Скачать:TXTPDF
Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

Несколько поколений виджнянавадинов работали над этими проблемами и создали буддийскую логику (хету, хетувидья), связанную с процессами восприятия, познания и называемую эпистемологической. Наследие школы считается еще недостаточно изученным. Виджняна-вада ввела представление о трех поворотах колеса учения (дхарма-чакра-правартана, дхамма чакка паваттана). Первым поворотом считается проповедь Будды Шакьямуни о четырех благородных истинах. Вторым — появление сутр праджняпарамиты и учения мадхьямики. Третьим — учение виджнянавады. Идея о трех поворотах» казалась привлекательной, некоторые школы третьим поворотом называют собственное учение.

81.2. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Школа мадхьямика (мадхьямака). Главным методологическим принципом считает срединность (мадхья). Главная тема исследования и обсуждения — пустота, пустотность (шунья, шуньята) мира. Другое название школы — шуньявада (учение о пустоте). Основана во II в. монахом-философом Нагарджуной. Он отрицает собственную природу (свабхава) вещей и считает, что ею обладает только абсолют, который представляет собой пустоту (шунья), в которой все имеет только имя (нама-матра). Его учение называют негативной, отрицательной диалектикой. Все построения в учении опираются на принцип срединного пути (мадхьяма-марга), введенный Буддой Шакьямуни. Идея срединности опирается на восемь «не»: ничто не рождается, не исчезает, не-не-прерывно, не-прерывно, не-едино, не-множественно, не приходит и не уходит. Пустота на мирском уровне не выразима словами (авачья), непознаваема (ачинтья, ачитта). В ней одновременно присутствуют эмпирическое и абсолютное (сансара и нирвана), выступающие как тождество, не имеющее противоречий, прошлое (атита), настоящее (пратьютпанна) и будущее (анагата). Отсутствие (уже) прошлого и (еще) будущего лишает смысла представление о реальности настоящего. Учение Нагарджуны о двух истинах, мирской (лаукика) и надмирской (локоттара), демонстрирует способность сознания переходить из одной системы отношений в другую, от одной точки зрения к другой. На уровне мирской истины присутствуют неведение (авидья), заблуждения (моха), действует закон взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). Непросветленное сознание адепта принимает иллюзорную, поверхностную, условную реальность за истинную. Но в высшем состоянии сознание постигает мир интуитивно, не сводя его к ментальным моделям. Мир предстает перед ним в аспекте всеобщей относительности, взаимообусловленности, единства потенций, ни одна из которых не существует сама по себе, но только в системе связей, проявляющихся при актуализации. Нагарджуна понимал, что еще не существует языка, способного точно описать все состояния и процессы. То, что постигает сознание при самой глубокой интроспекции, имеет характер психического переживания и не может быть адекватно передано другому. Будда говорил о состоянии, в котором «не существует ни этого берега, ни того берега, ни этого и того вместе..». Нагарджуна, также поднявшийся до высочайших состояний сознания, приводит основанные на результатах практики и подтвержденных логикой соображения о пустотности мира, об отсутствии акта творения и самого творца. Мир спонтанно развертывается как взаимообусловленные потенции. Карма, принимаемая на мирском уровне как созидающая сила, с позиций высшей истины таковой не является. Учение мадхьямики оказало огромное влияние на большинство буддийских школ. В V–VIII вв. в школе возникло два направления. Сватантрика определяет дхарму как носитель (дхармин), совпадающий с присущим ему признаком (свалакшана). Существование дхарм признается только в настоящем. Прасангика (прасангхика) полностью отрицает субстратность дхарм и наличие у них собственной природы (свабхава). В X в. мадхьямика как школа перестала существовать.

82. Буддизм ранний

82. БУДДИЗМ РАННИЙ. Ранним называют период до третьего собора (III в. до н. э.) либо до разделения буддизма на два направления, махаяну и хинаяну (тхеравада), в конце I в. до н. э. В раннем буддизме сформировался доктринальный комплекс, закрепленный в палийском каноне «Трипитака» («Типитака»)

На нем основаны все буддийские учения. В связи с преимущественным применением палийского языка период называют палийским. Во время правления царя Ашоки (III в. до н. э.) в Магадхе, одном из наиболее значительных государств Индии, буддизм достиг своего расцвета. Ашока принял буддизм, а в стране возникло столько буддийских монастырей (вихара, бихара), что вторым названием Магадхи стало Бихар. Именно к этому времени относятся самые древние буддийские тексты, высеченные на камне и сохранившиеся до наших дней. Стала поощряться миссионерская деятельность, и буддизм проник в сопредельные страны. Магадха была завоевана андхарами, но буддизм сохранился и при царе Канишке (78—123 гг. н. э.) вернул свое величие. Это была эпоха, в которой сохранялись традиции устной передачи информации. Считают, что у некоторых людей развивалась феноменальная профессиональная память. Записи на пальмовых листьях велись людьми, посвящавшими этому трудоемкому процессу все свое время. Слова Будды записывали его ученики, сторонники, оппоненты и двоюродный брат Ананда, сопровождавший его много лет и обладавший блестящей памятью. Благодаря всему этому и собранным материалам, включенным в палийский канон, восстановлены основные положения, изложенные Буддой, к которым восходят и буддийская практика, и этика, и все учения буддийских школ.

83. Буддизм тантрический

83. БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ. Направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм, теоретический буддизм, буддийский тантризм, тантра. Название тантризм правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) связано с ритуалом принесения в жертву крови из большого пальца правой руки. В отличие от индуистского (индусского) тантризма левой руки (вамачара, вамамарга), тантрический буддизм имеет целью не слияние с персонифицированным богом, а переход сознания в состояние нирваны, абсолюта. Ритуалы в нем не имеют характера оргий и доминирует философский аспект. Женское начало пассивно и отождествляется с мудростью (праджня). Мужское начало активно и выступает как средство (упайя, упая) достижения освобождения. Основателем учения считается Асанга (IV в.), которому приписывают создание «Гухьясамаджа-тантры», произведения высшего уровня тантрической литературы. В индуизме тантризм наибольшее развитие получил в кашмирском шиваизме. В канон тантрического буддизма кроме палийского канона «Трипитака» входят учение о космических циклах («Калачакра»), трактаты о космическом Будде (Ади-будда), о высочайшем состоянии сознания (Махамудра) и др. Одна из форм ваджраяны — тибетский буддизм. Тантризм оказал влияние на школы китайского буддизма ми, чань, тяньтай, на школы японского буддизма дзэн, сингон, тэндай. Некоторые тантрические произведения (сутры, тантры, шастры) имеют двойное прочтение. Одно — буквальное (нейартха), доступное всем и воспринимаемое как миф. Истинный смысл при этом остается скрытым. Другое (нитартха) доступно только посвященным, проникающим в скрытую суть произведения. Иногда тексты записываются тайным, «сумеречным» языком (самдхьябхаша, сандхьябхаша, самдхьябхаса), содержащим символы, метафоры. Каждый этап духовной практики в тантризме сопровождается ритуалом посвящения (абхишека, дикша, дикшана, упанаяна, упасадхана). Учитель (гуру, сиддха, махасиддха) открывает адепту тайны шифров, символов, иносказаний, мантр. Обучает технике изменения состояния сознания, философии учения. Передавать знания неподготовленному, непосвященному человеку категорически запрещается. Между учителем и учеником должна быть психологическая совместимость. Их отношения регулируются гуру-йогой. Почитание учителя обязательно. Тантризм привлекает высокой эффективностью, возможностью получить освобождение в одной жизни. Уход из мира, разрыв с ним не обязательны. Главное — достижение единства мира и природы будды в самом себе, постоянное поддержание этого осознания через практику (садхана), ритуал. В тантризме присутствуют элементы магии и алхимия. Широко применяется визуализация и управление энергиями.

83.1. БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ. Символика. Символ и знак выступают как синонимы, но когда говорят о невербальном выражении сущности чего-либо, а не просто о замене предмета условленным знаком, принятым по договоренности для обозначения этого предмета, применяют термин-символ. В буддизме главная мантра-символ — Ом, главная мудра — махамудра. В мандалах и янтрах представлены комбинации символов. В тантрическом буддизме большое значение придается символам мужского и женского начал, традиционным в индийской культуре. Ваджра (алмаз) изображается в виде стержня с овальным или острым навершием. Выступая как скипетр, оружие символизирует мужскую силу, высшую ценность. Учение тантрического буддизма называют ваджраяной. Двунаправленная ваджра, стержень с двумя навершиями трактуется как единство противоположностей. Пятиконечная — как пять видов мудрости. Точка, из которой расходятся стержни, — зародыш вселенной. Их схождение в одну точку — однонаправленное, одноточечное сознание. Ваджра в руках великих сущностей, будд, бодхисаттв или пучок ваджр считается символом молнии, мгновенного просветления, оружия, побеждающего неведение. Другие названия ваджры: дордже, дорчже (тибет.), очир (монгол.), дзинганси (кит), конгосё (яп.) и т. д. Женское начало, лоно (йони, гарбха и др.), изображается в виде колокола, колокольчика (сс. гханта, гхантика, тибет. дильбу). Термин татхагатагарбха означает порождающее лоно, чрево высшего начала, космическое сознание, абсолют, содержащий все потенции мира, наполненную пустоту. Другое значение — интуитивная женская мудрость (праджня). Колокольчик с пестиком — символ единства мужского и женского начал, мудрости и метода, средства (упайя). Такое же значение имеет мудра в виде любовного объятия мужчины и женщины (сс. юганаддха, тибет. яб-юм). Слон-альбинос, белый слон означает величие. Его увидела мать Будды во время родов. Бог Сакра (Шакра) является на белом слоне, который держит в хоботе ваджру. Колесосимвол учения (Дхармачакра). Золотые рыбки — освобождение, цветок лотоса — чистота, зеркало — зеркалоподобная мудрость, которая не замутняется тем, что отражается в ней. Книга — высшая мудрость праджняпарамиты. Меч — просвещение, рассекающее тьму невежества. В архитектуре буддийских ступ и др. присутствуют символы первоэлементов материи: земля (квадрат), вода (круг или овал), огонь (треугольник) воздух (пустая чаша или полумесяц), эфир (маленький кружок, точка, пылающая капля мудрости или лиана). Символы используют для рефлексий и медитативного созерцания, что способствует приведению сознания в определенное состояние, благоприятное для духовной практики. В явной или неявной форме символы присутствуют не только в предметах культа, но во всем, что окружает буддиста: в орнаменте, в живописи, скульптуре. Природные объекты, животный мир, явления окружающей среды могут рассматриваться как символы, вызывающие в сознании ощущения и переживания, связанные с буддийскими доктринами невечности, изменчивости, единства, пустотности и т. д. Яркий примерискусство дзэн. Широкое применение символики характерно для тантрического буддизма.

84. Буддизм Тибетский

84. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ (тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как ламатитул священнослужителя, который может не быть монахом. Буддизм проник в Тибет из Индии. Под влиянием различных школ, в том числе китайских, он сформировался как самобытное направление, взаимодействующее с местным учением бон и автохтонными религиями (тибет. ми шос). В период гонений на буддизм в Индии (XII—XIII вв.) многие мудрецы нашли убежище в Тибете и привезли туда ценнейшие манускрипты, которые до сих пор хранятся в монастырских библиотеках. Тибет стал теократическим государством, в котором Далай-Лама (великий Лама, Лама-Море) был правителем, обладающим светской и духовной властью. Это во многом объясняет особенности тибетской культуры. Психотехника тибетского буддизма поднялась на такой высокий уровень, что казалась европейцам сверхъестественной. Ритуал охватывал все стороны жизни монахов и играл важную роль в жизни мирян, связанных с монастырями родственными, экономическими и духовными узами. В XIII в. Тибет вошел в состав Китая. После подавления восстания тибетцев 1959 г Далай-Лама XIV эмигрировал из страны. Его считают воплощением Авалокитешвары и почитают в буддийских общинах различных стран. Буддизм сохранился в Тибете в виде учения ваджраяны. Он имеет свой

Скачать:TXTPDF

Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать бесплатно, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать онлайн