лама, который согласен вернуться в мир, чтобы помогать другим людям обрести освобождение от новых рождений. Умирающий называет признаки, по которым его можно будет узнать. Через некоторое время приближенные умершего отыскивают ребенка, узнающего предъявленные ему вещи и называющего особые приметы. Убедившись в том, что именно в нем перевоплотился умерший, мальчика забирают в монастырь, где воспитывают определенным образом для выполнения ответственной миссии. Он может стать главой школы или иерархом высокого уровня. Известны случаи появления самозванцев, вокруг которых плелись интриги и начинались смуты. Традиция отыскания тулку строго регламентирована и соответствует древнему ритуалу.
Ньингма(па). Школа ньингма, ньинма. «Древний порядок». Школа красношапочников (одна из двух). Старейшая буддийская школа в Тибете, основанная в VIII–IX вв. индийским мудрецом Падмасамбхавой, «Рожденным из цветка лотоса», последователем школы ваджраяна. Его считают воплощением, эманацией будды Амитабхи. В школе разработана эзотерическая многоступенчатая система ануттара-йога-тантра, признанная высшей тантрической мудростью. Она содержит эффективные психотехники, позволяющие достичь состояния Махамудры в течение одной жизни, и философское обоснование их
Наиболее популярно в современном мире учение дзогчен (великое совершенство). Оно обращено к сознанию непосредственно через невербальные связи. Утверждают, что тело адепта высшего уровня подготовки дематериализуется при смерти, исчезает, превращаясь в «радужное тело». Дзогчен содержит элементы автохтонных верований и практик, претендует на статус самостоятельного учения и имеет своих учителей. Школа ньингма допускает немонастырский образ жизни странствующих монахов.
Саскья (па). Школа саскья, сакья. Название происходит от местности Серая (Светлая) Земля. Образовалась в XIV в. Согласно учению саскьи, цель пути имманентна самому пути, ведущему к освобождению, она имплицитно, неявно присутствует в сознании адепта. Учение опирается на основные положения виджнянавады (йогачара). Монахам разрешается иметь семьи. В период расцвета школа сыграла большую роль в формировании теократического государства Тибет.
Движение римей. «Неделимое». Возникло в XIX в. Объединяет с просветительскими и миссионерскими целями школы ньингма, саскья и кагьюд. Адепты любой из них могут посещать библиотеки двух других и осваивать их практики. Общая доктринальная база позволяет обучаться во всех трех Центры римей существуют в различных странах.
85. Буддизм Хинаяны
85. БУДДИЗМ ХИНАЯНЫ. Направление в буддизме, сторонники которого придерживаются ортодоксальных взглядов и не признают отклонений от традиционных правил. Допускается углубленное толкование учения, но не реформация под предлогом развития. Термин «хинаяна» означает «Малая колесница», «Узкий путь». Он введен сторонниками направления махаяны («Широкий путь»). В середине XX в. в Бирме (Мьянме) традиционалисты выступили против уничижительного названия и приняли решение называться но имени авторитетной школы старейших (сс. стхавиравада, пали, тхеравада). Тексты хинаяны: сутры, шастры, палийский канон («Трипитака»), «Висуддхимагга» Будхагхоши, «Вопросы Милинды» («Милинда-паньха»), «Абхидхармакоша» Васубандху и др. К хинаяне относят восемнадцать школ, сформировавшихся в период раннего буддизма: апарашаила, бахушрутийя, гокулика, локоттара-вада, праджняптивада, пурвашаила, чайтика, экавьявахарика, восходящие к школе махасангхика, и школы бхадарания, ват сипутрия, дхармагуптака, дхармоттария, кашьяпийя, махищасака, паннагарика, самматийя, сарвастивада (вайбхашика) и саутрантика, восходящие к стхавираваде (тхеравада). Учение распространено в южных регионах и называется южным буддизмом. Отдельные школы присутствуют в странах традиционного распространения махаяны (Китай, Япония, США, Европа). Наиболее значительными считаются школы вайбхашика и саутрантика. Основной принцип совершенствования в хинаяне: шила-самадхи-праджня (нравственность-созерцание-интуитивная мудрость). Основные теоретические разработки: соотношение проявленного и непроявленного, реальность дхарм, иллюзорность воспринимаемого мира и «я». Высшие цели: личное совершенство, святость, состояние нирваны, освобождение. В школах хинаяны стараются сохранить буддизм в неприкосновенном состоянии, но влияние автохтонных местных культур и религий с неизбежностью привело к формированию особых форм буддизма тайского, бирманского и др.
85.1. БУДДИЗМ ХИНАЯНЫ. Школа вайбхашика. Другие названия: сарвастивада (учение о реальности всех дхарм), муласарвастивада (корневая сарвастивада). В школе разработана классификация дхарм, количество которых считается постоянным. Утверждается, что они реальны, обладают собственной природой (свабхава) и проявляются в трех временах: в прошлом, настоящем и будущем. Непроявленные (авиджняпти) дхармы пребывают в виде невоспринимаемого остатка, их сущность беспрерывна (сарва) и сохраняется как целостность независимо от того, проявлены дхармы или нет. Проявленные (виджняпти) дхармы находятся в состоянии эффективности, непокоя, страдания и вызывают в сознании иллюзорные образы, воспринимаемые как мир. Возбуждение, волнение дхарм обусловлено притоком аффектов и прошлой кармой. Этот процесс можно прекратить, занимаясь духовной практикой. Сущность дхарм, не имеющих конкретных проявлений в мире, определяется как таковость (татхата). Они познаваемы (джнея) через интуитивную мудрость (праджня) как номинальное (праджняпти), то есть как имеющие только имена и более никаких признаков. Их существование выводится как необходимое, в мышлении они участвуют как единицы описания. Вайбхашика, таким образом, формализовала представление о выводном (адхьявасайя) знании. В школе разработан статус святого (архат), модель психокосма (трилока), теория восприятия (граха, грахана), учение об атомоподобных образованиях (параману) и о трех необусловленных (асанскрита) дхармах. Две из них влияют на прекращение (ниродха) вспышек дхарм и в конечном счете на прекращение их потока (сантана) при переходе в состояние нирваны. Третьей считают пространство (акаша), в котором все происходит. Для объяснения существования индивидуального потока дхарм вайбхашики вводят представление о дхарме обретения (прапти), удерживающей дхармы в одном потоке, и о дхарме рассеивания (апрапти), с которой связывают выход дхарм из потока или рассеивание всего потока. Все дхармы, в том числе и непроявленные, считаются субстратными, имеющими материальную основу, реально существующими (дравья). Не-проявленное рассматривается в вайбхашике как невидимая и не обладающая сопротивлением (анаврити) реальность. В школе уточняются формулировки закона взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада), времени (адхван) и др. Она создала свою редакцию палийского канона.
85.2. БУДДИЗМ ХИНАЯНЫ. Школа саутрантика. Отделилась от вайбхашики во II—IIIвв. Другое название — бахьянумеявада. Оригинальные тексты не сохранились. Учение известно по свидетельствам вайбхашики и других школ, по описаниям дискуссий, в которых саутрантики принимали участие. Аутентичным произведением считается только комментарий Яшомитры (VIII в.) к «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху. В отличие от вайбхашики, саутрантики многие дхармы, в том числе дхармы прошлого и будущего, признавали номинальными (праджняпти). Согласно учению, реальны дхармы только в момент их проявления. В полемике с вайбхашиками Яшомитра отвергает реальное существование дхарм прошлого, т. к. они не имеют природы материи, которая есть «предметное проявление». То, что не обладает способностью оказывать сопротивление, он не считает материальным, реально существующим (дравья). К номинальным саутрантики относят, кроме необусловленных (асанскрита) дхарм, также все дхармы, выступающие как факторы, формирующие поток (сантана). Учение саутрантиков о номинальном способствовало развитию буддийской логики (хету, хетувидья). В саутрантике создано учение о действии и о его плодах, разработан метод установления достоверности буддийских текстов. Саутрантики, отстаивая мнение о высочайшей ценности сутта-питаки в палийском каноне и оставаясь школой хинаяны, симпатизировали идеям махаяны и сотрудничали с махаянистами.
86. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Буддизм (яп. буцу-до, бук-кё), адаптированный к культуре (яп. бунка) и менталитету (яп. синсэй) японцев, к древним традициям (яп. дэнто) страны. Первые свидетельства о проникновении буддизма в Японию относятся к V–VI вв. В стране еще не было могущественной централизованной религиозной иерархии, способной противостоять новому учению. Синтоизм (яп. синто, каннагара), «путь богов», формировался практически одновременно с распространением буддизма, который стал популярен в Корее и Китае. Первоначально Будда (яп. буцу) рассматривался в Японии как божество соседней страны (яп. хотокэ), но учение быстро завоевало симпатии образованных японцев и было воспринято как прогрессивное. Синтоистская богиня Аматерасу, к которой восходит родословная императора, была объявлена воплощением космического будды Вайрочаны (яп. Бирусяна). Императрица Суйко (592–628) приняла монашество, а принц Сётоку (573–621) стал буддистом, не слагая сана. Основание новой столицы в г. Нара (710) ознаменовало начало периода нарского буддизма, во время которого возникли школы (сю): дзёдзицу, куся, кэгон, рицу (риссю), санрон, хоссо. При перенесении столицы в Хэйан (Киото) буддизм стал государственной религией. В IX–XI вв. образовались школы хэйанского буддизма: сингон, тэндай, дзэн. С XII–XIV вв. связано увлечение амидаизмом, культом будды Амитабхи (яп. Амида). Его проповедовала школа Чистой Земли (яп. дзёдо сю). В XIII в. возникла школа нитирэн. Буддизм стал опорой военной элиты, сёгуната, противостоящего консервативной дворцовой аристократии. В связи со взаимными религиозными и прочими претензиями в XIX в. функции между синтоизмом и буддизмом были разделены. Бракосочетания в Японии происходят по синтоистскому обряду, а похороны — по буддийскому. В синтоистских храмах часто присутствуют изображения будд (яп. буцу) и бодхисаттв (яп. босацу), а синтоистские и буддийские алтари в домах размещаются рядом. При переписи часто обнаруживается, что многие японцы одновременно исповедуют синтоизм и буддизм. Существуют синкретические учения, в которых сочетаются элементы синтоизма, конфуцианства, буддизма и христианства, что оказывается возможным, так как все учения обращены к различным областям психики, играющим важную роль в гармонизации личности. Синтоизм — автохтонная религия предков. Конфуцианство помогает социальной адаптации и установлению гармоничных отношений в обществе. Буддизм позволяет постичь свой внутренний мир и получить освобождение на высшем уровне совершенства. Христианство дает надежду на то, что всепрощающий Бог все видит и, выступая как последняя инстанция, помилует и спасет. Буддизм в Японии представлен как школами махаяны (яп. дайдзё буккё), так и хинаяны (яп. сёдзё буккё). Буддийский способ мышления (яп. буккётэкина кангаэката) находит отражение в подходе японцев к различным проблемам. Буддийские термины в японском языке — неотъемлемая его составляющая. Считается, что невозможно понять японцев и японскую культуру без буддизма.
86.1. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа дзёдзицу (яп. дзёдзицу сю). Учение содержит элементы догматики хинаяны и махаяны. Согласно ему, существует 84 вида дхарм (яп. хо), которые делятся на реальные (яп. дзиппо) и на те, что имеют временные имена (яп. кэхо), т. е. номинальные, выступающие как единицы описания. В школе рассматриваются проблемы пустоты, пустотности (яп. ку, кё, кукё, кукан). Признается существование двух истин: относительной (яп. дзокутай) и абсолютной (яп. синтай). Дзёдзицу вошла в школу тэндай.
86.2. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа дзёдо (яп. дзёдо сю). Школа Чистой Земли». Основана монахом Хонэном (1133–1212). Учение связано с культом будды Амитабхи (яп. Амида, Мида) и опирается на веру. Утверждается, что будда создал Западную, или Чистую Землю (яп. Дзёдо), чтобы верующие в него могли после смерти тела подготовиться к переходу в нирвану (яп. нэхан). Заслужить благосклонность будды можно, если вести праведный образ жизни и постоянно призывать будду, произнося мантру «Наму Амида буцу» (сокр. «нэмбуцу»). Амидаизм быстро стал популярным. Монах Синран (1173–1262) создал Новую школу дзёдо (Дзёдо-син сю), синран сю. Психотехника амидаизма вызвала шутки и насмешки, но оказалась очень эффективной, помогающей адепту поддерживать определенное состояние сознания
86.3. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Школа дзэн (яп. дзэн сю). Школа созерцания. Аналог китайской школы чань. Имеет два направления. Одно из них (яп. риндзай) основал монах Эйсай (1141–1215) по типу китайской школы Линьцзи. Шоковые методы воздействия на психику адепта позволяют мгновенно достичь просветления (яп. сатори). Воины — самураи отдавали в буддийские монастыри своих младших сыновей, которые не могли претендовать на наследство, но становились образованными и уважаемыми монахами. Занятия динамической медитацией обеспечивали поддержание хорошего физического состояния и готовность к обороне