а также Азии… Я могу себе представить, что когда-то мы
будем поддерживать весьма широкомасштабное экономическое сотрудничество с
Россией, потому что обе стороны нуждаются в этом… Но принять Россию —
значило бы фундаментально изменить характер ЕС». См.: Zecchini L. Relations
avec la Russie sent d’une extreme importance // Le Monde. — 2001. — 23 mars.
4 Если провести прямую линию от Каспия к Сахалину, то азиатская
территория Евразии окажется разделенной на две части: севернее — крайне
малонаселенные Сибирь и российский Дальний Восток, где проживает 30-35
миллионов человек, и непосредственно к югу -крайне густонаселенная зона, где
сосредоточено приблизительно 3 миллиарда китайцев, индийцев и мусульман.
5 Sornmer T. Die deutsche AuBenpolitik: unterwegs Entwurf einer Reiseroute fur
die Diplomatie der Berliner Republik // Die Zeit. — 2001. -N 10.
» По выражению одного французского обозревателя, «главной слабостью
внешней политики «пятнадцати» (стран ЕС. — Прим. пер.) является прежде всего
бесхребетность… Чего недостает «пятнадцати»?
172
Ответ очевиден: политического проекта и общего видения» (Zecchini L. Les
complexes de l’«Europe-puissance» // Le Monde. — 2001. — 20 avr.). После 11 сентября
подобные сетования получили широкое распространение в Европе, что
подчеркивает зияющий контраст между однобокой целеустремленностью Америки
и отсутствием у европейцев стратегической миссии даже на Ближнем Востоке — в
непосредственно примыкающем к Европе регионе.
7 С типичным для того времени яростным осуждением Соединенных Штатов
выступил 20 апреля 2001 г. официальный орган Центрального комитета
Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) газета «Жэньминь жибао», в которой
утверждалось, что «войска США неустанно сеют смуту по всему миру, создавая
огромную угрозу миру и стабильности на планете», и все это — под
аккомпанемент своих «гангстерских мелодий». Публичная полемика о политике
Америки, представленная на страницах того же самого официального печатного
органа спустя почти год, 23 марта 2002 г., не оставляла сомнений в произошедшей
перемене. Когда один из участников дискуссии стал доказывать, что Америка
использует войну с терроризмом ради сохранения собственного глобального
превосходства, он получил отповедь от одного из собеседников, заявившего, что
определяющая американскую позицию «главная тенденция направлена на
взаимное сотрудничество и доверие» в отношениях между США и КНР. Еще
одним примером трезвого анализа взаимоотношений между США и КНР является
статья под заголовком «Пять больших различий между Китаем и Соединенными
Штатами требуют надлежащего обращения», опубликованная 21 февраля 2002 г. в
принадлежащей КНР ежедневной газете «Вэньвэй бао», выходящей в Гонконге.
8 Примечательно, что Япония решилась на развертывание двухуровневой
системы противоракетной обороны, состоящей из ракет-перехватчиков морского
(SM3) и наземного базирования (РАСЗ), для которой требуется как минимум
восемь эсминцев «Эгис». Стоимость этой системы может составить от 500 млрд. до
1 трлн. иен с лишним (примерно от 4,2 до 8,4 млрд. долларов). ( См. редакционную
статью: Япония упорно выполняет политическое решение развернуть ракетную
оборону до 2006 бюджетного года (на кит. яз.) // Санкэй симбун. -2003. — 23 июня.)
* В числе многочисленных рассуждений в обоснование вышеуказанного
заключения можно отметить материал о японских ракетных технологиях в газете
«Цзефанцзюнь бао» за 12 февраля 1999 г.; статью в «Жэньминь жибао»,
появившуюся 11 декабря 2000 г. и посвященную общим размерам японского
оборонного ведомства и его масштабному бюджету; публикацию от 17 июня 2002
г. в общетематическом еженедельнике официального китайского агентства
новостей «Ляован», в которой главное внимание уделялось ядерной проблеме.
10 См. репортаж Моники Чжу: Chu M. Taiwan and Japan «Silent Allies» //
Taipei times. — 2001. — 24 July.
11 Пан Чжунъин. Обсуждение американского фактора в китайско-японских
отношениях (на кит. яз.) // Жэньминьван. — 2002. — 23 апр. (интернет-издание ЦК
КПК).
173
12 Кейдзо Такеми (цит. по: Санкэй симбун. — 2001. — 27 дек.). Конференция
представителей японского частного бизнеса выступила с рекомендацией, во
многом созвучной заявлению Такеми: учредить при кабинете министров
Национальный стратегический совет, который помогал бы разрабатывать планы,
предназначенные обеспечить более эффективное реагирование Японии на
чрезвычайные ситуации в мире, и параллельно организовать японо-американскую
стратегическую конференцию в составе официальных лиц и ведущих фигур
частного сектора «в целях расширения союзнических отношений между Японией и
США» (редакционная статья в газете «Санкэй симбун», 10 марта 2002 г.). Кроме
того, как свидетельствуют опросы общественного мнения в Японии, несмотря на
то что идея внесения поправок в японскую конституцию имеет сторонников,
преобладающее большинство (даже среди тех, кто поддерживает некоторые изме-
нения) по-прежнему выступает за неизменность статьи 9, в которой Япония
отказывается от права войны.
13 В исследовании, подготовленном Китайской академией наук и
представленном общественности в марте 2001 года, сделан вывод, что к 2050 году
Китай станет всего лишь «умеренно развитой» страной.
14 Начиная с 1993 года Китай импортирует нефть во все более значительном
количестве; если в настоящее время 20% его потребностей в этом сырье
обеспечиваются за счет поставок из-за рубежа, то к 2010 году эта цифра, вероятно,
превысит 40%, а по объему ввозимой нефти Китай обгонит Японию. (Положение в
области нефтяной безопасности Китая (на кит. яз.) // Дагунбао. — 2000. — 10 нояб.)
Связанное с этим ощущение уязвимости заставило Китай задуматься о создании
мощной национальной системы стратегических запасов нефти. См.: Инвестировать
100 миллиардов долларов в строительство стратегической нефтяной системы (на
кит. яз.) // Дагунбао. — 2002. — 13 нояб.
15 Согласно газетным сообщениям. См.: South China Morning Post. — 2001. — 27
July; 2002. — 8 luly. Конечно, не исключено, что эти цифры отражают всего лишь
недостаточное количество имеющихся в Китае национальных сайтов либо
недостаток там сайтов определенного рода, наподобие новостных лент, по
сравнению с Японией и другими странами.
16 См. подробное сообщение: Политический вопрос, заслуживающий
серьезного изучения (на кит. яз.) // Жэньминь жибао. — 2001. -31 мая.
17 См. обзор исследований китайских специалистов: South China Morning
Post. — 2001. — 20 June; 2002. — 7 Jan. Если использовать коэффициент Джини —
международно признанный показатель неравенства доходов, то опасный уровень
составляет 0,4; к 2002 году неравенство между городскими и сельскими жителями
достигло в Китае 0,59, то есть уровня, который представляет угрозу социальной
стабильности. Изменению этого индикатора в последние два десятилетия в
обществе с эгалитарной идеологией вполне может сопутствовать недовольство
людей внезапным появлением богатства у немногочисленной группы, особенно
если известно о широком распространении коррупции.
174
18 Эти слова принадлежат Фу Ин (директору департамента по делам Азии
Министерства иностранных дел) (см.: Китай и Азия в новый период (на кит. яз.) //
Дагунбао. — 2003. — 11 янв.). Он также отметил, что «присутствие США в этом
регионе есть объективная исторически сложившаяся реальность».
» «В течение нескольких недель европейская общественность громко
изливает свои чувства… Между тем эта общественность говорит не на одном
языке. Она говорит по-испански, по-французски, по-итальянски, по-английски, по-
немецки или по-польски… Значительное большинство приходит к одному и тому
же выводу: иракская война, которую ведут и возглавляют Соединенные Штаты,
незаконна и опасна… И возможно, через 10 или 20 лет люди будут вспоминать, что
именно весной 2003 года на улицах и площадях Европы была написана преамбула
к Европейской конституции». (См. редакционную статью: So students, come rally //
Sueddeutsche Zeitung. — 2003. — 26 Mar.)
20 Еще один крупный шаг китайской дипломатии // Женьминь жибао. — 2003.
— 9 окт.
21 См. редакционную статью: АСЕАН плюс три; необходимо остерегаться
лидирующей роли Китая (на яп. яз.) // Санкэй симбун. -2002. — 2 нояб. Далее в
статье следовал призыв к Японии «сотрудничать со странами, расположенными за
пределами региона… чтобы не допустить усиления азиатского регионализма,
главным идеологом которого является Китай». См. также редакционную статью:
Год, когда предстоит сделать важный выбор — распрощаться с «инактивизмом»
(на яп. яз.) // Санкэй симбун. — 2003. — 1 янв.
22 Хотя это явление пока не затронуло большинство населения, в обеих
странах наблюдаются усилившееся чувство близости к другим азиатским народам
и некоторая обеспокоенность нынешним статусом. В Южной Корее эти
нарождающиеся настроения проявляются в более откровенном и настойчивом
признании принадлежности всех корейцев к единой нации, а в японском обществе
— в рассуждениях о том, что Японии следует тверже стоять на собственных ногах и
играть более активную роль в Азии. Как показали опросы общественного мнения в
Японии, проведенные в 2001 году правительством и в начале 2002 года — газетой
«Асахи симбун», явное большинство японцев предпочитают, чтобы Япония
оказывала экономическую помощь главным образом другим азиатским странам.
Второй опрос выявил также высокую степень интереса японцев, жителей Южной
Кореи и китайцев к более тесному региональному сотрудничеству. Согласно поме-
щенному в Интернете обзору, посвященному 56 «новым азиатским лидерам» (как
они были названы на Мировом экономическом форуме), более половины из них
считают желательным дальнейшее развитие экономического сотрудничества в
Азии и около двух третей находят наиболее предпочтительной моделью
интеграции формулу «АСЕАН+3» (Китай, Япония, Корея) или «АСЕАН+4»
(Китай, Япония, Корея, Индия). См.: So Chi-yon. Korea to Become Research Base for
Asia // The Korea Times. — 2003. — 21 June.
Ч
АСТЬ I I
Американская гегемония и всеобщее благо
Роль Америки в мире определяется двумя главными реалиями
современности: беспрецедентными масштабами американской глобальной мощи и
беспрецедентной глобальной взаимозависимостью. Первая отражает фактор
монополярности в развитии международных отношений под американской
гегемонией — неважно, провозглашается ли это громогласно или осуществляется
исподволь, но такова мировая реальность. Вторая подтверждает ощущение того,
что всеобщий, хотя, может быть, и не всегда благотворный процесс глобализации
постепенно лишает конкретные государства их священного суверенитета.
Сочетание этих двух факторов приводит к далеко идущим изменениям в сфере
международных отношений, вызывает не только отмирание традиционной
дипломатии, но и, что более важно, рождение неформального глобального
сообщества.
Эти изменения не просто символически, а фактически подтверждаются
появлением первой мировой столицы. Эта столица, однако, не Нью-Йорк, где
периодически заседает Генеральная Ассамблея всех национальных государств.
Нью-Йорк мог бы стать такой столицей, если бы новый мировой порядок возник на
основе всеобъемлющего сотрудничества суверенных государств, опирающегося на
правовую фикцию равенства суверенитетов. Но такого мирового порядка не
сложилось, и само это понятие стало неким анахронизмом на фоне
транснациональной
175
176
глобализации и исторически уникального масштаба суверенной
американской мощи.
И все же мировая столица появилась, но не между Гудзоном и Ист-Ривер, а
на берегах реки Потомак в Вашингтоне, — первая глобальная политическая столица
в мировой истории. Ни Рим, ни древний Пекин — бывшие столицами региональных
империй, ни даже викторианский Лондон (за исключением, может быть,
международной банковской сферы) не приблизились к тому средоточию
глобальной мощи и возможностям принятия решений, которые теперь
сконцентрированы в нескольких кварталах центральной части Вашингтона.
Решения, принимаемые внутри отчасти перекрывающих друг друга, но очень четко
ограниченных треугольников, распространяют американскую мощь на весь мир и
весьма существенно влияют на то, как идет процесс глобализации. Линия, про-
черченная от Белого дома до монументального здания Капитолия, затем
к*напоминающему крепость Пентагону и обратно к Белому дому, образует
периметр этого треугольника власти. Другая линия — от Белого дома до
расположенного в нескольких кварталах от него Всемирного банка, затем к
Государственному департаменту и обратно к Белому дому (это пространство также
включает Международный валютный фонд и Организацию американских
государств) — обозначает треугольник глобального влияния. Взятые вместе, эти два
треугольника свидетельствуют о том, до какой степени «мировые дела» в их
традиционном понимании стали для Вашингтона внутренними делами,
замкнутыми в пределах его окружной дороги.
Сегодня наиболее выдающимся событием в области внешней политики
большинства государств является визит главы этого государства в Вашингтон.
Такие визиты подробнейшим образом освещаются национальной прессой этих
стран как исторические события, о каждом шаге путешествующего лидера
сообщается в мельчайших деталях. Иностранный посол считает высшим дости-
жением своей карьеры, если ему удается организовать получасовую встречу своего
лидера с президентом