к печати, вступительная статья и комментарии И. С. Ежова. М., Соцэкгиз, 1939 (Всес. б-ка им. В. И. Ленина).
Письма М. Чеховой — М. П. Чехова. Письма к брату А. П. Чехо- ву. М., Гослитиздат, 1954.
ПССП — А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти тт. М., Гослитиздат, 1944-1951.
Слово, сб. 2 — «Слово». Сборник второй. К десятилетию смерти А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой. М., Кн-во писателей в Москве, 1914.
Станиславский — К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. М., «Искусство», 1954-1961.
Толстой — Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 90 то- мах. М., Гослитиздат, 1928-1958.
Чехов в воспоминаниях — А. П. Чехов в воспоминаниях современ- ников. М., Гослитиздат, 1960.
Чехов в воспоминаниях, 1954 — Чехов в воспоминаниях современ- ников. Второе дополн. издание. М., Гослитиздат, 1954.
Чехов и его среда — Чехов и его среда. Сб. под ред. Н. Ф. Бельчико- ва. Л., «Academia», 1930.
Чехов и Короленко — А. П. Чехов и В. Г. Короленко. Переписка.
М., 1923.
Чеховский юбилейный сборник — Чеховский юбилейный сборник.
М., Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1910.
В ссылках на Записные книжки Чехова указываются номер книжки (римской цифрой), страница и порядковый номер записи.
Например: III, 85,4.
В семнадцатый том Сочинений входят записные книжки Чехова, ваметки на отдельных листах и дневники. Значение этих материалов, вводящих в творческую лабораторию писателя, тем более велико, что сам Чехов, как правило, уничтожал черновые рукописи, не- охотно говорил о своей работе. Он не любил показывать кому-либо произведения до тех пор, пока они не были полностью завершены.
Заметки в записных книжках и на отдельных листах (включая сюда и наброски на оборотах чужих рукописей) позволяют проследить — хотя и с неизбежной неполнотой — историю написания рассказов, повестей, пьес Чехова 90-х — начала 900-х годов — поры его высшей художнической зрелости. Они помогают понять особенности его образного мышления, процесс обдумывания и оформления замыслов, специфические приемы работы над словом, сюжетом, композицией; дают ключ для исследования образно-писхологического контекста, в котором возникает зерно будущего рассказа, повести, пьесы.
В томе публикуются пять записных книжек Чехова (ГВЛ): 1-я A891-1904); И-я A891-1896); Ш-я A897-1904); IV-я — свод неиспользованных записей, перенесенных из 1-й книжки; V-я — Адресная книжка A893-1904).
Кроме того, в архиве Чехова (ГБЛ) сохранились записные книжки нетворческого характера, не вошедшие в настоящий том:
1. Книжка, озаглавленная «Сад» — перечень названий 159 ра- стений для ялтинского сада. Она публиковалась в каталоге-путеЕО- дителе: Мария и Михаил Чеховы. Дом-музей А. П. Чехова в Ялте. Изд. 7-е. М., 1963, стр. 105.
2. Книжка с рецептами.
3. Деловая книжка — с записями расходов, хозяйственно-бы- товых дел и т. д.
4. Книжка, озаглавленная «Попечительство», с записями денежных расчетов.
5. Путеводитель «Сибирский дорожник», 3-е изд. Томск, 1889 (ДМЧ). Начиная с Иркутска в нем есть хозяйственные записи Чехо- ва; кроме того, на стр. 13 запись: «Бурятские скачки».
Сохранились и нетворческие записи на отдельных листах — они также не публикуются (деловые, денежные, библиографиче- ские, медицинские, садовые и прочие).
Заметки Чехова в записных книжках чрезвычайно разнообраз- ны и на первый взгляд кажутся пестрыми, даже хаотичными. Это — заготовки к будущим произведениям, осуществленные в дальней- шем или оставшиеся нереализованными; наметки образов, характер ные слова, обороты, выражения, забавные фамилии; сюжеты гро- тескно заостренные, анекдотические, часто не связанные с опреде •
237
ленным произведением; записи мыслей, изречений; дневниковые заметки.
Более развернутый характер, чем другие заметки, носят записи к повести «Три года», открывающие 1-ю записную книжку. Этим объясняется и более подробная форма комментирования записей к повести.
Основной фонд творческих записей Чехова сосредоточен в 1-й книжке A891-1904). Наряду с нею велись П-я A891-1896) и Ш-я A897-1904) — эти две книжки хронологически продолжают одна другую. Очевидно, вначале они предназначались для нетвор- ческих записей. Однако постепенно Чехов все больше вносил туда и собственно писательские заметки.
Так, П-я книжка была начата с перечня пожертвований, адре- сов, деловых заметок; но на стр. 8 появляются строки о Сенной пло- щади в облаках дыма, напоминающей Дантов ад (II, 8, 1). В начале II 1-й книжки — дневниковые заметки, но на стр. 3 — слова о му- жике, которые войдут в финал повести «Мужики» (III, 3, 6).
Можно, таким образом, говорить о 1-й, собственно творческой книжке, и о двух вспомогательных — П-й и II 1-й, включающих в большей степени, чем 1-я, деловые, хозяйственные, бытовые и про- чие заметки. Нужные для дальнейшей работы заметки творческого характера Чехов переносил из П-й и Ш-й книжек — в 1-ю.
В основном записи велись в хронологической последователь- ности. Исключение составляют некоторые заметки на форзацах книжек и их оборотах, а также записи 1892 года во II книжке — они находятся не на своем хронологическом месте, в конце книжки.
Использованные записи Чехов вычеркивал; неосуществленные он примерно в конце 90-х — начале 900-х гг. стал обводить черни- лами (книжки велись карандашом).
По воспоминаниям Н. Гарина-Михайловского:
«- Вы знаете, что я делаю? — весело встретил он (Чехов) меня.- В эту записную книжку A-ю) я больше 10 лет заношу все свои заметки, впечатления. Карандаш стал стираться, и вот я решил навести чернил ом: как видите, уже кончаю.
Он добродушно похлопал по книжке и сказал:
– Листов на пятьсот еще не использованного материала. Лет на пять работы. Если напишу, семья останется обеспеченной» (Н. Гарин. Памяти Чехова.- «Вестник маньчжурской армии», 1904, 22 июля, № 22, стр. 659).
Позднее заметки, обведенные чернилами, Чехов начал переписы- вать в специальную книжку (IV-ю). Самостоятельно она никогда не публиковалась, поскольку состоит из записей, перенесенных из 1-й книжки. Однако Чехов не просто переписывал заметки — иногда он их редактировал, несколько видоизменял. Напечатанная отдельно, IV-я книжка даст возможность наглядно представить тот огромный запас писательских замыслов, которые Чехов не успел осуществить.
Перенесение записей из 1-й книжки в IV-ю было оборвано бо- лезнью и смертью. Последняя заметка, которая была переписана:
I, 118, 6 — IV, 20, 14.
Таким образом, творческие записи Чехова находились как бы в движении: из II и III книжек они переходили в 1-ю, оттуда не- использованные заметки переписывались в IV-ю. Были и другие
238
«маршруты» движения записей: рецепты выносились в Медицинскую книжку, названия растений — в Садовую.
Говоря о записях адресов, Е. Н. Коншина обратила внимание на то, что они прекратились в I книжке довольно рано (Е. Н. Кон- шина. Записные книжки А. П. Чехова.- Из архива Чехова, стр. 10). В ту пору еще не было известно о существовании специаль- ной Адресной записной книжки, которую Чехов вел в последнее десятилетие. Вместе с Деловой книжкой она хранилась в фондах ялтинского Дома-Музея Чехова и представляет собою свод фамилий и адресов лиц, входивших в непосредственное окружение писателя — литературно-артистическое’, медицинское, деловое. Благодаря ей открылась возможность представить себе это окружение и в ряде случаев уточнить сведения об отдельных лицах, об их перепис- ке с Чеховым.
Наконец, дневниковые записи I, II и III книжек в несколько более развернутом виде переходили в Дневник.
Поэтическое «хозяйство» Чехова, внешне пестрое, оказывается внутренне упорядоченной, строго продуманной системой записных книжек, в которых материалы непрерывно распределяются и пере- распределяются по своеобразным специализированным каналам — творческий, медицинский, садовый, адресный, дневниковый, библи- ографический, деловой.
В связи с тем, что в книжках соседствуют разные по характеру материалы, возникает вопрос о форме и степени полноты их публи- кации. В т. XII ПССП Коншина ограничилась лишь творческими записями (они «публикуются в настоящем томе полностью, за ис- ключением небольшого количества записей, которые не поддаются разбору (…) Полностью публикуются здесь также немногочислен- ные дневниковые записи Чехова. Из деловых же записей взяты лишь немногие. Рецепты, адреса и прочие мелкие записи опущены сов- сем» — ПССП, т. XII, стр. 362-363). Издавая записные книжки в 1960 г., Коншина избрала другой принцип: «В данном издание опубликованы полностью все категории записей, всё, что содержится в книжках, включая записи, сделанные рукою других лиц» {Иа ар- хива Чехова, стр. 7).
В настоящем томе полностью печатаются три записные книжка Чехова, IV-я, ранее не публиковавшаяся отдельно, и V-я, Адресная, которая публикуется впервые.
Печатая текст записных книжек полностью, составители на- стоящего тома руководствовались следующими соображениями.
Во-первых, записи дневниковые, биографические, библиографиче- ские и т. д. весьма важны как материал для изучения биографии писателя. Во-вторых, перемешанные с творческими заметками, они помогают уточнить хронологические рамки, ограничивающие ту или иную творческую запись. Без этого невозможно воссозда- ние истории написания произведений Чехова. И, наконец, в-треть- их, полная публикация текста записных книжек дает ценный материал для понимания писательской работы Чехова, ее атмос- феры, характера, ее соотношения с медицинской практикой, с са- дово-хозяйственными делами, библиографическими занятиями и т. д.
Записные книжки Чехова — не только материал для его исследо- вателя, комментатора, биографа, они и сами — важный предмет научного интереса и внимания.
239
При изучении творческих записей Чехова непрерывно приходит- ся обращаться к соседним нетворческим заметкам. Так, например, запись — «Дама с мопсом» (II, 40, 4), которая впоследствии транс- формируется в название рассказа «Дама с собачкой», расположена между заметками о том, что 23 августа A896 г.) писатель выехал из Таганрога, а 24-го приехал в Кисловодск. Так уточняется место и время, когда начал складываться замысел одного из лучших чехов- ских рассказов.
Можно надеяться, что настоящий том будет способствовать появлению новых исследований об истории создания отдельных произведений Чехова и о его творчестве как процессе.
Недостаточно прояснен вопрос о записных книжках Чехова до 1891 г. «Всего вероятнее,- писал А. Б. Дерман,- что запис- ными книжками Чехов начал пользоваться с 1891 г., со времени первой поездки в Западную Европу, до того же полагался на па- мять» (А. Б. Дерман. Как работал А. П. Чехов.- «Новое слово», 1929, № 5, стр. 76). Мнение это (его разделяла и Коншина) расходится, однако, со свидетельствами мемуаристов, правда, не всегда достаточно определенными и достоверными.
Художник К. А. Коровин, рассказывая о поездке нескольких художников вместе с Чеховым в Сокольники весной 1883 г., упо- минает: «Антон Павлович вынул маленькую записную книжечку и что-то быстро записал в ней» (К. А. К о р о в и н. Из моих встреч с А. П. Чеховым.- ЛН, т. 68, стр. 554; «Константин Коровин вспо- минает…» Составители книги, авторы вступительной статьи и ком- ментариев И. С. Зильберштейн и В. А. Самков. М., «Изобразитель- ное искусство», 1971, стр. 219). По свидетельству другого художни- ка, 3. Е. Пичугина, примерно в то же время у Чехова уже была записная книжка (ЛН, т. 68, стр. 544). О книжке для записей вспо- минает В. А. Гиляровский, излагая историю написания