откроется блаженство Нирваны, он может от него отказаться из сострадания к людям и остаться в мире невидимым для обыкновенных людей, чтобы содействовать духовному развитию и спасению человечества. Адепт или Архат, пожертвовавший собою из сострадания к скорбному миру, носит название Боддхисаттва. После телесной смерти, отказавшись от блаженства Нирваны, Боддхисаттва продолжает жить в эфирном теле, называемом Nirmanakaya, невидимом для непосвященных, чтобы помогать людям и охранять их. Sambhogakaya — то же самое, лишь с прибавлением «трех совершенств», одно из которых — полное угашение всех земных забот. Dharmakaya — принадлежит совершенному Будде, это собственно не тело, а идеальное дыхание, сознание, слившееся с Мировым Сознанием. Состояние Dharmakaya уничтожает всякую связь Будды с земным миром. таким образом Адепт, завоевавший право на блаженство Нирваны, отказывается — на мистическом языке — от облачения Dharmakaya, чтобы быть в состоянии помогать человечеству: от Sambhogakaya он сохраняет лишь совершенное знание и остается в состоянии Nirmanakaya. Эзотерическая школа учит, что Гаутама Будда и некоторые из его Архатов остались в мире в состоянии nirmanakaya, являя собою пример величайшего самопожертвования для блага человечества.
… Ризы «Посвящения» — Облачение Shangna получило название от Shangna-vesu из Раджагриха, третьего великого Архата или патриарха, как называется Ориенталистами иерархия тридцати трех Архатов, которые распространяли Буддизм. «Облачение Shangna» символически означает обоадание мудростью, которая приводит к уничтожению личного накала. Буквально Shangna означает облачение Посвященного, вступившего на Путь. Эдкинс упоминает, что эта растительная ткань была перенесена из Тибета в Китай во время династии Тонг. Китайская легенда, так же как и Тибетская, говорит: «Когда рождается Архат, одновременно вырастает и это растение в чистом месте.» Это священное растение о семи и девяти стеблях (см Отрывок II — Два Пути).
…Осуществлять шесть светлых добродетелей… — Paramitas — Милосердие, Чистота, Терпение, Энергия, Созерцание и Мудрость. Для священнослужителей, кроме означенных шести добродетелей требуется еще: употребление правых средств, наука, благочестивые обеты, сила принятого решения (Эйтель, Китайский Буддизм).
… Сокровенная Стезя … может сделаться доступной завтра… — «Завтра» означает следующее воплощение.
«Жестокое слово, произнесенное в прежних жизнях не уничтожается, а возвращается снова и снова» — Из поучений школы Prasanga.
«Великое странствие» — полный цикл существования человека в одном круге. В полной эволюции нашей земной цепи считается семь кругов, современная земля находится в четвертом круге. «Ныне» означает данное воплощение, «грядущий день» — следующее воплощение.
… приобрети душевные силы… — Siddhis — Духовные силы Совершенства.
… Ныне оба являются слугами Солнца…- По Тибетской астрологии Солнце именуется Nyima, Марс — Migmar, Меркурий — Lhagpa, символ Марса есть око, символ Меркурия — десница. Излучение — Аура.
…Но в минувших периодах… — Кальпа — периоды, на которые эзотерические учения делят воплощенное бытие мира. Маха-Кальпа — Великая Кальпа равна ста годам Брамы или 311.010.000.000.000 лет
Srotapatti — «вступившим в поток Нирваны» именуется чела, получивший первое Посвящение. Только в самом исключительном случае чела оканчивает весь Путь и достигает цели в одном и том же воплощении. Обыкновенно предполагается, что чела, вступивший на Путь, может достигнуть цели только в седьмом воплощении.
… в священной стране… — Тибет
«Безграничным прозрением» или сверхфизическим зрением обладают Архаты, за которыми признается способность видеть и знать одинаково как на месте, так и на расстоянии.
… в жестокую битву между живым и мертвым… — «Живое» — бессмертная человеческая суть, его высшее Я, а «метрвое» — личное я.
… дабы облечься в страдания «Сокровенной Жизни»… — Жизнь Nirmanakaya.
«Явная стезя» для мирян, «сокровенная стезя» для учеников тайных школ, которые готовятся к Посвящению. При Посвящении объясняется смысл «сокровенной стези». Условием для принятия в ученики тайной школы является: строгая нравственная подготовка, отречение от всех личных интересов и земных благ, внутреннее очищение и твердая решимость посвятить себя служению страдающему миру.
«живой мертвец» — Человек, еще не пробужденный духовно.
…И «Тайная Стезя» приводит к блаженству Паранирваны, но в конце неисчислимых веков, Нирваны заслуженной и утраченной из безграничной жалобы к миру заблуждающихся смертных… — Имя Pratyeka-Buddhas носят те Боддхисаттвы, которые стремятся к облачению Dharmakaya в целом ряде жизней. Не заботясь о страдании человечества и думая только о своем собственном блаженстве, они вступают в Нирвану и теряются для людей. У северных Буддистов Pratyeka-Buddha есть синоним духовного эгоизма.
III
…Ты передал мне высшее Учение… — Yana — колесница: Mahayana — большая колесница и Hinayana — малая колесница — названия двух философско-религиозных школ северного Буддизма.
Shravaka — первая ступень ученичества в эзотерической или тайной школе; на этой ступени ученик СЛУШАЕТ духовные учения (от корня Shru). На второй ступени, когда учение переходит из теории к упражнениям, ученик становится Shramana, упражняющийся (от Shrama — действие). Обе ступени соответствуют первым двум классам Пифагорейской школы, которая подготовляла учеников к посвящению в древние Мистерии.
Srotapatti — «вступивший в поток», который ведет в Нирвану. Srotapatti — это первая ступень Пути. Вторая носит название Sakridagamin, «имеющий родиться лишь однажды». Третья ступень называется Anagamin «не подлежащий более воплощению», разве если он сам пожелает того, чтобы иметь возможность помогать непросветленному человечеству. Четвертая ступень Пути, самая высокая, ступень Архата. Архат уже при жизни приобщен к полноте бытия Нирваны. Для него уже не существует посмертного состояния: оно заменяется Самадхи, в течение которого он испытывает все блаженство Нирваны.
… Врата те приведут тебя через воды потока на «другой берег»… — «Достигнуть берега» означает у северных Буддистов достигнуть Нирваны путем осуществления Paramitas (см. ранее)
…Царство Абсолютного … — Sat
…Pragnya, ключ к которой приведет человека к Богоподобию, создавая из него Боддисаттву, сына Светозарных… — Dhyanis
Мировая Душа, Alaya или Atma — центр духовной энергии; каждый ее луч составляет высшую суть человеческой души, отсюда уверенность, что человек может отождествляться с Мировой Душой и слиться с Нею.
… должно быть… разрушено звено, соединяющее Высшее с низшим… — Antahkarana — «Связующее звено», соединяющее земную ЛИЧНОСТЬ человека и его бессметрную ДУШУ; соответствует малому разуму; последний, как временная передаточная инстанция между физическим миром и духовным, разрушается после смерти, и только та его часть, которая связана со страстями, сохраняется — до угашения страстей — в чистилище в астральной форме Kamarupa — скорлупа. Эти Kamarupa могут овладевать медиумами и таким образом входят в сношение с земным миром. Ahankara — чувство личности, самости.
…Ибо как в гремящем голосе священной реки всей природы звуки находят свой отклик… — Северные Буддисты и Китайцы находят в глубоком гуле великих рек основную ноту природы. Как в физической науке, так и в оккультизме признается факт, что совокупный звук природы, который слышится в гуле больших рек, в шуме качаемых ветром вершин большого леса, также и в гуле большого города, доносящегося из отдаления, — имеет основную определенную ноту. На это указывалось и физиками, и музыкантами. так, профессор Райс (Chinese Music) указывает, что Китайцам этот факт был известен за тысячелетия до нашего времени; они утверждали, что шум реки Хоан-Хэ дает ноту, именуемую «великой нотой» в китайской музыке. Проф. Рейс утверждает, что эта нота соответствует ноте фа «в которой современные физики усматривают основной тон природы». Проф. Силлиман в своей книге «Prinsiples of Physiks» также упоминает об этом и выводит, что «эта нота соответствует среднему фа фортепиано и может быть рассматриваема, как основная нота природы».
… Они воспевают пять духовных совершенств Боддхисаттвы… — Пять духовных совершенств, которыми должен овладеть Боддисаттва: вера, энергия, бдительность души, сосредоточенье ума, достижение мудрости.
…Острые камни скалистой тропы… — означают действие Кармы, которое с удесятеренной силой проявляется на Пути, так как Путь есть ни что иное, как сильно ускоренная эволюция человека, следовательно и быстрое переживание ранее созданной Кармы, которая — при обыкновенных условиях душевного развития — растянулась бы на много существований. Глубокая искренность, соблюдение полной правды в мыслях, чувствах и поступках необходимы для движения по «узкому пути», иначе его не вынесешь, так как каждое нарушение этого закона Духа немедленно отражается на жизни ученика.
… не отводи взора от талисмана Dorje… — Dorje (палийское) или Vajra (санскритское название) — орудие в руках божественных сущностей (тибетское Draghed, девы или ангелы охранители людей), которому приписывают такую же оккультную силу для отражения злых влияний, какою в химии обладает озон для очищения воздуха. В то же время это и Madra, жест и поза, применяемые в медитации. Короче, это — символ власти над невидимыми дурными влияниями, применяется ли она в виде телодвижения или иным способом. Bhons и Dagpas, и другие секты «Красных шапок» (Redcaps), обитающие в Западном и Малом Тибете, славящиеся своим искусством в чародействе, присвоили себе этот символ и злоупотребляют им в целях черной магии. У «желтых шапок» или Gehiaps этот символ употребляется как знак душевной силы, так же, как крест христиан, тогда как у Bhons он является знаком колдовства, так же, как и опрокинутый двойной треугольник.
… я разрушил причину, и отныне тени, отбрасываемые ее последствиями, не подлежат более возникновению… «Причина» — эгоистическое желание, создающее Карму человека, «тени, отбрасываемые ее последствиями» — действие Кармы.
… Покинь безвозвратно восемь жестоких бедствий… — В эзотерических учениях Буддизма эти восемь бедствий, иначе — оковы, которые привязывают человеческую душу к иллюзии, следовательно к временному, преходящему, носят названия:
a) Желание чувственных наслаждений, рабство у своих страстей,
b) Отвращение ко всему, что заключено в некрасивые формы;
c) Закоснелость в личной гордости и невежестве;
d) Заблуждение относительно личного бессмертия;
e) Сомнение в вечности Жизни и Добра, материализм;
f) Желание Неба,как продолжения здешней жизни;
g) Ложное убеждение в действительности внешнего религиозного культа;
h) Все виды эгоизма, личной корысти.
… ты станешь игралищем «относительной истины»… — Samvritti — одна из двух истин, показывающая обманчивый характер всех вещей. Школа Mahogana учит различию между этими двумя истинами — Paramarthasatya и Samvrittisatya (Satya — истина) Это яблоко раздора между Madhiamikas и Yogachargas, представителями двух шкрл философской мысли; первые из них отрицают, а вторые утверждают, что каждый предмет существует благодаря предшествующей причине. Madhiamikas — отрицатели, нигилисты Востока. Для них все — ……… обман, заблуждение, как в мире субъективной мысли, так и в объективной вселенной. Yogachargas, наоборот, представители чистой духовности …….., как истина лишь относительная, служит источником всякой иллюзии.
… отгони искусителей, злых призраков, ревнивых духов… — Lhamayin — элементалы, злые духи, враждебные человеку.
«Святой Остров» — Бессмертный Дух, высшее Я человека.
…достигнет он Долины Спасения, именуемой «Стезею Чистого Знания»… — Dhyana Marga — путь чистого Познания.
… Ибо в Писании сказано … — текст из Бхагавад-Гиты
…Помни ты, борящийся за освобождение человека… — В этих словах намек на распространенное на Востоке верование, что каждый новый Будда или святой представляет собой нового воина в