(гхрана) и ума (манас), который обрабатывает информацию, поступающую от пяти других индрий. Вайшешика признает существование индрий, обособленных от тела и воспринимающих информацию непосредственно от стихий, первоэлементов (махабхута, бута) без посредничества материальных органов чувств. В «Махабхарате» упоминается индрия, присутствующая во всем теле как его разум (манендрия), напоминающая нервную систему. Санкхья к пяти органам чувств добавляет пять органов действия (кармендрия): передвижения (пада), удержания и хватания (пани), речи (вак, вач), размножения (упастха), выделения, испражнения (пайу). В веданте к индриям относят интеллект (буддхи), разум (читта) и совокупный орган (антахкарана), в котором интеллект и разум функционально сочетаются с самостью, «я» (аханкара, ахамкара). Индрий называют воротами, через которые душа обретает опыт. В йоге утверждается, что ощущение от индрий может быть получено через психотехнику без прямого контакта с объектами. В буддизме индрий рассматриваются как источник помех в духовной практике, так как они участвуют в образовании аффектов (клеша), вызывающих волнение дхарм. К индриям относят двадцать две способности, в том числе жизнеспособность, память, веру, познание и др. Звук, зрительный образ, запах, вкус, осязаемое и связанные с ними ментальные проявления называют «шестью пылинками» на чистом зеркале сознания, активно препятствующими его просветлению и освобождению.
156. Индуизм
156. ИНДУИЗМ. Религиозно-философская система, сформировавшаяся в Индии в эпоху пуран (III–IV вв.). Другие на звания: индумата, индусамая, хинду-дхарма, санатана-дхарма. В индуизме сохраняется политеистичность, приверженность к архаичной мифологии и обрядовости. Храмы и секты создаются на местах при благоприятных обстоятельствах и не связаны единой церковной иерархией. Жрецы-брахманы живут в миру, имеют семьи и поддерживают религиозные традиции в обществе, способствуя сохранению национального самосознания. Кроме жрецов большую роль в жизни индуистов играют учителя и наставники (гуру, ачарья). Основные направления индуизма: ведантизм (веданта), шиваизм (шайваизм), вишнуизм (вайшнавизм), кришнаизм и шактизм. Широко распространены тантрические практики, особенно практика бхакти, слияния с богом через преданную любовь к нему. Идеи бога, субстанциальной души, сотворенности мира присутствуют во всех направлениях. Индуизмом называют единую духовную традицию страны, к которой относят и неортодоксальные учения джайнизма и буддизма. Будда Шакьямуни включен в индуистский пантеон как воплощение (аватара) бога Вишну и удостоен титула Бхагаван Буддхадева. Философский аспект индуизма раскрывается в трудах Шри Ауробиндо Гхоша, Свами Вивекананды, Мохандаса К. Ганди, Сарвепалли Радхакришнана, Т.М.П. Махадевана, Г.Р. Малкани, П.Т.Раджу, Д.М. Датты, Свами Шивананды и др. Для современного индуизма характерна активная миссионерская деятельность в различных регионах мира.
156.1. ИНДУИЗМ. Ауробиндо. Шри Ауробиндо Гхош (1872–1950). Философ. Учился в Париже. Вернувшись в Индию, участвовал в террористической деятельности борцов за полную независимость страны от Великобритании. Под влиянием индуизма резко изменил мировоззрение и признал мирный путь решения проблем. Его учение считают реформированной, или интегральной, ведантой. Оно популярно не только в Индии, но и в других странах. Признавая смыслом и основой своей жизни религиозную практику и создание на сс. основе выверенной философской системы, Ауробиндо ввел новые трактовки и термины, позволяющие описать свою концепцию. Основой субъективного опыта признается сознание. Разум выступает как инструмент исследований и действий. Высшим сознанием, супраменталом, супраментальным считается сознание Шри Кришны, отождествляемого с космическим Ишварой
Его женская ипостась, женский аспект — Кали. Позднеё Кришна выступает в учении как Махашакти. Утверждается, что разделение начал на мужское и женское условно и связано с разделяющим мирским способом видения. Задача духовной практики подняться до уровня, где все соединено на супраментальном уровне, в супраментале, и способствовать низведению супраментального в человеческую природу. Согласно последним работам Ауробиндо, высшие уровни, планы духовной сущности: глобальный разум, над которым находится область сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство), супракосмическое трансцендентное состояние. Взаимодействие сознания человека с высшими планами должно привести к духовной эволюции и появлению новой расы людей. Мир пронизан разумом и сознанием. Ауробиндо признает существование разума на клеточном уровне организма, разума тела, психической сущности или психического существа, присутствующего во всем. Разрабатывая интегральную йогу (пурна-йога), он пытался осуществить управляемую трансформацию человека, создал классификацию состояний сознания, в которую входят бессознательное, подсознание, разум животный, жизненный разум, освещенный ум, интуитивный ум, над-ум, сверх-ум, высший ум, истинное сознание без неведения. В высших планах, на высших уровнях время отличается от физического, отсутствует множественность. Преобразованное человечество образует общество будущего (дхармарадж), в котором основой цивилизации будут воля, мораль, духовность, разум, культура, науки, философия. Индивидуальное и коллективное объединяется творческой силой (Шакти, или мать мира). Учение называют полным монизмом (пурна-адвайта-вада), панпсихизмом. Соратником и другом Ауробиндо была француженка Мирра Ришар, принявшая псевдоним Мать. Полностью адаптировавшись к индийской культуре, она помогала Ауробиндо в создании центра (ашрам), в написании и публикации трудов, которые изданы на многих языках.
156.2. ИНДУИЗМ. Вивекананда. Суоми (Свами) Вивекананда. Нарендранатха Датта (1863–1902). Индийский философ, религиозный и общественный деятель, просветитель. Его учение интегрирует веданту, санкхью и йогу. Все трансформации в мире трактуются как божественная игра (лила), игра богов. В проповедях Вивекананда призывает к отречению от мирских ценностей и активному служению человечеству. Согласно его учению, основой религиозного сознания служат результаты духовных медитативных практик. Его выступления на международных форумах способствовали распространению индуизма. Учение буддизма, отрицающее существование бога-творца, считал деструктивным.
156.3. ИНДУИЗМ. Ганди. Мохандаса Карамчанда Ганди. Махатма Ганди (1869–1948). Философ и общественный деятель. Изучал право в Лондоне. Премьер-министр Индии. Возглавил движение за освобождение страны от положения колонии в королевстве Великобритания. Исповедуя индуизм, признавал некоторые положения джайнизма и христианства, считая, что все религии имеют единую сущность. Его называют Махатмой, что означает «великий духом», «великая душа». Призывая к не стяжательству (анабхидхья), отказу от накопительства (апариграха), к гармоничности, уравновешенности и самодостаточности (самабхава), он создал учение, основанное на принципах непричинения вреда живым существам (ахимса) и ненасилия. На философские взгляды Ганди оказали существенное влияние работы американского мыслителя-натуралиста Г.Д. Торо. Ганди разработал практику борьбы «упорство в истине» (сатьяграха), которая привела Индию к независимости. Она выражалась в несотрудничестве с колониальными властями, в пассивном неповиновении, отказе от титулов, в мирных демонстрациях, бойкотировании правительственных учебных заведений и т. д. Согласно учению Ганди, средства должны иметь приоритет перед целями, но в экстремальных ситуациях он санкционировал применение оружия. Его идеями интересовался Л.Н. Толстой. Буддизм Ганди считал неотъемлемой составляющей индуизма, а Гаутаму (Будду) великим реформатором, который развил лучшие идеи, присутствовавшие в ведах в неявной форме.
157. Иччхашакти
157. ИЧЧХАШАКТИ — сс. Воля. Сила воли. Стремление. Желание. Волевой импульс, посыл. В индийских духовных практиках воле придается очень большое значение. Считается, что она способна управлять силой, энергией, воздействуя на объекты, удаленные иногда на большие расстояния. Сила воли связана с высокой концентрацией сознания, направленного на достижение цели. Волю считают первым импульсом творения, возникшим у бога. Укрепление воли входит в практику адепта. Воля — обязательное условие преодоления трудностей и достижения просветления, освобождения. Проявление воли как форм желания (чханда) признается в буддизме на ранних этапах практики при формировании установки на достижение цели.
158. Ишвара
158. ИШВАРА — сс. Господин. Повелитель. Всевышний. Бог-творец. Персонификация творческого аспекта безличностного начала (Брахман). В «Махабхарате» Ишвара определяет карму людей в зависимости от совершенных ими деяний. Наделенный признаками и качествами, он способен совершать волевые поступки и отождествляется с сагуна-Брахманом, который предстает как бог на уровне мирского понимания. Ишвара — творец, владыка тайных сил (адришта), действующих как первотолчок, первый импульс развития, развертывания мира. Он обладает недифференцированной майей, иллюзией. При творении он использует майю и стихии (махабхута). В чистом сознании бога (парабрахман) Ишвара отсутствует. Но в каждой индивидуальной душе (джива) он присутствует как сс. внутренний управитель (антарьямин) или как искра божественной природы (арча). В индуизме считается, что все боги — манифестации Ишвары и в этом качестве иллюзорны. Термин «ишвара» образует такие словосочетания, как ишвара-пранидхана (размышления о боге, служение ему и подчинение его воле), ишваравада (учение о боге-творце, теизм), ниришвара-вада (отрицание существования бога-творца), сешвара (признание концепции Ишвары). Буддизм отвергает представление о творце и об акте творения. Термин «ишвара» фигурирует в полемических текстах. В словосочетаниях он связан с представлением о власти, господстве.
159. Йога
159. ЙОГА — сс. Средство. Прием. Работа. Управление. Связь. Волшебство. Сосредоточение. Одна из шести религиозно-философских систем древней Индии (даршана), признающих веды священным писанием (шрути), откровением, авторитетным источником. Опираясь на философию санкхьи, йога разработала практику достижения высшего состояния сознания, транса (самадхи). Она гармонизирует и регулирует жизнедеятельность человека, в результате чего тело взаимодействует с духом, происходит их слияние и прижизненное освобождение (дживанмукти). Полное освобождение духа от материи наступает после смерти тела. Словосочетание «санкхья-йога» означает творческое сотрудничество двух школ. Йога оказала влияние на практики и психотехники всех направлений. Считается, что в ней были собраны, изучены и систематизированы знания и опыт предыдущих поколений подвижников. В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания (авастха, читта-бхуми). Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики. Все вместе они называются «панчавастха». Согласно Патанджали, автору фундаментального произведения «Йога-сутра», йога занималась многими проблемами, к которым относятся: подвижничество, аскеза (тапасья), пребывание длительное время в одной позе (асана), техника саньямы (самьяма), контролируемое дыхание (пранаяма), работа с психофизиологическими центрами (чакра) и с силами (вибхути), обретение сверхъестественных способностей (сиддхи) и др. Термин йога применяется в расширительном значении для обозначения любых действий, связанных с изменением состояния сознания. Существуют выражения: йога буддийская, даосская, христианская и т. д. Йогой называют и просто систему физических упражнений. Адептов йоги называют йогами, йогинами, женщин — йогини.
159.1. ЙОГА. Виды йогической практики. (Краткий перечень.)
Абхасья-йога. Создание иллюзорных образов. Аналог визуализации.
Агни-йога. Учение Е.И. и И.К. Рерихов, основанное на переосмыслении индийской философии и практики.
Адхьятма-йога. Постижение высшего духа, мировой души (атман).
Антаранга-йога. Внутренняя йога, основанная на отрешенности от внешнего мира (пратьяхара), концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна). Цель — состояние транса (самадхи).
Ану-йога. Обретение интуитивной мудрости через созерцание пустоты. Одна из йог тибетского буддизма, входит в ануттара-йога-тантру.
Ануттара-йога-тантра. Высшая йога тибетского буддизма. Содержит как этапы маха-йогу, ану-йогу, ати-йогу. Другое общее название: маха-йога (великая йога)
Аспарша-йога. Практика отрешенности и перехода сознания на интуитивный способ мышления.
Ати-йога. Этап ануттара-йога-тантры и практики дзогчен тибетского буддизма. Превосходная йога. Главная цель — достижение всеведения, просветления, высшей мудрости.
(Йога) Ауробиндо. См. пурна-йога.
Аштанга-йога. Йога Патанджали. Восьмичастная, восьми-аспектная йога, полностью или частично входящая во многие практики.
Бала-йога. Работа с силами (бала), дающая власть над внутренним состоянием адепта и над внешними объектами.
Бахиранга-йога. Внешняя йога. Практика систем яма и нияма, асан, пранаямы.
(Йога) божества. Практика визуализации божества-покровителя в тибетском буддизме, общение и слияние с ним.
(Йога) божественных форм. Постижение тел Будды в тибетском буддизме.
Брахма-йога. Постижение Брахмана в индуизме.
Буддийская йога. Обобщенное название буддийских практик.
Буддхи-йога. Достижение высшей мудрости через слияние с богом в индуизме.
Бхакти-йога. Путь к богу, божеству через преданную любовь к нему. Наиболее часто практикуется в вишнуизме (вайшнавизме). Элементы встречаются и в других практиках, в том числе буддийских.
Васиштха-йога.