2 Умный говорит: «это ложь, но так как народ жить без этой лжи не может, так как она ис- торически освящена, то искоренять сразу ее опасно; пусть она существует пока, лишь с некоторыми поправками». А гений: «это ложь, стало быть, это не должно существовать». 3 не было еще случая, чтобы с меня не взяли лишнего по накладной — и на желегной до- роге, и на пароходе. 4 он подписывался так: Гаврыленко.
80
5 М. И. Кладовая. 6 Гимназист с усами из кокетства прихрамывает на одну ногу. 7 бездарный, долго пишущий писатель важностью своей напоминает первосвященника. 8 Г. N. и г-жа Z. в городе X., оба умны, образо- ванны, либеральны и оба работают на пользу ближнего, но оба едва знакомы друг с другом и в разговоре всегда посмеиваются друг над другом, в угоду глупой и грубой толпы. 9 Он сделал рукою так, как будто взял кого за волосы, и сказал: «ты у меня из-под энтакой штуки не выйдешь». 10 N. никогда не был в деревне и думал, что зимой там ездят только на лыжах. «Теперь бы я с наслаждением покатался на лыжах!»
И Г-жа N., торгующая собой, каждому говорит: я люблю тебя за то, что ты не такой, как все. 12 Интеллигентная или, вернее, принадлежащая к интеллигентному кругу женщина отличается лжи- востью. 13 N. всю жизнь боролся с невежеством, изучая болезнь, // изучая ее бацилл; он посвятил жизнь этой борьбе, отдал все силы, и вдруг незадолго до смерти оказалось, что эта болезнь нисколько не заразительна и совсем не опасна. 1 Антрепренер-режиссер читает новую пьесу, лежа Стр, в постели. Прочитал 3-4 страницы и с досады 117 хлопнул о пол, потушил свечу, укрылся; не- много погодя, подумав, опять взял пьесу, стал читать, потом, рассердившись на бездарное, длинное произведение, опять хлопнул о пол, опять потушил свечку. Немного погодя, взялся вновь за пьесу и т. д. Потом поставил, она про- валилась. 2 N., угрюмый, мрачный, тяжелый, говорит: я люблю пошутить, всегда шучу. 3 Жена пишет, мужу это не нравится, но он из деликатности молчит и страдает всю жизнь. 4 Судьба актрисы; начало — богатая хорошая се- мья в Керчи, скука жизни, бедность впечатле- ний; [комед] сцена, добродетель, пламенная лю- бовь, потом любовники; конец — отравилась не-
81
удачно, потом Керчь, жизнь у пухлого дяди, наслаждение от одиночества. Опыт показал, что артисту надо обходиться без вина, без брака, без большого живота. Сцена станет искусством лишь в будущем, теперь же она лишь борьба за будущее. 5 (сердито и наставительно) — Отчего ты ие да- ешь мне читать писем твоей жены? Ведь ми родственники.
О Боже, не позволяй мне [гов(орить)] осуждать или говорить о том, чего я не знаю и не понимаю. 7 Зачем изображают одних слабых, кислых и грешных, и каждый, советуя [из] брать только сильных, здоровых, интересных, разумеет са- мого себя. 8 [Тетка из Новозыбкова.] 9 Для пьесы: лицо, постоянно врущее ни с того ни с сего. 4 0 Дьякон Катакомбов.
Стр. 1 N. N. литератор-критик, обстоятельный, уве- ренный, очень либеральный, говорит о стихах; он признает, он снисходит,- и я вижу, что это бездарнейший человек (я не читал его). Пред- лагают ехать на Ай-Петри. Я говорю: будет дождь. Но все-таки едем. Дорогою грязь, идет дождь, рядом сидит критик, я чувствую его бездарность. За ним ухаживают, его носят, как архиерея. И назад, когда прояснилось, я ушел пешком. Как люди охотно обманываются, как они любят пророков, вещателей, какое это стадо!
Едет с нами еще другой: действ (ительный) ста- т(ский) совета(пк), нестарый, все молчит, пото- му что считает себя правым, презирает критика и потому что тоже бездарен. Барышня, которая боится улыбнуться, потому что находится среди умных. 2 Алексей Иваныч Прохладительный или Душе- спасительный. Барышня: я бы пошла за него, да боюсь фамилии — Прохладительная. 3 Сон смотрителя Зоологического сада: Снится, что жертвуют в сад сначала байбака, потом иму- ранга, потом ястреба, потом козу, потом опять имуранга; жертвуют без конца, сад переполня-
82
ется — и смотритель в ужасе, просыпается об- литый потом… 4 Со мной сестра или жена… Ночью она вдруг плачет.- Что с тобой? Отчего ты? — Молчание. 5 Медленно запрягать, но быстро ездить — в ха- рактере этого народа, сказал Бисмарк. 6 Когда у актера есть деньги, то он шлет не письма, а телеграммы. 7 [12 сентября 1901 р. был у Льва Толстого.] 8 X. целый день режет купоны. 9 У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот: из бабочки гусеница. 10 Собаки в доме привязывались не к хозяевам, которые их кормили и ласкали, а к кухарке, чужой бабе, которая била их. и Софи боялась, чтобы собака ее не простудилась от сквозного ветра. 12 Ч(елове)к, которого боятся, так как он стес- няет; едва кто скажет, как он: «а что вы хотите этим сказать?» И при нем молчат. 13 Почва такая хорошая, что если посадить в землто ог // лоблю, то через год вырастет тарантас. Стр. 1 X. и Z., очень либеральные и развитые, поже- нились. Вечером беседовали хорошо, потом рас- сердились, потом подрались. Утром совестно, удивлены оба, думают, что это произошло вслед- ствие исключительных нервных влияний. На другую ночь опять ссора и драка. И так каждую ночь — ив конце концов увидели, что они во- все не образованные, а дикие, как большинство. 2 Во Францию два гренадера, в стороне от весе- лых подруг. 8 [Он чувствует важность приподнял источник этого события, не постигает ] 4 Пьеса. Чтобы гости не ходили, Z. изображает запойного пьяницу, хотя ничего не пьет. 5 Когда у нас появляются дети, то все свои сла- бости, как то: склонность к компромиссам, к мещанству — оправдываем так: «это для детей». 6 — Граф, я уезжаю в Мордегундию. 7 Варвара Недотёпина. 8 Зерькало.
83
9 Пьеса: В бельмах. 10 Инженер или врач Z. пришел к дяде редак- тору* увлекся, стал часто бывать, потом стал сотрудником, бросил мало-помалу свое дело; как-то идет из редакции ночью, вспомнил, схва- тил себя за голову — все погибло! Поседел.
Потом вошло в привычку, весь поседел, обрюзг, стал издателем, почтенным, но неизвестным.
И Тайный советник, старик, глядя на своих детей, сам стал либералом. 12 Я видел свой плохой портрет в безвкусной раме. 13 [Пьеса: N. спит от утомления.] 14 Газета «Бублик». 15 Клоун в цирке — это талант, а говорящий с ним лакей во фраке — толпа; лакей с насмеш- ливой улыбкой.
Стр. 1 тетушка из Иовозыбкова. 120 2 [Guter Mensch, aber schlechter Musikant 1.] 3 Действ (ующее) лицо все хочет поговорить по душам, идейно (а 1а Миров). 4 У него разжижение мозга, и мозг в уши вытек. 5 Мальчик, к(ото)рый очень много ест за обедом. 6 Что? писатели? Хочешь, я за полтинник сделаю тебя писателем? 7 Вместо переводчик — подрядчик. 8 40-летняя бездарная актриса, некрасивая, ела за обедом куропатку, и мне было жаль куропатки и вспоминалось, что в жизни своей эта куро- патка талантливее и умнее и честнее этой акт- рисы. 9 Утром чем свет встал… 10 Мне доктор сказывал: ежели, говорит, твоя натура выдерживает — пей в свое удовольствие (Горбунов). 11 Карл Кремертартарлау. 12 Поле с далью, одна березка. Подпись под кар- тиной: одиночество. 13 гости ушли; они играли в карты, после них беспорядок: накурено, бумажки, тарелки, но главное — рассвет и воспоминания. 14 [7 дек. 1901 говорил с Л. Толстым в телефон.] 1 Хороший человек, но плохой музыкант (нем.).
84
15 Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу. 16 Зачем деревья растут и так пышно, если хо- зяева умерли? 17 действ (ующее) лицо держит кабинет для чте- ния, но сидит постоянно в гостях; нет читателей. 18 [Благочинный ставит священникам и всему прич- ту отметки за поведение, а после всех даже их женам и детям.] 19 жизнь кажется великой, громадной, а сидишь на пятачке. 20 Золотоноша? Нет такого города! Нет! 21 Когда смеется, то показывает зубы и десны. 22 Он любил литературу, которая его не беспо- коила, т. е. Шиллера, Гомера и т. п. 1 Классная дама N., идя вечером домой, услышала Стр, от знакомой, будто X. влюбился в нее, хочет сделать предложение. N., некрасивая, никогда раньше не думавшая о браке, придя домой, долго дрожит от страха, потом не спит, пла- чет, под утро влюбляется в X.; а в полдень узнает, что то было только предположение, что X. женится не на ней, а на Y. 2 сошелся с 45-летней женщиной, потом стал писать страшные рассказы. 3 снилось мне, будто я был в Индии и будто кто-то из местных князей, владетельных особ, подарил мне слона, даже двух слонов. Я так мучился от слонов, что проснулся. 4 старик 80 лет говорит другому, 60 лет: стыдно, молодой человек! 5 Когда в церкви пели «днесь спасения нашего главизна», то дома у себя он варил щи из гла- визны, в день усекновения не ел ничего круглого, сек детей своих. 6 корреспондент лгал в газетах, но ему казалось, что он писал правду. 7 [умирает в человеке лишь то, что поддается нашим пяти чувствам, а что вне этих чувств, что, вероятно, громадно, невообразимо высоко и находится вне наших чувств, остается жить.] 8 Если боитесь одиночества, то не женитесь. 9 Сам богат, а мамаша во вдовьем доме.
85
10 Дай ему в рыло.
И Женился, завел обстановку, купил письменный стол, убрал его, а писать нечего. 12 Фауст: чего не знаешь, то именно и нужно тебе; а что знаешь, тем не можешь пользоваться. 13 тебе поверят, хоть лги, только говори с авто- ритетом. 14 Как я буду лежать в могиле один, так в сущ- ности я и живу одиноким. 15 Немец: Господи, помилуй нас трешневиков. 16 горбатый, но высокий. 17 Ах ты, мой прыщик! — ск(азала) невеста нежно.
Жених подумал, потом обиделся — разошлись.
Стр. 1 от Гуниади Янос бутылки, и в них какая-то маринованная ягода. 2 Актриса, которая портила все роли, играла пре- скверно — рт так всю жизнь, до самой смертхг.
Ее не любили, ее игры боялись, она губила лучшие роли, но все же была актрисой до 70 лет. 3 только тот не хорош, тот может каяться, кто чувствует себя неправым. 4 Протодиакон проклинает «сомневающихся», а