буддийскому учению, большинство дхарм входит в четыре группы, обозначаемые как имеющие только имя (нама-скандха), и лишь одна группа связана с материальным аспектом человека (рупа-скандха). Оба аспекта составляют единый комплекс дхарм нама-рупа, индивидуальный поток (сантана), формирующийся при зарождении нового существа. То, что имеет только имя и не обладает материальностью, называют номинальным, постигаемым интуитивной мудростью (праджняпти) без восприятия органами чувств. Оно существует в сознании (праджняитисат) как единица описания, необходимая для создания непротиворечивой ментальной модели. Нагарджуна, мадхьямики утверждают, что весь мир — только имя, так как все взаимообусловлено и не имеет собственной независимой сущности (свабхава), он пуст и непостижим.
200. Настика
200. НАСТИКА — сс. Неверующий. Направление в индийской философии, представители которого не признают веды откровением, священным писанием. К ним относят локаятиков, чарваков, джайнов и буддистов. Вольнодумцы составили оппозицию шести школам (шад-даршана) и брахманизму как господствующей религиозной системе, т. е. всем, верящим в сакральность вед (астика). Настика и астика имеют общие корни и во многом совпадающий понятийно-терминологический аппарат, но принципиальные различия имеют характер доктринальный (теория), методологический (практика), праксеологический (цель).
201. Нети, Нети
201. НЕТИ, НЕТИ — сс. «Не то, не то». Апофатический принцип определения чего-либо через отрицание наличия у него тех или иных признаков как ему не присущих. В основном принцип применяют, когда определяемое имеет характер идеального и не может быть определено катафатически, т. е. через описание присущих ему признаков. Мудрец Яджнявалкья (VII в. до н. э.), один из авторов-составителей упанишад, применил апофатический принцип для обозначения атмана как «того, что ни толсто, ни тонко», «ни тьма, ни ветер» и т. д. То, что может быть представлено только таким образом, называют безатрибутным. В западной культуре апофатической теологии была противопоставлена катафатическая теология, вводящая в описание Бога определенные признаки, что способствовало его персонификации и развитию иконографии. Аналогичные процессы характерны для многих культур, в том числе для индийской.
202. Нидана
202. НИДАНА — сс. Причина. Логическое основание. Сущность. Завязка. В буддизме нидана выступает как звено причинно-следственной зависимости в цепи перерождений. Согласно закону взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада), каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее Разорвать эту цепь, удерживающую человека в мире страданий, можно только волевым усилием, изменив свое мировоззрение и прекратив создание предпосылок для новых рождений. Двенадцать звеньев-нидан раскрывают механизм действия закона. Первое звено (авидья) — неведение, в котором рождается человек. Второе звено (санскара) — формирование личности под воздействием прошлой кармы. Третье звено (виджняна) — совершение действий под влиянием непросветленного сознания. Четвертое звено (нама-рупа) — развитие в соответствии с психическими и материальными потребностями. Пятое звено (шадаятана) — восприятие через шесть органов чувств. Шестое звено (спарша, пхасса) — контакты, взаимодействие с миром. Седьмое звено (ведана) — ослепленность эмоциями Восьмое звено (тришна, чханда, таньха) — чувственные желания. Девятое звено (адана, упадана) — привязанность к мирским ценностям. Десятое звено (бхава) — зарождение нового существа, начало нового двенадцатичленного цикла Одиннадцатое звено (джати) — рождение ребенка, обусловленное прошлой жизнью, которая проходила по той же схеме. Двенадцатое звено (джара-марана) — старость (джара) и смерть (марана, мритью), которые ожидают всех родившихся. Модель иллюстрируется сюжетами в живописной мандале (бхавачакра). Поборов в себе чувственность, уничтожив неведение и карму, отказавшись от привязанностей, человек может заняться духовной практикой и достичь освобождения от новых рождений в круговороте эмпирического бытия.
203. Нидра
203. НИДРА — сс. Сон. Сонливость. Дремота. Оцепенение. Нидрой называют нормальный физиологический сон или йогический отдых, когда тело спит, но сознание функционирует на интуитивном уровне. Нидру иногда отождествляют с состоянием сна без сновидений (сушупти), со «сном Брахмана» (турья), в котором переживается близость к абсолюту. Считают, что энергия кундалини «дремлет» в состоянии нидры в чакре муладхара каждого человека. Нидрой называют мысли или идеи, появляющиеся во сне Нидра-йога содержит учение о сне и сноподобных состояниях, в которых адепт может заниматься духовной практикой и подготовить свое сознание к переходу в высшие состояния.
204. Нирвана
204. НИРВАНА — сс. НИББАНА — пали. Конечная цель реализации буддийского идеала. Затухание. Прекращение. В джайнизме термин трактуется как освобождение души от кармического вещества. В буддизме нирвана — состояние вне времени и бытия, вне ощущений и осознания себя как системы в среде Буквально «нирва» означает «задувать», «нирвана» — «потухший». Другие значения: уход в состояние высшего блаженства, высшего наслаждения (махасукха, парамасукха), в сверхбытие (парабхава), «переправа на другой берег». Будда сравнивал нирвану с островом, на котором адепт может достичь совершенства и освобождения от страданий, старости, смерти и новых рождений. Он сам погружался в высшие состояния сознания, после чего возвращался к активной жизни, руководя общиной (сангха), путешествуя и читая проповеди
Нирвану рассматривают либо как процесс, либо как «неподвижный материальный остаток». В отличие от просветления, она предстает как завершение пути, полная самореализация. Дхармы нирваны относятся к необусловленным (асанскрита) дхармам. Состояние нирваны как освобождение от новых рождений, выход из сферы эмпирического, трансцендирование не может быть вербализовано, описано языком профанического существования. В третьей благородной истине Будда обозначил нирвану как освобождение от страданий и как высшее состояние сознания. В четвертой благородной истине и в учении о восьмеричном пути он раскрыл путь, следуя которому человек способен не просто получить освобождение как милость, благодать, но достичь его на вершине собственного совершенства. В буддийских школах различают отдельные виды нирваны. Достигнутая при жизни тела нирвана может иметь обратимый характер, позволяя адепту продолжать жизнь среди людей, поэтому сс. называют неполной нирваной с остатком (упадхишеша нирвана). После смерти тела наступает окончательная, конечная нирвана без остатка, полная необратимая нирвана (анупадхишеша нирвана, ниродха нирвана, нирупадхишеша нирвана). Высшую нирвану, в которую ушел Будда Шакьямуни, называют паринирваной. Эпитеты нирваны: бессмертная (амата, амарана), вечная (нитья, ничча), недвижимая, неизменная (ачала) и др. Святой (архат, бодхисаттва) может отложить переход в нирвану, чтобы помочь другим приблизиться к освобождению. Такую неполную альтруистическую нирвану называют приостановленной (апратиштха нирвана). В буддизме махаяны накопился большой опыт достижения высших состояний сознания в результате разнообразных практик, обогащенных опытом небуддийских школ или усовершенствованных буддийскими учителями Индии, Тибета, Китая, Японии и др. Существует много терминов, синонимичных нирване и отражающих доминирование какого-либо аспекта: мокша, состояние абсолюта, таковость, природа будды, собственная сущность, истинная сущность, состояние будды, абсолютная реальность, татхата, татхаттва, дхармакая, татхагатагарбха, ануттара-самьяк-самбодхи, шуньята, адибудда, самадхи, сарваджнята, праджняпарамита, свабхава, дхармата, дхармадхату и др.
205. Нияма, Ньяма
205. НИЯМА, НЬЯМА — сс. Ограничение. Сдерживание. Правила. Практика самосовершенствования. Согласно Патанджали, система нияма содержит очищение (шауча) внутреннее и внешнеё, способность довольствоваться малым (сантоша), аскетизм (тапас, тапасья), самообучение, изучение вед (свадхьяя), служение богу (ишвара-пранидхана). Выполняются дыхательные упражнения (пранаяма), проводятся медитации. В индуистском (индусском) тантризме в нияму входит развитие таких качеств, как совестливость, щедрость, вера в бога, его почитание, следование наставлениям учителей, размышления, обеты, повторение мантр. В буддизме нияма входит в систему самодисциплины (пратимокша) и предусматривает воздержание от причинения вреда живым существам, от безнравственных поступков, от убийства и др. Каждое действие оценивается с учетом конкретных условии и отягчающих или облегчающих обстоятельств.
206. Нияти, Ньяти
206. НИЯТИ, НЬЯТИ — сс. Судьба. Предопределение. Необходимость. Фатализм. Учение о судьбе — одно из основных в адживике. На него опираются все гадательные практики, мантика, астрология и др. Предопределению противостоит случайность (ядриччха). В буддизме учению о судьбе противопоставляется учение о причинно-следственной зависимости, выражаемой законом взаимозависимого возникновения (пратитьяса-мутпада). Синоним термина «нияти» — дайва.
207. Ньяя
207. НЬЯЯ — сс. Логика. Учение о логике в брахманизме. Одна из шести религиозно-философских систем (шаддаршана), признающих веды священным писанием, откровением. На раннем этапе ньяя была близка к мимансе, затем стала тесно сотрудничать с вайшешикой, в связи с чем возникло словосочетание «ньяя-вайшешика». В ньяе рассматриваются вопросы методологии мышления, ложного и правильного знания, ведения диспутов. Опираясь на философию вайшешики, ньяя разработала логику, позволяющую определить достоверность знания. Она оказала большое влияние на развитие формальной логики в Индии. Согласно ньяе, восприятие может быть определенным, однозначным (нирвикальпа) или неопределенным (савикальпа). Познание происходит при взаимодействии ума (манас) с душой (джива). При этом субъект проникает в реальный объект (прамея) и получает о нем достоверное, истинное знание (прамити). Душа в ньяе выступает как бессознательный и бесчувственный (джада) субстрат, носитель со знания, связанного с атманом, самостью, «я». При освобождении (мокша) атман отчуждается от сознания. Текстами ньяи служат сутры, афоризмы Готамы, правила ведения диспутов, учебник логики. В XIII в. была основана школа навья-ньяя (новая ньяя, новая логика), которая и в наше время работает на санскрите.
208 Оджас
208 ОДЖАС — сс. Сила. Мощь. Крепость. Жизненная сила. Энергия, в которую трансформируется сексуальная энергия в тантрических практиках. Сила оджаса накапливается, повышая духовный и интеллектуальный уровень человека, его творческие способности. Представлению об оджасе близки теджас и тапас.
209. Парамита
209. ПАРАМИТА — сс. Переправа. Средство для достижения другого берега. В архаичных культурах водораздел символизирует самую серьезную преграду, отделяющую человека от неизвестного, другого, трансцендентного. В буддизме парамитами называют совершенства, которые обретаются адептом на пути к святости. Обычно называются шесть, десять или более совершенств: духовная щедрость (дана), нравственность (шила, сила), терпение (кшанти, кханти), рвение, усердие, прилежание (вирья, вирийя), правильное созерцание (дхьяна), мудрость (праджня, пання), совершенные средства, методы (упайя), обеты, ритуал (пранидхана), силы, овладение силами (бала), совершенные знания (джняна), самоограничение (неккхамма), искренность, правдивость (сатъя, сачча), решимость, целеустремленность (адхидхана, адхиттхана), любящая доброта (метта), уравновешенность, невозмутимость (упекша, упеккха). Особое значение обладанию совершенствами придается в практике бодхисаттвы.
210. Париврадж, Паривраджак
210. ПАРИВРАДЖ, ПАРИВРАДЖАК — сс. ПАРИББАДЖАК — пали. Отшельник. Странствующий аскет. Нищенствующий монах. Термин встречается в упанишадах. В период ослабления брахманизма паривраджаки входили в лиминальную, внеклассовую среду, в которой рождались новые идеи и формировались неортодоксальные учения. Паривраджаки давали обет безбрачия и занимались духовными практиками. Некоторые из них были известными, уважаемыми людьми. В буддийской общине состояло немало бывших паривраджаков
211. Патанджали
211. ПАТАНДЖАЛИ. Индийский мудрец и ученый (предп. II в. до н. э. — II в. н. э.) Не установлено, был ли один великий Патанджали или существовали два однофамильца, один из которых был грамматистом, комментатором грамматики санскрита, написанной Панини, а второй — автором четырехтомной «Йога-сутры», в которой систематизированы сведения о различных практиках, изложенные в виде интегральной йоги, называемой йогой Патанджали, или аштанга-йогой. К труду Патанджали обращаются современные исследователи. В нем описаны способы получения достоверного знания (прама, прамана), приведены классификации видов ума (читта), методики работы с мантрами, рассуждения о психических силах и об освобождении (кайвалья). Изложены методика раджа-йоги и практика одновременного совершения трех действий, концентрации, сосредоточения и созерцания (саньяма, самьяма). Указаны препятствия, которые следует преодолеть на пути к высшему состоянию транса (самадхи). Приведены правила выполнения йогических поз (асана). Изложены основы дыхательных упражнений (пранаяма) и медитации (дхьяна). Описана восьмистадийная йога (аштанга-йога). Представлена концепция существования множества разумов различного уровня. Перечислены сверхъестественные способности (сиддхи), которыми не рекомендуется увлекаться, так как они отвлекают человека от главной цели, освобождения души от оков материи. Отмечены достоинства позиции наблюдателя (драшта) и т. д.
212. Праджапати
212. ПРАДЖАПАТИ