дыхание и мантра «Ом». Тесная связь между речью, дыханием и состоянием сознания была известна в период устной традиции передачи информации. Предполагают, что особые психотехники развивали у людей феноменальную память, позволяющую воспроизводить большие сложные тексты. С развитием дискурсивного мышления, грамматики, письменности эти психотехники, опиравшиеся на невербальные элементы информации, были утрачены. Частично они сохранились только в религиозных практиках и в некоторых видах исполнительского искусства. Установлено, что речь может свидетельствовать о состоянии сознания адепта, о степени его близости к просветлению и освобождению. В буддизме чань и дзэн словам мертвым, выполняющим чисто функциональную роль в быту, противопоставляют слова живые, которые оказывают большое влияние на состояние других людей и несут сложный комплекс невербальной информации, имеющей эффект последействия.
102. Варна
102. ВАРНА — сс. Раса. Разновидность. Сословие. Каста. Система деления общества в период перехода к государственному строю и развитию городов, городской культуры при ослаблении общинных традиций. Первоначально деление происходило по этническому, имущественному или профессиональному признаку. При участии авторитетных мудрецов (риши) была разработана новая идеология, опирающаяся на индийский менталитет. Исторический процесс был мифологизирован. Согласно одному мифу, Варны были порождены самим Брахманом. В другом человечество, персонифицированное как ты-сячеглавый, тысячеликий, тысячеглазый Пуруша, было принесено в жертву богами, которые создали из его частей четыре варны. Такое деление (чатурварнья) описано в ведах. Оно предусматривает существование высшей варны (брахма), состоящей из слоя священнослужителей (брахман) и их семей, из которых пополнялись ряды жрецов. Они считались посредниками между людьми и богами. Вторая варна (кшатра) состоит из кшатриев, т. е. царей, феодалов, военных и чиновников. Третья (вайшья) включает земледельцев, ремесленников, торговцев. К четвертой (шудра) относят рабов, слуг, пленников, внебрачных детей. Вневарновый слой включает всех остальных: покоренных аборигенов, инородцев, крематоров трупов, палачей, охотников, рыбаков, торговцев мясом, винокуров, актеров, прачек, псоядцев и др. Их называют неприкасаемыми (пария, чандала и т. д.). Мужчины из варны брахманов, а затем из трех высших варн проходят через обряд посвящения, инициации, после чего считаются дваждырожденными (двиджа) и ведут определенный образ жизни в соответствии с основным законом (Дхарма), содержащим свод правил, в том числе этических и моральных. Шудрам читать священные тексты запрещается, нарушение строго карается. С течением времени границы варн стали размываться за счет смешанных браков и образования промежуточных групп (джати). В современной Индии варны признаны равноправными, но сословные предрассудки сохраняются. Будда Шакьямуни принадлежал по рождению к привилегированной варне кшатриев, но покинул обеспеченную жизнь ради поисков истины. Он отменил варновый подход в буддийских общинах и ввел в них принцип равенства людей различного происхождения.
103. Васана
103. ВАСАНА — сс. Мысль. Впечатление. Следы впечатлений. Воображение. Ложное представление. Стремление. Привязанности. Побуждения. Скрытые аффекты в сознании, проявляющиеся в определенных условиях. Кармическая предрасположенность. Потенция. Васаны выступают как инстинкт самосохранения, стремление к наслаждениям. В буддизме преодоление васан — одна из целей духовной практики адепта. Васане синонимичны термины санскара, абхинивеша и др.
104. Васубандху
104. ВАСУБАНДХУ.Философ-буддист (IV–V вв.). Автор фундаментальной «Энциклопедии Абхидхармы» («Абхидхармакоша»). Произведение обнаружено в начале XX в., опубликовано в 1967 г. Содержит подробные сведения об учении буддизма хинаяны, комментированное изложение позиций различных школ. В основе трактата лежит учение вайбхашики, к которой принадлежал Васубандху. Классик буддизма хинаяны, он покинул школу и вместе с братом Асангой участвовал в разработке учения о сознании школы виджнянавада направления махаяны, а затем в формировании тантрического буддизма школы ваджраяна. Был удостоен титула «Второй Будда», как и Нагарджуна.
105. Веда
105. ВЕДА — сс. Ведение. Знание. Священное писание индуизма. Совокупность текстов на ведийском языке, созданных в период формирования индоарийской культуры (II тыс. до н. э. — VI в. до н. э.). Существует много неясностей в истории гибели доарийской культуры Хараппы, Калибангана и Мохенджо-Даро, древнейших из известных городов на территории Индии. После катастрофы, которая, по последним данным, имела природное происхождение, сохранились только сельские общины. Миграция арийских племен из северо-западных регионов послужила импульсом к развитию новой цивилизации, Её начало было заложено в ведийскую эпоху, знаком которой считаются веды. Тексты сгруппированы в виде четырех сборников (самхита). Три из них («Трайя») рассматриваются как откровения, продиктованные свыше. Четвертый подвергается критике, его священное происхождение вызывает сомнения. К ведам и ведической литературе относят несколько групп произведений. В «Ригведу» включены более тысячи гимнов (рич), в том числе философских. «Самаведа» содержит священные песнопения (саман), прототип нотной записи, комментарии к ритуалам. «Яджурведа» служит руководством для жрецов. В «Атхарваведу» включены заговоры, заклинания, связанные с магией, целительством. Дополнением к самхитам служат «Брахманы», содержащие комментарии к ведам, легенды о первом жертвоприношении Праджапати, о потопе и первопредке Ману, восстановившем род. В сборник входят описание ведической духовной практики, учение о смыслах (артхавада) и др. «Араньяки» («Лесные книги») написаны мудрецами (риши) и так же относятся к канонической литературе, как и упанишады, признаваемые сс. вершиной. К канонической литературе ведического периода относятся «Веданги», произведения, созданные в V–II вв. до н. э. Тематика веданг: ритуалистика, фонетика, грамматика, астрономия и др. К ведам восходят традиции, язык и другие составляющие индийской культуры. Тексты вед издаются на различных языках, переосмысливаются и широко цитируются.
106. Ведана
106. ВЕДАНА — сс. Чувство. Ощущение. Эмоция. Переживание. Веданы возникают при контакте (спарша) человека с различными объектами. В буддизме веданой называют одну из групп (скандха) элементов бытия (дхарма). Ведана-дхармы относят к факторам формирования индивидуального потока (сантана) человека. Влияя на сознание и психику, они выступают как санскары, связанные с ними (читта-сампраюкта-санскара), определяющие чувственность, чувственный опыт. Благодаря веданам происходит оценка объекта как приятного или неприятного. Веданы связаны с прошлой кармой, определяют мотивацию поступков, выбор. В буддийской практике сначала устраняют гневливость, страстность, а затем все прочие проявления чувств, мешающие главной цели — освобождению. Объекты приятные, неприятные и нейтральные (которые ни приятны, ни неприятны) адепт просто перестает замечать.
107. Веданта
107. ВЕДАНТА — сс. Одна из шести религиозно-философских систем (даршана) индуизма, признающих веды священным писанием (шрути). Учение, основанное на упанишадах, называют завершающим веды. Школа сформировалась в III–I вв. до н. э. Наиболее близка к мимансе, в связи с чем сс. иногда называют поздней мимансой (уттара-миманса). Первым систематизатором учения считают Бадараяну, автора «Веданта-сутры» («Брахма-сутра»). Веданта не только школа, но целое направление в индуизме. Большое внимание в нем уделяется трактовке упанишад и определению характера отношений между человеком и богом, образ которого меняется от представления о безличностном начале (Брахман) до бога персонифицированного (сагуна-Брахман). Вера в субстанциальную душу, дух (атман, джива) и в бога присутствует во всех учениях веданты. В современной веданте бог выступает как высшая реальность, абсолют, имеющий духовный аспект. Позиции веданты, объединяющей веру в бога с интеллектуализмом, привлекают к ней многих людей, принадлежащих к различным слоям общества. Согласно учению, существование мира обусловлено деятельностью Брахмана и Ишвары, его творческого аспекта. При постижении мирового начала, бога адепт одновременно переживает бытие, сознание и блаженство (сат-чит-ананда). Страдания зависят от индивида и не связаны с абсолютом, богом. После смерти тела душа либо получает освобождение (мокша) и соединяется с Брахманом, либо перевоплощается в одном из миров сансары индуистской модели. Веданта исследовала состояния сознания (авастха), создала теорию речи, изучала проблемы причины и следствия, утверждая, что следствие содержится в причине (доктрина саткарьявада). Под влиянием буддизма в ней было разработано учение об иллюзорности мира (вивартавада). Она оказала большое влияние на учения многих школ.
108. Виварта, Вивартха
108. ВИВАРТА, ВИВАРТХА — сс. Видимость. Иллюзия. Мираж. Завихрение. Круговорот. Эволюция. Видоизменение субстанции сознания, вызывающее ложные ощущения, ошибочное восприятие. Вихрь мыслей, препятствующий просветлению и освобождению. Вивартавада — учение об иллюзорности мира. Вивартана — перемена, преобразование. В буддизме вивартой называют развертывание, развитие мира в новом цикле (кальпа) после его разрушения.
109. Вивека
109. ВИВЕКА — сс. Различие. Различение. Распознавание. Способность отличать истинное от ложного. Вивека — основной принцип дискурсивного мышления, присутствующего на первых стадиях медитативной практики. Различение, сравнение, противопоставление исчезают при переходе на интуитивный способ мышления. Способность к различению — препятствие на пути к постижению высших истин и освобождению. В буддизме различающее сознание называют виджняной.
110. Виджняна
110. ВИДЖНЯНА — сс. ВИННЯНА — пали. Сознание. Знание. Познание. Мудрость. Различающее сознание, осознание. В буддизме — непросветленное сознание, имеющее конкретное содержание, соответствующее восприятию мира на уровне низшей истины. Согласно модели восьмиединого сознания (астаявиджняна) сознание имеет восемь видов. Высший из них (алаявиджняна) имеет два аспекта, индивидуальный и космический, трансцендентный В некоторых учениях сознание, очищенное от аффектов и лишенное их притока, считают еще более высоким уровнем сознания, чистым сознанием (амала-виджняна). Его приравнивают к состоянию абсолюта. Термин «виджняна» образует словосочетание «виджняна-скандха», означающее группу дхарм сознания в учении о скандхах. Он может также означать восприятие. Синонимичны термины: санджня (сання), санна.
111. Видья
111. ВИДЬЯ — сс. Знание. Ведение. Магия. Наука. Знание как результат интуитивного постижения (абхисамайя). В состоянии видьи постигается истинность или ложность чего-либо. Термин образует двоицу, парную оппозицию с термином «авидья» (неведение). Апаравидья — повседневное, мирское знание. Паравидья — высшее трансцендентное знание, проникающее в суть вещей. Синоним термина видья — джняна.
112. Викальпа
112. ВИКАЛЬПА — сс. Сомнение. Различие, выбор. Ментальное конструирование. Воображение. Творческое воображение. Фантазии. Спонтанное развертывание сознания при воспоминаниях (анусмарана). Форма дискурсивного мышления, в процессе которого адепт оперирует знаками, образами, словами. Викальпа — функция манаса. На высшем этапе духовной практики сознание переходит на интуитивный способ мышления (авикальпа). В состоянии просветления оно становится неразличающим (нирвикальпа-джняна).
113. Викара
113. ВИКАРА — сс. Изменение. Преобразование. Трансформация. Развертывание. Изменения, происходящие в сознании при размышлении, рефлексии. Возбуждение. Переход из непроявленного состояния в проявленное.
114. Вимарша
114. ВИМАРША — се. Обдумывание. Проверка. Испытание. Исследование. Анализ. Рефлексия. Ум. Составляющая дискурсивного мышления на начальном этапе духовной практики, когда адепт знакомится с основами учения, правилами и методами занятий. Синоним — вичара.
115. Випарьяя
115. ВИПАРЬЯЯ — сс. Ошибка. Заблуждение. Подмена. Перестановка. Термин предполагает возможность осознания ошибки при восприятии. Проявление низшего ума, который не способен постичь истину и создает ментальные конструкции, мешающие просветлению.
116. Випашьяна
116. ВИПАШЬЯНА — сс. ВИПАССАНА — пали. Глубокое созерцание. Высшая ступень в буддийской практике шаматха-випашьяна (саматха-випассана). На этом этапе после полного успокоения сознания адепт успокаивает волнение дхарм и может достичь просветления и освобождения. Успеху способствуют решимость (вирья), вера (шраддха, саддха) в успех, искренность (сатья), мудрость (праджня), практика одноточечного сознания, постижение иллюзорности, пустотности мира.
117. Вирья, Вирийя, Виря
117. ВИРЬЯ, ВИРИЙЯ, ВИРЯ — сс. Сила. Решимость. Мужество. Героизм. Энергичность. Старание. Целеустремленность. Готовность к действиям, к занятиям духовной практикой. Усилия, направленные на совершение благих дел. Сила духа. В буддизме — одно из совершенств (парамита), которые помогают адепту «переправиться на другой берег», т. е. достичь нирваны, освобождения. Термин означает также «мужское семя»
118. Витарка
118. ВИТАРКА — сс. ВИТАККА — пали. Предположение. Сомнение. Скептицизм. Размышление. Рефлексия. Направленность сознания, интенция. Выбор объекта для медитации. «Неясный шепот сознания». Форма дискурсивного мышления на ранних стадиях духовной практики. Грубый, предварительный подход к выделению объекта, оценка его с точки зрения поставленной цели, мотивации. Витарка — дхарма, фактор формирования сознания.