Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

Согласно Ф.И. Щербатскому, витарка и вичара — операции, совершаемые на уровне подсознания. На более высокой ступени колебания отсутствуют (нирвитарка). Их присутствие свидетельствует о несовершенстве состояния сознания. Термину «витарка» синонимичны: вичикитса, вичикиччха, сандеха.

119. Вихара

119. ВИХАРА — сс. Приют. Прибежище. Буддийская община. Монастырь, обитель. Благое состояние сознания, присущее святым. Храм. Ступа. В период зарождения буддизма вихарами (бихара) называли укрытия в лесу или пещеры, где собирались нищенствующие мудрецы-аскеты в период муссонных дождей. В пещерах устраивали диспуты. В них были залы, ступы, спальни с каменными подушками. В буддийском психокосме вихара — одно из названий состояния сознания на уровне рупалоки. В представление о прибежище входят такие понятия, как любовь (майтри), сострадание (каруна), радость (мудита) и невозмутимость (упекша). Синонимы термина вихара: шарана, сарана, пратисарана.

120. Вичара

120. ВИЧАРА — сс. Обдумывание. Рефлексия. Анализ. Тонкое, по сравнению с витаркой, состояние сознания. Дхарма из группы формирующих факторов (санскара). С ней связано содержание сознания. Этап удержания, фиксации сознанием объекта после отбора его на уровне интенции (витарка). Безоценочное уточнение объекта как целостности. Форма дискурсивного мышления перед погружением в созерцание. Синоним термина «вичара» — вимарша.

121. Вишая, Вишайя

121. ВИШАЯ, ВИШАЙЯ — сс. ВИСАЯ — пали. Тема. Предмет. Нечто. Вопрос для обсуждения. Проблема. Внешний объект в аспекте восприятия его органами чувств и сознанием. Это не реальный объект (васту, васту-рупа), а его чувственный образ, создаваемый сознанием на основании поступающей ин формации. Термином «вишая» обозначают объект в силлогизме, предмет спора или размышления.

122. Вишва

122. ВИШВА — сс. Всеобщее Вселенная. Всё. Развертывание безличностного начала (Брахман) после космической ночи. Термин образует словосочетания «вишва-карман» (творец, основатель), «вишва-вид» (всеведущий) и др. Буддизм не содержит учения о физическом макромире. Обращенный к внутреннему миру человека, к его проблемам восприятия вселенной, он отвергает идею творца. Термины «мир», «вселенная» в учении относятся к тому, что воспринимает человек в различных состояниях сознания, в том числе в процессе медитативной практики. Стройную систему мировоззрения буддистов называют буддийским психокосмом. Она опирается на теорию дхарм, учение о пустоте, пустотности мира, на космологическую модель, которая имеет мифологический, психологический и дхармовый аспекты, на результаты духовной практики (дхьяна, бхавана, шаматха-випашьяна, самапатти и др.).

123. Вишишта-Адвайта

123. ВИШИШТА-АДВАЙТА — сс. Разновидность веданты. Недвойственная (адвайта), монистическая веданта Рамануджи (XI–XII вв.). Согласно учению, всё есть Брахман, который един и проявляется как мир, в который он развертывается. Различия (вишеша, вишишта) связаны с формами, аспектами его проявления. Основной аспектатман, мировой или индивидуальный, трактуемый как дух, душа. После смерти тела душа сливается с Брахманом. Вторым аспектом считается Ишвара, выполняющий творческие функции. Третий аспект — Вишну, выступающий как эманация (вьюха) или воплощение, инкарнация (аватара) Брахмана. Кроме индивидуального атмана в человеке присутствует личная душа (джива), бессмертное субстанциальное образование. Она закабалена материей. Тело (шарира) дживы состоит из неодушевленных (джада) элементов. Вишну входит в каждую душу как одушевляющее начало, сс. внутренний управитель (антарьямин). В зависимости от заслуг (пунья) джива может рождаться снова или стать свободной (мукта). Освобождение (мокша) — проявление милости (прасада) Брахмана, его милосердия (крипа). Вечно свободные дживы (нитья-мукта) пребывают в божественном мире-состоянии (Вайкунтха). Совокупность джив (критснатва) образует тело бога. Его чистая формапара брахман. Во всем присутствует искра божественной природы (арча). Основные элементы практики: любовь к Богу (бхакти), его почитание (упасана) и припадание (прапатти). Учение содержит элементы тантризма.

124. Вишну

124. ВИШНУ — сс. Бог ведической религии, брахманизма и индуизма. Главный объект почитания в вишнуизме (вайшнавизме). Обладает наибольшим количеством воплощений (аватара), к которым относят бога Кришну, Будду Шакьямуни и др. Женские аспекты Вишну называют его супругами Лакшми, Шри, Падма, Вайшнави и др., олицетворяющими различные черты женственности. Роль Вишну в индийском пантеоне неоднократно менялась от солярного божества, связанного с культом Солнца, до одного из богов индуистской троицы (Тримурти), в которой Брахман выступает как творец, Вишну как хранитель, а Шива как разрушитель Вселенной. В вишнуизме выделяют пять форм отношений с богом: уравновешенное (шанти), рабское отношение к богу (дасья), дружеское (сакхья), нежное, как родительская любовь (ватсалья), чувственно-любовное (мадхурья). Адепты стремятся к слиянию с богом через любовь. Эпитеты Вишну: избавитель (Хари), пастух, пастырь (Говинда, Гопал) и др. Культ Вишну признается тантрическим направлением. Священные книги вишнуизма называют самхитами и др. Известны вишнуистские (вайшнавистские) тантры. В иконографии Вишну часто изображается возлежащим на змее, свернувшемся в кольцо, имя которого Ананта (бесконечность).

125. Вритти

125. ВРИТТИ — сс. Кружение. Водоворот. Поворот. Неспокойствие. Возбуждение, волнение низшего ума (читта). Мысли, которые Патанджали разделил на правильные (прамана), ошибочные (випарьяя), фантазии (викальпа), сны (нидра), воспоминания (смрити). В буддизме термин «вритти» употребляется как синоним термина «духкха», означающего неспокойствие, волнение, вспышки дхарм, загрязненность сознания аффектами (клеша), которые следует подавлять. Аниврита — спокойствие, отсутствие омраченности и дискурсивного мышления. Нивритти — прекращение активности, выход из круговорота перерождений, новых рождений в круге сансары. Правритти, наоборот, пребывание в мире, развитие. Термин выступает как синоним термина «бхашья» (комментарий) и др.

126. Вьюха

126. ВЬЮХА — сс. Перемещение. Эманация бога. Иллюзорное тело. В отличие от последовательного развертывания творческой энергии, вьюха имеет характер локального процесса, создания конкретных объектов, доступных для зрительного восприятия, визуализации. С вьюхой связывают земное воплощение богов, их проявление, манифестации (вьюха-аватара). Опытный йог создает иллюзорные тела, в том числе своих двойников (кайя-вьюха), используя их для отвлечения врагов, преследующих его. На них проводят диагностику состояния тела или отдельных органов и производят корректировку в соответствии с полученными результатами. Работая над такими фантомами, адепт очищает себя от нежелательных факторов, омраченностей. Считают, что вьюха — это тонкоматериальное или энергетическое образование из праны (прана-пратиштха), формируемое сознанием.

127. Вьякти

127. ВЬЯКТИ — сс. Проявление. Переход из непроявленного состояния в проявленное. Манифестация. Материализация. Вьякта — проявленное, то, что воспринимается органами чувств. Нечто, перешедшее из состояния потенциального, возможного в состояние актуального, действительного. Согласно буддийскому учению, проявление связано со вспышками элементов бытия (дхарма). Проявленное иллюзорно и воспринимается как таковое лишь на мирском уровне. На высшем уровне состояния сознания постигается единство мира, отсутствие различий, единство, тождество проявленного и непроявленного (авьякта), сансары и нирваны. Как синоним вьякти используют термин «виджняпти» (постигаемый сознанием, информативный). Непроявленное, неинформативное, номинальное, имеющее только имя, обозначают термином «авиджняпти» (непостижимый сознанием). Эти термины введены адептами школ хинаяны (вайбхашика и саутрантика) при разработке учения о выводном знании, о номинальном, имеющем только условное имя, о единицах описания. Существование поименованного недоказуемо, но выводится как необходимое, постигаемое мудростью (праджняпти). К проблеме реальности непроявленного отношение противоречиво и зависит от школы и личного мнения. Синоним термина «вьякти» — асья.

128. Гандхарва

128. ГАНДХАРВА — сс. Питающийся запахами. Полубог, обитающий в воздушном пространстве, певец и музыкант. Гандхарвы и их подруги, небесные куртизанки (апсара) живут в призрачных городах, предаваясь наслаждениям. Гандхарвы научили людей обращаться с огнем и считаются знатоками медицины. Апсары появились из океана при пахтании его для получения напитка бессмертия (амрита). Вождь Читрасена (Читраратха) посылает ганхарвов соблазнять земных женщин. Апсары соблазняют аскетов, чтобы, накопив много духовной энергии (тапас), они не стали соперничать с богами. В буддизме местопребыванием прекрасных дев считают небеса тридцати трех богов, где они развлекаются. Термин «гандхарва» имеет и другое значение. Это призрачное тело, имеющее полное или замутненное сознание. Гандхарва образуется после смерти тела (мритью) и существует до формирования зародыша новой жизни, выступая как носитель кармической информации, как «семя будущей жизни». В зависимости от содержания этой информации гандхарва притягивается, руководствуясь «нюхом», к определенному лону, но в промежуточном состоянии (антарабхава) может находиться до семи недель. При зачатии гандхарва служит источником кармических потенций, во многом определяющих будущее существование нового живого существа. Гандхарва порождается только сознанием (мано-нирджата) и после передачи информации зародышу разрушается, а у зародыша появляется чувствительность. Гандхарва рассматривается как форма сознания, психическая структура, как то, что переносит (переводит) через что-то (ативахика). Представление о гандхарве возникло в буддизме в связи с отрицанием буддистами представления о субстанциальной душе (атман, саткая дришти) и опирается на теорию дхарм, комбинация которых образует призрачное тело.

129. Гатха

129. ГАТХА — сс. Песня. Пение. Стихотворный размер. Строфа буддийского текста. Жанр буддийской литературы. Буддийская догматика, выраженная в гатхах, легко запоминается и передается другому. Особое значение это имело в начальный период развития письменной культуры. Гатхами пользовались при дискуссиях. Устраивались соревнования среди монахов на лучшую гатху, в сжатой форме излагающую глубокую истину, концепцию.

130. Гуна, Гун

130. ГУНА, ГУН — сс. Нить. Шнур. Первооснова. Элемент. Качество. Признак. Свойство. Термин упоминается в упанишадах как психическое состояние. Учение о гунах как о трех носителях определенных качеств, способных взаимодействовать и взаимообусловленных, создано в школе санкхья. Гуны выступают как субстанции-силы и первооснова материи (пракрити), как энергетические или информационные потоки. Свиваясь, они порождают множество качеств, предопределяющих признаки материальных объектов. Гуны находятся на грани проявленного и непроявленного. С ними связано все живое и неживое. Они относятся к людям и богам, к материи и психике. В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии, которое нарушает только присутствие духа (Пуруша). Неравновесное состояние, волнение гун приводит к возникновению объектов, чувств и идей. Затем гуны возвращаются в состояние покоя. Их названия: саттва (сату), раджас (раджу), тамас (таму). Саттва-гуна привносит во все спокойствие и ясность. Раджас-гуна сообщает всему активность, с ней связан прогресс. Тамас-гуну отождествляют с косностью, инерцией, безразличием, неведением, именно она обусловливает существование неодушевленного мира и удержание объекта в поле внимания. Восприятие связывают с раджас-гуной, а постижение сущности вещей с саттвой. Раджасу свойственны скачкообразные революционные изменения, мутации. Саттве соответствуют эволюционные процессы, а тамасу — регресс, инволюция, догматизм, традиционность. Ни одна из гун не может полностью исчезнуть, но какая-либо из них всегда доминирует. Санкхья, как и буддизм, отвергает существование субстанциальной души (атман, джива). Учение о гунах приняли йога и веданта. Оно имеет сходство с буддийской теорией дхарм и их потока (сантана), но, в отличие от пустотных дискретных дхарм, существующих в виде мгновенных вспышек, импульсов, гуны непрерывны, континуальны, субстанциальны. Их проявление и переход в непроявленное состояние имеют циклический характер.

131. Гуру

131. ГУРУ — сс. Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая «младенцев» до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная

Скачать:TXTPDF

Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать бесплатно, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать онлайн