или астральным. Третье тело называют эфирным, его рассматривают как двойник человека, способный покидать физическое тело и существовать самостоятельно. Ментальное тело — мир мыслей человека. Каузальное, кармическое, причинное тело выступает как система реализации кармических механизмов бытия. Буддхическое тело представляет высший разум. Атмическое — самость, «я» (атман), индивидуальную душу. В некоторых моделях тонкое тело считается единым совокупным образованием, состоящим, например, из девятнадцати составляющих (буддхи, манас, прана, индрии, читта, аханкара и др.). После смерти человека тела разъединяются, и плотное тело распадается. Тонкие либо разрушаются, либо образуют новые структуры, в формировании которых участвуют первоэлементы, стихии (бхута, махабхута). Духовные практики гармонизируют взаимодействие между телами индивида. В буддизме под телами, аспектами, полями, манифестациями понимаются проявления космического Будды, сознания и др. Понятие «тело» в зависимости от контекста может относиться к материальному, духовному, психическому, идеальному аспекту. Термину «деха» синонимичны: кайя (кая), коша, упадхи, шарира, лингашарира, анна, раса, рупа, адхара, упатта и др. Майядеха — иллюзорное, призрачное тело.
141. Деша
141. ДЕША — сс. Место. Пространство. Территория. Термин образует словосочетания «деша-кала» (пространство и время), «деша-кала-нимитта» (пространство-время-причина). Термину синонимичны: дик (математический аспект пространства), диш (направление, расстояние) и акаша как поле развертывания мира, физический аспект пространства, полость. В буддизме термин деша применяется для обозначения, например, пространственной удаленности объекта от наблюдателя в бытовом понимании. Согласно школе виджнянавада, перемещение в пространстве (дешаха) и счет (калаха) порождают представление о времени.
142. Джагара, Джагарита, Джагарат
142. ДЖАГАРА, ДЖАГАРИТА, ДЖАГАРАТ — сс. Бодрствование. Одно из состояний сознания, консуетал, в котором человек проводит большую часть времени. Его называют всеобщим (вишва), так как в нем человек воспринимает объекты, принадлежащие всем (вайшванара), считают двойственным (двайя, двая, двайта), двойственным мирским (двайя лаукика), так как одновременно человек воспринимает внешний мир и ментальные конструкции, образы собственного сознания. В состоянии бодрствования он может принимать решения, совершенствоваться, получить внезапное просветление.
143. Джайнизм
143. ДЖАЙНИЗМ. Учение Джины Махавиры (VII–VI вв. до н. э.), известного также как Вардмахана или Натапутта. «Джина» буквально означает «победитель», Махавира — «великий герой». Биография его схожа с биографией Будды. Рождение в семье правителя небольшого государства, уход из дома, жизнь странствующего аскета, просветление, создание общины. Одно направление джайнизма — дигамбары, дающие обет наготы, другое — шветамбары, «одетые в белое». Главный закон джайнизма — строгое соблюдение принципа непричинения вреда живым существам (ахимса). Жизнь джайна регламентирована великими зароками для монахов и малыми зароками для мирян. Основные правила: честность (сатья), отказ от воровства (астея), прелюбодеяния (брахма, брахмачарья), накопительства (апариграха), насилия (ахимса, анавасада) и др. Святой (кевалин) обладает всеведением (кевала). В джайнизме признается шесть видов субстанции (дравья): душа (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условие движения (дхарма), условие покоя (адхарма), время (кала). Живой субстанцией считается только душа. Время существует при наличии пространства, в котором оно проявляется. Единица пространства, прадеша, представляет собой расстояние между атомоподобными частицами (ану). Единица времени (самая) — это время, необходимое для перехода ану из одной точки в другую, т. е. для преодоления прадеши. Вселенную изображают в виде трехступенчатой пирамиды или как модель сидящей женщины (лока-пуруша), у которой Земля находится на уровне живота. Вокруг находится «не-мир» (алока). Свет не проникает за пределы вселенной. Центр вселенной — гора Мандара. Выше — уровни духа, ниже — ады. Мир порист и пронизан не-миром, имеющим моральный аспект. Эмпирическое время конечно, а физическое, проявляющееся в изменении субстанции, вечно. Допускается, что в одной точке при сверхсжатии может поместиться бесчисленное количество атомоподобных ану, которые могут соединяться в молекулоподобные группы (скандха). Признается существование кармического вещества, обладающего свойствами поля, и особо тонкого вещества, сравниваемого с тенью или с отражением в зеркале. Существование в мире циклично. Периоды прогресса (утсарпини) сменяются периодами регресса (авасарпини). Сознание (четана, чайтанья) — сущность души, которая имеет собственную природу (свататтва) и развивается от зародыша (нигода-джива) до состояния освобождения (сиддха-джива). Кармическое вещество образует вокруг души кармическое поле, препятствующее сс. освобождению. Нирвана означает освобождение души от кармы и воспарение сс. в обитель высших сущностей (сиддха), называемую «сиддха-кшетра». По ауре (лешья) можно судить о праведности души адепта. В духовную практику джайнизма кроме обетов (врата) и медитации входят голодание, целомудрие и т. д. При невозможности совершенствования допускается самоубийство через голодание (саллекхана). Джайнизм занимается логикой, теорией познания. В учении приводится семь видов возможных высказываний об объекте, которые противоречат друг другу. Утверждается возможность существования конечной и бесконечной вселенной, неизбежности сс. конца и одновременно отсутствия такой неизбежности, наличия одной или нескольких вселенных одновременно, множественности миров. Учение о неоднозначности, неодносторонности называют «анэкантавада». На мирском уровне состояния сознания все «истинно» только условно, «некоторым образом» (сьяд) и верно с определенной точки зрения (найя, ная). Истина подлинная постигается в высшем состоянии сознания, всеведения (кевала). Джайнизм признает равенство всех религий. В Индии его исповедуют несколько миллионов человек. Они имеют свои колледжи, институты, журналы. Тексты джайнизма: сутры, агамы, нирйюкти (комментарии). Некоторые позиции джайнизма близки к буддийским
144. Джатака
144. ДЖАТАКА — сс. Жанр буддийской литературы, связанный с направлением тхеравады (хинаяна). Джатаки представляют собой произведения малой формы, созданные в период раннего буддизма. В них от первого лица излагаются короткие истории-притчи из жизни Будды Шакьямуни в его прежних рождениях. Сюжеты джатак увлекательны, имеют мифологизированный назидательный характер, иногда — юмористический оттенок. В совокупности они раскрывают постепенное совершенствование личности в процессе перерождений. 550 джатак переведены на различные языки.
145. Джива
145. ДЖИВА — сс. Живое существо. Душа. В отличие от атмана, который присутствует в человеке как аспект Брахмана, дживы индивидуализированы и взаимонезависимы. Согласно учению вишишта-адвайты, они управляются одушевляющим началом (Вишну). Являясь личной душой, каждая из них проходит свой особый путь. Признается существование души у людей, животных и растений. Существует представление о коллективной душе. В учении санкхьи с дживой связывают самоидентификацию, ощущение собственного «я». В тантризме джива имеет отношение к сознанию и к чувственным наслаждениям. Согласно двайта-веданте, характер дживы зависит от доминирования одной из гун, они выступают как носители сознания. Веданта признает дживу связующим звеном между человеком и богом, а в вишишта-адвайте дживы образуют его совокупное тело. Иногда дживу называют атманом, наделенным признаками и способным познавать и действовать. Дживы, закабаленные материей, стремятся к освобождению, которое может наступить при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. В джайнизме джива — бессмертная субстанция, обладающая знанием, нравственностью, верой, энергией, способностью испытывать блаженство. Термин «джива» выступает как существительное мужского или женского рода. Дживита — жизнь. Дживатма, дживитендрийя — дух. В буддизме дживитендрийя — психический процесс. Буддизм не признает существования субстанциальной души (атман, джива).
146. Джняна
146. ДЖНЯНА — сс. НЯНА, НАННА — пали. Знание. Мудрость. Понимание. Сознание. В санкхье джняна рассматривается как знание высокого уровня, которое обретается через интеллект (буддхи). В мимансе термин означает «схватывание» объекта (аламбана) в процессе познания. В буддизме четыре благородные истины относятся к основополагающим знаниям на мирском уровне, а термин «джняна» означает также запредельную мудрость, тело мудрости (джнянакая) трансцендентного, космического Будды. Другие словосочетания, встречающиеся в буддийской литературе: митхья-джняна (ложное знание), вьявахарика-джняна (повседневное знание), пара-мартхика-джняна (высшее знание), лаукика-джняна (мирское знание), локоттара-джняна (надмирное, трансцендентное знание), сарваджнята (всезнание), джняна-алока (знание, не нуждающееся во внешнем источнике света, внутреннее знание), абхиса-майя-джняна (проникновенное познание), аджняна-вада (агностицизм), аджняна (незнание), джняна-марга (путь знаний).
146.1. ДЖНЯНА. Джняна-йога. Йога знания. Путь знания. Одна из практик в веданте. Гармонизирует личность адепта и позволяет получить освобождение при жизни тела (дживанмукти). Адепт, практикующий джняна-йогу, преодолевает неведение (авидья) и обретает способность отличать истинное от ложного, иллюзорного. В нем развивается стремление к освобождению от перерождений (мумукшутва, мумукша). Он слушает наставления (шравана) учителя, укрепляющие в ученике (шравака) рассудительность (манана) и веру (шраддха) в учение После посвящения он выполняет одновременно три действия (саньяма, самьяма): концентрацию, сосредоточение и созерцание. Получив прижизненное освобождение, он становится святым. Полное освобождение наступает после смерти тела. Джняна-йога или сс. элементы вошли в практику многих школ.
147. Духкха
147. ДУХКХА — сс. ДУККХА, ДУКХА — пали. Страдание. Беспокойство. Волнение. Аффект. Один из духовных лидеров адживики, Пакудха Каччана, считал страдание субстанцией. В учении санкхьи различают страдание от причин внешних (адхибхаутика), психофизических (адхьямика) и божественных (адхидайвика) В буддизме страдание — одно из основополагающих понятий. Первая проповедь Будды Шакьямуни посвящена четырем благородным истинам о страдании, о его причинах, о возможности избавления от страдания и о пути к избавлению. «Огромной безличной массой страдания» называет существование Васубандху. Со страданием связаны рождение, болезни, старость, разлука с любимым, пребывание с нелюбимым. Причиной может быть физическое мучение, изменение существующего положения, ощущение нестабильности состояния. В философском буддизме (лакшана-вада) страдание признается имманентным бытию и определяется как аффективность, возбуждение, волнение элементов бытия (дхарма), должное состояние которых — покой. Буддийская практика направлена на полное их успокоение (ануттара-ниродха) и переход сознания в состояние нирваны, сверхбытия, абсолюта. Синонимы термина «духкха»: клеша, апрашанта, вритти.
148. Дхарана
148. ДХАРАНА — сс. Удержание. Обладание. Память. Содержание. Удержание объекта в фокусе внимания, в памяти. Концентрация внимания, сознания. Процесс одновременного удержания в сознании субъекта и объекта, их отождествление. Дхарана входит во многие практики, в том числе буддийскую. При стрельбе из лука (яп. кюдо) в школе дзэн стрелок удерживает в сознании самого себя, стрелу и мишень, отождествляя их, что гарантирует попадание в цель даже при скачке на лошади. Синонимичны термину «дхарана» в значении удержания в памяти: сати, смрити.
149. Дхарани
149. ДХАРАНИ — се. Сакральная формула в буддийской практике, содержащая сочетание мантр, слов и звуков, позволяющее вызывать и поддерживать определенное состояние сознания адепта. При регулярном повторении формулы в сознании возникают устойчивые связи, обеспечивающие воспроизведение конкретного переживания или эффекта визуализации (прана-пратиштха) определенного образа. Дхарани имеют названия, указывающие на характер переживания, например «Сила, которую трудно победить». Большое значение придается правильному произнесению формулы, соблюдению ритма, способу дыхания. Существуют дхарани, защищающие адепта от нежелательных состояний.
150. Дхарма, Дарма
150. ДХАРМА, ДАРМА — се. ДХАММА, ДАММА — пали. Закон. Долг. Мораль. Обязанность. Предназначение. Сущность. В «Ригведе» термин «дхарма» упоминается в связи с представлением о мировом порядке (рита). В «Махабхарате» дхарму сравнивают с лодкой, переправляющей на небо. Её трактуют как закон мироздания, имеющий моральный аспект. Каждый человек обязан выполнить свой долг (свадхарма), оправ дать свое предназначение. Действие, совершенное бескорыстно, даже убийство в бою, не вменяется в грех. Термин синонимичен карме и имеет значения: справедливость, воздаяние, правосудие, кара, неизбежность, религия, вера. Он связан с представлением о добродетели, заслугах (дха, пунья). Ему противостоит термин «адхарма», означающий «беззаконие», «безнравственность». В упанишадах термин дхармы трактуется как «множественность природ». В джайнизме дхарма — единица времени. В брахманизме он означает психическое качество, носителем (дхармин) которого служит душа (атман). В буддизме Дхарма — учение Будды, нравственный долг, высший закон, путь буддиста к освобождению. Кроме того, дхарма — концепт буддийской философии и