Скачать:TXTPDF
Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство

в своих мусульманских соседях

потенциально взрывоопасный

95

источник политических и демографических угроз, а российская политическая

элита обнаруживает все большую восприимчивость к антиисламским призывам

религиозного и расистского характера. В таких обстоятельствах Кремль с

готовностью ухватился за события 11 сентября, воспользовавшись ими как

возможностью вовлечь Америку в противостояние исламу под лозунгом «войны с

терроризмом».

И все же Россия в качестве потенциального партнера США тоже не лишена

недостатков, унаследованных от прошлого, причем совсем недавнего прошлого.

Афганистан был опустошен 10-летней войной, которую вела там российская

армия, Чечня находится на грани вымирания в результате политики геноцида, а

недавно получившие независимость центральноазиатские государства все больше

расположены отождествлять смысл современного периода своей истории с

борьбой за освобождение от российского колониализма. Поскольку подобные

исторические обиды по-прежнему живо ощущаются в регионе, а Россия, как

явствует из множества признаков, считает в данный момент своим приоритетом

консолидацию связей с Западом, она во все большей степени воспринимается

региональными государствами в качестве бывшей колониальной европейской

державы и все меньше — в качестве родственного евразийского образования. То, что

сегодняшней России почти нечего предложить соседям в плане общественной

модели для подражания, также сужает ее роль в любом международном

партнерском объединении под американским руководством, которое могло бы

быть сколочено в интересах стабилизации, развития и в последующем —

демократизации региона.

В конечном счете Америке остается рассчитывать лишь на одного

подлинного партнера в обустройстве Мировых Балкан — Европу. Хотя ей

понадобится помощь ведущих восточноазиатских государств, таких как Япония и

Китай (Япония предоставит некоторую, пусть не слишком внушительную,

материальную поддержку и миротворческий контингент), маловероятно, что кто-

либо из них примет на данном этапе полноценное участие в этих усилиях. Только

Европа, постепенно самоорганизующаяся

96

в Европейский союз и интегрированная в рамках НАТО, обладает

надлежащим потенциалом в политической, военной и экономической сферах,

чтобы совместно с Америкой взять на себя задачу вовлечения различных

евразийских народов на дифференцированной гибкой основе в процесс укрепления

региональной стабильности и постепенного раздвижения рамок

трансъевразийского сотрудничества. Именно связанный с Америкой над-

национальный Европейский союз имеет больше шансов избежать подозрений в

рецидиве колониалистских мотивов и намерении утвердить либо восстановить в

регионе прежде всего собственные экономические позиции.

Сообща Америка и Европа располагают разносторонним опытом и

обширным спектром материальных преимуществ, которые позволяют им внести

определяющий вклад в формирование политического будущего Мировых Балкан.

Вопрос заключается в том, найдется ли у Европы, озабочегшой в основном

вопросами собственного единства, достаточно воли и великодушия, чтобы вместе с

Америкой действительно приняться за общее начинание, которое по сложности и

размаху намного превосходит предыдущий успешный совместный американо-

европейский проект, направленный на сохранение мира в Европе и

последовательное преодоление раскола Европейского континента. Но

сотрудничества с Европой не получится, если полагать, что оно должно сводиться

к ее следованию американским директивам. Война с терроризмом может быть

первой вехой, знаменующей переход к активному вмешательству в дела Мировых

Балкан, но она никак не может составлять его смысл. Европейцы, не столь

травмированные трагедией 11 сентября, понимают это лучше американцев. Вот

почему помимо других причин при организации каких бы то ни было совместных

действий Атлантического сообщества не обойтись без широкого стратегического

консенсуса относительно дол госрочного характера стоящей перед союзниками

задачи.

В какой-то мере те же соображения применимы и к потенциальному вкладу

Японии. Она тоже может и должна стать важным действующим лицом, пусть и не

из числа бесспорных исполнителей ведущих партий.

97

В течение некоторого времени Япония будет остерегаться брать на себя

заметную военную роль за пределами непосредственных потребностей

национальной самообороны. Однако несмотря на стагнацию последних лет,

Япония остается вторым государством мира по экономической мощи. Финансовая

поддержка ею усилий, предназначенных расширить зону мира на планете, имела

бы ключевое значение и в конечном счете соответствовала бы ее собственным

интересам. Таким образом, Япония наряду с Европой должна рассматриваться в

качестве вероятного партнера Америки в предстоящей длительной схватке с

многочисленными разнородными силами на территории Мировых Балкан.

Короче говоря, чтобы справиться с взрывоопасным потенциалом региона,

Америке потребуется широко спланированная стратегия сотрудничества. Как

свидетельствует успешный опыт формирования евроатлантического сообщества,

разделить неизбежное бремя нельзя, не разделив право принимать решения. Только

привлекая своих основных партнеров к совместному моделированию все-

объемлющей стратегии действий, Америка сумеет не увязнуть в зыбучих песках

единоличной гегемонии.

Стратегия разделенной ответственности

Коль скоро проблемы Мировых Балкан представляют собой практически

нерасчленимое сплетение накладывающихся друг на друга конфликтов, первым

шагом в определении комплексной стратегии ответа на этот вызов должно стать

выявление приоритетов. На общем фоне выделяются три центральные

взаимосвязанные задачи: 1) урегулирование арабо-израильского конфликта, кото-

рый столь пагубно влияет на положение в Ближневосточном регионе; 2) изменение

стратегического расклада в нефтедобывающей зоне, простирающейся от района

Персидского залива до Центральной Азии; 3) привлечение ведущих стран к

участию в региональных соглашениях по вопросам нераспространения ОМУ и

сдерживания террористической эпидемии.

98

Установление мира между Израилем и его арабским окружением является

самой настоятельной необходимостью, ибо без этого принципиально невозможно

приступать к выполнению двух остальных задач. Непосредственным предметом

раздоров служит израильско-палестинский конфликт, отдельное урегулирование

которого должно составлять ближайшую цель. Однако существует более широкая

проблема враждебности арабского сообщества по отношению к Израилю — явления,

которое порождает напряженность на Ближнем Востоке и рикошетом возбуждает

неприязнь мусульман к Америке12. Единственный способ улучшить положение

добиться справедливого и жизнеспособного мира, который в последующем стал бы

основой конструктивного сотрудничества между Израилем и Палестиной и, таким

образом, развеял бы предубеждения арабов, заставив их признать Израиль в

качестве постоянного неотъемлемого фигуранта на ближневосточной сцене. ~^

Улаживание этого вопроса тем более безотлагательно, что столкновение с

подводными камнями Ближнего Востока грозит евроатлантическому альянсу

расколом. Хотя доминирующей иностранной державой на Ближнем Востоке

является Америка, ее отношения с Европой могут подвергнуться тяжкому

испытанию из-за того, что по обе стороны Атлантики по-разному смотрят на то,

как лучше действовать в регионе. На протяжении нескольких десятилетий после

провала франко-британской авантюры 1956 года район Суэцкого канала и

Персидского залива фактически находится под американским протекторатом.

Покровитель постепенно сменил проарабский курс на произраильскую линию,

одновременно добившись устранения сколько-нибудь ощутимого политического

влияния в регионе со стороны Европы, а затем и Советского Союза. Убедительные

военные победы, одержанные в ходе кампаний 1991 и 2003 годов против Ирака,

утвердили Соединенные Штаты в роли единственного внешнего арбитра в этой

зоне.

После трагедии 11 сентября у наиболее консервативных элементов

политического истеблишмента Америки, прежде всего у тех, чьи симпатии явно

принадлежат

99

олицетворяемой «Ликудом» части израильского политического спектра,

появилось искушение осуществить идею абсолютно нового порядка на Ближнем

Востоке, который, как предполагается, Соединенные Штаты навяжут региону,

мотивируя это необходимостью ответить на новые вызовы терроризма и

распространения ОМУ. Стремление воплотить эту мысленную конструкцию в

жизнь уже привело к насильственному свержению диктатуры Саддама Хусейна в

Ираке и предвещает возможные дальнейшие акции против баасовского режима в

Сирии либо теократии в Иране. Одновременно раздаются призывы к Соединенным

Штатам дистанцироваться во имя демократии от нынешних правителей

Саудовской Аравии и Египта и оказать давление на эти страны, требуя их

внутренней демократизации, пусть даже в ущерб американским интересам в

регионе.

Уже очевидно, что Европейский союз, у которого понемногу

обнаруживаются собственные внешнеполитические интересы, не останется лишь

пассивным наблюдателем или сговорчивым сторонником всего, что бы ни

предприняли США на Ближнем Востоке. На самом деле именно на

ближневосточном направлении Европейский союз впервые начинает не только

нащупывать контуры по-настоящему единой и полномасштабной европейской

стратегии, но и оспаривать монополию Америки на роль регионального арбитра. В

Севильской декларации от 22 июня 2002 г. ЕС сделал важный шаг вперед, сформу-

лировав концепцию мирного урегулирования палестино-израильского конфликта,

которая существенно расходится с американской концепцией13. Нарастающие

между США и ЕС разногласия в отношении послевоенного обустройства в Ираке и

возможной политической эволюции Ирана могут придать самоутверждению

Европы дополнительный импульс.

В ближайшей перспективе у Америки хватит сил и воли, чтобы игнорировать

мнение европейцев. Опираясь на свою военную мощь, она сможет одержать верх и

вынудить Европу временно пойти на уступки. Однако Европейский союз

располагает экономическими ресурсами и финансовыми средствами, привлечение

которых

100

кардинальным образом повысит шансы на достижение долгосрочной

стабильности в регионе. Следовательно, подлинно долговременного решения этой

проблемы не добиться, если Соединенные Штаты и Европа не станут действовать

более согласованно. Коль скоро Ближний Восток имеет для Европы по меньшей

мере такое же жизненно важное значение, как Мексика для Америки, ЕС, мало-

помалу определяя собственное политическое лицо, будет все больше порываться

выступать здесь с собственных позиций. И не где-то, а именно на Ближнем

Востоке европейская внешняя политика впервые после фиаско 1956 года в Суэце

способна приобрести отчетливую антиамериканскую направленность.

Между тем наметившийся в евроатлантическом сообществе раскол из-за

Ближнего Востока вполне обратим. Не часто наблюдается такой международный

консенсус, какой существует относительно сути будущего договора о мире между

Изр»айлем и Палестиной. Имеются даже проекты возможного мирного договора,

которые идут значительно дальше, нежели расплывчатая «дорожная карта»,

неохотно одобренная администрацией Буша весной 2003 года. Загвоздка в

действительности состоит в том, как найти способ убедить израильтян и палестин-

цев поставить все точки над i, и этот поиск будет непростым испытанием, несмотря

на реальные настроения в поддержку мирного компромисса среди израильского и

палестинского народов. Предоставленные самим себе, они оказались не в

состоянии ни преодолеть свои давние противоречия, ни оставить в прошлом

взаимные подозрения и ожесточенность.

Только Соединенным Штатам и Европейскому союзу, выступающим заодно,

под силу по-настоящему ускорить этот процесс. Для этого им придется заняться

обстоятельной проработкой основных содержательных положений, а не только

процедурных аспектов израильско-палестинского мирного соглашения. В общих

чертах в соответствии с существующим международным консенсусом его главные

пункты должны заключаться в следующем: признание двух государств в границах

1967 года, но со взаимными уступками, которые позволят включить

101

в территорию Израиля пригородные поселения вблизи Иерусалима; создание

двух столиц непосредственно в Иерусалиме; предоставление палестинским

беженцам лишь номинального или символического права вернуться на прежнее

место жительства с размещением основной массы возвращающихся беженцев на

территории Палестины, возможно, в покинутых израильских поселениях;

демилитаризация Палестины и, предположительно, размещение там

миротворческих сил НАТО либо иного международного контингента; полное и

недвусмысленное признание Израиля его арабскими соседями.

Одобрение при содействии международного сообщества жизнеспособной

формулы сосуществования Израиля и Палестины не устранит всего комплекса

разнообразных конфликтов в регионе, но принесет тройную пользу. Несколько

поутихнет ненависть ближневосточных террористов к Америке; будет обезврежена

«мина», с наибольшей вероятностью способная стать детонатором

общерегионального взрыва; а Соединенные Штаты и Европейский союз смогут

более согласованно подходить к проблемам региональной безопасности, не

создавая впечатления, что затевается «крестовый поход» против исламского мира.

Урегулирование арабо-израильского конфликта стараниями Америки

способствовало бы постепенной демократизации прилегающих арабских

государств, ибо инициативы США уже не выглядели бы в глазах арабов как

попытка воспользоваться проблемой демократизации в качестве очередного

предлога для отсрочки всеобъемлющего палестино-израильского примирения.

Построение стабильного Ирака после военного вторжения 2003 года точно

так же представляет собой грандиозную и долговременную задачу, единственным

способом облегчить выполнение которой является сотрудничество между США и

ЕС. Не исключено, что с падением прежнего иракского режима вновь обострятся

латентные пограничные споры этой страны с Ираном, Сирией и Турцией. Лишние

осложнения по ходу дела может внести курдская проблема, а внутренняя вражда

между иракскими суннитами и шиитами рискует привести к затяжной

102

нестабильности, сопровождаемой все более ожесточенным насилием. К тому

же, 25-миллионный народ Ирака, имеющий репутацию наиболее

националистически настроенного из всех арабских народов, может оказаться менее

расположенным мириться с иностранным господством, чем ожидается. Программу

долгого, дорогостоящего и трудного восстановления этой страны предстоит

осуществлять в изменчивом и потенциально недружественном окружении.

В более общем смысле сотрудничество Америки и Европы в строительстве

стабильного демократического Ирака и в деле палестино-израильского примирения

-фактически своего рода «региональная дорожная карта» -создало бы более

благоприятные политические предпосылки для изменения неудовлетворительного

стратегического расклада в нефте- и газодобывающих районах, охватывающих

Персидский залив, Иран и Каспийский

Скачать:TXTPDF

Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство Бжезинский читать, Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство Бжезинский читать бесплатно, Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство Бжезинский читать онлайн