Скачать:PDFTXT
Записные книжки

жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. 5 Муж и жена всю жизнь ревниво следовали идее X (икс) и по ней, как по формуле, строили свою жизнь. И только перед смертью спросили себя: а может быть, эта идея несправедлива? Может быть, неправду говорит пословица — Mens Sana in corpore sano x. 6 Мне противны: игривый еврей, радикальный хохол и пьяный немец. 7 Университет развивает все способности, в том числе — глупость. 8 Принимая во внимание, милтисдарь, исходя из того положения, милтисдарь… 9 Самые несносные люди — это провинциальные» знаменитости. 10 При нашей несерьезности, при неумении и не- привычке большинства вглядываться и вдумы- ваться в явления жизни, нигде, как у нас, так часто не говорят: «Какая пошлость!», нигде не относятся так слегка, часто насмешливо к чужим заслугам, к серьезным вопросам. И, с другой стороны, нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… 11 [Зять Андреева стал богатым подрядчиком, но по старой привычке все еще ходит пешком.] 12 Доктор посоветовал купцу (из образованных) есть бульон // и цыпленка. Купец отнесся иро- Стр. нически. Сначала съел обед с бот // виньей и с 103 поросенком, потом, как бы вспомнив приказ 1 здоровый дух и здоровом теле (лат.).

68

t ЗАПИСНАЯ КНИЖКА. стр. 85.

69

д(окто)ра, велел подать бульон и цыпленка — и это тоже сожрал, думая, что это очень смешно. 1 Иеромонах о. Эпаминонд ловит рыбу и кладет в карман, потом дома, когда нужно, вынимает из кармана по рыбке и жарит. 2 Дворянин X. продал свое имение N-y с обста- новкой и с инвентарем, и унес все, даже печные отдушины, и после этого N. возненавидел всех дворян. 3 Богатый, интеллигентный X., по происхожде- нию крестьянин, умоляет своего сына: «Миша, не меняй своего звания! Будь до самой смерти к(рестьянин)ом, не уходи ни в дворяне, ни в купцы, ни в мещане. Если, говорят, земские начальники имеют теперь право наказывать кре- стьян, то пусть будет так, чтобы он имел право и тебя наказывать». Он гордился крест (ьянским) званием и был даже надменен. 4 Праздновали юбилей скромного человека. При- дрались к случаю, чтобы себя показать, похва- лить друг друга. И только к концу обеда хва- тились: юбиляр не был приглашен, забыли. 5 Милая, тихая дама, выйдя из себя, говорит:

Если бы я была мужчиной, то так бы и дала ему в морду! 6 Мусульманин для спасения души копает коло- дезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила п вечность бесследно. 7 Мы переутомились от раболепства и лицемерия. 8 [Мужик пишет про трактирщика (?): Они — и каждое слово начинает с большой буквы. 1 9 N. когда-то порвали собаки, и теперь он, когда входит куда-нибудь, то спрашивает: А здесь собак нет?

Стпа ^ ^етР Демьяныч Источников. 2 Гг. Груш и Полкатыцкий. 3 Альфонсирующий молодой ч(елове)к поддержи- вает свои силы тем, что постоянно ест кабуль. 4 Попечитель школы. Вдовый священник играет на фисгармонии и поет «со святыми упокой»! 5 Я тебе зададу!

70

6 В июле иволга поет целое утро. 7 [Он попросил: подайте милост(ыню) Христл ради. Я ему подала. Это был ангел.

– Почему же вы думаете, что это был ангел?

– Он посмотрел на меня так. И когда я верну- лась туда, его уже не было там.] 8 Механическое пианино. 9 «Большой выбор сигов»,- так читал Х.; про- ходя каждый день’ по улице, и все удивлялся, как это можно торговать одними сигами п кому нужны сиги. И только через 30 лет прочел как следует, внимательно: «Большой выбор сигар». 10 Взятка инженеру: динамитный патрон, набитый сторублевками.

И — Я не читала Спенсера. Расскажите мне его содержание. О чем он пишет? — Я хочу написать для парижской выставки пано. Дайте мне сю- жет. (Надоедливая дама.) 12 Не рабочие, так называемые правящие классы не могут оставаться долго без войны. Без войны они скучают, праздность утомляет, раздражает их, они не знают, для чего живут, едят друг друга, стараются наговорить друг другу [воз| побольше неприятностей, по возможности без- наказанно, и лучшие из них изо всех сил ста- раются, что // бы не надоесть друг другу и себе самим. Но приходит война, овладевает всеми, захватывает, и общее несчастье связывает всех. 1 Рыцеборский. Стр, 2 Изменившая жена — это большая холодная кот- 10S лета, которой не хочется трогать, потому что ее уже (начал] держал в руках кто-то другой. 3 [- Катя, кто это там внизу все отворяет а затворяет дверь? Скрипит и стонет.

– Я не слышу, дедушка.

– Да вот сейчас кто-то прошел… Слышишь?

– Да это у вас в животе, дедушка!] 4 Старая дева пишет трактат: «Трамвай благоче- стия». 5 Товбич, Гремухин, Коптин. 6 16 верст пешком. Станция. До поезда остался еще час. Пошел в трактир пить чай. Пил жадно,

71

чашку за чашкой, и чем больше пил, тем крепче становился чай. Потом спросил у полового: сколько тебе за чай? — 6 коп. 7 [Русскому в высшей степени свойственен воз- вышенный образ мыслей, но почему же в жизни хватает он так невысоко?] 8 [Русский ч(елове)к, если послушать его, с же- ной замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадями замучился.] 9 [Елизаров.] 10 На лице у нее не хватало кожи: чтобы открыть глаза, надо было закрыть рот — и наоборот.

И Пензенские мореходные классы. 12 Когда она приподнимает [юбку] платье и по- казывает свою нарядную юбку, то видно, что она одевается как женщина, которая привыкла к тому, что ее часто видят мужчины.

Стр. 1 X. философствует: «Вот взять бы хоть слово 106 нос. У нас это черт знает что, можно сказать, неприличная часть тела, а у французов — свадь- ба». И в самом деле у X. нос был неприличной

частью тела.

2 [Арх(иерей) плачет, как в детстве больной, когда его жалела мать; плакал просто от общей душев- ной прострации, толпа плакала. Он веровал, достиг всего, что было [дано (?}] доступно ч(ело- ве)ку в его положении, но все же душа болела: не все было ясно, чего-то еще недоставало и не хотелось умирать… Скоро назначили нового архиерея, старого забыли, никто уже не помнил, к только вдова дьяконица, когда выходила с другими женщинами на выгон за стадом, чтобы встретить свою корову, рассказывала, что у нее был сын архиерей — и ей не верили.- Раз- говор архиерея с хматерью про племянника: а Степан в б(ога) верует? Эконом собирается в Москву, св. синод разрешил продать старинные вещи, и это теперешнему архиерею не нравится.] 3 Барышня, кокетничая, болтает: «Меня все бо- ятся… и мужчины и ветер… Ах, оставьте! Я никогда не выйду замуж!» А дома бедность, отец пьет запоем. И если бы увидели, как она рабо- тает с матерью, как прячет отца, то прониклись

бы к ней глубоким уважением и удивились бы, почему она так стыдится бедности, труда и но стыдится этой болтовни. 4 [Мужик, желая похвалить: «господин хороший, специальный».] 5 Ресторан. Ведут либеральный разговор. Андрей Андреич, благодушный буржуа, вдруг заявляет:

«А знаете, ведь и я когда-то был анархистом!»

Все изумлены. А(ндрей) А(ндреич) рассказы- вает: суровый отец, ремесленное училище, кото- рое открыли в уездном городе, увлекшись раз- говорами о профессиональном) образовании, ни- чему там не учили и не знали, чему учить (ибо если всех жителей сделать сапожниками, то кто же будет сапоги заказывать?), его выгнали, Стр. отец то // же выгнал; пришлось поступить к ^ помещику в младшие приказчики; стало досадно на богатых и сытых, и толстых; помещик сажал вишни, А(ндрей» А(ндреич) помогал ему, и вдруг пришло сильное желание отрубить ло- патой белые полные пальцы, как бы нечаянно: и закрыв глаза, изо всей силы хватил лопатой, но попал мимо. Потом ушел, лес, тишина в поле, дождь, захотелось тепла, пошел к тетке, та напоила чаем с бубликами, и анархизм про- шел. После рассказа проходит мимо стола дей- ствительный) с (татский) с(оветник). Тотчас же А(ндрей) А(ндреич) встает и поясняет, как Л.: д. с. с, имеет дом и т. д.

Отдали меня по портняжному. Скроили брюки, я стал шить, а лампас-то очутился вот где, через колено пошел. Тогда отдали меня по столярному.

Как-то стругаю рубанком, а он вырвался у меня из рук да в окно; стекло разбил. Помещик из латышей, звали Штопор; и у него выражение было такое, точно он собирался подмигнуть и сказать: «А хорошо бы теперь выпить!» По вечерам пил, пил один — и мне обидно стало. 1 [Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным.] 2 [Цыбукин.] 3 У купца, торгующего квасом, ярлыки с короной.

Иксу досадно, обидно, он мучается от мысли,

73

что купчина узурпирует корону; Ико жалу- ется, ко всем пристает, ищет возмездия — и т. д., умирает от огорчения и хлопот. 4 Гувернантку дразнят так: Жестикуляция. 5 [Село с особой почитаем.ой иконой. Всегда толпа.

Отец Алексей, чтобы успевать на проскомидии, Ст брал своего племянника Иллариона помогать; 108 Ил(ларион) читал записочки //и записи на про- сфорах, читал i8 лет и ни разу не спросил себя. хорошо это пли дурно, а только получал по четвертаку с обедни. Веровал ли или нет в то. что делал, неизвестно, так как он ни разу не подумал об этом. И вдруг, через 18 лет на бу- мажке написано: «Да и дурак же ты, Илла- рион!»] 1 Шапчерыгин, Цамбизебульский, Свинчутка, Чем- бураклия. 2 [Учитель из семинаристов, пьяница, бил уче- ников; и у него висел на стене пучок березовых розог, под ним надпись: betula kinderbalsamica secuta.J 3 [Ах, если бы к трудолюбию прибавить образо- вание, а к образованию трудолюбие.] 4 Старческая важность, старческое ненавистниче- ство. И сколько я знал презренных стари- ков! 5 Как приятно, когда в ясный морозный день привозят новые сани [и как] с ковриком. 6 [Я] Слезы капали на твои руки, которые я це- ловал. 7 [Поп Демьян напивается до зеленого змия, и его зовут Демьян-Змеевидец.] 8 X. приехал в N. на службу, являет себя деспо- том:, не любит, когда кто-нибудь кроме него имеет успех, меняется в присутствии третьего лица; увидев женщину, меняет тон; наливая вино, сначала сливает с горлышка немного себе в стакан, потом

Скачать:PDFTXT

жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. 5 Муж и жена всю жизнь ревниво следовали идее X (икс) и по ней, как по