сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизм Сюаньцзаном в VII в. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединого сознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна, сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считает уничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы) и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этом прекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны (кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существование шести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и не связанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син) присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада, школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призвана установить связь между результатами практики и способом их осмысления, трактовки и описания.
80.8. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун), «Гирлянда цветов». Основана Фацзаном в VII–VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетает элементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истинной реальности, таковости (кит. чжэнь жу), об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулай цзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности. Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши) одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них. Оно воспринимает объект, формирует его образ и проецирует этот образ вовне. Весь мир уподобляется гирлянде из драгоценных камней-зеркал. Каждый из них отражает другие и сам отражается в них. Идея восходит к «сети Индры» («Аватамсака-сутра»). Утверждается, что индивидуальное сознание связано с космическим, которое постоянно присутствует в сознании живого существа как его высшая форма, как природа будды. Сознание имеет собственную природу (кит. ти), которая определяется как субстрат, тело, носитель, субстанция. Путь к просветлению (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) содержит четыре стадии. На первой мир воспринимается адептом с позиции ложно ощущаемого «я». На второй он обретает знания, используя дискурсивный способ мышления. На третьей — постигает тождественность всего в мире истинной реальности через интуицию. На четвертой он открывает тождественность всех аспектов природе будды (кит. фо син). Адепт мгновенно переходит в состояние абсолюта (кит. чжэнь жу). В хуаянь разработано учение о шести признаках каждой вещи (целое, часть, тождество, различие, становление, разрушение). Образование пар (часть и целое и т. п.) свидетельствует о сущностном единстве, в котором одно не существует без другого. Учение хуаянь о категориях эмпирического, феноменального (ши) и абсолютного, трансцендентного (ли) соответствует представлению о сансаре и абсолюте. Ли — принцип идеального, духовного, нематериального начала. Ши — конкретное явление, событие, феномен, фактор многообразия, множественности мира. Ли соответствует единому сознанию, ши — индивидуальным сознаниям. Мир выступает как поле проявления ли и ши, которые образуют единую систему. Чэн Гуань, развивая учение о ши и ли, выделил четыре аспекта мира: эмпирический (кит. ши), абсолютный (кит. ли), дхармовый (кит. фа цзе), в котором нет преград между ши и ли, и аспект тождественности ши и ли, т. е. абсолютной и феноменальной реальности, проявленного и непроявленного. В школе хуаянь создана классификация буддийских учений. Высшей ступенью в ней признается учение хуаянь.
80.9. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа цзинту (кит. цзинту цзун). — «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя.
80.10. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа чань (кит. чань цзун). «Школа медитаций». Другие названия: «Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун). Первым патриархом считается индийский проповедник-миссионер Бодхидхарма (кит. Путидамо, Дамо), который в VI в. прибыл в Китай. Представ перед императором (Лянский У-ди), он поразил его парадоксальными ответами. Поселившись в монастыре, Бодхидхарма в течение девяти лет практиковал статическую медитацию при «созерцании стены». То, что сначала казалось странным, алогичным и даже смешным, сформировалось в высокоэффективную практику работы с сознанием. Парадоксы, «живые слова» и другие приемы, введенные Бодхидхармой, облегчают прямую передачу опыта и знаний и восприятие сложных доктрин. Они получили дальнейшее развитие как в школе чань, так и в японском буддизме дзэн. Четыре принципа этого направления: признание прямой передачи опыта «вне учения», отказ от опоры на вербальные методы, слова и знаки, непосредственное обращение к сознанию, обретение состояния будды через постижение собственной природы. Согласно учению чань, природа живых существ изначально чиста (кит. цзин), но неведение (кит. у мин) скрывает это. Практика созерцания раскрывает перед адептом истинную реальность (кит. чжэнь жу). Методологические разногласия привели к разделению школы на две ветви. Северное направление возглавил Шэньсю (606–706). Практиковалась статическая медитация и постепенное просветление (кит. цзянь у). Южное направление возглавил Хуэйнэн (638–713), проповедующий мгновенное спонтанное просветление (кит. дунь у, юань дунь) и динамическую медитацию в комплексе с другими средствами для его достижения. Динамическая медитация восходит к даосской практике недеяния в действии, когда адепт совершает интуитивные, спонтанные поступки, находясь в медитативном состоянии. На ней основаны некоторые виды боевых искусств. Внезапному просветлению способствуют и парадоксальные диалоги (кит. вэнь да), в которых ответ на вопрос кажется бессмысленным, но образует с ним некое единство, неожиданно вызывающее в сознании сильнейшее переживание и откровение. Размышления над текстами-задачами (кит. гунъань), приводящие адепта в состояние прозрения, шоковое воздействие в виде удара палкой или восклицания в момент максимального сосредоточения также относятся к приемам, помогающим получить просветление. Наиболее последовательно такие приемы практиковались в школе Линьцзи (IX в.). В учении чань признается существование единого сознания (кит. и синь), в котором одновременно присутствуют прошлое, настоящее и будущее Просветление (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) открывает единство мирского (кит. луньхуэй) и абсолютного (кит. жулай цзан, чжэнь жу). Большое значение имеет опыт наставника, владеющего искусными средствами, уловками (кит. фаньбянь). В чаньских монастырях обязательны ежедневный труд, тренировки, дыхательные упражнения и др. Говорят: «Опрятен, как чаньский монастырь». При просветлении может наступить состояние «мнимой смерти», после чего адепт испытывает бурную радость, сопровождающуюся неудержимым «чаньским смехом». В его языке появляются «живые слова» (кит. хо цзюй), что означает возникновение в сознании новых связей, делающих язык выразительным, способным оказывать воздействие на окружающих и раскрывать перед ними высшие истины, что отличает его от «мертвых слов» (кит. сы цзюй), выполняющих функции бытового общения. Изменение личности необратимо. Чаньский юмор лишен условностей и ханжества. Большие психические нагрузки иногда приводят к срыву, к «чаньской болезни» (кит. чань бин), с чем связан литературный персонаж — сумасшедший монах, бродящий по деревням. В философском аспекте учение чань содержит элементы учений индийских школ виджнянавады и мадхьямики, но главным достижением чань считаются непревзойденные результаты духовной практики. Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм.
81. Буддизм Махаяны
81. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Направление буддизма, сформировавшееся в Индии на рубеже н. э. «Широкий путь». «Большая колесница». Оно сделало освобождение доступным для большего количества адептов и привлекло к учению мирян. Другие названия: махапатха (Великий путь), даршана-марга (путь учения Будды), бодхисаттваяна (путь бодхисаттв). Наибольшее распространение махаяна получила в северных регионах, в связи с чем получила название северный буддизм. Первым сигналом о возникновении реформаторских тенденций считается выступление Махадевы, «монаха из Матхуры», в IV в. до н. э. Он и его сторонники настаивали на смягчении подхода к вопросу о святости. На их стороне оказалось большинство (махасангхика). От махасангхиков отделилась группа адептов, считающих Будду Шакьямуни воплощением извечного принципа, космического, трансцендентного Будды. Новое учение оформилось как учение о надмирном (локоттаравада, локутта-равада). В сопредельных с Индией южных странах буддизм представлен в основном школами традиционного направления (хинаяна, тхеравада), в северных — школами махаяны. Идеал святого в махаяне — бодхисаттва. В отличие от архата и пратьека-будды он думает не только о личном спасении, но и о спасении других людей Откладывая переход в заслуженную нирвану, он остается в состоянии высшего просветления, проповедуя буддизм и способствуя освобождению всех, кто к нему обращается. Многие буддисты считали это уступкой индуизму. Адепты махаяны развили широкую миссионерскую деятельность, создав религию масс. Популярности махаяны способствовала сутра о мирянине-буддисте Вималакирти Добродетельный обаятельный семьянин, он прекрасно разбирался в вопросах буддизма. Миряне оказывали буддийским монастырям существенную помощь. Все учения в махаяне опираются на палийский канон «Трипитака». Разработки многочисленных школ внесли огромный вклад в доктринальный и практический аспекты буддизма, в его философию, логику, психологию, медицину, боевые искусства и др. Благодаря направлению махаяны буддизм распространился в различных слоях населения многих стран.
81.1. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Школа виджнянавада. «Учение о сознании». Другое название — йогачара. Оно подчеркивает, что учение школы основано на логической практике, работе с собственным сознанием, результаты которой обобщаются и интерпретируются. Допускают, что было две тесно сотрудничающие школы. Третье название — дхармалакшана — подчеркивает, что учение опирается на теорию дхарм и исследование их признаков (лакшана). Школа основана Майтрейей после III в. Адептами виджнянавады были великие буддийские учителя братья Асанга и Васубандху, Ашвагхоша, написавший биографию Будды, плеяда блестящих логиков: Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара и др. В школе была разработана модель восьми един ого сознания (астаявиджняна). Согласно учению Будды, человек воспринимает мир как комбинацию вспышек дхарм, неразличимых сознанием на обычном уровне. Но и само сознание — вспышки дхарм. Существуют особые дхармы сознания. Виджнянавада исследует формы сознания. Его высшая форма — сознание-сокровищница (алая-виджняна, алая) — аспект абсолюта (татхата), загрязненный, омраченный аффектами (клеша). Из-за аффектов происходит возбуждение дхарм, возникают иллюзорные образы, участвующие в процессе дальнейшего творения. Мыслеформы становятся содержанием сознания. Переход в состояние просветления и нирваны происходит при очищении всего поля алаи от следов, семян аффектов и прекращении их притока. Для этого адепт прекращает кармическую деятельность, отказывается от волевых поступков, слов и помыслов. Он совершает только спонтанные действия и сохраняет интуитивное мышление при установке на уничтожение любых аффектов и их семян, появляющихся в поле индивидуального сознания. Созерцая его, адепт приходит к просветлению, видит истинную реальность и постигает сущностное единство мира. Сознание воспринимает самое себя как чистое сознание. Сохраняется только это осознавание (виджняпти-матра). Состояние считается наивысшим (нирвана, татхата, абсолют). Оно рассматривается как истинная, конечная, трансцендентная (паринишпанна) реальность. Восприятие имеет относительный (паратантра) характер. Дхармы на этом уровне выступают только как импульсы единого чистого сознания. Результаты интроспективных исследований требовали использования новых средств выражения, описания и разработки новой, более совершенной логики.