Скачать:PDFTXT
Золотая лестница

на

спину, как и у него самого. Когда Махатма оставил меня, они легкой

рысью последовали за ним».

После часа с лишним, проведенного в изумлении на том месте, где был

его Учитель, Рамашвами поднялся и, весь во власти то ли видения, то ли

грезы, пустился в обратный путь в Индию.

После возвышенной действительности пребывания близ двоих Учителей мир

непосвященных показался Е. П. Б. не чем иным, как жалкой постановкой

на сцене, где актеры забыли свою подлинную сущность и думают, что они

и в самом деле есть те персонажи, которых они играют. Но она с

удовольствием прожила месяц у Синнеттов в Аллахабаде. Она была очень

привязана к Альфреду Перси, а у него начинались неприятности с

хозяевами «Пионера»,-неприятности, вызванные его интересом к

оккультному, или, как предпочитал говорить он сам, «эзотерическому

буддизму».

Еще до начала декабря текущего 1882 года госпожа Блаватская

возвратилась в штаб-квартиру в Бомбее. 7 числа этого месяца все

отметили седьмую годовщину Теософского общества в бомбейском

Фрамуджи-Кавасджи Холл. Там было поднято знамя, которое показывало,

что на сегодняшний день основано тридцать девять отделений Общества.

Основатели были довольны этим признаком прогресса, достигнутого за

семь лет.

Десять дней спустя, 17 декабря, основатели и их домочадцысухопарый,

с журавлиными ногами Дамодар, верный Бабула, чета Куломб и двое

четвероногих друзей, собаки Джин и Падхи,- снялись с насиженного места

в бомбейском «Кроуз Нест» и направились в Мадрас.

Здесь они прибыли в роскошный, украшенный колоннами дом в имении в 26

акров на окраине города, на берегу реки Адьяр. Этому имению,

известному тогда под названием «Хаддлстоун Гарденз», суждено было

стать их постоянным местом жительства, домом и штаб-квартирой

Теософского общества. Они купили его за баснословно пустяковую цену —

9000 рупий, или 600 фунтов стерлингов.

Но даже такой «пустяк» был непомерно велик и затруднителен для нищих

основателей; они кое-как перебивались, зарабатывая на жизнь вольной

журналистикой и крошечными доходами от издания Теософа. Поэтому один

из богатых мадрасских теософов внес около трети суммы в качестве

задатка, а другой, индийский судья, выдал на остальные деньги

закладную на очень легких условиях.

Но возможность обзавестись собственным домом была не единственной

причиной их переезда в Мадрас. При первом посещении города в то время,

когда они путешествовали на барке по Бэкингемскому каналу, основатели

нашли здесь множество потенциальных ревностных теософов. Стремление

столь многих способствовать распространению идей Общества воистину

обнадеживало.

Одним из подающих самые большие надежды мадрасских теософов был

блестящий молодой юрист по имени Т. Субба Роу. Интерес к теософии

побудил его вскоре после приезда Е. П. Б. в Бомбей написать ей, и

когда они встретились, он, по его словам, почувствовал себя так, будто

в нем поднялся занавес, а за ним стал виден запас того оккультного

знания, которое он должен был обрести в своих прежних жизнях.

И Е. П. Б., и полковник быстро обнаружили глубокое восхищение молодым

человеком и привязанность к нему. Он стал чела Учителя Мориа. Иногда

он выступал в роли их советника по индийским вопросам и, казалось,

делал большие успехи в раджа-йоге.

Тем не менее молодой брамин, подобно Дамодару, имел свои собственные

представления о важнейших подходах к оккультному, и представления эти

весьма и весьма отличались от взглядов основателей. Разность эта дала

себя знать позже, во времена великих испытаний.

Психические условия в Адьяре были явно благоприятны для незримой

деятельности Махатм. Судя по дневниковым записям президента-основателя

Олкотта, в начале 1883 года Учитель Мориа почти каждый день бывал

здесь в своем незримом теле. С целью облегчить жизненно важное дело

связи с внутренними сущностями Е. П. Б. решила устроить здесь особую

комнату, нечто вроде часовни, где можно было бы легко сосредоточить

необходимую в таком деле силу. Было это решение подсказано ей ее Гуру

или нет, он определенно должен был одобрить эту идею.

Итак, святыня, или оккультная комната, как ее иногда называли, была

устроена в маленьком помещении на крыше, откуда было видно, как река

медленно впадает в Бенгальский залив. Жилые комнаты госпожи Блаватской

располагались по соседству с этой новой святыней.

Теперь начались те странные психические явления, в которых могли

участвовать члены Общества, а сообщения в печати приносили теософскому

движению хорошую известность. «Индиан Миррор», к примеру, приводит

выдержку из «Философикал Инквайерер» за 22 апреля 1883 года:

«Корреспондент, который только что побывал в штабквартире Теософского

общества в Мадрасе, сообщает нам подробности нескольких удивительных

феноменов, происходящих там почти каждый день. Видимо, по указанию

высших сил, которые направляют судьбы Общества, на крыше дома была

построена особая комната, доступная лишь очень немногим посетителям. В

ней установлена на пьедестале великолепная резная горка. Здесь есть

два изображения Посвященных и статуя Будды. Если оставить здесь

письма, адресованные Махатмам, и на несколько мгновений закрыть дверь,

окажется, что письма исчезли, а вскоре таинственным образом придут

ответы, написанные на китайской или тибетской бумаге теми

Посвященными, кому были адресованы письма…»

Иногда в ответ на невысказанные вопросы в умах исследователей в горке

появлялись, кроме писем, другие предметы, что доказывает существование

телепатического воздействия и в равной степени — способности

перемещать твердые предметы сквозь стены и запертые двери.

Священная комната в значительной степени усилила веру и индийских, и

западных исследователей оккультизма в существование и йогическую силу

Махатм и в их близость к Теософскому обществу. Но позже, когда вести о

ней достигли обычной западной публики, Е. П. Б. пришлось заплатить за

это высокую цену.

В середине года, когда над Мадрасом вновь повисла летняя жара и даже с

моря не было ни ветерка, ее здоровье опять ухудшилось. К счастью, она

подружилась с генералом британской армии Родсом Э. Морганом и его

женой. Эта чета была среди первых поселенцев в местечке Утакамунд в

горах Нилгири, которое быстро стало летним прибежищем европейских

обитателей Мадраса. В начале июля Е. П. Б. приняла приглашение

Морганов пожить с ними в «Ути».

«Я у Морганов,- писала она Синнетту, который к тому времени потерял

работу в «Пионере» и уехал в Лондон.- Генерал, генеральша, шестеро

дочерей, двое сыновей и четыре зятя образуют семейство самых

отъявленных атеистов и самых вздорных или самых добрых спиритуалистов.

Они относятся к моему достопочтенному «я» с такой заботой и

любезностью, что мне даже стыдно…»

Морганы стали деятельными членами Общества и верными друзьями Е. П.

Б.,- верными даже в те времена, когда на нее обрушились беды.

За три месяца, прожитые у них летом 1883 года, она написала

Таинственные племена Голубых гор для газеты «Русский вестник». Позже

текст был издан книгой на английском языке. Одновременно была

подготовлена большая серия статей для Теософа под общим названием

Ответы, английскому члену Теософского общества. Английским членом

Теософского общества был Фредерик Майерс, один из преподавателей

Кембриджского университета. Недавно он создал Британское общество

изучения психики. Но эти Ответы были, по словам Е. П. Б., продиктованы

ей Посвященными и их чела, в основном — Учителем Мориа.

«Боже СвятыйН да кто он такой, этот мистер Майерс, что мой Большой

Босс должен извести целое ведро своих красных чернил с целью рассеять

его сомнения!.. Ибо мистер Майерс ни в чем не убедится!» — писала она

Синнетту.

Полковник Олкотт с «бородой до седьмого ребра и волосами, которые

ниспадают серебряными локонами, как у патриархов», возвратился из

поездки на горячо любимый им Цейлон в середине сентября 1883 года. Он

приехал в «Ути». Основатели вдвоем посетили Пондишери, а затем

вернулись в Адьяр.

В штаб-квартире трудно выносимые летние месяцы не улучшили

расположение духа Эммы Куломб. В качестве экономки она могла, воруя по

маленькой, прикарманивать кой-какую мелочь. Но в средоточии теософии

деньги были редкой материей, и мечта Куломбов накопить достаточную

сумму и открыть собственный отель снова и снова казалась далекой от

исполнения.

Госпожа Блаватская глубоко разочаровала Эмму Куломб. В Обществе

состояли богатые индийцы, и у госпожи Блаватской хватало возможностей

обогатиться самой и обогатить своих работников, таких как Куломбы, с

помощью ее «магических сил». Эмма не сомневалась в том, что такие силы

были по большей части не чем иным, как умным и тонким обманом. Все,

что нельзя было счесть такими уловками, она приписывала трудам

дьявола. Что бы там ни стояло за показной стороной — ловкость рук или

сатанинские козни,-это убеждало многих богатых людей, производило на

них сильное впечатление и могло бы принести им всем вполне приличные

деньги.

Но по каким-то причинам эта старая русская колдунья упускала такие

возможности. Хуже того, она пресекала все попытки Эммы по собственному

почину извлекать деньги из богатых членов Общества.

Одним из таких богатых, на кого Эмма возлагала большие надежды, был

мягкий, покладистый член Общества принц Харисинджи. По слухам, денег у

него было больше, чем у королевы Виктории! Когда она попросила у него

взаймы две тысячи рупий, принц, казалось, охотно выслушал просьбу и

почти обещал исполнить ее. К сожалению, он уехал на следующий день,

раньше чем она смогла еще раз обработать его. Но не было и тени

сомнения в том, что он снова приедет в Адьяр. Если сделать так, что

Блаватская не узнает и не расстроит ее планы, есть хороший шанс

получить деньги. Сумма в две тысячи рупий была для него сущей

безделицей, а для нее — судьбой.

Переписка Е. П. Б. и Синнетта показывает, что в течение 1883 года в

лондонском центре теософии назревали неприятности. Конфликт заключался

в столкновении основных убеждений двух сильных личностей.

Одной из них была Анна Кингсфорд, доктор медицины. В 1867 году она

вышла замуж за англиканского викария, тремя годами позже приняла

католичество, а тринадцать лет спустя, в 1883 году, стала президентом

Лондонской Теософской ложи. Е. П. Б. изображает ее темноволосой и до

звона обвешанной драгоценностями.

«Божественная Анна», как ее иногда шутливо называли, имела строгие

представления о теософии, или, точнее, о том роде теософии, который,

по ее соображениям, будет наиболее приемлем для британской публики.

Она хотела, чтобы Теософское общество считали «философской школой,

которая зиждется на древнем герметическом основании, следует научным

методам и в точных процессах объяснения не зависит от какого бы то ни

было абсолютного авторитета…» Вероятно, она на самом деле не верила

в Махатм, хотя утверждала, что верит. Во всяком случае, она считала

ошибочной ту политику, согласно которой теософскую доктрину следовало

преподносить в качестве учения, исходящего от таинственных,

недоступных Посвященных.

Близкий друг Анны и вице-президент Ложи Эдуард Мейтленд всеми силами

поддерживал ее идеи и ее политику. Им обоим противостоял А. П.

Синнетт, который недавно приехал в Лондон. Он несколько лет состоял в

личной переписке с Махатмами и с одобрения Братства издал некоторые

фрагменты их учения в книге «Эзотерический буддизм». Многие члены

лондонского Общества испытывали сильное желание узнать у него о

Великих, их эзотерической философии и йогической подготовке,

необходимой для того, чтобы стать их учеником. Это обеспечивало

Синнетту превосходящую позицию.

Собрания у него дома вскоре приобрели притягательную силу,

противоположную привлекательности собраний у Анны. Напряженные

отношения и взаимные неудовольствия усиливались, и Лондонская ложа

начала делиться надвое.

Госпожа Блаватская была не согласна с точкой зрения Анны и возмущена

ее неуважительным отношением к Махатмам, которые были истинными

основателями теософского движения. Она с удовольствием тотчас бы

развенчала миссис Кингсфорд, но Учителя думали иначе. Е. П. Б. только

закончила восьмую страницу письма, которое выражало ее недовольство

Анной, когда рука Учителя появилась у нее под носом и вырвала письмо.

Позже она рассказывала Синнетту:

«Они [Боссы] соединили свой разум и общими усилиями решили, что

«божественную Анну» следует ублажить. Она им необходима’, она —

отличный palliative (мирской смысл этого слова может быть в данном

случае каким угодно!), и они намерены использовать ее».

Но было решено, что президент-основатель Олкотт поедет в Лондон и

постарается остудить

Скачать:PDFTXT

Золотая лестница Блавацкая читать, Золотая лестница Блавацкая читать бесплатно, Золотая лестница Блавацкая читать онлайн