Скачать:TXTPDF
Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

называют бхадра-кальпой Будды Шакьямуни, но мы живем в стадии сс. упадка В будущей кальпе справедливым правителем на земле станет буддист. Появится будда Майтрейя (Маттея), который приведет к спасению всех людей. Спасение будет абсолютным. При отсутствии остаточной совокупной кармы, то есть при исчерпании причины, прекратится волнение дхарм, окончатся страдания, и мир перестанет существовать.

164. Кальпана

164. КАЛЬПАНА — сс. Процесс творения. Воображение. Вымысливание. Мыслетворчество. Фантазии. Игра воображения. Создание ментальных конструкций (кальпита). Термину «кальпана» синонимичны «викальпа», «савикальпа».

165. Кама

165. КАМА — сс. Любовь. Желание. Чувственность. Жажда удовлетворения. Вожделение. Бог любви. Стремление к продолжению рода. Одна из четырех целей (артха) человека, доминирующая на первом этапе жизни. Термин кама отражает различные аспекты любви. Чувственность присуща и богам. Корни дерева, древа желания (калпа-тару, калпа таро) находятся в подземном мире асуров, а плоды созревают в мире богов. Корова желаний (Камадхену, Камадух) может дать человеку все, что он захочет. Поэтому между великими мудрецами, желающими получить сс., произошел раздор. Учение о любви получило наибольшее развитие в тантрических формах индуизма. В буддизме с чувственностью связывают низшие формы сознания. Низший уровень буддийского психокосма называют «камалока». В процессе духовной практики и самосовершенствования человек отрекается от чувственных страстей, отдавая предпочтение духовным ценностям. На высшем уровне состояния сознания чувственность отсутствует. Человек переходит в состояние нирваны, сверхбытия, абсолюта.

166. Камалока

166. КАМАЛОКА — сс. Низший уровень буддийского психокосма. Один из трех его уровней (трилока), постигаемых в процессе медитативной практики (дхьяна). Это мир чувственных желаний, мир-состояние (камадхату, камавачара, камалока-читта). Анализ содержания сознания позволил выделить отдельные подуровни и области, обители на каждом из них Как во всех религиозно-философских системах, моральный вектор в буддийском психокосме направлен вверх Там — все лучшее, благое, высшее Все худшее, неблагое, мыслится как низшее и располагается внизу. В трехступенчатой пирамиде, схематически изображающей буддийский психокосм, камалока представлена нижней ступенью, имеющей шесть подуровней, соответствующих шести мирам сансары. В адах (нирайо, нирая, нарака) пребывают обладатели самой плохой кармы, жертвы собственной похоти и страстей. Вторым уровнем (тирачана-йони, тираччхана-йони, тирьяг-йони) служит мир животных и растений. Третий уровень (петти-висайо, пета-йони, прета-йони) — мир голодных духов (прета), мучимых неисполнимыми желаниями. Четвертый мир-уровень (асура-кайо, асура-йони) населен асурами. В моделях буддизма махаяны асуры занимают место рядом с богами. На пятом уровне (манусса, манушья) пребывают люди обычные и святые. На шестом располагаются обители богов и божеств (дева, дэва). Как и мир людей, это место счастливого рождения (кама-сугати-бхуми), Счастливая Земля, Счастливое царство. Обители богов называют небесами, планетами, царствами (кама-сугати-раджика). Кроме человека, ни одно существо, включая богов, не может получить освобождение. Только человек способен волевым усилием преобразовать свое сознание и, поднявшись на самый высокий уровень психокосма (арупалока), выйти из круговорота рождений, перейти в трансцендентное состояние сверхбытия, абсолюта.

167. Карма

167. КАРМА — сс. КАММА — пали. Действие. Поступок. Активность. Потенция. Энергия. Сила. Фактор, определяющий действие причинно-следственного механизма. Карма проявляется через потенциальную и кинетическую энергию. Термин возник в ритуальной практике как синоним крату (жертвоприношение, действие, желание) и шачи (помощь, благосклонность). В ведах упоминаются расчеты кармы. В упанишадах карма четко связывается с поступками. Она зависит от них, что перед каждым ставит вопрос о личной ответственности за свои действия. В «Махабхарате» карма называется плодом благих действий. Её стали рассматривать в аспекте предназначения, выполнение которого — долг каждого. В вайшешике карма трактуется как самостоятельная реальность, с которой связаны тайные силы (адришта). Согласно вишишта-адвайте, на карму влияют способности души. В учении джайнизма карма выступает как тонкое вещество, образующееся в процессе жизнедеятельности. Оно создает вокруг души напряженное поле, оболочку или кармическое тело (карманашарира), препятствующее её освобождению (мокша). В адживике карма рассматривается как одна из стихий (махабхута), жизненная сила (айюс, айюшья). В индуизме признается существование у человека кармического тела, называемого тонкоматериальным (сукшма-шарира), знаковым (лингашарира). В нем сохраняется вся информация о человеке, в том числе о его действиях, имеющих кармические последствия. Его называют также причинным, каузальным телом. Карму считают возмездием, воздаянием. С ней связывают хорошее или плохое перерождение, болезни, раннюю смерть и т. д. Учение о карме сопоставляют с учением о наследственности, в том числе психической. Практику преодоления, улучшения, уничтожения кармы называют карма-йогой.

167.1. КАРМА. Карма-йога. Работа с кармой, позволяющая не только улучшить, но и уничтожить свою карму. Практика предусматривает осознание роли кармы в жизни человека, самосовершенствование, выявление причин образования плохой кармы, покаяние или раскаяние (каукритья) в содеянном, недеяние и спонтанное существование без волевого воздействия на естественный ход событий, бескорыстное выполнение своего предназначения и долга, угашение привязанностей. На первой ступени, когда адепт еще не угасил в себе чувственные порывы, привязанность его к удовольствиям и пр. сохраняется. На второй он уже не испытывает этих чувств, думает о благе мира и стремится к освобождению души, к слиянию сс. с богом.

167.2. КАРМА. Буддийская модель. В буддизме считается, что карма играет большую роль не только в индивидуальной жизни человека. Она рассматривается как причина космогенеза, возникновения и бытия мира. Остаточная совокупная карма, сохраняющаяся в латентном, скрытом, состоянии, созревая, становится фактором, инициирующим возрождение мира, причиной начала нового космического цикла (Махакальпа) его существования. От кармы зависит дальнейшее существование человечества или всеобщее освобождение от новых рождений. Любые телесные, физические, вербальные или ментальные действия, в том числе помыслы, побуждения, имеют кармический аспект. Благие (кушала) поступки, заслуги (пунья, пуння) могут смягчить кармические последствия, но не уничтожить карму. Они неизбежно оставляют скрытые следы, формируя кармические семена (биджа) в сознании, которые при определенных обстоятельствах созревают, прорастают и проявляются, актуализируются, принося плоды (пхала, випака). Это вызывает волнение дхарм, порождает новые поступки, препятствующие освобождению. Неблагие (акушала) поступки имеют неблагоприятный кармический аспект, характер (кармасварупа). Карма определяет будущее рождение, будущую жизнь. Поступки, называемые смертными грехами, ведут к тому, что освобождение в этой жизни становится невозможным, человек обречен на смерть и новое рождение (утпада, упапатти, утпатти). К таким поступкам относят убийство матери, отца или святого, внесение раздора в жизнь общины, что не позволяет монахам сосредоточиться на спасении, и т. д. В буддизме махаяны считается, что кармические последствия могут проявиться при соответствующих условиях в одной жизни. Действия, ослабляющие плохую карму, называют «акарма». Неблагую карму, порождающую тяжелые неблагие последствия, называют черной. Благую карму, ослабляющую последствия дурных дел, называют белой кармой. Согласно Васубандху, карма может быть полностью уничтожена в процессе духовной практики при воздействии на каждый аффект (клеша), каждый импульс волнения, каждую вспышку дхарм. Самым эффективным считается мысленное воздействие (ихата) при созерцании всего поля сознания и последовательное уничтожение всех аффектов, дхарм и кармических семян. Святой может после очищения сознания не допускать больше притока новых аффектов в собственное сознание, возникновение в нем и созревание новых кармических семян. При этом он переходит в состояние нирваны. В теории дхарм карма трактуется как одна из них. Она обусловливает, координирует и регулирует вспышки других дхарм. С ней связаны творческие способности. При исчерпании индивидуальной кармы человек освобождается от новых рождений. С исчезновением совокупной кармы человечества исчезнет наш мир, представляющий иллюзорное образование из вспышек пустотных дхарм

167.3. КАРМА. Некоторые термины. С кармой связано много слов и словосочетаний, раскрывающих различные аспекты этого понятия. Вачайя-кармакарма, создаваемая словами, речью. Викарма — дурные, плохие (акушала) действия, усугубляющие плохую карму. Випака-карма — созревающая карма, находящаяся в скрытом, латентном, состоянии и не проявившаяся еще в виде следствия. Джана-карма — остаточная карма прошлой жизни, выступающая как причина данного рождения. Кайена-кармакарма, связанная с физическим, телесным аспектом бытия. Камья-карма — добровольная карма, изменяемая при совершении ритуала и других целенаправленных действиях. Кармашая, кармашайя — скрытая карма, находящаяся в латентном, скрытом, состоянии, кармическая потенция. Маракарма — внешние обстоятельства, препятствующие улучшению кармы. Нава-карма — новая карма, сформировавшаяся в данной жизни. Прарабдха-карма — начатая карма, действие которой продолжается после освобождения при жизни тела и проявляющаяся, например, как болезнь святого. Пурана-карма: старая карма, созданная в прошлом. Удачетаса-кармакарма, создаваемая высокими помыслами, благими делами.

168. Каруна

168. КАРУНА — сс. Сострадание. Согласно Будде Шакьямуни, человек не должен причинять другому ничего, что могло бы стать причиной его собственных страданий. В основе чувства сострадания лежит подсознательное врожденное ощущение единства всего живого, сопереживание, эмоциональная интуиция, эмпатия и перенесение ситуации страдания другого на самого себя. Способность к состраданию предотвращает многие проявления зла. В буддизме махаяны святой (бодхисаттва) испытывает великое сострадание ко всем существам (махакаруна). Он откладывает свой переход в высшее состояние (нирвана, татхата и т. д.) ради спасения других и всего мира в целом, в связи с чем его сострадание называют вселенским. Синоним каруны — анукампана (анукампайя, анукампая).

169. Клеша

169. КЛЕША — сс. КИЛЕСА — пали. Аффект. Страдание. Болезнь. Скверна. Омраченность. Возбудитель. Вызывая загрязненность изначально чистого (шуддха) и счастливого (шубха) сознания, клеша выступают как одна из причин бытия и как имманентный ему признак. Клеша — звено в цепи при чинно-следственной зависимости, обусловливающей бытие мира и личности. Согласно буддийскому учению, «приток аффектов» не означает их поступление к дхармам извне. Аффекты возникают как реакция на поступающую информацию, как возбуждение, эмоции, волнение, беспокойство, волнение элементов бытия (дхарма), их страдание, аффективность (духкха, апрасанна, асава, ашава, ашубха). Существуют дхармы, омраченные присутствием аффекта (клишта-дхарма), неомраченные (аклишта-дхарма), подверженные бытию, притоку аффектов (сасрава-дхарма), не подверженные бытию, притоку аффектов (анасрава-дхарма). Клеша присутствуют в сознании в виде потенции, семян (биджа) в скрытом, латентном, состоянии (анушая, анушайя, биджавастха). Эту роль играют и кармические семена. При определенных условиях они пробуждаются, прорастают и активизируют сознание, вызывая вспышки дхарм. Пять основных аффектов считаются коренными (клеша-мула). Это неведение (авидья), ложное представление о собственном «я» (асмита), страсть (рага), гордыня (мана, абхимана), зависть (матсарья). За ними следуют неприязнь, ненависть (двеша), гнев (кродха), ревность, зависть (иршья) и др. Клеша воздействуют только на дхармы, подверженные бытию в эмпирическом мире (санскрита-дхарма). В обыденной жизни клеша могут играть положительную роль, стимулируя процесс познания. С ними может быть связана хорошая проповедь. Но адепт, стремящийся к освобождению, должен уметь подавлять и уничтожать любые аффекты в своем сознании. Люди, склонные к высокой аффектированности, не поддающейся контролю, в буддийскую общину (сангха) не принимаются. Для мирянина характерно доминирование санскрита-дхарм, для святого — асанскрита-дхарм, не подверженных бытию. Сознание, способное противодействовать притоку клеша, называют обладающим противоядием (пратипакша-читта). В популярной мандале, представляющей колесо бытия (бхавачакра), изображаются три клеша, признаваемые тремя огнями, ядами, шипами, корнями всех страданий: алчность, жадность (лобха), представленная петухом, ненависть, гнев, злоба (двеша), представленная змеёй, и неведение (авидья) или заблуждения (моха), представленные подслеповатой свиньей. В философском буддизме главным аффектом признается неведение (авидья)

170. Конфуцианство

170. КОНФУЦИАНСТВО. Кит. жу цзя (Школа ученых-интеллектуалов). Учение, основанное в Китае мудрецом-философом Кун Цю (Кун Фу-цзы), известным как

Скачать:TXTPDF

Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать бесплатно, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать онлайн