США. Многим приходится довольствоваться пятиминутной
177
встречей в Овальном кабинете и фотографией на память, о которой
сообщается в национальной прессе (без указания продолжительности) как об
историческом событии’. Поскольку мировую столицу сейчас посещает в среднем
один иностранный лидер в неделю, большинство визитов вообще игнорируется
национальной и даже местной вашингтонской прессой.
Один весьма солидный итальянец, друг Америки, ухватил суть этого
явления. Он приводит воспоминания стареющего римского императора о его
путешествии в Грецию в юности из замечательного романа «Воспоминания
Адриана» франко-бельгийской писательницы Маргарит Юорсенар:
«Среди заполненной науками жизни в Афинах, где оставалось место и для
удовольствий, я жалел не о самом Риме, а о царящей там атмосфере, в которой
постоянно решаются мировые дела, где слышен шум приводных ремней и
шестерен машины государственной власти… В сравнении с этим миром активных
действий милая сердцу греческая провинция казалась мне дремлющей в легкой
дымке идей, где изменения были редкостью и политическая пассивность греков
казалась какой-то рабской формой самоотречения».
Итальянский наблюдатель добавляет: «Эти слова нередко вспоминали
посетители Вашингтона, как и автор данной статьи, европеец из Рима» 2.
Отметить сказанное — вовсе не значит упиваться всесилием американской
власти. Тем не менее необходимо признать главенствующую роль США в мировых
делах и сосредоточение в Вашингтоне глобальных институтов, отражающих
историческую связь между глобальной мощью США и глобальной
взаимозависимостью в век мгновенной связи. Традиционная дипломатия, прово-
дившаяся «чрезвычайными и полномочными послами» в соответствии с
подробнейшими инструкциями своих министров иностранных дел (часто
полагавшихся на элегантных аристократов, владевших иностранными языками),
уступила место глобальному интерактивному процессу, центр которого находится
главным образом в Вашингтоне.
178
Прямые телефонные переговоры глав государств и министров иностранных
дел при синхронном переводе стали повседневным явлением. Все чаще проводятся
консультации по замкнутым телевизионным сетям. Прямой официальный диалог с
широким кругом американских и международных учреждений, расположенных в
мировой столице, стал привычным делом для старшего звена иностранных
правительственных чиновников по всему миру.
Эта новая реальность также отражается в расширении и укреплении личных
связей иностранных политических деятелей и бизнесменов с Америкой. Многие из
них учились в американских университетах. Обучение в ведущем американском
университете в последнее время стало просто социально необходимым для элиты
даже в странах с давними интеллектуальными традициями и чувством
национальной гордости, таких как Франция. Пройдет некоторое время, и Эта
практика распространится на такие до недавнего времени изолированные
общества, как Россия и Китай. Это явление еще больше распространено в среде
международной деловой элиты и руководства расположенных в США глобальных
финансовых институтов. Мероприятия таких престижных организаций, как
Трехсторонняя комиссия (собрание элит неправительственных организаций
Северной Америки, Восточной Азии и Европы), все чаще напоминают встречи
выпускников колледжей.
Сопутствующий, но более распространенный феномен — появление ярко
выраженной глобальной элиты, с глобалистскими взглядами и транснациональной
лояльностью. Представители этой элиты свободно говорят по-английски (обычно в
американском варианте) и пользуются этим языком для ведения дел; эта новая
глобальная элита характеризуется высокой мобильностью, космополитическим
образом жизни; ее основная привязанность -место работы, обычно это какой-либо
транснациональный бизнес или финансовая корпорация. Типично, что высокие
должности в таких корпорациях занимают уроженцы других стран; около 20%
крупнейших европейских компаний возглавляют лица, которых ранее считали
179
бы иностранцами. Ежегодные встречи Всемирного экономического форума
стали, по существу, партийными съездами новой глобальной элиты: ведущие
политики, финансовые магнаты, крупные коммерсанты, владельцы СМИ,
известные ученые и даже рок-звезды. Эта элита все более явно демонстрирует
понимание своих собственных интересов, дух товарищества и самосознание3.
Она знаменует собой появление глобальной заинтересованности в
сохранении стабильности, процветания и, в конечном счете, демократии. В фокусе
ее внимания находится Америка. Тем самым признается, что даже глобальное
сообщество нуждается в центре сосредоточения идей и интересов, фокусной точке
кристаллизации каких-то форм консенсуса, источнике последовательно направ-
ленных инициатив. Даже если формально все это не дает Вашингтону особого
статуса мировой столицы, сосредоточение внимания на Америке является
признанием двоякой реальности нашего времени: мощи одной страны и
транснациональной глобализации.
Однако эта беспрецедентная комбинация включает два критически важных
фактора, может быть, даже противоречия: во-первых, между динамикой процесса
глобализации и заинтересованностью США в сохранении собственного
суверенитета и, во-вторых, между демократическими традициями Америки и
обязанностями власти. Америка провозглашает плодотворные и отвечающие
интересам всего мирового сообщества блага глобализации, но сама соблюдает эти
правила главным образом тогда, когда это ей выгодно. Она редко признает, что
глобализация расширяет и укрепляет ее собственные национальные преимущества,
даже несмотря на то, что эта глобализация порождает бурлящее и потенциально
опасное недовольство в мире. Кроме того, американская глобальная мощь
противоречит американской демократии, как внутренней, так и экспортированной.
Внутренняя американская демократия затрудняет осуществление национальной
мощи на международной арене, и наоборот, глобальная мощь Америки может
создать угрозу демократии в США. Более того, Америка, считая себя историческим
поборником демократии, подсознательно экспортирует
180
демократические ценности по каналам глобализации. Но это порождает в
мире ожидания, которые плохо согласуются с иерархическими требованиями
гегемонистской державы. В результате действия этой двойственной диалектики
Америке все еще необходимо определить собственную роль в мире, причем такую,
которая выходила бы за пределы противоречивых факторов глобализации
-демократии и доминирующей державы.
В недалеком прошлом роль Америки было легко определить в политически
четких и приемлемых категориях. Эта страна вышла из разрухи Второй мировой
войны экономически более могущественной, чем в начале войны. Но она еще не
была мировой доминирующей державой. В военной и в еще более важной —
политической сфере у США был грозный противник: победоносный, могуще-
ственный в военном отношении и идеологически агрессивный Советский Союз.
Таким образом,~0тношения с Советским Союзом стали определяющим
фактором американской внешней политики. Первоначально это не было столь
очевидно для американской внешнеполитической элиты, сохранявшей на
протяжении нескольких лет иллюзии о послевоенном сотрудничестве победителей.
Более того, упадок Британской империи некоторое время маскировался воспомина-
ниями о победоносной «Большой тройке», собиравшейся в Тегеране и Ялте и
обсуждавшей результаты победы в Потсдаме после поражения Германии. Однако
вскоре стало ясно, что ключевым является вопрос о том, будут ли отношения
Америки с Россией определяться духом партнерства или станут откровенно
враждебными.
К 1950 году вопрос уже заключался в том, приведет ли конфликт с
Советским Союзом к открытой войне. В результате на протяжении последующих
четырех десятилетий глобальные обязательства Америки имели четкую цель: не
допустить военной экспансии Советского Союза и нанести ему поражение в
идеологическом плане. Это была глобальная по масштабности задач, но
региональная по форме политика, с главным акцентом на Атлантическом альянсе,
предназначенном для сдерживания коммунистической империи.
181
Эта всеобъемлющая и вполне реалистическая стратегия сочетала
политические и военные аспекты. Она делала упор на политическое единство
демократий и военное сдерживание противника. Ее ключевым моментом была
свобода (на определенном этапе даже «освобождение»), а требования соблюдения
прав человека в конечном счете стали мощным инструментом подрыва
коммунистического соперника изнутри. Она сочетала американское лидерство с
признанием важной роли союзников. В конфликтном мире государств-наций эта
стратегия способствовала развитию политической взаимозависимости, признанию
новых реалий конкурирующих транснациональных идеологий и возрастанию
интерактивности глобальной экономики. Но самое важное — она победила.
С 1990 года, всего лишь за одно десятилетие, Соединенные Штаты
выдвинули три главные проблемы, определяющие принципы их взаимодействия с
миром. При президенте Джордже Буше-старшем они заключались в трех словах:
новый мировой порядок. В некотором смысле эта концепция напоминала
сохранявшиеся после 1945 года иллюзии о том, что коалиция времен Второй
мировой войны сохранится и станет основой более спокойного и проникнутого
духом сотрудничества мира под эгидой только что созданной Организации
Объединенных Наций. Новый мировой порядок 1990-х годов был также основан на
ложных посылках: победа Америки в «холодной войне» будет знаменовать
появление новой мировой системы, основанной на легитимной и распространяю-
щейся от одного субъекта к другому демократии. Заявление Буша по этому поводу
— как это имело место в ходе его обращения к Конгрессу 6 марта 1991 г. — звучало
почти лирически: «Итак, мы являемся свидетелями появления нового мира. Мира,
в котором перспектива нового мирового порядка является реальностью… Мира, в
котором Объединенные Нации, освобожденные от бремени «холодной войны»,
смогут реализовать историческое видение своих основателей. Мира, в котором
свобода и уважение прав человека найдут свое место в каждой стране».
Президент Билл Клинтон, несмотря на то что он разделял эту
оптимистическую оценку, подчеркивал приоритет
182
экономико-технологической революции в определении облика мира с
меньшим количеством более прозрачных границ, с большей экономической
взаимозависимостью и меньшей опорой на политическую мощь. Для него вопрос
был не столько в новом мировом порядке, сколько (вероятно) в плодотворной
динамике и глобализации. «Это основная реальность нашего времени», — отметил
Клинтон в послании Конгрессу 27 января 2000 г. В новом явлении он видел
главную надежду человечества и огромную возможность для Америки стать его
знаменосцем, основным движителем и получателем наибольшей выгоды от самого
процесса. Глобализация стала излюбленной темой Клинтона.
Однако и Буш-старший, и Клинтон недооценили степень нарастающего
глобального недовольства, которое как-то затмевалось затянувшимся конфликтом
с Советским Союзом. Это недовольство, проистекающее из национальных и
религиозных конфликтов и усиливаемое нарастающей социальной нетерпимостью
к различным формам неравенства и угнетения, долго бродило подспудно и
вырвалось наружу только после окончания «холодной войны». Надежды на новый
мировой порядок и на плодотворное глобальное сотрудничество умерли
насильственной смертью 11 сентября 2001 г.
Уже через год следующий президент — Джордж У. Буш нарисовал более
зловещую картину будущего и изложил новую концепцию американской внешней
политики: глобальная гегемония и борьба с терроризмом. Представления о
мировом порядке, основанном на сотрудничестве, уступили место
обеспокоенности по поводу «глобального терроризма». На смену возглавляемой
Америкой глобализации пришла «коалиция желающих» с манихей-ским
принципом «кто не с нами, тот против нас», который стал некоей глобальной
линией, начерченной на песке. Заявления представителей администрации по
вопросам национальной безопасности в 2002 году отражали как ее решимость
поддерживать военное превосходство США по сравнению с любой другой
державой, так и особое стратегическое право противодействовать угрозам путем
нанесения превентивных военных ударов.
183
И все же президент Буш, при всем его скептицизме в отношении принципа
многосторонности и меньшем по сравнению с его предшественниками
энтузиазмом относительно тенденций развития обстановки в мире, вынужден был
признать, что американская мощь реализуется в условиях складывающегося
глобального сообщества. Он сделал больший акцент на глобальных угрозах
Америке, но в то же время признал основополагающую реальность всемирной
взаимозависимости. Основная дилемма Америки в век глобализации заключается в
том, чтобы определить верный баланс между суверенной гегемонией и
нарождающимся мировым сообществом и найти пути разрешения опасного
противоречия между демократическими ценностями и обязанностями глобальной
державы.
1 Каждый американский президент создает свой личный стиль приема
важных посетителей. Неофициальный протокол, установившийся в период
президентства Джорджа Буша, имел следующие градации: 30-минутная встреча в
Овальном кабинете свидетельствовала о серьезном отношении к гостю и его
стране; государственный обед означал особые национальные отношения (в первые
два года администрации Буша было только два государственных обеда — один в
честь президента Мексики и другой в честь Польши); встреча в Кэмп-Дэвиде (с
нарочитой неофициальностью) означала личную близость к американскому
президенту (например, премьер-министр Блэр); приглашение в гости на ранчо
Буша в Кроуфорде, штат Техас, было знаком признания важности страны,
представляемой гостем, и его личных отношений с президентом США (кроме
Блэра там бывали председатель КНР Цзян Цзэминь, наследный принц Саудовской
Аравии Абдулла и президент России Путин).
2 Cesare Merlini. US Hegemony and the Roman Analogy: A European View //
The International Spectator. — No. 3 (2002). — P. 19.
3 По некоторым оценкам, этот форум объединяет лидеров глобального
бизнеса, которые в совокупности контролируют более 70% мировой торговли.
См.: Jenni Russell. Where the Elite Preens Itself // New Statesman. — 2002. — 28 Jan.
4
Дилеммы глобализации
Для Америки громкое слово «глобализация» имеет противоречивое значение.
Оно означает наступление новой эры всемирной доступности информации,
прозрачности и сотрудничества и в то же время символизирует моральную