руки невозможно произвести в существующем строе общества никаких прочных и радикальных изменений, что социалистические идеалы, несмотря на всю их истинность и разумность, до тех пор останутся несбыточными утопиями, пока они не будут опираться на силу, пока их не прикроет и не поддержит авторитет власти» (Антология мировой философии. Т. 4 С 370) Для захвата власти требуется централизованная организация и тайная деятельность революционного меньшинства («интеллигентное меньшинство придает материальной силе соответствующую организацию и направляет ее к определенной цели» Там же С 372)
119
«Он человека сочинит да с ним и живет»
120
«В крайних случаях — клевета и убийство, а главное — равенство»
121
Вальхалла (Валгалла — «Чертог убитых») — в скандинавской мифологии небесное жилище, где пируют павшие в бою храбрые воины.
122
Юнгер, Эрнст (р 1895) — немецкий писатель и философ В юности служил в Иностранном легионе в Африке, воевал в 1-ю мировую войну В 20-е гг выпустил ряд работ, в которых воспевал войну как «магическое единение духа я крови» Некоторое время примыкал к «национал-большевизму» В работах Юнгера начала 30-х гг — «Тотальная мобилизация», «Работник» — обосновывается «национальная революция», которая превратит каждого немца в «рабочего-солдата», для которого весь мир «мастерская», «плановый ландшафт», «имперское пространство». Эти идеи были созвучны национал-социализму, однако Камю не совсем точно прямо записывает Юнгера в нацисты — к гитлеровскому режиму Юнгер относился критически. После войны в философии Юнгера преобладают аристократический анархизм, критика технической цивилизации и массового общества.
123
Раушнинг, Герман (1887-?) — немецкий политический деятель и публицист Был близок нацизму, но в 1934 г. ушел в отставку с поста президента сената Гамбурга, с 1936 г. — в эмиграции, где написал работу «Революция нигилизма» (1938), на которую ссылается Камю
124
Франк, Ганс (1900–1946) — немецкий политический деятель, глава нацистской юстиции, с 1939 г. — генерал-губернатор Польши Приговорен к повешению на Нюрнбергском процессе.
125
См. замечательную книгу: Picard Max. L’homme du neant. Cahiers du Phons
126
Известно, что Геринг иногда принимал гостей в гриме и костюме Нерона
127
«Fuhrerpnnzip» — «принцип вождизма», объявленный нацистскими идеологами высшей формой управления и высшим проявлением народовластия Согласно этому принципу, вся полнота власти принадлежит верховному вождю, выражающему народную волю; каждый государственный или партийный чиновник полностью подчинен вышестоящему по иерархии вождю, но обладает широчайшими полномочиями и полнотой власти над подчиненными.
128
Стоит отметить, что сходные жестокости, совершавшиеся европейскими нациями в колониях (Индия — 1857 г.; Алжир — 1945 г. и т. д.), были следствиями того же иррационального предрассудка о расовом превосходстве.
129
«Цветочки» Франциска Ассизского. Св. Франциск Ассизский (1182–1226) — итальянский монах, основатель нищенского ордена, названного по его имени францисканским «Цветочки» — сборник легенд о жизни ев Франциска, записанный в начале XIV в.
130
Катарская ересь — средневековая ересь, распространившаяся в XII в в Италии и на юге Франции (здесь они именовались альбигойцами). Придерживались манихейского дуализма, отрицали католическую церковь с ее иерархией, проповедовали ригористическое моральное учение. Катары неоднократно осуждались папской властью, в начале XIII в по инициативе папы Иннокентия III был начат крестовый поход против альбигойцев. Для окончательного истребления ереси была создана инквизиция.
131
Стоит отметить, что сходные жестокости, совершавшиеся европейскими нациями в колониях (Индия — 1857 г.; Алжир — 1945 г. и т. д.), были следствиями того же иррационального предрассудка о расовом превосходстве.
132
Фабр Д ‘Оливе, Антуан (1768–1825) — французский поэт, драматург, автор историософского трактата «Философическая история рода человеческого».
133
Адам Кадмон каббалистов — в каббалистической мистике было развито учение о «первоначальном Адаме», духовной человеческой сущности, первообразе творения Адам Кадмон — это соединительное звено между бесконечностью Бога и конечными сотворенными им вещами.
134
Маркс К. Энгельс Ф Соч Т 1. С 422
135
Сен-Симон, повлиявший на Маркса, сам в свою очередь испытал влияние де Местра и Бональда. Бональд, Луи (1754–1840) — французский философ и публицист, критик материализма и атеизма XVIII в, был одним из идеологов Реставрации.
136
Ренан, Жозеф Эрнест (1823–1892) — французский историк, писатель, автор ряда работ по истории христианства.
137
«Спор Древних и Новых» — литературная полемика конца XVII — начала XVIII в, велась во Франции между поклонниками античности и теми, кто подчеркивал превосходство современной литературы В споре участвовали Буало, Перро, Расин, Лафонтен, Лабрюйер, Фонтенель
138
Тюрго, Анн Робер Жак (1727–1781) — французский экономист, философ, политический деятель. Был близок энциклопедистам, занимал посты в королевской администрации, с 1774 по 1776 г — генеральный инспектор финансов Попытался осуществить экономические реформы, но вступил в конфликт с двором, аристократией и парламентом и отстранен от должности Камю ссылается на произведение Тюрго «Рассуждение о последовательном прогрессе человеческого разума», в котором развивается мысль о беспредельности прогресса человеческого рода, движущей силой которого является разум.
139
Кондорсе, Мари Жан Антуан Николя де Каритаг, маркиз де (1743–1794) — математик, философ, экономист, политический деятель. Автор политико-экономических статей в «Энциклопедии». Принимал участие в революции, является автором проекта организации системы образования. Будучи жирондистом, скрывался во время террора и написал в убежище свое главное произведение «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», в котором дается оптимистическая картина интеллектуального и морального прогресса человечества Покинув убежище, Кондорсе был арестован и покончил с собой в тюрьме.
140
Сорель, Жорж (1847–1922) — французский философ и публицист, теоретик анархо-синдикализма. Буржуазному либерализму и социал-демократическому реформизму противопоставил программу насильственного свержения капиталистического строя (путем всеобщей забастовки). Социальные учения считал «мифами», выражающими классовые интересы. Взгляды Сореля оказали влияние как на революционный синдикализм, так и на доктрину итальянского фашизма. «Les illusions du Progres».
141
Токвиль, Шарль Алексис Клерель де (1805–1859) — французский историк социолог, политический деятель, автор работ «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция». Один из основоположников политической социологии. Был министром иностранных дел Франции в 1849–1851 гг.
142
Конт, Огюст (1798–1857) — французский философ и социолог, основоположник позитивизма.
143
Последний том «Курса позитивной философии» появился в тот же год, что «Сущность христианства» Фейербаха.
144
«Все, что развивается спонтанно, с необходимостью узаконивается в течение известного времени».
145
Рикардо, Давид (1772–1823) — английский экономист, создатель трудовой теории стоимости.
146
По определению Жданова, «марксизм — это философия, качественно отличающаяся от всех предшествующих систем». Но отсюда следует либо что марксизм не является, к примеру, картезианством, чего никто не будет отрицать, либо что он ничем картезианству не обязан, что вполне абсурдно.
147
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.
148
Primum vivere, deinde philosophari — прежде жить, а ух затем философствовать (лат.).
149
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 594.
150
Маркс К… Энгельс Ф. Там же. С. 637.
151
Тьер, Луи Адольф (1797–1877) — французский историк, публицист, политический деятель. Автор «Истории Революции», основатель либеральной газеты «Националь», оппозиционной Бурбонам в 20-е гг. В 30-40-е гг. занимал рад государственных постов; в годы Второй Империи был одним из руководителей либеральной оппозиции. Возглавляя Версальское правительство, способствовал жестокому подавлению Парижской коммуны. С 1871 по 1873 г. президент III Республики.
152
«Если у тебя нет ничего, то ты сам — ничто» — эти слова принадлежат не Марксу, а Фейербаху (см.: Основные положения философии будущего // Избр. филос. произв. Т. 1. С. 192).
153
См.: Маркс К… Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436.
154
Маркс К… Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 313.
155
См. там же. Т. 26. Ч. 2. С. 123.
156
Там же. Т. 9. С. 230.
157
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 429.
158
Там же. Т. 3. С. 35.
159
Каждые десять-одиннадцать лет, уточняет Маркс. Затем периодичность циклов должна «постепенно сокращаться».
160
Мишель Коллине в своей «La tragedie du marxisme» выявляет у Маркса три формы захвата власти пролетариатом: якобинская республика в «Коммунистическом манифесте», авторитарная диктатура в «18-м брюмера» и федерально-анархистское правительство в «Гражданской войне во Франции».
161
Маркс К… Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 303.
162
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 588.
163
Maximillien Rubel, «Pages choisies pour une ethique sodaliste», Riviere.
164
О неминуемости этого события см Mapк. VIII.39, XIII.30; Матфей, Х.23, XII.27; XXIV.34; Лука, IX.26, 27; XXI.22 и т. д.
165
Климент Александрийский (примерно 150–215 гг.), Тертуллиан (примерно 160–225 гг.) — отцы церкви, первые апологеты христианства.
166
О неминуемости этого события см Mapк. VIII.39, XIII.30; Матфей, Х.23, XII.27; XXIV.34; Лука, IX.26, 27; XXI.22 и т. д.
167
В период интенсивного роста производства, с 1920 по 1930 г., число рабочих-металлургов в США значительно уменьшилось, а число торговцев, зависящих от этой отрасли промышленности, за то же время почти удвоилось.
168
Бернхем, Джеймс (1905-?) — американский социолог. С 1933 г. был сотрудником Л. Троцкого, в 1940 г. порывает с марксизмом в любых его вариантах, подвергает критике социализм и капитализм в книге «Революция управляющих» (1941), где обращает внимание на отделение функций управления от функций владения, в результате чего появляется новый господствующий класс менеджеров, независимый от влияния собственников и способный управлять в интересах всего общества.
169
Вей, Симона (1909–1943) — французская писательница, принимала активное участие в политической жизни. Автор нескольких религиозно-философских работ, вышедших посмертно. Камю ссылается на ее книгу «Удел рабочего»; во время работы над «Бунтующим человеком» Камю писал и предисловие к книге С. Вей «Укоренение».
170
«La condition ouvriere» Gallimard
171
Кстати говоря, первым эту истину отметил Ленин, но без всякой явной горечи. Если его замечание звучит ужасно по отношению к революционным надеждам, то еще ужаснее по отношению к самому Ленину. Ведь он договорился до того, что массам легче принять его бюрократически диктаторский централизм, поскольку «дисциплина и организация особенно легко усваиваются пролетариатом именно благодаря этой фабричной «школе»
172
Пеллутье, Фернан (1867–1901) — французский публицист, теоретик анархо-синдикализма.
173
Уточняем, что производительность пагубна лишь в том случае, когда она превращается в самоцель, переставая быть средством освобождения.
174
Хотя роль его была невелика — вплоть до XVIII в. — на протяжении всех тех эпох, где его обнаруживал Маркс. Приведем примеры исторических конфликтов между разными формами цивилизаций, не способствовавших прогрессу в уровне производства: гибель микенской цивилизации, вторжение варваров в Рим, изгнание мавров из Испании, истребление альбигойцев и т. д.
175
Ларошфуко. Франсуа де (1613–1680) — герцог, французский писатель-моралист. Принимал активное участие во Фронде, после тяжелого ранения и опалы он отходит от политической деятельности, пишет «Размышления или сентенции и моральные максимы» (1665), в которых человеческое существование описывается как подчиненное эгоистическим стремлениям, себялюбию, темным страстям, социальным отношениям.
176
Пробабилизм — в античной философии учение, согласно которому познание абсолютной истины невозможно, но возможно различение истин более и менее вероятных (Аркесилай, Карнеад). В новое время — доктрина иезуитов о «вероятных мнениях», утверждавшая относительность нравственных норм. Посредством казуистики они разработали систему вероятных мнений, пригодных для оправдания любых действий.
177
Роже Кайюа заметил, что сталинизм отвергает квантовую теорию, но использует основанную на ней атомную физику («Critique du Marxisme» «allimard).
178
Обо всем этом см. кн.: Jean Grenier. «Essai sur l’Esprit d’orthodoxie». Gallimard, которая и по прошествии пятнадцати лет остается актуальной.
179
См. замечательное рассуждение Jules Momerol, «Sodologie du communisffle i III-e partie.
180
Ernestan. «Le Socialisme et la Liberte».
181
Эли Галеви (1870–1937) — французский историк, автор работ «Формирование философского радикализма», «История английского народа в XIX веке» и др. Камю использовал его труды при написании «Бунтующего человека».
182
См.: Вопросы философии. 1990. № 5. С. 121.
183
Что делать? 1902.
184
Государство и революция, 1917.
185
Лассаль, Фердинанд (1825–1864) — деятель немецкого рабочего движения, президент