывания Моисея на горе Израиль поклоняется золотому тельцу; Гнев Моисея и ревность левитов; Ходатайство Моисея за идолопоклонников, хотя они всё же должны быть наказаны.
Проходят дни за днями. У Синая
волнуется народ.
Израиля сыны предполагают,
что Моисей к ним больше не сойдёт.
Гора пылает пламенем открытым.
С вершины не уходят облака,
и ноша ожиданья не легка.
А Моисей? Наверное погиб он –
И люди подступили к Аарону
И требовал народ:
«Ты сделай бога нам, чтоб он законно
шёл перед нами, вёл бы нас вперёд».
И понял Аарон: тревожно жить им
и пожалел испуганных людей.
Сказал он им: «У жён и дочерей
возьмите серьги и ко мне несите,
сложите у дверей».
И золотые серьги тотчас сняли
они с ушей своих.
И Аарону золото отдали,
и Аарон тельца отлил из них.
Они сказали: «Вот твой бог, Израиль!
В годину бед, врагов твоих губя,
Он из Египта вызволил тебя
и в дальний путь на родину отправил,
спасая и любя»!
Увидев это, жертвенник поставил
священник Аарон
и объявил народу: «Завтра справим
мы праздник Господу, вновь с нами он».
А ранним утром здесь столпотворенье:
животные для жертвы, заодно,
пред идолом пылают всесожженья,
а дальше решено
и есть и пить, играть и веселиться,
Ликуют все, и не остановиться:
Израиль восславляет божество!
А Моисею Бог сказал в то время:
«Спеши сойти, развратен твой народ,
Моим путём он больше не идёт,
и видно тяжко людям правды бремя
и грех своё берёт.
Не долго шли они путём Господним,
что заповедал им.
И от заветов Господа свободны,
ликуют пред идолом своим.
Жестоковыйный сей народ, неверный.
Оставь Меня. Израиль истреблю,
а от тебя, которого люблю,
произведу народ, заветам верный»!
«Господь, тебя молю, –
воскликнул Моисей, в тоске горючей, –
гнев не воспламеняй
на Твой народ, который Ты – могучий
из плена вывел в этот дикий край!
Чтоб Египтяне после не сказали,
что на погибель Ты послал людей,
что истребить Ты волею Своей
решил сынов Израиля. В печали
Ведь Ты Собою клялся патриархам
размножить сей народ,
чтоб семя их, как звёзды в небе ярком,
что наполняют летний небосвод,
наполнило собой завета землю,
которую отцам Ты обещал,
которую сынам их завещал.
И я прошу – моим моленьям внемли –
молю, чтоб покарал
сынов Израиля за их неверье,
но не губил народ!
Дай людям обрести святую веру
чтоб с Господом продолжили поход»!
И отменил Господь своё решенье.
Сошёл с горы печальный Моисей
обременённый ношею своей:
он получил скрижали откровенья
и нёс их для людей.
Скрижали эти были Божьим делом,
и Божьи письмена
нанесены рукой Его умелой
И каждая скрижалей сторона
заполнена священным откровеньем,
законами для жизни и труда.
Господь их дал народу навсегда
для справедливых, праведных свершений,
для мира и суда.
Пророк сошёл с горы и видит в стане
тельца и торжества.
Народ поёт, ликуя беспрестанно
в кругу, у золотого божества.
Гудят тимпаны, к небу рвутся песни,
и жертвенник дымит перед тельцом.
Телец предстал могущества венцом.
Он признан всех сильнее и чудесней:
и Богом, и отцом.
И в гневе Моисей разбил скрижали
на скалах под горой.
Он сжёг тельца в огне, чтоб все видали,
и в прах растёр, от гнева сам не свой.
А прах в воде рассыпал быстротечной,
и воду эту всех заставил пить,
чтоб знали, как нечистому служить
и помнили в родах об этом вечно
все, сколько будут жить.
Моисей разбивает скрижали
И упрекнул он брата Аарона:
«Ты допустил позор!
Не удержал народ в руках закона,
нарушив наш негласный договор».
И грозно стал пророк в воротах стана
с призывом: «Все кто с Господом – ко мне»!
Но лишь потомки Левия одне
пошли к нему потоком беспрестанным.1
И как в волшебном сне
им отдал Моисей приказ Господень –
расправиться с толпой:
«Мечу предайте всех, кому угоден
телец поганый – идол золотой»!
И сделали по слову Моисея
мужи-Левиты в эти злые дни:
три тысячи зарезали они –
три тысячи язычников-евреев
во прах повержены.
Наказание идолопоклонников
Наутро Моисей сказал народу:
«Я к Господу взойду.
У ног Его, под самым небосводом,
быть может вам прощение найду.
И Богу рассказал про всё, что было:
И Господа пророк молил за всех:
«Прости их, Господи, спаси их и помилуй
людей нестойких тех.
А если нет – изгладь меня из книги,
в которую вписал».
«О, нет, – сказал Господь, – изглажу в миг Я
лишь тех, кто страшный грех на душу взял.
Итак, иди. Веди народ сей дале.
и по пути обета поведёт,
и распахнёт свои пустыня дали –
*********************************
Примечания:
1. На призыв Моисея: «Кто Господень, ко мне»! – откликнулись лишь одни сыны Левия, составлявшие в те времена весьма многочисленное колено: в нём насчитывалось более 22 000 человек мужского пола (Числа 3 гл., ст.39).
Моисей. Глава 24
Моисей поставил свой шатёр вне стана: Молится о присутствии Божием с народом; Господь являет Славу свою Моисею.
И далее сказал Господь пророку:
«Средь вас я не пойду.
предам неверных скорому суду».
Народ рыдал, услышав это слово,
народ стыдился слабости своей
и глупого неверия людей,
страшился быть покинутым в суровом
краю немых камней.
И вновь Господь поведал Моисею:
«Что делать с вами Мне?
Быть может сей народ Я пожалею
и не покину в дикой стороне.
Итак, снимите яркие одежды,
и золото снимите и сапфир,
всё из чего был сотворён кумир.
И пусть у вас появится надежда
Сыны Израиля в согласье молчаливом,
сложили злато у горы Хорива –
святой горы – сестры Синайских гор.
А Моисей большой шатёр устроил
вне стана, от народа в стороне.
И в том шатре, как с другом наравне,
Господь его беседы удостоил
в священной тишине.
Назвал шатёр свой скинией собранья
скорбящий Моисей.
И вот, искать Господней правды знанье
из стана люди приходили к ней.
Когда пророк во скинии скрывался,
из стана глядя, видел весь народ,
как медленно покинув небосвод,
столп облачный на землю опускался,
закрыв собою вход.
Тогда и говорил Господь с пророком.
Закончив разговор,
в стан возвращался, к своему порогу
пророк. И был надежды полон взор.
А в скинии служитель оставался –
сын Навин Иисус. Он молод был
и Моисею ревностно служил.
Пророк с ним никогда не расставался.
Он юношу любил.
Вот Моисей пожаловался Богу:
«Господь, ты не сказал,
кто нам пути укажет и дороги.
Ведь имени его Ты не назвал!
И если приобрёл благоволенье
я сам в Твоих Божественных очах,
то передай мне в мыслях и речах
путей Твоих и воли изъявленье.
Народ в Твоих руках.
Господь ответил: Я пойду с тобою,
введу тебя в покой»1
Но Моисей взмолился: «Не со мною!
Тебя ведь ждёт народ несчастный Твой!
И если Ты идти не хочешь с нами,
то нас из этих мест не выводи.
Нам без Тебя нет жизни впереди.
И я и Твой народ – мы видим сами:
нет без Тебя пути.
Присутствие Твоё среди народа,
нам знак, что обрели
благоволение Твоё и стали родом,
что всех славнее на лице земли».
На то Господь ответил Моисею:
«Я сделаю всё то, о чём просил –
ведь Я к тебе всегда благоволил:
помилую, прощу и пожалею,
кто это заслужил»
«О, Господи! Моё ты знаешь имя!
Так покажись хоть раз!
Позволь глазами грешными земными
Того увидеть, Кто Израиль спас! –
просил пророк у Бога осторожно.
Господь ему на это отвечал:
и человеку видеть невозможно
Того, Кто мир создал.
В живых потом не может он остаться…
Однако, так и быть –
есть место. Чтобы с жизнью не расстаться,
тебе на этом месте нужно быть
в расселине скалы. Своей рукою
прикрыв тебя, пройду Я по горам
и только сзади ты увидишь там
часть славы Господа. От глаз не скрою,
И Моисей в торжественном наряде
в расселине скалы
стоял чуть свет, мечтая зорким взглядом
увидеть то, что видеть не могли
другие люди. К чудесам готовый,
он ждал. Явленье Бога началось:
Сиянье. Звёзды. Солнце поднялось
и с