сталкиваясь в определенной ситуации с крестом, но отказываются отречься от себя во всех подобных столкновениях. Есть кое-что, чего они не могут себе позволить: это чтобы их репутация перед людьми была испорчена. И тем не менее, именно здесь, в таких и подобных обстоятельствах, проявляется Его воля. Он приведет тебя даже сюда! И не ждет от тебя огорчений!
Твой Господь действительно желает, чтобы твоя душа по-настоящему умерла для тебя! Он иногда допускает, чтобы была совершена мнимая (не настоящая) ошибка, вследствие чего твоя репутация полностью провалилась бы в глазах других людей.
Я как-то знала женщину, которая, идя внутренним путем сердца за Господом, столкнулась со многими страшными крестами. Среди них была и потеря репутации. Она крайне ревностно относилась к своей безупречной репутации. Она не могла себе позволить потерять ее. Она умоляла Бога дать ей любой крест вместо этого, проявляя таким образом свое несогласие нести этот крест.
Она сказала мне, что с тех пор в ее духовной жизни не было никакого прогресса. Она оставалась там же, где и была! Настолько фатальным и всеобъемлющим было ее противостояние этому росту, что с тех пор Господь ни разу не дал ей унизиться перед людьми, и за все это время Он ни разу не благословил ее духовным ростом.
Бог иногда призывает христиан вернутся от внутреннего к внешнему. Почему? Потому что этот человек слишком привязался к своему внутреннему убежищу. Большинство верующих почти уверены в том, что им не придется нести этот крест; но, если для того, чтобы столкнуться с этим крестом, верующему необходимо покинуть свое внутреннее убежище, Господь заставит покинуть его. И иногда Он действительно отлучает христианина от того духовного, к чему, иногда сам того не замечая, он пристрастился или которым гордится. (Да, довольно часто христиане начинают гордиться своей внутренней жизнью, даже не замечая того!)
Существует ночь, мрачная ночь, духа. Что это за мрачная ночь духа, о которой упоминал Иоанн? Это Божий путь очищения.
Наступает момент в духовном паломничестве, когда многие из пороков человека внутреннего кажутся устраненными. Но они появляются вновь! Теперь уже не в душе человека, но снаружи. Они снова появляются в человеке внешнем! И проявляются даже сильнее, чем раньше. Я имею в виду вспыльчивость, резкие замечания, необдуманные действия и реакции, крамольные мысли, капризы… Христианин обнаруживает, что не может более с легкостью оставаться праведным и добродетельным. Все его недостатки, кажется, возвратились вновь!
Бог простирает Свою тяжелую руку над таким человеком. Окружающие осуждают его. Он становится объектом неожиданных гонении. Его собственные мысли начинают бунтовать. Такое впечатление, что он под властью самого сатаны. Но именно этому ужасному набору орудий распятия внутренний человек должен поддаться и уступить смерти. Если хоть одна из этих составляющих утеряна, то глубокое несовершенство внутреннего человека останется прежним.
Говоря о пороках, я имею в виду не нечто осмысленное, но скорее то, что внутри нас, и что мы не вполне осознаем. Однако отсутствие Божьего водительства воспринимается верующим как следствие его личных просчетов, приведших к исчезновению Божьего присутствия.
Верующему кажется, что он отстранен, и теперь разделен с Богом. Его уничижение свершилось. Кажется, что Господь выставил эту бедную душу за дверь (но сделал это по Своему усмотрению). В такой момент верующий часто ощущает себя выброшенным в мир. Он не хотел там оказаться, но был помещен туда.
Давайте посмотрим, что происходит. Это несчастное создание чуть ли не ежечасно обнаруживает собственные пороки. Он незыблемо пребывает под сильнейшей рукой Бога. Он переживает собственную немощь, людское коварство и козни дьявола. Это Бог достигает Своей цели. Тот, кто противится этому умерщвлению плоти, обречен всю оставшуюся жизнь сосуществовать с порочным внутренним человеком.
(Иногда Господь одним мощным ударом освобождает верующего от всего ненужного и принимает его, очищенного, обратного к Себе Но часто!)
В этот момент душа кажется изгнанной и не ощущает от Господа ничего, кроме негодования. Где же в такое время верующий найдет помощь? Есть два варианта. Один — обратиться к Господу, а другой — взглянуть на искушения, несчастья, нищету, несовершенство.
В начале духовного путешествия мы часто наблюдаем, что душа переносит гонения хладнокровно и твердо. Откуда такой потенциал? Верующий ясно осознает и остро ощущает, что происходящее с ним он не заслужил! Но в описанном мною случае, это больше не является правдой! В эту темную ночь единственное, что он чувствует, оценивая происходящее, это только пустыню, к чему добавляется невообразимая сумятица и унижение. Все это служит лишь одной цели: указать ему на его острую нужду во Христе; нужда быть полностью отрезанным от собственного воображения и даже от духовного наслаждения, и понять, чем он является без Христовой благодати! Незаметно для себя, несмотря на земные привязанности, бремя забот, боль агонии, обрушивающиеся на него тысячу раз и день, и ощущение того, что Бог перебрался в какую-то другую вселенную… он начинает расти!
Глава 13 Лишь немногим доступно это переживание
Этот христианин глубоко любил своего Господа, но теперь, кажется что вся его внутренняя жизнь увяла. Теперь ему придется оставить это драгоценное уединение, которым он наслаждался. Силы иссякли. Благодать ушла. Он довел себя до отчаяния. Он ненавидит себя и полон решимости не полагаться более на себя. Он ничего не ждет от себя и начинает стремиться к Богу, Богу, который не с ним, зная, что может положиться только на Него.
Не стоит думать, что подобные переживания таким же образом могут испытать люди необращенные или следующие внешним путем. Они просто не в состоянии переживать такую глубокую боль, погашая подобным образом откровение Святого Духа. Я говорю о тех, кто был искушен, проверен, опробован и сочтен достойным такого переживания. Они признаны достойными только из-за того, что несут в себе подсознательную верность своему Господу и глубокое смирение, не ощущая этого в себе.
Глава 14 Противостояние, которое, может быть вовсе и не противостоянием
Здесь я хочу принести слова утешения читателям.
Важно понимать, что есть два способа противостояния Богу. Один — добровольный и сознательный. Такое противостояние останавливает работу Божью. Господь не может нарушить свободу человеческой воли. Но существует также и противостояние, которое я называю «противостоянием естества». Это противостояние, заключено и воле человека, но оно не вполне осознанно. Я говорю о человеческом стремлении избежать собственного уничтожения, так называемом инстинкте самосохранении. Не пытаясь оценивать силу этого стремления или исследовать природу этого явления, направленного против собственного уничтожения, мы понимаем, что Бог относится к этому совершенно иначе, нежели к осознанному противостоянию.
Видя подобное сопротивление. Господь не прекращает Свою действенную работу — напротив. Он ищет возможность использовать посвященность, однажды выказанную этим верующим своему Господу и себе самому: готовность к полному отречению от всего ради Господа, готовность, которая никогда его не покидала и не покинула сейчас. Воля, как таковая, осталась подчиненной Богу, даже в некоторой степени угнетенной Им, несмотря на неосознанное противление чувств.
Эта преданность и это подчинение воли заключены где-то в глубине его души и зачастую непонятны самому христианину… но видны лишь Богу. Я называю это «отпечатком Божьей руки».
Есть нечто очень глубоко внутри нас, нечто, что может видеть только Бог, и, видя это, Он может продолжать Свою очищающую работу, не нарушая нашей свободы.
Когда я говорю, что Бог раскрывает Свой план в деталях, я не имею и виду, что Бог говорит душе верующего: «Чтобы ты знал, от чего именно ты должен отрекаться и чем жертвовать, ты должен делать что и это и это…»
Нет. Вовсе нет! Бог раскрывает Свой замысел относительно твоей жизни только одним путем — проводя душу верующего сквозь горнило суровых испытаний. Он доводит эту душу до состояния, в котором она пожертвует ради Него веем что имеет, и не только этим, но и самой своей сущностью, и не на время, но навсегда.
Как осуществляется подобная жертва?
Один из писателей, описывавший внутренний путь, сказал, что только «душа, полностью отчаявшаяся в себе» может осуществить подобную жертву.
Он назвал — это «святым отчаянием». Отчаяние должно стать настолько сильным, что человек лишается любой внутренней поддержки, и ему ничего не остается делать, кроме как полностью вручить себя в руки Бога.
Большинство христиан не знают, как доводить себя до отчаяния. Лишь немногие действительно знают истинные границы такого отчаяния… отчаяния из отчаяний, когда ты воистину узнаешь, что представляешь собой на самом деле.
Открыть для себя, кто ты есть на самом деле — это ужасно и опустошительно.
Ты должен помнить: чем больше ты разочаровываешься в себе, тем больше ты доверяешь Богу. Можешь быть уверен, что не всегда будешь осознавать вторую часть истины и что истина заключается в доверии Богу.
Тем не менее, это так. Чем больше ты разуверяешься, чем дальше ты от веры, основанной на видении, тем больше ты углубляешься в вере в Бога.
Это происходит, когда ты лишен всякой поддержки. Всякий раз. когда Бог лишает чего-либо душу верующего, это жертва. Но что представляет собой последняя из всех жертв? Это та, которую я описала, как «чистую жертву». Добровольная жертва души верующего. Эта наивысшая жертва может быть описана следующим образом: верующий отрекся от своей души ради Бога.
Он отрекся от собственной природы и всего мирского только для того, чтобы обнаружить, что он оставлен Богом. Обнаружив что, христианин взывает к Богу: «О, Боже! Почему Ты меня оставил?!» (Полная и абсолютная жертва Иисуса Христа заключается в Его словах: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?!» и «,… в руки Твои предаю дух Мой».)
Именно а этом всепоглощающем подчинении себя на все времена и века мы вручаем себя Богу. Это, фактически, и есть окончательная жертва. Прозвучавший вслед за тем возглас «Свершилось!» подтвердил окончательную жертву души.
Истоком всех наших трудностей является паше противостояние; а наше противостояние приходит от привязанности к земному. Пытаясь противостоять собственным страданиям, ты лишь усугубляешь их. Но подчиняя себя им каждый раз все более полно и не препятствуя процессу распятия в себе, ты извлекаешь пользу из своих страданий.
Не следует делать незрелое умозаключение, подобное этому: «Я буду одним из тех, кто всегда поступает согласно Его воле, и я всегда буду покорно переносить все страдании, и тогда Он не сочтет нужным поступать со мной так жестоко».
Таких людей нет! Нет такой возможности! И никогда не будет. Плоть сильна в каждом из нас. И откровение нашей собственной падшей природы слишком шокирует. Нам всем придется перенести невероятные, невыносимые страдания. И ты не сможешь найти свой недостаток и быстро устранить его. Твоя самоуверенность выдаст себя, твоя гордыня проявит себя, если ты станешь лелеять подобные мысли!
Душа осознает то, что