может и не быть способен использовать ее в этом случае.
52. Вопрос не в том, можно ли использовать духовные силы для исцеления наших болезней, а в том, что они должны иметь канал для проявления. Какой смысл при сильных страданиях создавать канал в психике, когда уже есть готовый природный? Бог движет свои чудеса к явлению таинственным путем, когда естественный закон является для нас закрытой книгой; но когда мы понимаем пути действия Природы, мы видим, что Бог движет их совершенно естественным образом, по правильно установленным каналам. Различие между сверхъестественным и естественным лежит не в используемых каналах манифестации, а в количестве силы, которая приходит по ним. Не качественно, а количественно изменяется поток силы, когда успешно призываются духовные силы.
53. Общей проблемой Малкут является проблема каналов и соединительных звеньев. Остальная работа осуществляется сознанием на тонких планах. Реальную трудность составляет перенос с тонкого на плотный, поскольку тонкое плохо приспособлено для действия на плотном. Этот перенос осуществляется посредством магнетизма живого предмета, органического или неорганического. С’est 1е deеrnier pas qui сoute в магической операции.
IV
54. Три идеи возникают при созерцании текста «Сефер Йецира», относящегося к Малкут: концепция Блистательного Разума, который озаряет великолепие всех Светочей; идея родства между Малкут и Бина; и понимание функции Малкут как решающего влияния на эманацию из Ангела Кетер.
55. Может показаться курьезной идея, что Малкут — материальный мир — и есть то, благодаря чему сияют Светочи; однако мы сможем это понять, если обратимся к аналогии из физики, которая гласит, что небо кажется голубым и ясным благодаря отражению света бесчисленными пылинками в атмосфере; абсолютно лишенный пыли воздух нельзя осветить, и наше небо было бы тьмой межзвездного пространства, если бы не было этих пылинок. Мы также узнаем, изучая физику, что мы видим объекты только благодаря лучам света, который они отражают от своей поверхности. Когда отражение слабо или отсутствует, как в случае черной ткани, предмет почти не виден при тусклом освещении. Это свойство широко используют фокусники и иллюзионисты.
56. Характерной особенностью Малкут является ее образующая, конкретизирующая функция, которая делает осязаемым и определенным то, что на высших планах было неосязаемым и неопределенным. Все Светочи — т. е. эманации всех других Сфирот — становятся освещенными, видимыми, когда отражаются от конкретного аспекта Малкут.
57. Каждая магическая операция должна пройти через Малкут, прежде чем ее можно считать завершенной. Следовательно, любую магическую деятельность лучше осуществлять в форме ритуала, представленного на физическом плане, даже если оператор действует один, чем просто в форме медитации, проводимой только на астральном плане. Должно присутствовать нечто на физическом плане, даже если нет ничего, кроме линий, нарисованных на талисмане, или начертания знаков в воздухе, которые переводят действие в план Малкут. Опыт доказывает, что операция, завершенная таким образом, весьма отличается от операции, начатой и законченной в астрале.
58. На родство между Малкут и Бина очень ясно указано в Титулах, предназначенным обеим этим Сфирот, Бина — это Высшая Мать, а Малкут — Низшая Мать. Как мы уже видели, Бина — это изначальная Подательница Форм. Малкут, являющийся Сферой Форм, очевидно родственен ей. То, что имело свое начало в Бина, достигает своей кульминации в Малкут. Это утверждение дает нам важный ключ, при помощи которого мы можем проводить наши исследования среди разветвлений политеистических пантеонов. В Каббале как философской системе говорится собственно о теории эманации, посредством которых Единое развертывается во Множество, и Множество сворачивается в Единое. Никакая другая система не сосредоточивается на ней в такой степени, хотя всех они именно на это намекают под видом генеалогий. Рождения и совокупления богов и богинь, отнюдь не всегда в святом браке, дают определенное указание на подразумеваемые теории эманации и поляризации, а не являются просто непристойными фантазиями примитивного человека, создающего богов по своему собственному образу и подобию.
59. При тщательном анализе доступной нам информации, касающейся ритуалов, посредством которых древние поклонялись своим богам, мы вскоре обнаруживаем, что стерилизованные мифы, столь восхитительно пересказываемые детям, имеют весьма условное отношение к действительной религии народа, который пользовался ими как средством выражения духовных учений. Боги и богини сочетались самым странным образом, так что мы видим Бородатую Венеру и Геракла в женских одеждах.
60. Изучение древнего искусства ясно показывает, что личности и характеристики различных богов и богинь употреблялись как пиктограммы, значение которых было хорошо понятно духовенству и которые обозначали определенные абстрактные идеи. Имея дело в основном с неграмотным населением, поскольку образование в те дни было привилегией очень немногих, они мудро говорили: «Смотри на этот символ и размышляй об этой истории; ты не можешь знать, что они означают, но ты смотришь в правильном направлении, направлении, откуда исходит свет; и настолько, насколько ты можешь воспринять его, свет проникает в твою душу, если ты созерцаешь эти идеи». Несомненно, что посвящение, даваемое в Мистериях, включало разъяснение метафизики этих мифов.
61. Персефона, Диана, Афродита, Гера обмениваются своими символами, функциями, характеристиками и даже титулами соподчинения в путаной манере греческих мифов и искусства. То же делают Приап, Пан, Аполлон и Зевс. Знаменательно, что все богини — это Великая Мать, а все боги — это Податель Жизни; различие между ними лежит не в функции, а в уровне, на котором они функционируют. Описано различие между Небесной Венерой и богиней земной любви с тем же названием; можно увидеть сходное различие и лежащую в его основании идентичность между Зевсом — Всеобщим Отцом — и Приапом, равно склонным к отцовству, но на другой манер: первое отцовство можно назвать небесным, второе — земным. Несмотря на это, они — не два бога, но один Бог; точно так же Бина и Малкут — это не два различных типа сил, но одна и та же сила, функционирующая на различных уровнях. Здесь ключ к пониманию значения фаллического культа, играющего столь важную роль в древних и примитивных верованиях, роль, которую так мало понимают ее схоластические интерпретаторы. Его подлинное значение в низведении Божественного в человеческое в надежде возвысить человеческое до Божественного. Этот же процесс лежит в основе фрейдистской терапии.
62. Утверждение, что Малкут оказывает влияние на эманации из Ангела Кетер, рождается в дальнейшем из этой идеи. Мы видим, что Великая Мать — Малкут — полярна по отношению к Всеобщему Отцу — Кетер.
63. Эта классификация, однако, слишком проста, чтобы служить нам нужным образом, сводим ли мы языческий пантеон к его простейшим терминам или же имеем дело с возможностями и изменениями личной жизни. Но в четырех четвертях, на которые разделена Малкут, мы находим нужный ключ.
64. Эти четыре составляющие суть Стихии — Земля, Воздух, Огонь и Вода Мудрых — т. е. четыре типа действующей силы. Они представлены в обозначениях эзотерической науки через четыре типа треугольников. Огонь представлен треугольником с вершиной, направленной вверх, Воздух — таким же треугольником, но с поперечной полосой, указывающей на то, что природа Воздуха сродни природе Огня, но тяжелее. Фактически, мы не очень ошибемся, назвав Воздух Отрицательным Огнем, а Огонь — Положительным Воздухом. Вода представлена треугольником с вершиной, направленной вниз, и Земля — таким же треугольником с поперечной полосой. К этим двум символам применимы те же принципы, что и к предыдущим.
65. Если мы рассмотрим треугольник Огня как представляющий необусловленную силу, треугольник Воздуха — как представляющий обусловленную силу, треугольник Земли как представляющий полностью инертную форму, а треугольник Воды как представляющий активный тип формы, мы получим другой образец действенной классификации. В большинстве древних мифов Воздух, или Господин Пространства, является Отцом Солнца, Небесного Огня, а Вода — Матерью Земли. Это становится понятным при взгляде на Центральную Колонну Древа Жизни, где Кетер, Пространство, затмевает Тиферет, а Солнечный центр, водный Йесод, Лунный центр, затмевает Землю — Малкут.
66. Если же мы расположим символы, составляющие глиф, другим способом, являющим славу Древа, поместив их как четыре Стихии, символизируемые лимонным, оливковым, темно-красным и черным цветами, в Сфере Малкут, а затем рассмотрим жизненную силу, нисходящую из Кетер на манер переменного тока, о котором нас учит теория переменной полярности, то мы обнаружим, что сила будет попеременно течь от Малкут к Кетер и обратно.
67. Это очень важный пункт, если его применить к микрокосму. Он учит, что нам необходимо быть в одном кругообороте с душой Земли так же, как с Богом Небес. Вдохновение, которое поднимается из подсознания, — не меньше того, что спускается из сверхсознания.
68. Эту идею иллюстрируют греческие мифы, где мы находим такие положительные земные силы, как Пан, который благодаря своей опирающейся на образ козла символикой может быть отнесен только к Сфере Земли. Пан представляет положительный магнетизм Земли, увлекаемый ввысь к Всеобщему Отцу. Церера же или полногрудая Диана, которые обе являются земными Венерами и очень далеки от девственности, представляют окончательное заземление небесной силы плотной материи. Гера, которую называли Небесной Венерой или Небесной Афродитой, представляет возвращение увлекаемой земной силы в небеса и является положительно-земной на небесном уровне.
69. Эти вещи трудно разъяснить тем, кто не видит солнца в полночь. Они дают много для размышления, но мало для обсуждения.
V
70. В Сфере Малкут проводятся все гадания и прорицания. В наше время метод гадания заключается в том, чтобы найти группу предметов на физическом плане, которые точно и всеобъемлюще соответствуют невидимым силам — таким же образом, как движение часовых стрелок соответствует ходу времени.
71. Согласно универсальному опыту тех, кто изучает подобные вещи, астрология наилучшим образом подходит для обнаружения общих тенденций и условий. Но для получения ответа на один вопрос она недостаточно определенна, поскольку слишком многие факторы влияют на результат и могут изменить его. Посвященный предсказатель поэтому использует специфические системы, такие, как гадание на Таро, или геомантию, когда он хочет получить ответ на конкретный вопрос.
72. Но мало пользы в том, чтобы пойти в магазин и купить колоду Таро, если нет необходимого знания для того, чтобы создать астральные соответствия для каждой карты. Это отнимает время, поскольку имеешь дело с семьюдесятью восемью картами. Но сделав это однажды, оператор может брать в руки карты со значительной степенью уверенности в том, что его подсознание непроизвольно выберет при сдаче те карты, которые относятся к содержанию вопроса. Что именно влияет на тасовку и сдачу карт, мы точно не знаем, но одно можно сказать определенно: когда установлен контакт с Великим Ангелом Таро, предсказание безупречно.
73. Рассмотрев общие принципы Сферы Малкут, мы можем теперь с пользой изучить ее частные символы.
74. Она называется Царством — другими словами, сферой, управляемой царем. «Царь» — титул Микропрозопа, который состоит из шести центральных Сфирот, исключая Три Высших. Мы можем рассматривать Малкут, или материальную Сферу, как сферу манифестации этих шести центральных Сфирот, которые сами, в свою