Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу. Сисодиа Раджендра С., Макки Джон

критику

с точки зрения морали, которая утверждает, будто капиталистов интересуют

только деньги и доходы и что бизнес может искупить свою вину лишь благода-

ря «честному труду». Это совершенно неверная точка зрения. Мы считаем, что

капитализм так долго критикуется по нескольким причинам:

1. Бизнесмены упустили из виду, что этическая основа капитализма сво-

бодного предпринимательства была разрушена экономистами и кри-

тиками, которые навязали капитализму узкое, эгоистичное и неверное

содержание, не имеющее отношения к его естественному моральному

обоснованию. Капитализму нужны новая интерпретация и новая этиче-

ская база, которые точно отображали бы его врожденные добродетели.

2. Слишком часто бизнес работает без осознания своих истинных целей

и общего влияния, которое оказывает на мир. Тенденция думать в русле

обмена услугами приводит к ненамеренным, но при этом неприятным

последствиям для людей, общества и планеты, порождая естественную

неприязнь.

3. В последние годы в университетах и среди лидеров бизнеса укре-

пился миф о том, что бизнес должен быть направлен исключительно

на максимизацию доходов. Это лишило большинство компаний возмож-

ности поддерживать связь с людьми на глубинном уровне.

36 Сознательный капитализм

4. Регулирование со стороны правительства стало чрезмерным, что соз-

дало условия для кумовского капитализма, ограничивающего конкурен-

цию в пользу бизнеса, имеющего хорошие связи. Кумовской капитализм

вообще не имеет отношения к капитализму, но считается таковым,

поскольку в нем участвуют бизнесмены.

Это серьезные проблемы, и их следует решить, если мы намерены продол-

жать распространять свободу, достоинство и плоды современности среди тех

миллиардов людей на нашей планете, которые по-прежнему пребывают в су-

ровой нужде.

Интеллектуальная кража капитализма

Изначально капитализм строился почти исключительно на идее создания биз-

неса для преследования личных интересов. Экономисты, социологи и лидеры

бизнеса по большей части игнорировали второй, часто более важный аспект че-

ловеческой природы — желание и необходимость заботиться об остальных, ин-

терес к идеалам, которые выходят за рамки эгоизма. Отец-основатель современ-

ного капитализма Адам Смит, однако, выделял оба этих мотива. Книгу «Теория

нравственных чувств» он написал на 17 лет раньше своего самого знаменитого

труда «Исследование о природе и причинах богатства народов». В более ранней

книге Смит описал этику, основанную на способности сопереживать и быть не-

равнодушным к чужим мнениям. Благодаря способности к сопереживанию мы

можем понять, как чувствуют себя другие люди, и представить себя на их месте.

Смит далеко опередил свое время как в экономической философии, так

и в этических построениях. Если бы интеллектуалы XIX века приняли и вне-

дрили его экономические и этические принципы, мы могли бы избежать тех

невероятных распрей и страданий, которые происходили в XIX–XX веках

попричинам наличия конкурирующих политических иэкономических идеоло-

гий. К сожалению, этого не произошло. Этические взгляды Смита по большей

части оказались проигнорированы, и капитализм развивался искаженным об-

разом, без своей гуманистической части. Это создало благоприятные условия

для этических нападок на капитализм, которые не замедлили появиться. Карл

Маркс атаковал капитализм как учение, основанное на эксплуатации рабочего

класса. Критики пользовались дарвиновскими идеями выживания наиболее

приспособленных, описывая рынки как нечто по природе своей безжалост-

ное и жестокое. Природу рассматривали как «существо с кровавыми когтями

и клыками», бизнес тоже считался делом грубым, бездушным и безразличным

глава 1. Капитализм: очаровательный, оклеветанный, опороченный 37

к людям. Эти описания игнорировали те надежды и возможности, которые по-

тенциально соответствуют капитализму свободного предпринимательства.

Еще одним фактором, который подогревал недоверие к капитализму, была

неспособность отличить идеи меркантилизма как игры с нулевой суммой*

от идей расширения, характерных для капитализма свободного предпринима-

тельства. Современная неприязнь к капитализму часто строится на неверном

мнении о том, что все ресурсы следует делить в равных долях и по справедливо-

сти. Но реальность такова, что благодаря искусному сочетанию ресурсов, труда

и инноваций благосостояние может быть серьезно улучшено. Бедные станут бо-

гаче, а богатые при этом беднее не станут. Общий пирог увеличивается, и каж-

дый получает более крупные куски. Эта идея лежит в основе уникальной и вы-

дающейся способности капитализма создавать материальные блага.

Побочные последствия ведения бизнеса

с низкой сознательностью

Если бизнесмены ведут дела, недостаточно осознавая при этом степень пони-

мания цели и влияния бизнеса, то они начинают мыслить в парадигме обмена

услугами, что порождает множество вредных и нежелательных последствий.

Такие компании считают своей целью максимизацию доходов и рассматрива-

ют всех участников этой системы как средство добиться данной цели. Этот

подход, возможно, уместен для достижения краткосрочного материального

процветания, но цена, которой это процветание дается — системные про-

блемы в долгосрочной перспективе, — становится все более неприемлемой

и недопустимой. Слишком многие компании не могут осознать, насколько су-

щественно их влияние на окружающую среду, на населяющих нашу планету

диких и домашних животных, на физическое и психическое благополучие со-

трудников и покупателей. Многие компании имеют ужасные рабочие условия,

создающие постоянный стресс, и поощряют нездоровые аппетиты и вредные

привычки покупателей, однако эти компании считают, что это их не касается

и лежит вне сферы их влияния.

* Игра с нулевой суммой (англ. zero-sum game) — любая игра, ожидаемый выигрыш от ко-

торой для всех участников в сумме составляет ноль: выигрыш одного игрока равен про-

игрышу другого. Термин из теории игр. Игры с нулевой суммой противопоставляются

играм с положительной суммой, в которых возможны выигрыши всех участников (меж-

дународная торговля), и играм с отрицательной суммой, когда игра сокращает выигрыш

(война за завоевание ресурсов).

38 Сознательный капитализм

В мире корпораций заметны симптомы недовольства и нарушения нор-

мальной деятельности. Средний уровень вовлеченности средних амери-

канцев в свою работу в последние десять лет остается на уровне 30% и даже

ниже*13. Почти все сотрудники враждебно относятся к своим работодателям.

Топ-менеджеры во главе крупных компаний увлеклись личным обогащением

за счет компании и заинтересованных лиц. В то время как зарплаты сотруд-

ников в США уже несколько десятилетий пребывают на одном и том же уров-

не, вознаграждение руководителей взлетело до небес, что ставит под угрозу

корпоративную солидарность. Согласно данным Института политических

исследований, соотношение зарплаты СЕО и средней зарплаты по рынку со-

ставляло 42:1 в 1980 году, 107:1 в 1990-м, 525:1 в 2000-м. В последнее время это

соотношение колеблется и в 2010 году составило 325:114.

Поэтому неудивительно, что репутация бизнеса страдает. Корпорации

повсеместно считаются жадными, эгоистичными, эксплуататорскими и не-

достойными доверия организациями. Особенно упала репутация крупного

бизнеса. Институт общественного мнения Гэллапа выявил, что доверие аме-

риканцев к крупному бизнесу постоянно падает — от 34% в 1975 году до истори-

ческого минимума в 16% в 2009-м. В 2011 году отмечен рост — 19%15.

Миф о максимизации доходов

Очень часто встречающийся миф о том, что конечная цель бизнеса — всегда

максимизация доходов инвесторов, по всей вероятности, берет свое начало

в работах экономистов начала индустриальной революции. Как он появился?

Очевидно, причиной тому стали слишком узкое понимание человеческой при-

роды и неправильное объяснение причин успешности бизнеса.

Во имя создания элегантных математических моделей экономических си-

стем ученые-экономисты приняли тот узкий взгляд, что люди по природе своей

склонны максимизировать собственную экономическую выгоду любой ценой.

Соответственно, логично предположить, что и бизнес — чистая максимизация

доходов. Эти упрощения позволили экономистам создать модели, которые, как

казалось, частично объясняют функционирование крупной экономики.

Классические экономисты формулировали свои теории на основе наблю-

дения за поведением различных предпринимателей и их компаний и описания

* Статистические данные в этой книге отображают положение дел в США, если не указа-

но иное. В какой-то мере их можно считать усредненными по отношению к европейским

странам.

глава 1. Капитализм: очаровательный, оклеветанный, опороченный 39

этого поведения. Они верно отметили, что успешный бизнес всегда прино-

сит доход и предприниматели, которые организовали этот успешный бизнес

и управляют им, всегда ищут способы получения прибыли. Неприбыльный

бизнес просто не выживает на рынке свободной конкуренции, поскольку до-

ходы необходимы для того, чтобы бизнес оставался на рынке и процветал.

Без доходов предприниматели не могли бы совершить инвестиций, необходи-

мых для обновления обветшавших сооружений и оборудования или для адап-

тации к постоянно развивающемуся конкурентному рынку. Необходимость

в доходах универсальна для любого бизнеса в условиях здоровой рыночной

экономики. К сожалению, ранние экономисты зашли гораздо дальше простого

описания стремления предпринимателей к доходам как важной цели и заклю-

чили, что максимизация доходов — единственная важная цель бизнеса, а сде-

лав еще один лишний шаг, они вскоре сочли, что это вообще единственная

цель, которую должен преследовать бизнес. Экономисты классической эпохи

от описания поведения успешных предпринимателей при ведении бизнеса

перешли к предписанию такого поведения как единственно верного и отнима-

ющего все время. Как же они пришли к подобному заключению?

В США мы часто воспринимаем как должное доступность больших мас-

сивов капитала, которые можно вложить в новые предприятия, потому что

американская экономика уже более 250 лет генерирует такие массивы. Одна-

ко в начале индустриальной революции капитала было относительно мало.

Успешные предприятия накапливали доходы, а предприниматели и инве-

сторы могли обращать накопленный капитал в новые многообещающие воз-

можности на беспрецедентных уровнях. Неудивительно, таким образом, что

экономисты-классики были просто зачарованы важностью доходов, потому

что доходы были исторически редким явлением, необходимым для постоян-

ного прогресса общества.

Принцип максимизации доходов даже был кодифицирован в корпоратив-

ном праве как фактическое определение фидуциарной ответственности. Эко-

номисты и исследователи бизнеса включили эти идеи в свои учебники, кото-

рые с тех пор стали формировать мышление любого студента, получающего

высшее образование в данной отрасли. Враги капитализма с восторгом при-

няли эти идеи как уязвимые точки для атаки на его этическую базу, что сразу

же стало приносить свои плоды.

Однако предприниматели, создающие успешные компания, за редкими

исключениями, не руководствуются целью максимизации доходов. Конечно,

40 Сознательный капитализм

они хотят делать деньги, но не это движет большинством из них. Они хотят

делать то, что, с их точки зрения, требуется. Героическая история капитализ-

ма свободного предпринимательства — это история предпринимателей, меч-

ты и увлечения которых стали топливом для создания невероятной ценности

для их покупателей, сотрудников, поставщиков, общества и инвесторов. Это

совсем другая интерпретация, чем та, в которой история рассматривается че-

рез призму максимизации доходов. Билл Гейтс основал Microsoft не для того,

чтобы стать самым богатым человеком в мире: он увидел в компьютерах потен-

циал для изменения нашей жизни и первым стал создавать программное обе-

спечение, которое оказалось настолько удобным, что имеется почти у каждого

из нас. Он делал то, что хотел, и в процессе стал самым богатым человеком

в мире, но это был побочный результат его деятельности, а не конечная цель.

Миф о том, что максимизация доходов — единственная цель бизнеса, при-

нес репутации капитализма и бизнеса в обществе огромный ущерб. Нужно

переосмыслить интерпретацию этой системы, вернув ей прежний, истинный

смысл: цель бизнеса — улучшить нашу жизнь и создать ценности для всех за-

интересованных лиц.

Чума кумовского капитализма

Подлинный капитализм свободного предпринимательства предполагает

строгую отчетность и требует от бизнеса столь же строгой внутренней дис-

циплины. Более века американская экономика демонстрировала миру, что

капитализм свободного предпринимательства может приносить бесчислен-

ные блага всему человечеству. Был создан крупный и процветающий средний

класс, что опровергает напрасные утверждения нынешних критиков, будто

капитализм свободного предпринимательства по природе своей сосредоточи-

вает богатство в руках привилегированной верхушки за счет всех остальных.

Но по мере увеличения числа правительственных органов появился и но-

вый, мутировавший вариант капитализма — для тех, кто не выдержал конку-

ренции на рынке, не сумел создать подлинных ценностей и заслужить лояль-

ность заинтересованных сторон. Эти компании стали процветать, используя

для личного обогащения власть правительства.

Кумовской капитализм и правительства сплелись в объятиях, поставив

узкие эгоистичные интересы меньшинства над благом большинства. При-

нуждение правительства позволяет таким компаниям получить

Скачать:PDFTXT

Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу. Сисодиа Раджендра С., Макки Джон Капитализм читать, Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу. Сисодиа Раджендра С., Макки Джон Капитализм читать бесплатно, Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу. Сисодиа Раджендра С., Макки Джон Капитализм читать онлайн