который есть Иисус Христос? Какая опасность состоит в том, что вы полностью отдаете себя во власть Господа и постоянно сосредоточиваете все свое внимание на Нем? Будет ли вам нанесен вред, если вы всецело доверитесь Его благодати и будете любить Его всем пылом чистой любви, на который только способно ваше сердце?
Что касается простых и необразованных, то неверно, будто они не способны на эти внутренние взаимоотношения со Христом. Верно как раз обратное. Они, в сущности, больше подходят для этого. Господь любит тех, кто ходит просто (Прит.12:22). Их смирение, их простое упование на Бога и их послушание облегчает им обращение внутрь и следование Божьему Духу. Они больше всего подходят для этого! Видите ли, эти простые верующие не привыкли много думать; у них нет привычки обсуждать и оспаривать все подряд, и они быстро расстаются со своими собственными мнениями. Конечно, им действительно недостает образования и религиозного обучения; поэтому они свободнее и легче следуют водительству Духа. Другие люди — умнее, образованнее, наученные богословию — зачастую стеснены и даже ослеплены своим духовным благосостоянием! Такой человек очень часто оказывает большее сопротивление внутреннему помазанию и водительству Духа.
Псалмопевец говорит нам: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс.118:130). Более того, мы уже убедились, что Бог любит отдавать Себя тем, кто нуждается в Нем. «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». (Пс.114:6)
Если вы заботитесь о новообращенных, будьте осторожны и не препятствуйте этим детям приходить к Иисусу Христу. Помните, что Он сказал Своим первым ученикам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14). (Ученики попытались помешать детям прийти к Иисусу Христу, и поэтому Он так сказал.)
Многие века у человека была традиция исцелять людей, применяя лекарство ко внешнему телу, тогда как, на самом деле, болезнь скрыта глубоко внутри. Почему, несмотря на большие усилия, обращенные, почти не изменяются? Потому что люди, опекающие их, работали лишь над внешней стороной их жизни. Но есть лучший путь — идти прямо к сердцу!
Если для христианина устанавливать правила и стараться изменить его внешнее поведение, то это не произведет действие, которое будет иметь значительный эффект в его жизни. Какое же решение? Дайте новообращенному ключ к духу, к внутренним частям его существа! Откройте ему эту тайну в самом начале, и вы обнаружите, что его внешняя жизнь естественно и легко изменится. Сделать это очень просто. Как? Просто научите верующего искать Бога в своем собственном сердце. Объясните новообращенному, что он может сосредоточить свой разум на Иисусе Христе и возвращаться к Нему всякий раз, когда он отклоняется от Него. Более того, объясните ему, что он должен делать все и претерпевать все с единственным желанием — угодить своему Богу. Какую перемену это произведет! Новообращенный будет приведен к Иисусу Христу; он обнаружит, что Господь Иисус — источник всякой благодати; он увидит, что в Нем есть все, необходимое для жизни и благочестия.
Пастыри душ человеческих, я настоятельно советую вам вести этих младенцев во Христе именно этим путем. Почему? Потому что этот путь — Иисус Христос. Это не я, это Сам Христос просит вас Своей кровью, пролитой за этих верующих: «Говорите к сердцу Иерусалима». (Ис.40:2)
Проповедники Слова! Распространители Его благодати! Служители Его жизни!
Вы должны устанавливать Его царство! Чтобы установить Его царство, сделайте Его Правителем сердца. Еще раз подчеркну: сердце — это ключ. Только сердце может противиться Его правлению. И наоборот если Господь приобрел сердце, то Его правление в жизни верующего этим подтверждается и высоко чтится. «Господа Саваофа — Его чтите свято… И будет Он освящением (вашим)». (Ис.8:13,14)
Научите этому простому переживанию, этой молитве сердца. Не обучайте методам; не обучайте высокопарным молитвам. Научите молитве Божьего Духа, а не человеческой изобретательности. Обратите внимание! Вы, кто учит верующих молиться неясными молитвами и бессмысленными повторениями! Вы, в действительности, создаете главную трудность для новообращенных. Дети совратились из-за наилучших отцов. Новообращенный стал слишком много заботиться о стиле своей молитвы, о том, каким образом молиться. Более того, его научили слишком чистому и слишком напыщенному языку. Простой путь к Богу спрятан. Вы недавно стали христианином? Тогда идите, бедное дитя, к своему любящему Отцу. Открыто говорите к Нему своими собственными словами. Неважно, насколько они грубы и невежественны — для Него они не грубы и не невежественны! Может быть ваши слова покажутся вам неясными и спутанными. Иногда вы можете быть так исполнены Его любовью и поражены Его присутствием, что вы не знаете, о чем говорить. Это не страшно! Ваш Отец намного более доволен этими словами, которые, как Он видит, изливаются из вашего полного любви сердца, чем замысловатыми словами, сухими и безжизненными.
Простые и не завуалированные чувства любви значат для Него бесконечно больше, чем слова какого-нибудь языка. По каким-то причинам люди пытаются любить Бога согласно формам и правилам. Разве вы не понимаете, что как раз из-за этих форм и правил вы потеряли столько любви? Учить искусству любви нет никакой надобности! Язык любви странен и неестественен тому человеку, который не любит. Но совершенно естественен тому, кто любит. А как вам любить Его?
Удивительно и приятно видеть, что зачастую именно самые простые христиане продвигаются дальше всех во внутренних взаимоотношениях с Иисусом Христом! Почему? Потому что Божий Дух не нуждается в нашей напыщенности! Самые простые люди могут познать Его, познать глубоко, без ритуалов, форм или богословских наставлений! Он, когда Ему угодно, превращает заводских рабочих в пророков! Нет, он не закрыл для человека двери внутреннего храма молитвы. Наоборот! Он широко распахнул их, чтобы все смогли войти! «Кто прост, Обратись сюда. Кому не хватает разума Приходи. Ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». (Прит.9:4,5)
Господь Иисус благодарил Отца за то, что Он «утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25).
24. Конечное достижение христианина
Теперь мы подошли к окончательной стадии переживаний христианина. К Божественному Единению. Его нельзя достичь лишь с помощью вашего опыта. Размышление не произведет божественного единения; не сделает этого ни любовь, ни поклонение, ни ваше посвящение, ни ваши жертвы. Здесь также не имеет значения, сколько света дает вам Господь. В конечном счете, для того, чтобы сделать единение реальностью, потребуется действие Бога.
В Ветхом Завете Писание говорит: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Если ваша молитва все еще содержит в себе вашу собственную жизнь, то такая молитва не может увидеть Бога. Ваша жизнь не познает единения с Его жизнью.
Прежде чем произойдет единение, все ваши действия, все исходящее из вашей собственной жизни (включая даже вашу самую возвышенную молитву) должно быть упразднено. Все молитвы, исходящие из вашего разума, — это лишь приготовление к тому, чтобы привести вас в пассивное состояние; состояние покоя, производимое вами, также является приготовлением к тому, чтобы привести вас в пассивное состояние. Это приготовление. Это не конечный пункт. Это путь к конечному пункту. Конечный пункт — это единение с Богом!
Цель этой книги — не показать вам определенный вид молитвы, или даже переживания, а привести вас к конечному состоянию христианина: к единению с Богом. Вспомните, что Иоанн говорит нам в книге Откровение 8:1, что на небесах была тишина. Это описывает центр самой глубокой внутренней части человека. Там все должно замолчать, когда является величие Бога. Усилия вашего «я» должны быть прекращены. Даже больше! Необходимо прекратить само существование вашего «я».
В этой вселенной есть нечто, что является полной противоположностью Бога; это человеческое «я», его самость. Деятельность человеческого «я» — это источник всей злой природы и всех злых дел человека. С другой стороны, если душа теряет эгоизм, то она становится чище! Фактически, чистота души растет прямо пропорционально потере эгоизма!
Пока вы будете действовать с помощью вашего природного «я», у вас постоянно будут недостатки. Но после того как вы оставили свой эгоизм, привязанности вашего «я», недостатков уже быть не может, все — чистота и невинность. Различие между Богом и душой было произведено тогда, когда в результате падения в душу человека вошел эгоизм, стремление удовлетворять желания своего «я».
Как вообще такие противоположные существа как душа и Бог могут соединиться? Как Божья чистота и человеческая нечистота могут стать одним? Как могут простота (или целостность) Бога и сложность (или бесконечное непостоянство) человека образовать один сплав?
Конечно же, для этого необходимо намного больше, чем ваши собственные усилия. Что же тогда необходимо для достижения единения? Действие со стороны Самого Всемогущего Бога. Только это может произвести единение. Для того чтобы две вещи стали одним, они должны обладать похожей природой. Например, нечистота грязи не может соединиться с чистотой золота. Необходим огонь, который бы уничтожил шлак и сделал бы золото чистым. Вот почему Бог посылает на землю огонь (он называется Его Мудростью), чтобы уничтожить все нечистое в вас. Ничто не может противостоять силе этого огня. Он поглощает все. Его Мудрость сжигает всю нечистоту в человеке с одной целью: сделать его пригодным для божественного единения.
В вас есть нечистота. Больше, чем вы можете себе представить. И это полностью исключает возможность единения с Богом. Но ваш Господь горит желанием соединиться с вами, поэтому Он обязательно поглотит шлак. (Не удивляйтесь, когда это будет действительно происходить.)
Как имя этой нечистоте? Эгоизм. Эгоизм — это источник всего осквернения, и он мешает всякому соединению с Чистотой! Свет солнца может падать на болото, но он никогда не сможет соединиться с этим болотом.
Кроме эгоизма есть еще одно препятствие для единения. Это препятствие, называемое активностью, само по себе противоположно единению. Почему? Потому что Бог — это бесконечный покой. Для того чтобы ваша душа объединилась с Господом, она должна взять от Его покоя. Активность мешает сообразованию. Именно по этой причине мы можем достичь божественного единения, лишь дав покой человеческой воле. Вы никогда не сможете воссоединиться с Богом в переживании, если вы не станете таким спокойным и чистым, каким вы были после сотворения. Бог желает сделать вашу душу чистой. Он очищает ее Своей Мудростью подобно плавильщику, очищающему металл в печи. Только огонь может очистить золото.
Повторю, что поглощающий нас огонь, поглощающий полностью и без остатка, есть Его наивысшая мудрость. Постепенно этот огонь поглощает все земное; он выжигает все инородное и отделяет его от золота. Огонь, кажется, знает, что земной прах нельзя превратить в золото. Огонь должен расплавить и уничтожить этот шлак, чтобы золото избавилось от всякого чуждого вещества. Снова и снова золото необходимо помещать в печь,