Скачать:TXTPDF
Взаимозависимое возникновение. Мипам Ринпоче

Взаимозависимое возникновение. Мипам Ринпоче.

Что подразумевается под взаимозависимым воникновением? Это означает, что ничто, включая внутренние и внешние явления, не возникает без причины. Они также не возникают из беспричинной самости (тиб. rgyu min pa bdag), необусловленного и постоянного создателя, такого как эго, время или всемогущего (тиб. dbang phyug) (Под “беспричинной самостью” подразумевается некая гипотетическая (поскольку логически это не возможно обосновать) вещь, независимая ни от чего, вполне самодостаточная, однако, обладающая производящей функцией. Такие понятия как “создатель” и ”всемогущийможно отнести к этой же категории явлений, поскольку их суть и активность не отличаются от предыдущего понятия. Буддисты считают, что если вещь изначально определяется как нечто независимое, а следовательно, это есть некая самозамкнутая сущность, — ее функционирование, так сказать, с выходом во вне логически недоказуемо.). Тот факт, что явления считаются произведеными, основывается на взаимозависимости соответствующих причин и условий, которые сходятся вместе и называются взаимозависимым возникновением. Чтобы выразить это, существует уникальный подход буддийского учения.

Все внешние явления возникают во взаимной зависимости, например, также как росток выростает из семени. Внутренние явления, скандхи высших, средних и низших чувствующих существ (Подразумеваются существа всех трех миров самсары.) возникают в виде двенадцатичленного взаимозависимого возникновения.

Как это происходит? Внешннее взаимозависимое возникновение может быть проиллюстрировано на примере таких вещей как росток, выростающй из семени благодаря семи взаимосвязанным причинам (тиб. rgyu dang ‘brel ba) и шести взаимосвязанным условиям (тиб. rkyen dang ‘brel ba).

Семь взаимосвязанных причин это семя, побег, листик, росток, стебель, бутон, цветок и плод, которые являются последовательными причинами, поддерживающими последовательное возникновение.

Шесть взаимосвязанных условий, это земля, вода, огонь, ветер, пространство и время, которые соответственно являются [качествами] устойчивости, удерживания, созревания, расширения, вмещения и постепенного изменения (тиб. brten pa, sdud pa, smin pa, ‘phel ba, go ‘byed pa, rim pa ‘gyur ba). (Для того, чтобы возник плод, необходимы 6 условий: Земяля — это то, что дает поддержку и опору для семени. Вода — это то, что соединяет и питает. Огонь — это тепло, которое активизирует процесс созревания. Ветер — это то, что позволяет ростку динамически развиваться. Пространство — это то, что способствует беспрепятственному росту. Время — это фактор постепенного изменения и развития, перехода от одного момента к следующему, от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, а также фактор наличия нынешнего момента.)

Совозникающие (тиб. lhan cig) условия способствуют возникновению семи (этапов): от ростка до плода.

Что касается внутренней взаимозависимости, взаимосвязанными причинами здесь являются двенадцать звеньев (тиб. yan lag bcu gnyis). Что же это такое? Сутра описывает их так:

Из-за наличия этого, возникает это, и поскольку это родилось — рождается это. Так что при условии неведения (тиб. ma rig pa) возникают формирующие факторы(тиб. ‘du byed), при условии формирующих факторов — сознание (тиб. rnam par shes pa), при условии сознания — имя и форма(тиб. ming dang gzugs), при условии имени и формы — шесть источниковсознания (тиб. skye mched drug), при условии шести источников — контакт (тиб. reg pa), при условии контакта — ощущение(тиб. tshor ba), при условии ощущений — жажада (тиб. sred pa), при условия жажады — схватывание(тиб. len pa), при условии схватывания — существование (тиб. srid pa), при условии существования — рождение (тиб. skye ba). При условии рождения возникают старость и смерть (тиб. rga shi), мучение(тиб. mya ngan), скорбь(тиб. smre sngags), страдание (тиб. sdug bsngal), несчастие (тиб. yid mi bde ba) и отчаяние (тиб. ‘khrugs pa). Таким образом возникает одна лишь великая масса страданий.

Сказано, что:

Похожим образом, формирующие факторы прекратятся, поскольку прекращается неведение и т. д. вплоть до момента, когда прекращаются рождение, старость и смертьпечаль и т. п., — великая масса страдания, также прекращается.

1) НЕВЕДЕНИЕ (тиб. ma rig pa): Неведение означает незнание [четырех благородных] истин, заблуждение (тиб. rmongs pa) неверного восприятия, а также не соответствие природе вещей (тиб. dngos po’i rang bzhin), а именно: рассмотрение различных скандх (тиб. phung po) на различных уровнях трех сфер как постоянных (тиб. rtag pa), приятных (тиб. bde ba), самосущих (тиб. bdag), полных (тиб. ril po), единичных (тиб. gcig pu), как чувствующих существ (тиб. sems can) и “мое” (тиб. bdag gi) — все это является концепциями (тиб. kun rtog), омрачающими истинный смысл (тиб. yang dag pa’i don).

2) ФОРМИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ: До тех пор пока есть неведение восприятия эго (тиб. bdag tu ‘dzin pa’i ma rig pa), в силу этого будет возникать карма порожденная привязанностью (тиб. chags), неприязнью (тиб. sdang) и неведением (тиб. gti mug), заслугой добродетельных действий, пороком недобродетельных действий, а также недвижными действиями (тиб. mi gyo ba’i las). Таким образом, формирующие факторы означают, что в сознании (тиб. rnam shes) засеваются семена существования (тиб. srid kyi sa bon). Таким образом, дободетель — это основа и удовольствие высших миров (тиб. mtho ris), недобродетель — это основа и страдание низших миров (тиб. ngen song), недвижность (Так называемые недвижные действия (mi gyo ba) — это высшие формы йогического погружения или состояния невозмутимости.) — это перерождение в двух высших мирах (формы и отсутствия формы).

3) СОЗНАНИЕ: Формирующие факторы порождают сознание, которое следует к месту рождения следующего существования. Семя (тиб. sa bon), которое находится в сознании [основе всего] и которое приводит к [следующему] рождению, называется вынуждающим сознанием (тиб. ‘phen byed kyi rnam shes), а то, которое ведет к месту рождения того существования, когда сходятся условия, называется сознанием вынужденного результата (тиб. ‘phangs ‘bras). В действительности и то и другое, это одно и то же в том смысле, что это звено сознания, которое устанавливается как перерождение.

4) ИМЯ И ФОРМА: Когда силой сознания рождаются в материнской утробе, звено имени и формы состоит из четырех «имен»: сознание, ощущение, восприятие и формирующие факторы и вместе с ними [возникает] форма овального зародыша и т. д. Тело состоит из этих составляющих, которые поддерживают друг друга подобно перекладинами крыши дома.

5) ШЕСТЬ ИСТОЧНИКОВ: Затем, когда период имени и формы полностью завершается, возникают шесть внутренних источников: глаза и пр. (Шесть источников — это шесть органов чувств или воспринимающих способностей, то есть органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, а также орган ментального восприятия.)

6) КОНТАКТ: После того как объект, чувственная способность и сознание встречаются вместе — возникают шесть контактов, такие [например] как полное различения объекта, встречающегося с глазом (То есть благодаря взаимодействию этих трех элементов происходит процесс восприятия.). Это звено контакта.

7) ОЩУШЕНИЕ: Из этого контакта возникает переживание трех аспектов: приятного, болезненного и нейтрального (тиб. bde sdug btang snyoms) ощущений. Это звено ощущения.

8) ЖАЖДА: На основе ощущения возникает нестерпимое желание (тиб. ‘dod sred) не отделяться от приятного ощущения, боязливое желание (тиб. ‘jigs sred) отбросить неприятное ощущение и самодостаточное пребывание в ощущении индиферентности. Таким образом возникает желание по отношению к шести объектам, от форм до ментальных объектов. Вкратце, звено жажды — это переживание вкуса объектов (тиб. ro myang) на основе ощущения и сближения с этими объектами поскольку нравится за них цепляться. Она [жажда] подразделяется на три вида [соответствующих] сферам желания (тиб. ‘dod), формы (тиб. gzugs) и отсутствия формы (тиб. gzugs med).

9) СХВАТЫВАНИЕ: На основе жажды сильно увеличивается нестерпимое желание: “Пусть я не буду отделяться от того, что прекрасно и приятно!” Поэтому действительное вовлечение и сильная тяга (тиб. brkam chags) к объектам является звеном цепляния. Если подразделить [схватывание] то это: желание (тиб. ‘dod pa), (ошибочные) взгляды (тиб. lta ba), придерживаться дисциплины и ритуалов как первостепенного (тиб. tshul khrims brtul zhugs mchog ‘dzin) и принимать идею эго (тиб. bdag tu smra ba nye bar len pa) (Под желанием подразумевается тяга к объектам пяти органов чувств. Взгляды — это приверженность различным ошибочным идеям, таким, например, как крайние взгляды нигилизма или этернализма. Далее следует чрезмерное увлечение внешней формой практики, аскезой и прочими видами самоограничения. Привычное цепляние за такие идеи как “я” и ”мое”, а также за реально существующую субстанцию, является четвертой формой схватывания.).

10) СУЩЕСТВОВАНИЕ: Это схватывание полностью осуществляет действия посредством тела, речи и ума, которые устанавливают последующее существование. Это звено существования. Оно может быть подразделено на три [типа] существования трех сфер (тиб. khams gsum) и т. д (Три сферы существования — это сфера желания, формы и отсутствия формы. Весь самсарный мир, вместилище, может подразделяться на разные категории местопребываний разных существ, например, есть классическое деление мира на шесть лок или уделов — это: миры адских существ, голодных духов, животных, людей, полу-богов и богов. Однако все эти сферы сществования характеризуются претерпеванием страдания.).

11) ПЕРЕРОЖДЕНИЕ: Силой существования, когда сходятся условия, звено перерождения вначале актуализирует перерождение в месте рождения той [соответствующей] реинкарнации, чтобы полностью развить тело и занять место соответсвующей категории (То есть переродиться и закрепиться в соответствующей прошлым кармическим накоплениям и предрасположенности сфере существования.). Это основа для переживания всех видов страдания посредством той [телесной] поддержки.

12) СТАРОСТЬ И СМЕРТЬ: Из перерождения возникает взросление, которое является изменением в потоке скандх, и смерть, котрая является прекращением потока. Из этого возникает печаль, которая есть внутренняя мука, скорбь, исходящая из этого, страдание, которое сопровождает пять чувственных сознаний (тиб. sgo lng’i shes) и несчастие, которое сопровождает ментальное сознание (тиб. yid shes). К тому же возникает отчаяние в силу неприятных и второстепенных беспокоящих эмоций. Короче — это огромное количество совершеннейшего страдания возникает из-за перерождения в самсаре.

Перерождение возникает из становления и сопровожающих его [звеньев]. Поскольку существуют предыдущие звенья, есть определенность (тиб. tha snyad) относительно того, что возникнут следующие. Предыдущие, возникнув, выполняют функцию производства возникновения следующих звеньев. Если предыдущие звенья отсутствуют или не возникают — следующие также не возникнут и не появятся. Таким образом, прекращается масса страдания.

Что касается взаимосвязанных условий, то такие беспокоящие эмоции как неведение возникают в сочетании с внутренними органами чувств (тиб. nang gi dbang po) и объектами внимания (тиб. dmigs pa’i yul). То же самое происходит и с действиями (тиб. las) (То есть неведение и действие или крама не могут сформироваться без объекта и органа чувств или агента действия.).

Такие семь [звеньев] как имя и форма и пр., которые являются основой страдания (В Абхидхарме неведение, жажда и схватывание рассматриваются как омраченные состояния ума или аффекты; формирующие факторы и существование — как действие, а имя и форма и остальные шесть звеньев — как основа страдания. Более подробно об этом смотри ниже.), возникают из совозникающих условий (тиб. lhan cig byed pa’i rkyen) шести элементов: внутренний твердый элемент земли, жидкий элемент воды, (Если соотнести с

Скачать:TXTPDF

Взаимозависимое возникновение. Мипам Ринпоче Буддизм читать, Взаимозависимое возникновение. Мипам Ринпоче Буддизм читать бесплатно, Взаимозависимое возникновение. Мипам Ринпоче Буддизм читать онлайн