сказали бы мы. — «Посмею заявить, — ответила бы вода, — что я вовсе не красная в соответствии с моей природой, и я никогда не вопрошаю о том, что делают со мной, когда придают мне цвет или аромат».
Далее, вода относится к форме точно так же как и к цвету. Она жидкая и податливая. Она мгновенно и предельно точно принимает форму сосуда, в который ее помещают. Если бы вода имела неизменные, постоянные свойства, она не смогла бы так идеально принимать ту форму, которая требуется от нее, точно так же, как не смогла бы приобрести вкус и цвет, требуемый от нее.
Подобно этому действует и Дух Святой, живущий в нас; подобна воде и человеческая воля… когда она находится в состоянии простоты и чистоты. Вода не имеет собственного цвета или аромата. Точно так же, как
вода приобретает оттенки и свойства, привнесенные другими веществами, податлива и воля человека, всецело преданная Богу! Бог является автором того, что с ней стало.
Я вижу все это как самое правильное состояние воли христианина. Душа более не различает ничего и не понимает ничего из того, что имеет в себе. Воля не различает ничего принадлежащего ей. Остается лишь чистота. Все, что приходит в такую душу от Господа, принимается полностью. И ничего не удерживается для себя лично. Какая личная потеря! Но взгляните же на приобретение! Какой невосполнимой была бы потеря, если бы не эта потеря! Сколь многому иода может научить нас!
Глава 7 Путь, которым часто следуют
Тот, кто наслаждается Богом в невыразимой степени, приобретает утонченный вкус, и ему не так легко угодить чем-то земным. Тот же, кто познал это высокое состояние, а затем оставил своего Господа и позволил себе быть виновным в грехах против Него, это тот, кто искал Его только ради своего наслаждения и благосостояния. Он не искал Господа ради Него же Самого.
Когда Господь отбирает приобретенное, когда Он допускает в жизни боль и страдания, когда кажется, что вокруг лишь несправедливость, тогда такой «ищущий христианин» несомненно уйдет и найдет свое удовольствие где-либо еще. Когда Бог более не удовлетворяет его, он ищет удовлетворения в мире, в людях, даже в других верующих. Но помните следующее: его состояние никогда так и не изменилось. Он просто ищет и искал то, что принесло бы ему счастье. Это его постоянное состояние. Он заботится о себе, о том, что дало бы ему возможность почувствовать себя комфортно. Конечно же, это ни что иное, как самовосполнение.
Почти каждая страдающая душа найдет себя ищущей слишком большого утешения! Она всегда будет чрезмерно пристрастно искать выход из состояния страдания. Вместо того чтобы возжелать смерти, она ищет выход. Когда верующий достигнет этого состояния, произойдет одно из двух: он повернется вспять, продолжая искать свои прежние пути, в которых он надеется получить исцеление и утешение от полученной боли и пережитых страданий, разыскивая то, что было потеряно… свое утешение. Или (что хуже всего) он обнаружит, что не имеет более чувства и осознания Бога и станет пытаться заменить его чем-то еще.
Раннее я утверждала, что такая любовь к Богу нечиста, что она чувственна и совершенно эгоистична. Если душа не находит более наслаждения в Боге, она отпадет от Него! Она начнет удовлетворять свои чувства духовными переживаниями, не являющимися духовным хождением!
Франсис де Сале утверждает: «Как только их наслаждение Бегом прекратится, они тотчас обращаются к наслаждениям беззаконным. Если их вкус был утончен духовным наслаждением, то теперь они не могут удовлетворить себя чем-либо еще, кроме непостижимо поощренного беззакония и постыдного удовольствия».
Таковые ищут полного сожжения своей совести (а возможно, также и раскаяния) посредствам позволения себе постыдных промыслов. Если бы они любили Бога той любовью, которая чиста во всех отношениях, они не отпали бы от Него во времена страданий.
В действительности, это знакомство с великой болью является самым опасным периодом всей духовной жизни. Когда Господь уберет внутреннюю поддержку, то душа верующего, несомненно, возжелает обратиться к внешним источникам наслаждения и комфорта и снова пережить это чувство блаженства.
Через некоторое время становиться ясным, что человек ищет выхода из этого неудобного состояния. Многие духовные паломники разбили свою жизнь навсегда именно в этом состоянии. Это проблемы, которые я постоянно и с особой тщательностью описываю в своих трудах.
В действительности, это знакомство с великой болью является самым опасным периодом всей духовной жизни. Когда Господь уберет внутреннюю поддержку, то душа верующего, несомненно, возжелает обратиться к внешним источникам наслаждения и комфорта и снова пережить это чувство блаженства. Через некоторое время становиться ясным, что человек ищет выхода из этого неудобного состояния. Многие духовные паломники разбили свою жизнь навсегда именно в этом состоянии.
Это проблемы, которые я постоянно и с особой тщательностью описываю в своих трудах.
Конечно же, в начале пути Господь привлекает нас к себе великими услаждениями и обилием небесного утешения. Он привлекает нас чем-то сильным и могущественным, иногда даже превозмогающим. Но поскольку страдания, несправедливость, безысходность и боль этой жизни часто сильно влияют на христианина, мы как бы делаем вывод: благословения Божьи вовсе не имеют сипы. Память о самых впечатляющих небесных наслаждениях, когда-либо пережитых нами, стирается на фоне несправедливости, преследований, страданий и боли! Вот почему гак важно для христианина, терпящего страдания в своей жизни не бежать от них, но принимать их с благодарностью. Более того, он не должен стремиться к облегчению страданий, к тому, чтобы облегчить их посредством поиска утешений и удовольствий.
Христианин должен достигнуть состояния, в котором он более не подвержен веянию всех этих ветров. Затем — он не должен быть подвержен колебаниям. Он должен достичь того состояния, в котором не споткнется в час, когда ему придется довольствоваться меньшим, чем небесное наслаждение. (Тем не менее, это состояние не должно быть лишь только упражнением сильной человеческой воли.)
Жить в отсутствии небесного блаженства, это значит быть в ожидании. Такое случается с христианами. Более того, потеря небесного услаждения совершается часто посредством того, что святой Иоанн Креститель называл ночью чувств — когда чувства погружаются во мрак. Ощущение духовного исчезает совсем! Да, это страшная пора для верующего. Но вовсе не обязательно, что это произойдет, если он вытерпит все до конца и не будет искать выхода из этого сложного положения.
Христианин, который ищет Бога ради Самого Его, чаще может кататься брошенным, нежели востребованным. Тем не менее, он не брошен Богом! Со временем этот христианин поймет, что для него лучше бояться небесных благословений чем принимать их. И он полюбит крест без страха перед тем, для чего крест предназначен.
Есть место, которого душа может достичь. Называется это место полной смертью. Душа верующего становится настолько поглощенной Богом, что не находит более никакого удовольствия в теле. Оставить Бога после достижения этого состояния означает, что душа эта — самое ничтожное создание во всей Вселенной. Почему? Потому что она знает, что не сможет никогда уже найти удовлетворения ни в одном из внешних источников. Все остальное выглядит таким мелочным в сравнении с небесными усладами. Услаждать же себя чем-то внешним — лишь усугублять мучения.
Можно только представить себе, в какой агонии мучился Люцифер, когда, будучи низверженным с небес, вынужден был обитать в миру, зная при этом, что он уже никогда не вернется к небесным обителям. Преуспевающий христианин может чувствовать, что если он не последует за Господом, его собственное состояние может оказаться очень похожим на вышеописанное. Поэтому он не посмеет отпасть. Это христианин, почивающий в Боге, который не нуждается в наслаждениях (и даже во внешних видах утешения), чтобы следовать за Господом.
Вот почему, повторяясь, я говорю, что более преуспевающему христианину труднее отпасть от Господа. Он видит конечный результат того, «то может произойти. Постепенно он утверждает себя в постоянстве. В конце концов лишь гордыня и ожесточение смогут увести его от взаимоотношений с Господом. Конечно же, он тоже сможет отпасть, как отпал и ангел света. Но посмотрите, как трудно таковым теперь возвратиться к Богу. Я бы даже сказала, что и отпасть, и вернуться к Богу — одинаково трудно. Отпадение и возвращение — практически невозможные действия. В любой ситуации, в которой мы оказываемся, Господь подсказывает нам путь ко спасению, но, в силу нашей озлобленности, покаяться невероятно трудно. И, говоря языком человеческим, такая потеря будет более болезненна для Бога, чем миллионы других.
Но теперь давайте обратим наши взоры к тем, кто только вступает на стезю духовной жизни, и, возможно, переживает «ночь своих чувств». Таковые души не утверждены прочно в Господе. Они еще не пережили смерть своего «я» (хотя на кресте Иисуса это уже произошло). Когда они находят, что не переживают более тех услад, которые были приобретены ими при первом познании Бога, то обращаются к тем наслаждениям, которых не находят в Боге! Но очень скоро осознают, что мирские наслаждения мимолетны и устремляются на поиски переживаний, которые удовлетворили бы их. Если тиковые когда-либо вернутся к Богу, это будет чудом. Ведь если они однажды вкусили небесного, Божественного, а затем отреклись от этого, возвращение будет трудным.
Глава 8 Бога нельзя найти вне Его Самого
Часто мне задают вопрос: «Не должен ли христианин, начинающий свой путь в вере, вначале искать Господа вовне, а затем, постепенно, переместить поиск Его вовнутрь?» Духовное начало вовсе не предполагает только внешнего поиска Бога! Допускать такое предположение —большая ошибка! Если молодой христианин ищет Бога вовне, то он будет искать Бога, Который далек и отделен. Это трагедия, если он будет искать своего Господа от одного конца неба до другого.
Каков же будет результат? Этот молодой верующий, вместо того, чтобы сделать свое хождение перед Богом глубоко внутренним, взывать к Нему из глубины своей внутренней сущности и предоставить все свое естество в присутствие Господне, может расточить и растратить свои силы в поисках своего Господа там, где Его нет.
Вы должно быть знакомы с методом, которого придерживается художник, работая над картиной. Он проводит линии отовсюду к центру холста, и постепенно начинает вырисовываться задуманное изображение. Каждая линия видится четче по мере приближения к остальным. Линии движутся к определенной точке, находящейся где-то в центральной части холста. Глядя на изображение на холсте, мы видим, что каждая линия, по мере ее удаления от центра становится неясной и мало различимой. Точно так же и с верующим.
Верующий обращает внутренний взор к своему духу, и там, в этой духовной сфере, Господь встречается с ним. Чем чаще это происходит, тем сильнее становится влечение к Богу; таким образом верующий обретает силу, необходимую для исполнения Божьего труда.