Краткая история буддизма в Индии до вторжений в XIII веке.
Термины хинаяна (Theg-dman) и махаяна (Theg-Chen), означающие «умеренная, или “малая”, колесница» и «обширная, или ”большая”, колесница» соответственно, впервые появились в «Сутрах о далеко ведущем распознающем осознавании» (Sher-phyin-gyi mdo, санскр. праджняпарамита сутры, «Сутры совершенства мудрости»), чтобы выразить превосходство махаяны. Ранее, до махаяны, существовало восемнадцать школ, и у каждой была собственная, слегка отличающаяся версия правил монашеской дисциплины (‘dul-ba, санскр. винайя). Хотя предлагались альтернативные названия для обозначения всех восемнадцати школ в целом, мы будем использовать более известный термин хинаяна, но без какого-либо уничижительного оттенка.
Тхеравада (gNas-brtan smra-ba, санскр. стхавиравада) является единственной из восемнадцати школ хинаяны, которая сохранилась до наших дней. Она процветает в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. Школы вайбхашика (Bye-brag smra-ba) и саутрантика (mDo-sde-pa), представленные в философских взглядах индийских и тибетских текстов махаяны, также относятся к хинаяне. Это ответвления сарвастивады (Thams-cad yod-par smra-ba), ещё одной из восемнадцати школ. Тибетские правила монашеской дисциплины идут от школы муласарвастивады (gZhi thams-cad yod-par smra-ba), другого ответвления сарвастивады. Таким образом, не следует путать тибетское описание хинаяны с тхеравадой.
Буддийские традиции Восточной Азии следуют монашеским правилам дисциплины школы дхармагупты (Chos-srung sde), ещё одной из восемнадцати школ.
Будда Шакьямуни
Принц Сиддхартха, который стал Буддой Шакьямуни, жил с 566 по 486 гг. до н.э. в центральной части Северной Индии. После достижения просветления в возрасте тридцати пяти лет он странствовал как нищий, обучая других. Вскоре вокруг него собралась община духовных искателей, хранящих обет безбрачия, которая сопровождала его в путешествиях. Со временем, когда возникла потребность, Будда создал правила дисциплины для этой общины. «Монахи» собирались четыре раза в месяц для декламации правил дисциплины и очищения нарушений, которые могли быть ими совершены.Спустя около двадцати лет после просветления Будда положил начало новому обычаю: ежегодно монахи проводили в одном месте трёхмесячный ретрит во время сезона дождей. Так началось строительство буддийских монастырей. Спустя несколько лет Будда также начал традицию монахинь.
[См.: Жизнь Будды Шакьямуни.]
Будда обучал на пракрите (Tha-mal-pa), диалекте Магадхи (Yul Ma-ga-dha), но в течение его жизни ни одно из учений не было записано. На самом деле впервые учения Будды были записаны только в начале I века до н.э. школой тхеравады – в Шри-Ланке на языке пали. Веками до этого монахи сохраняли учения Будды, запоминая их и периодически декламируя.
Обычай повторять учения Будды по памяти появился спустя несколько месяцев после его ухода. Это произошло на первом буддийском соборе в Раджагрихе (rGyal-po’i khab, современный Раджгир) в присутствии пятисот учеников. Традиционные исторические записи указывают, что все участники были архатами (dgra-bcom-pa), освобождёнными существами.
Согласно версии вайбхашики, трое из архатов декламировали учения по памяти. Если все другие члены собрания соглашались, что они точно повторяли подлинные слова Будды, это подтверждало правильность учений.
Ананда (Kun-dga’-bo) декламировал сутры (mdo) – беседы о практике на различные темы.
Упали (Nye-bar ‘khor) декламировал винайю – правила монашеской дисциплины.
Махакашьяпа (‘ Od-bsrung chen-po) декламировал абхидхарму (chos mngon-pa) – особые темы знания.
Эти три раздела учений Будды образовали «Три корзины учения» (sDe-snod gsum, санскр. трипитака, «Три корзины»).
«Корзина винайи» содержала учения высшей нравственной самодисциплины,
«Корзина сутры» – учения о высшей поглощённой сосредоточенности,
«Корзина абхидхармы» – учения о высшем распознающем осознавании, или высшей «мудрости».
Исторические записи вайбхашики сообщают, что не все учения Будды по абхидхарме были декламированы на первом соборе. Некоторые передавались устно за пределами собора и были добавлены позже.
Согласно версии школы саутрантики, учения абхидхармы, которые декламировались на первом соборе, вовсе не были словами Будды. Семь текстов абхидхармы, включенные в соответствующую «корзину», на самом деле были составлены семью архатами.
Второй буддийский собор и основание школы махасангхики
Второй буддийский собор состоялся в Вайшали (Yangs-pa-can) в 386 или 376 году до н.э., и на нём присутствовали семьсот монахов. Целью собора было урегулировать десять спорных вопросов относительно монашеской дисциплины. Главное принятое решение – запрет монахам принимать золото. Говоря современным языком, это означает, что монахам не разрешалось дотрагиваться до денег. Затем собор декламировал «Корзину винайи» для подтверждения её чистоты.
Согласно историческим записям тхеравады, первый раскол в монашеской общине произошёл на этом соборе. Оскорблённые монахи ушли и основали школу махасангхику (dGe-‘dun phal-chen-po), в то время как старейшины, которые остались, стали известны как представители школы тхеравады. «Тхеравада» на пали означает «последователи слов старейшин». «Махасангхика» означает «община большинства».
Согласно другим историческим записям, сам раскол произошёл позже, в 349 году до н.э. Предмет разногласия был не в спорных положениях монашеской дисциплины, а в философских взглядах. Расхождение относилось к вопросу, является ли архат – освобождённое существо – ограниченным.
Старейшины тхеравады согласились, что архаты ограничены в своём знании. Например, когда они путешествуют, они могут не знать правильного направления и им необходимо узнавать это у других. Тем не менее, они знают всё по темам Дхармы. Архаты даже могут сомневаться в своих собственных достижениях, хотя они не уже не перестанут быть архатами. Однако тхеравада настояла на том, что архаты полностью свободны от тревожащих эмоций, таких как страстное желание.
Махасангхика, или «группа большинства», не согласилась относительно тревожащих эмоций. Они заявили, что архаты всё ещё могут быть соблазнены во снах и у них могут случаться ночные поллюции, потому что архаты по-прежнему имеют следы вожделения. Таким образом, махасангхика провела чёткое различие между архатом и буддой.
Последователи школы тхеравады селились в западной части Северной Индии. Последователи махасангхики осели в восточной части Северной Индии и затем распространились в Андхре, в восточной части Южной Индии. Там же, в Андхре, позже появилась махаяна. Западные учёные считают махасангхику предшественницей махаяны.
Третий буддийский собор и основание школ сарвастивады и дхармагупты
В 322 г. до н.э. Чандрагупта Маурья основал в центральном регионе Северной Индии империю Маурьев, которая была известна как Магадха, родина буддизма. Империя быстро выросла, достигнув наибольшего размера при императоре Ашоке (Mya-ngan med-pa) в 268–232 гг. до н.э. Во времена Ашоки империя Маурьев растянулась от современного восточного Афганистана и Белуджистана до Ассама и занимала большую часть Южной Индии.
В период правления императора Ашоки, в 237 г. до н.э., школа сарвастивады тоже откололась от тхеравады, из-за некоторых философских разногласий. Школа тхеравада устроила третий собор, который был поводом для раскола. Он проходил под покровительством империи в столице Маурьев – Паталипутре, современной Патне. Однако имперские источники указывают, что собор проходил в 257 г. до н.э., двадцатью годами раньше, чем запись сарвастивады о расколе. Это связано с тем, что, согласно тхераваде, в следующем году после подтверждения собором чистоты взгляда тхеравады, император Ашока отправил миссии, призванные рассказать о буддизме в новых регионах, как в его империи, так и за её пределами. С помощью этих миссий буддизм тхеравады проник в современный Пакистан (Гандхару и Синд), современный южно-восточный Афганистан (Бактрию), Гуджарат, западную часть Южной Индии, Шри-Ланку и Бирму. После смерти императора Ашоки его сын Джалока распространил сарвастиваду в Кашмире. Отсюда она в конце концов распространилась до современного Афганистана.
Независимо от времени проведения собора, его главной работой был анализ учения Будды и опровержение учений, которые старейшины ортодоксальной тхеравады относили к ложным воззрениям. Главный монах собора Моггалипутта Тисса составил эти аналитические опровержения в тексте «Основы диспута» (на пали катхаваттху); он стал пятым из семи текстов в «Корзине абхидхаммы» тхеравады.
Другие традиции хинаяны, в отличие от тхеравады, не оставили записей об этом соборе. Во всяком случае, одним из главных философских вопросов, из-за которого произошёл раскол, было существование явлений в прошлом, настоящем и будущем.
Сарвастивада утверждала, что всё существует – больше не происходящие явления, происходящие явления и ещё не происходящие явления, – потому что всё состоит из вечных атомов, и меняется только форма, которую они принимают. Таким образом, атомы могут принимать разные формы: превращаться из ещё не происходящих явлений в происходящие явления и затем в больше не происходящие явления. Но каждое из этих явлений состоит из одних и тех же вечных атомов.
И тхеравада, и махасангхика утверждали, что существуют только происходящие явления и больше не происходящие явления, которые ещё не произвели результат. Последние существуют потому, что всё ещё выполняют свою функцию.
Однако сарвастивада согласилась с махасангхикой в том, что архаты имеют ограничения – следы тревожащих эмоций.
В 190 г. до н.э. от тхеравады также отделилась школа дхармагупта.
Дхармагупта соглашалась с тхеравадой в том, что архаты не имеют тревожащих эмоций.
Однако, подобно махасангхике, дхармагупта склонялась к возвышению будды. Она утверждала, что совершать подношения буддам важнее, чем монахам, и особо подчёркивала важность подношений ступам – сооружениям, содержащим реликвии будд.
Дхармагупта добавила четвёртую корзину учения, «Корзину дхарани». «Дхарани» (gzungs) в переводе с санскрита означает «сила удержания», в переводе с тибетского – «жизненные методы». Это религиозные санскритские формулы, которые при напевании помогают практикующему помнить слова и значение Дхармы, таким образом поддерживая положительные явления и избавляя от отрицательных явлений. Развитие дхарани отражало религиозный дух того времени, который ознаменовался появлением индийского классического текста «Бхагават Гита».
Школа дхармагупты распространилась до современного Пакистана, Афганистана, Ирана, Центральной Азии и Китая. Китайцы приняли версию обетов монахов и монахинь дхармагупты. Спустя много веков этот вариант монашеских правил дисциплины был передан в Корею, Японию и Вьетнам.
Школы тхеравада и сарвастивада проводили собственные четвертые соборы.
Школа тхеравада проводила четвертый собор в 29 г. до н.э. в Шри-Ланке, под покровительством царя Ваттагамани. Махараккхита и пятьсот старейшин тхеравады в присутствии различных групп, отделившихся от тхеравады из-за различий в трактовке слов Будды, встретились для декламации и записи слов Будды, чтобы сохранить их подлинность. Учения Будды были впервые выражены в письменной форме, и на этом соборе они были представлены на языке пали. Эта версия «Трёх корзин учения», «Типитака», известна как «Палийский канон». Однако другие школы хинаяны продолжили передавать учения в устной форме.
Внутри школы сарвастивады постепенно возникали различные трактовки учений. Первой появилась школа вайбхашика. Затем, около 50 г. до н.э., развилась саутрантика. Их точка зрения на многие положения абхидхармы была различной.
Тем временем, в связи с вторжением из центральной Азии народа юэчжи близились значительные перемены в политической обстановке северной Индии, Кашмире и Афганистане. Юэчжи были индоевропейским народом, первоначально жившим в Восточном Туркестане. В конце II века до н.э., завоевав обширную область к западу и затем к югу, они в итоге основали династию Кушан, которая просуществовала до 226 г н.э. В лучшие времена Кушанская империя простиралась от современного Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана, через Кашмир и северо-западную Индию до середины Северной Индии и Центральной Индии. Так как эта династия соединила Великий шёлковый путь с морскими портами в устье реки Инд, буддизм оказался открыт для многих иностранных влияний.