Скачать:TXTPDF
Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

религиозно-философские системы, особенно на йогу, которую называют методологией действия. Их содружество выражает словосочетание «санкхья-йога». Как школа санкхья прекратила свое существование в XVI в.

240. Сансара, Самсара

240. САНСАРА, САМСАРА. — сс. Перерождение. Перевоплощение индивидуальной души в новом теле. Мир перерождений душ в различных формах существования. Представление о сансаре, как считают, возникло в упанишадах. Новые рождения обусловлены кармой. Освобождение души происходит при слиянии сс. с богом. Отказавшись от представления о субстанциальной душе и о боге-творце, буддизм признает принцип перерождений (сансара). Согласно буддийской модели, новые рождения связаны с кармой и вспышками дхарм. Шесть миров, в которых возможно новое рождение (упапатти) на чувственном уровне (камалока): ад (нарака), мир голодных духов (прета), миры животных, асуров, людей и богов. В буддизме махаяны асуры пребывают на одном уровне с богами. Над уровнем камалоки буддисты расположили еще два уровня. Основанием для этого послужила буддийская духовная практика (дхьяна). Все вместе уровни называют буддийским психокосмом. Переходя в процессе духовной практики на высшие уровни сознания (рупалока, арупалока), человек приближается к необратимой нирване и навсегда покидает мир сансары, освобождаясь от новых рождений. Достижение высшего совершенства в течение одной жизни возможно только в очень редких случаях. Во многих религиях верующие уповают на милость Бога, который может простить их и принять. Буддист испытывает ответственность за свое существование и осознает, что освобождение от страданий зависит только от него самого. Перерождение, многократное прохождение пути к совершенству дает человеку шанс на успех. Принцип неоднократных рождений в конечном счете делает возможным всеобщее спасение. При создании буддийской модели оказалось, что на основании теории дхарм трудно объяснить механизм перехода после смерти тела к новому рождению. Трудность была преодолена введением представления об остаточной карме, не уничтоженной на момент смерти и формирующей призрачное тело, комбинацию вспышек дискретных дхарм (сс. гандхарва, тибет. дися). Она индивидуальна в каждом новом рождении и отсутствует вообще при достижении состояния необратимой нирваны (тат-хата, дхармакая, абсолют и т. д.), сверхбытия, высочайшего состояния сознания. Существует мнение, что сансара представляет собой модель бытия на различных стадиях развития сознания. С точки зрения теории Нагарджуны о всеобщей обусловленности и относительности, сансара тождественна нирване, абсолюту, в котором все обретает сущностное единство без различий. Синонимичны термину «сансара»: бхавачакра, гати и др.

240.1. САНСАРА. Санйоджана. Окова. Десять оков в буддийском учении, которые помимо смертных грехов удерживают человека в круге перерождений. Десять привязанностей (адана, упадана, абхинивеша), перечисляемые в различном порядке и содержащие группы близких взаимозависимых понятий. Это в первую очередь неведение (авидья, авиджджа), преодоление которого облегчает избавление от остальных оков. Ложное представление (митхья-дришги) о собственном «я» как о субстанциальной душе (саткая-дришти, саккая-диттхи). Сомнения и скептицизм (вичикиччха, вичикитса). Привязанность к ритуалам и правилам (сидаббата-парамаса). Чувственные желания, страсти (кама-рага), привязывающие к пребыванию в мире чувственности (камалока). Недоброжелательность (вьяпада), ненависть, неприязнь (двеша), гнев, ярость (пратигха, патигха). Тщеславие или гордыня (мана, абхимана). Нетерпеливость, неуравновешенность (уддхачча). Стремление к пребыванию в мире образов, цвета и форм (рупалока) которое называют рупа-рага. Стремление к пребыванию в мире не-форм, мире абстрактных переживаний (арупалока), называемое арупа-рага. К привязанностям относят также склонность к причинению зла, скупость, тяготение к привычному способу существования и др.

241. Санскара, Самскара

241. САНСКАРА, САМСКАРА — сс. САНКХАРА — пали Ритуал. Влияние. Движущая сила, вызывающая развертывание событий. Кармическая энергия. Следы, оставляемые в сознании любыми мыслями, словами или поступками. Считают, что следы ритуальных действий гармонизируют отношения человека с внешним миром и его внутренний мир. Следы медитативной практики повышают эффективность дальнейших занятий и приближают освобождение. К санскарам относят врожденные склонности, обусловленные прошлой кармой. На высших уровнях духовной практики следует уничтожать все санскары, их семена, даже если на ранних этапах они оказывают положительное воздействие на сознание адепта и способствуют его совершенствованию, выступая как волевой импульс, побуждение. В буддизме санскары классифицируют, разделяя на пятьдесят две группы, в которые входят память, мысль, жизненная сила, страх, стыд, усилие и др. Их называют величайшим злом, так как с ними связано волнение дхарм и формирование кармы. Они — свидетели прежних рождений и имеют отношение к врожденному знанию и врожденным наклонностям. С учетом опыта прошлых жизней санскары программируют психику человека, его пристрастия, фобии и т. д. Их относят к факторам, нормирующим поток сознания и психики. Кроме санскар, связанных с сознанием (сампраюкта), существуют и не связанные с сознанием (випраюкта). Эмоции (ведана), волевое усилие (четана), желание (чханда), мышление (манас-кара), понимание (мати), созерцание (самадхи), преступность (вихимса) входят в группу сампраюкта. Жизненная сила (дживита), медитативное погружение (самапатти), силы, удерживающие (прапти) или рассеивающие (апрапти) поток дхарм, входят в группу випраюкта санскар. В учении о скандхах все санскары относятся к четвертой скандхе (санскара-скандха). В учении саутрантики они считаются единицами описания, существование которых недоказуемо и постигается интуитивной мудростью (праджняпти) как необходимое, имеющее только имя. Таким образом, санскары представляют чисто номинальные дхармы, существующие только в сознании субъекта (праджняптисат)

242. Санскрит, Санскрита

242. САНСКРИТ, САНСКРИТА — сс. Очищенный. Культурный. Литературный язык, принадлежащий к группе индоевропейских языков. Восходит к языкам индоарийских племен. Детально разработан на основе ведийского языка в VIII в. до н. э. Язык межнационального общения в Индии, где существовало множество естественных, разговорных языков. В современной Индии санскрит используется в различных областях науки и культуры, в религиозных и философских обществах, в медицине. Разновидности санскрита: ведийский санскрит поздневедических текстов, эпический санскрит «Рамаяны» и «Махабхараты», классический санскрит как язык художественной, философской и научной литературы, джайнский санскрит. Буддийский санскрит сформировался под влиянием среднеиндийских разговорных языков и называется гибридным санскритом. Полное описание санскрита было выполнено Панини в V–IV вв. до н. э. Его появление означало новый этап в развитии индийской культуры, так как он содержал новые термины и грамматику, позволяющие точно описывать сложнейшие понятия. Родилась «философия грамматики». Известны надписи на санскрите, выполненные на камне, на коре, на медных пластинах и на пальмовых листьях. Многие тексты утрачены и известны по сохранившимся более поздним записям.

243. Сантана

243. САНТАНА — сс. СОТА — пали. Поток. Развертывание. Развитие. Род. Потомство. В буддизме термин означает поток элементов бытия (дхарма), развертывающийся во времени и пространстве, создающий иллюзию бытия стабильной сущности. Поток индивидуальной жизни или поток, проходящий через множество рождений и смертей. Бытие сознания. Сантану (самтана) сравнивают с кинофильмом, голограммой, музыкальным произведением, определяют как континуум дхарм. Удержание дхарм в одном потоке объясняют присутствием силы прапти, рассеивание потока — присутствием силы апрапти. Эту модель вайбхашики принимают не все буддийские школы. Прекращение индивидуального потока происходит при смерти человека. В этом случае говорят, что поток «уходит под землю», т. е. возвращается в непроявленное состояние. В проявленном состоянии поток непрерывно обновляется и изменяется, так как каждая дхарма «вспыхивает» лишь на краткий миг. Самосознание опирается на вспышки дхарм предыдущего момента. Дхармы не имеют прямого, непосредственного контакта, но их по явление координируется кармой. Загрязнения, омрачснности потока, аффекты (клеша) обусловливают волнение дхарм. Многие аффекты присутствуют в потоке в скрытом, латентном, состоянии и служат общей причиной (сарватрага-хету) проявления дхарм. Отсроченное их проявление вызывается именно такими аффектами или скрытой, латентной, кармой (карма-шайя). Для описания процесса вводится понятие семян (биджа) аффектов или кармы, которые «созревают» и «прорастают» при определенных обстоятельствах. Целью буддийской духовной практики (дхьяна бхавана) служит очищение потока от аффектов, кармы и их семян, разобщение (висанйога) дхарм с аффектами и устранение из потока омраченных, аффективных (сасрава) дхарм. Адепт, достигший состояния чистой интуитивной мудрости (праджня-амала), воздействует через неё на поток, в результате чего наступает прекращение потока и состояние нирваны (татхата, абсолют и т. д.) Выделяют три стадии потока: рождение (джати, падисандхи, пратисандхи), пребывание (бхава, бхаванга), его прекращение, или смерть (ниродха, мритью, чути). С сантаной связывают такие понятия, как самотождественность сознания (читта-сантати), или поток сознания (читта-дхара). Синонимичны термину сантана праваха, дхара.

244. Саньяма, Самьяма, Санйама

244. САНЬЯМА, САМЬЯМА, САНЙАМА — сс. Практика совмещения трех действий: концентрации сознания (дхарана), сосредоточения (дхьяна) и созерцания (дхьяна, самадхи). В процессе саньямы достигается высшее состояние сознания, в котором проявляется знание о прошлом, настоящем и будущем, раскрываются сверхъестественные способности (сиддхи), постигается единство, тождество субъекта и объекта. Саньяму применяют в практике визуализации (прана-пратиштха). Саньяма на области пупка собственного тела позволяет работать с внутренними органами, прочищать пранические каналы (нади) и восстанавливать здоровье. Саньяма на сердечной чакре (анахата) дает возможность проникать в чужие мысли, а на чакре в области гортани (вишуддха) — получать энергию извне. Сложная техника саньямы требует консультаций опытного наставника.

245. Сарваджнята

245. САРВАДЖНЯТА — сс. Всеведение. Всезнание. Состояние сознания, в котором постигаются высшие истины, обретается знание прошлого, настоящего и будущего, наступает освобождение от новых рождений. Всеведение — свойство будд и бодхисаттв. Всеведущий (сарваджня) — один из эпитетов Будды Шакьямуни. Синонимичные термины: нирвана, татхата, праджняпарамита и др., рассматриваемые как состояние абсолюта.

246. Cat

246. CAT — сс. Бытие. Сущность. Истина. Реальность. Суть. Живое существо. Сознание. Бытие мира в проявленном или не-проявленном состоянии. В индуизме термин образует словосочетание «сат-чит-ананда» (бытие-сознание-блаженство), которое означает переживание состояния бога или абсолюта как единства трех аспектов. При этом происходит освобождение. Достигается состояние сат-чит-ананда на стадии транса (самадхи). Синонимы термина «сат»: бхава, бхаванга, аститва.

247. Сатья

247. САТЬЯ — сс. САЧЧА — пали. Истина. Правда. Искренность. Реальность Истинно-сущее, сущее. Первая проповедь Будды Шакьямуни посвящена четырем благородным истинам (чатвари арья сатьяни, кашвари арья сатьяни, арьясья буддхасья таттвани). Первая истина о страдании (духкха сатья) утверждает имманентность страдания бытию (сарвам духкхам, «все есть страдание»). Вторая истина о причинах (самудая сатья) раскрывает основные причины страданий. Третья истина о возможности прекращения страданий (ниродха сатья) служит оптимистическим основанием буддийской духовной практики (дхьяна). Четвертая истина о пути, ведущем к избавлению от страданий (марга сатья), учит тому, как человек может прекратить страдания. Эти идеи развиты в учении о благородном восьмеричном пути (арья аштанга марга). Для облегчения восприятия, понимания истин Будда применял особые средства, приемы, «уловки» (упайя, упая). Нагарджуна утверждает, что четыре благородные истины относятся к истинам мирским и связаны с повседневным (вьявахара, самвьявахара, вьявахарика) знанием, со здравым смыслом и эмпирическим опытом. К истинам этого вида он относит и восьмеричный путь, который воспринимается людьми в обычном состоянии сознания. Такие истины он называет условными, относительными, созревающими. Адепт должен усвоить их на первом этапе духовной практики, чтобы затем в измененном состоянии сознания интуитивно постичь высшие истины, истины высшего смысла (парамартха, парамартхика-сатья) о единстве и пустотности мира, о тождественности сансары и нирваны, субъекта и объекта. Они отражают истинную реальность (бхутартха) и не могут быть полностью вербализованы, т. к. «слова останавливаются». Состояние интуитивного постижения истины неописуемо, соответствует просветлению и граничит с состоянием нирваны, абсолюта. Согласно учению мадхьямики, при постижении всеобщей обусловленности, относительности, отсутствия у всего собственного независимого существования открывается истина пустотности мира как не

Скачать:TXTPDF

Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать бесплатно, Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям Буддизм читать онлайн