слишком плотно для того, чтобы выделить хотя бы пять минут, попробуйте расслабить тело и ум прямо во время работы, ходьбы или разговора. Сделайте работу своей практикой. Внимательно следите за тем, что вы делаете и говорите.
Я сам так делаю. Когда я нахожусь дома, у меня нет ни минуты личного времени с раннего утра до позднего вечера. Я стараюсь держать тело и ум расслабленными, и не разрешаю возбуждениям беспокоить меня. Я позволяю им приходить и уходить. Если бы я так не делал, то, наверное, умер бы от стресса.
Есть нечто, что каждый из нас может делать. Это требует усилий и времени, но не является слишком трудным. Если я могу делать это, то и вы сможете.
Примечания
1
В индийских теориях медитации сосредоточение внимания, концентрация, созерцание с целью познания объекта как бы изнутри — без посредничества органов чувств и концептуализирующей мысли (Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Воет, лит., 2011. — С. 590).
2
Высказывания, приписываемые Будде (Шакьямуни) и составляющие священную литературу его основных направлений (Там же, с. 660).
3
Систематизирующие комментарии к текстам, приписываемым Будде Шакьямуни (сутрам). Шастрами так же назывались еще несколько категорий текстов: 1) трактаты по определенному «узкому» предмету; 2) систематические трактаты, авторитетно излагающие учения той или иной школы или направления (Там же, стр. 801).
4
Букв. «Малая колесница»(санскр.). Название направления в буддизме, распространенного в Южной и Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос), этическим идеалом которого является архат — человек, достигший просветления, вышедший за пределы круга рождения и смерти, и получивший таким образом личное освобождение. Термин не является самоназванием, в него вкладывается несколько уничижительный характер со стороны приверженцев Махаяны. Основная школа X. — Тхеравада.
5
Букв. «Большая колесница» (санскр.). Обобщенное название буддийских школ и направлений, этическим идеалом которых является бодхисаттва — существо, достигшее просветления, но сознательно остающееся в круге рождений и смерти ради спасения всех живых существ. Учение М. развивалось в Индии с начала I тыс. н. э., а затем распространилось в Средней Азии, Китае, Тибете, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, буддийских регионах России.
6
Наиболее распространенная система умозаключений, в рамках которой любое высказывание может быть либо истинным, либо ложным.
7
Санскр. татхата; термин, обозначающий подлинную, высшую реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира (Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Воет, лит., 2011. — С. 677).
8
Концепция причинности (санскр. пратитья-самутпада) в буддийской философии, или «колесо сансары». Объясняет причины событий, ведущих к рождению, старости и смерти.
9
В индийской мифологии — змееподобные существа, хозяева водной стихии. Считаются символом мудрости. В китайской мифологии им соответствуют драконы.
10
Букв, с санскр. «пробуждение» или «просветление»; опыт, пережитый монахом Гаутамой под бодхи деревом, в результате которого он стал Буддой (Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Воет, лит., 2011.-С. 159).
11
Санскр. трилока; три вида миров, в которых существуют сансарические существа, находящиеся в кругу рождений и смерти: камалока — сфера желаний (миры адских существ, голодных духов, животных, человеческих существ, полубогов, часть мира богов); рупалока — сфера форм (часть мира богов), арупалока — сфера отсутствия форм (часть мира богов).