практике учения о тренировке ума. Она составляет основу для этой книги и цитируется на всём её протяжении.
Тренировка ума по семи пунктам.
Кланяюсь великому состраданию.
Сущность этого нектара тайных наставлений передана от наставника с Суматры.
Следует понимать важность этих наставлений,
Сравнивая их с бриллиантом, солнцем и целебным деревом.
Тогда это время пяти вырождений
Превращается в путь к состоянию полного пробуждения.
1. Объяснение предварительных практик как основы для практики.
Сначала упражняйся в предварительных практиках.
2а. Действительная практика, тренировка относительного пробуждающегося ума.
Изгони того, кто виновен во всём.
Созерцай великую доброту всех живых существ.
Практикуй сочетание отдавания и принятия.
Отдавание и принятие следует практиковать попеременно,
И начать следует с принятия от самого себя.
Обоими ими следует оседлать дыхание.
Относительно трёх объектов, трёх ядов и трёх добродетелей
Наставление заключается вкратце в том,
Чтобы придерживаться в своём сердце этих слов во всякой деятельности.
3. Превращение неблагоприятных обстоятельств в путь к просветлению.
Когда мир и его обитатели переполнены пороком,
Превращай неблагоприятные обстоятельства в путь к просветлению.
Размышляй прямо над каждой из возможностей.
Высочайший метод сопровождается четырьмя практиками.
4. Цельная практика в одной жизни.
Тренируй пять сил.
Сами пять сил – предписание Великой Колесницы по переносу сознания.
Следуй этим способам практики.
5. Мера натренированности ума.
Все учения сведи в единую мысль.
Первостепенную важность следует придать двум свидетельствам.
Неизменно поддерживай только радостный ум.
Мера натренированности ума – то, что он начинает возвращаться.
Есть пять великих признаков тренированного ума.
Тренированный ум сохраняет контроль, даже когда отвлечён.
6. Обязательства тренировки ума.
Всегда упражняйся в трёх общих положениях.
Чтобы взрастить достоинства и отринуть тревожащие эмоции,
Активно применяй сильные средства.
Подчини все основания (эгоизма).
Последовательно тренируй себя в обращении с трудными ситуациями.
Не полагайся на другие условия.
Преобразовывай своё отношение, но сохраняй естественное поведение.
Не говори о чужих пороках, не вмешивайся в чужие дела.
Оставь любую надежду на вознаграждение.
Избегай отравленной пищи.
Не поддерживай неуместную лояльность.
Не отпускай злых шуток.
Не таись в засаде.
Не наноси сердечных ран.
Не нагружай на пони лошадиную ношу.
Не гонись за выигрышем гонки.
Не превращай богов в демонов.
Не ищи счастья в чужой беде.
7. Предписания тренировки ума.
Любую йогу следует выполнять как единое целое.
Необходимы два действия – в начале и в конце.
В начале упражняйся в более лёгком.
Что бы их двух ни случилось, терпи и одно, и другое.
Даже ценой своей жизни охраняй оба.
Упражняйся в трёх трудных.
Превращай всё в путь Великой Колесницы.
Стремись к глубокой и всеобъемлющей практике.
Стремись к трём важнейшим условиям.
Сначала очищайся от наиболее грубого.
Практикуй то, что более эффективно.
Не позволяй ослабевать трём факторам.
Никогда не разлучайся с тремя достояниями.
Если случается откат назад, сосредотачивайся на нём как на противоядии от него же.
Главными практиками занимайся прямо теперь.
В будущем всегда облачайся в доспехи.
Не полагайся на неверное понимание.
Не будь беспорядочен.
Практикуй неотступно.
Освобождайся через исследование и анализ.
Не будь хвастлив.
Не будь вспыльчив.
Не делай краткосрочных попыток.
Не ожидай похвал.
2б. Тренировка абсолютного пробуждающегося ума.
Когда достигнута стабильность, обратись к тайному учению.
Все явления воспринимай как подобные снам,
Исследуй природу нерождённого осознавания.
Противоядие естественным образом освобождает само себя,
Сделай сущность основы всего сущностью пути.
Между занятиями будь как чародей, творец иллюзий.
Восемь строф о тренировке ума.
Следующее короткое сочинение, написанное Геше Лангри Тангпа (1054 – 1123), называется «Восемь строф о тренировке ума». Этот текст побудил Геше Чекава (1101 – 1175) отправиться на поиски живого носителя традиции тренировки ума. Эти строфы были впервые объяснены мне в Лхасе, когда я был маленьким мальчиком. С тех пор их ежедневное чтение входит в мою личную практику.
С решимостью осуществить
Высочайшее благо всех живых,
Превосходящих даже драгоценность исполнения желаний,
Я научусь воспринимать их как дражайших.
Когда бы ни был я с другими, научусь
Себя считать средь всех нижайшим,
И почитать всем сердцем
Высочайшими других.
Во всех поступках за своим умом следить
Я научусь – чуть только те эмоции возникнут,
Что для меня и для других опасны,
Я стойко встречу их и отвращу.
Я научусь лелеять вредоносных,
И глубоко порочных,
И страдающих существ,
Как найденное редкое сокровище.
Когда из зависти со мной другие дурно обойдутся,
Ругать, злословить будут и хулить меня,
Я научусь себе забрать весь проигрыш,
И всякую победу им отдать.
Когда же тот, кому я помогал с великим упованьем,
Вдруг без причины нанёсёт огромный вред мне,
Я видеть научусь его великим
Проводником духовным для меня.
Словом, научусь преподнести без исключенья всем
Любую помощь, счастье – прямо и непрямо,
И уважительно принять на самого себя
От матерей моих страдание и вред.
Я научусь осуществлять эти практики,
Не запятнывая их восемью мирскими делами,
И благодаря пониманию подобия иллюзии всех явлений
Быть свободным от бремени привязанности.