Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Динамика капитализма. Бродель Ф.

Динамика капитализма. Бродель Ф.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ МАТЕРИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Замысел книги «Материальная цивилизация, экономика и капитализм», этого

объемистого и честолюбивого труда, возник много лет тому назад, в 1950 году. Эту

тему мне подсказал, а точнее, дружески навязал Люсьен Февр, только что основавший

тогда серию «Судьбы мира», — позднее именно на мою долю выпало продолжить это

хлопотное дело после того, как в 1956 году скончался его основатель и руководитель.

Сам же Люсьен Февр предполагал написать «Идеи и верования на Западе с XV по

XVIII век». Эта книга должна была выйти вслед за моей, составляя ей пару и дополняя

ее, однако, к сожалению, она уже никогда не будет опубликована. Так моя книга

внезапно и навсегда осталась в одиночестве.

Между тем, хотя в целом этот труд не выходит за пределы экономической области, в

ходе работы над книгой мне пришлось столкнуться со множеством проблем,

связанных с необходимостью обработки огромной массы документов, со спорами

вокруг самого предмета моих занятий — ведь никакой экономики «в себе», разумеется,

не существует, — с теми трудностями, которые вызваны постоянным ростом

историографической литературы, поскольку в этот поток непременно, хотя и не сразу,

вливаются, желают этого авторы или нет, работы по любым другим наукам о

человеке. Нам едва удается следить за этим непрерывно нарождающимся, год от года

меняющимся потоком, — на ходу, часто в ущерб собственным работам, подчиняясь,

чего бы это ни стоило, изменчивым требованиям и побуждениям. Что до меня, то я с

наслаждением заслушиваюсь этим пением сирен. А годы проходят — и уже не

надеешься достичь заветной гавани. Я отдал двадцать пять лет истории

Средиземноморья и двадцать — «Материальной цивилизации». Это, конечно же, много,

слишком много.

I

История, называемая экономической и представляющая собой еще не вполне

сложившуюся дисциплину, не обладает, согласно расхожему и предвзятому мнению,

достаточным благородством. Благородная история — это ковчег, который строил

Люсьен Февр: туда помещены Мартин Лютер и Франсуа Рабле, но не допущен Якоб

Фуггер. Однако, какой бы она ни была благородной или несколько менее

благородной, чем другие, — в экономической истории исследователь-историк

сталкивается со всеми теми проблемами, которые вытекают из существа его науки:

перед ним — глобальная история людей, хотя и рассматриваемая с определенной точки

зрения. Это история тех, кого принято считать крупными историческими фигурами,

будь то Жак Кёр или Джон Лоу; в то же время это история великих событий, история

конъюнктуры и кризисов, наконец, это также история общественных масс и структур,

претерпевающих медленную эволюцию в лоне длительной временной

протяженности. Здесь-то и кроется трудность, ибо, когда перед взором предстают

четыре века истории всего мира, неизбежно возникает вопрос: как представить такое

множество фактов и их объяснений? Разумеется, необходимо выбирать. Я остановил

свой выбор на постоянной игре глубинных тенденций к равновесию и его нарушению

в длительной исторической перспективе. Действительно, наиболее существенной

чертой доиндустриальной экономики мне представляется сосуществование жесткого

и неподвижного, тяжеловесного механизма все еще примитивной экономики с

локальным и ограниченным, но в то же время живым и мощным ростом современных

экономических структур. С одной стороны, мы видим крестьян, живущих в своих

деревнях почти без всякой связи с внешним миром, чуть ли не в полной автаркии; с

другой — распространение рыночной экономики и капитализма, растекающихся,

подобно масляному пятну, постепенно расширяющих производство и создающих

прообраз того мира, в котором мы сегодня живем. Итак, существуют, по меньшей

мере, два мира, два жизненных уклада, весьма непохожих друг на друга. Удельный вес

каждого из них может быть, однако, взаимно выведен и объяснен исходя из другого. Я

решил начать с инертных структур, чья история, на первый взгляд, темна и

недоступна для ясного осознания людьми, являющимися в мире этих стихий скорее

объектами, нежели субъектами действий. Именно эти вещи я стремился разъяснить в

первом томе своего труда, которому для первого издания в 1967 году я собирался дать

название «Возможное и невозможное: люди и повседневность», — затем этот заголовок

был заменен на «Структуры повседневности». Но разве в названии дело? Ведь объект

исследования в любом

случае предельно ясен — при всей случайности и неполноте научного поиска, таящего

массу ловушек и недоразумений. Действительно, те слова, которыми приходится

пользоваться: повседневность, структуры, глубина — сами по себе достаточно

расплывчаты. При этом в данном случае речь не может идти о расплывчатости

бессознательного в психоаналитическом смысле, хотя и этот аспект в известной мере

может оказаться затронутым и, вероятно, еще предстоит открыть феномен

коллективного бессознательного, реальность которого не давала покоя Карлу Густаву

Юнгу. Однако, как правило, эта большая тема затрагивается нами лишь в своих самых

незначительных проявлениях. Она еще ждет своего исследователя.

Что же касается меня, то я остался в кругу конкретных критериев. Исходным

моментом для меня была повседневность — та сторона жизни, в которую мы

оказываемся вовлечены, даже не отдавая в том себе отчета, — привычка, или даже

рутина, эти тысячи действий, протекающих и заканчивающихся как бы сами собой,

выполнение которых не требует ничьего решения и которые происходят, по правде

говоря, почти не затрагивая нашего сознания. Я полагаю, что человечество более чем

наполовину погружено в такого рода повседневность. Неисчислимые действия,

передававшиеся по наследству, накапливающиеся без всякого порядка,

повторяющиеся до бесконечности, прежде чем мы пришли в этот мир, помогают нам

жить – и одновременно подчиняют нас, многое решая за нас в течение нашего

существования. Здесь мы имеем дело с побуждениями, импульсами, стереотипами,

приемами и способами действия, а также различными типами обязательств,

вынуждающих действовать, которые порой, причем чаще, чем это можно

предполагать, восходят к самым незапамятным временам. Это очень древнее, но все

еще живое многовековое прошлое вливается в современность подобно тому, как

Амазонка выбрасывает в Атлантический океан огромную массу своих замутненных

вод.

Все это я и попытался охватить удобным, но неточным, как и любое слово со слишком

широким значением, термином «материальная жизнь». Конечно, это составляет лишь

одну сторону деятельной жизни людей, по своей природе столь же изобретательных,

сколь и склонных к рутине. Однако, повторяю, я даже не пытался с самого начала

строго очертить границы и определить природу этой жизни, скорее, пассивно

претерпеваемой, нежели проводимой в активных действиях. Мне хотелось увидеть

самому и показать другим эту обычно едва замечаемую историю — как бы

слежавшуюся массу обыденных событий, — погрузиться в нее и освоиться в ней.

Потом, но лишь только потом, настанет время выйти из нее наружу. Первое и весьма

глубокое впечатление, которое получаешь сразу после этой подводной охоты, это

представление о том, что ты плавал в очень древних водах, находился внутри истории,

для которой времени, в определенном смысле, не существует, где находишь почти ту

же историческую реальность, возвращаясь на два-три века или на десять веков назад,

и которую иногда еще сегодня, но лишь на какое-то мгновение, нам удается увидеть

собственными глазами. Материальная жизнь, как я ее понимаю, это то, что за долгие

века предшествующей истории вошло в плоть самих людей, для которых опыт и

заблуждения прошлого стали обыденностью и повседневной необходимостью,

ускользающей от внимания наблюдателя.

II

Такова путеводная нить моей первой книги. Ее цель — доскональное исследование

упомянутых сторон жизни. Сами ее главы — достаточно взглянуть на их названия —

представляют собой как бы перечень темных сил, чья скрытая работа движет вперед

материальную жизнь, а за ее пределами и где-то высоко над ней — всю историю людей.

Первая глава носит название «Бремя количества». К продолжению рода людей, как и

все живое, подталкивает, главным образом, биологический инстинкт, «весенний

тропизм», как говорил Жорж Лефевр. Но существуют и другие тропизмы, другие

императивы. Эта пребывающая в вечном движении человеческая материя управляет,

хотя отдельные люди этого не осознают, значительной частью судеб всех живущих.

Существуя в тех или иных общих условиях, люди каждый раз оказываются то

слишком многочисленными, то недостаточно многочисленными; конечно,

демографические колебания стремятся к равновесию, однако последнее достигается

редко. Начиная с 1450 года, население Европы быстро возрастало: необходимо было

компенсировать — и такая возможность тогда появилась — огромные потери населения,

вызванные в предыдущем веке «черной смертью». Рост населения продолжался до

следующего спада. Сменяющие друг друга, почти предсказуемые для наблюдателя-

историка, периоды роста и сокращения населения очерчивают и вскрывают

закономерную и долговременную тенденцию, которая будет наблюдаться вплоть до

XVIII века. И лишь в XVIII веке будут взорваны границы невозможного и будет

преодолен до той поры недоступный предел. С этого времени рост численности

населения не прекращался и тенденция эта не менялась. Может ли она завтра

оказаться обращенной вспять?

Как бы то ни было, до XVIII века человечество было как бы заключено в замкнутый

круг, граница которого была для этой живой системы практически недоступна. Едва

эта граница достигалась, как следовало попятное движение, откат. Причин и поводов

для восстановления равновесия было немало: нищета, неурожай, голод, тяжелые

условия повседневного существования, войны и особенно многочисленные болезни.

Они и сегодня угрожают людям, но вчера это было бедствие апокалипсического

масштаба — взять ли чуму, регулярные эпидемии которой прекратились в Европе

лишь в XVIII веке, или тиф, который вместе с суровой зимой сковал армию Наполеона

в самом сердце России; взять ли оспу и брюшной тиф с их эндемическими

вспышками; туберкулез, издавна известный в деревнях, а в XIX веке наводнивший

города, где, главным образом, он и приобрел свой романтический ореол; наконец,

венерические болезни, сифилис, вернувшийся после открытия Америки в Европу и

буквально заполонивший ее в результате взаимодействия различных видов его

возбудителя. Добавим сюда низкий уровень гигиены, плохое качество питьевой

воды…

Как же человеку, существу столь хрупкому от рождения, устоять перед всеми этими

напастями? Детская смертность в этот период необычайно высока, как сегодня или в

недавнем прошлом в некоторых развивающихся странах, а санитария находится в

зачаточном состоянии. Мы располагаем сотнями отчетов о вскрытиях, начиная с XVI

века. Это ошеломляющие документы. Описания деформаций и повреждений тела и

кожи, невообразимых колоний паразитов в легких и внутренностях изумили бы

современного врача. Таким образом, до недавнего времени над историей людей

неумолимо господствовала нездоровая биологическая среда. Об этом следует

помнить, когда задаешься вопросами: сколько их было? чем они страдали? способны

ли они были бороться со своими болезнями?

В следующих главах ставятся новые вопросы: что они ели? что пили? как одевались?

Это неудобные вопросы: чтобы ответить на них, нужно предпринять целую

экспедицию в прошлое — ведь, как известно, в традиционных исторических трудах

люди не едят и не пьют. Между тем издавна — и справедливо — говорят: «Der Mensch ist

was er isst» («Человек есть то, что он ест»), однако, вероятно, говорят это лишь ради

игры слов, которую допускает немецкий язык. Я же думаю, что не следует

отмахиваться, как от несущественной детали, от появления стольких пищевых

продуктов от сахара, кофе и чая до спиртного. Каждый раз в таких случаях мы имеем

дело с одним из бесчисленных и мощных приливов истории. Во всяком случае,

невозможно преувеличить значение злаков, этих господствующих культур в питании

прошлых времен. Пшеница, рис и кукуруза явились результатом очень древнего

отбора и бессчетного ряда экспериментов, определив, в результате многовековых

«отклонений» (по выражению Пьера Гуру, самого великого из французских

географов), выбор цивилизации. Пшеница, занимающая огромные площади,

требующая, чтобы земля регулярно отдыхала, позволяет и предполагает занятие

животноводством; можно ли вообразить историю Европы без домашних животных,

плугов, упряжек, повозок? Культура же риса возникает на основе своего рода

огородничества, интенсивного земледелия, не оставляющего места для животных.

Что касается

Скачать:PDFTXT

Динамика капитализма. Бродель Ф. Капитализм читать, Динамика капитализма. Бродель Ф. Капитализм читать бесплатно, Динамика капитализма. Бродель Ф. Капитализм читать онлайн