Скачать:PDFTXT
Записные книжки

оскорбил его молодую жену и его самого, организовал заговор про- тив знати. Но по доносу он был схвачен и казнен, и голова его скатилась с «лестницы гигантов» дворца дожей. На одной из внутрен- них стен дворца дожей среди портретов дожей вместо изображения Фальери и сейчас висит рама, обтянутая черным, с латинской надписью, означающей: «Это место Марино Фальери, обезглавлен- ного за преступление». Сюжет был уже использован в трагедии Байрона «Марино Фальери», в рассказе Гофмана «Дож и догаресса» и в других произведениях.

В гл. XV «Рассказа неизвестного человека» Марино Фальери упоминается в характерном контексте: «А во дворце дожей меня все манило к тому углу, где замазали черной краской несчастного Марино Фальери. Хорошо быть художником, поэтом, драматургом, думал я…» Может быть, в письме Суворину от 3 марта 1892 г. име- ется в виду этот неосуществленный замысел: «…хочется поехать в Венецию и написать… пьесу». 26 марта G апреля) 1891 г. письмо к родным Чехов начал так: «Лупит во всю ивановскую дождь. Venetia bella перестала быть bella». В этот день, не имея возможности из-за иепогоды выйти из дому, Мережковский послал Чехову записку с предложением ехать вместе в Болонью (ГБЛ).

Мережковский предлагал в этой записке выехать в Болонью на следующий день в 4 ч. 35 м. вечера: «Мы переночевали бы в Бо- лонье, и затем у нас было бы время от 9 ч. утра до 2V2 ч.- тогда отправляется поезд во Флоренцию. На несколько часов останавли-

251

ваться в Болонье неудобно, потому что там есть вещи («Св. Цецилия» Рафаэля Санцио), на которых грешно не остановиться повниматель- нее…»

Полное название картины Рафаэля: «Святая Цецилия с четырь- мя другими святыми» (находится в Академии искусств).

2. Запись сделана в Болонье или по дороге из Болоньи во Флоренцию, т. е. 27 или 28 марта. О. И.- по сопоставлению с Записями на отдельных листах — Ольга Ивановна, персонаж из первоначального замысла «Три года».

3. В письме к родным от 28 марта (9 апреля) 1891 г.: «Я в Болонье (Bologna), городе, знаменитом своими аркадами, косыми башнями и картиной Рафаэля «Цецилия»;).

Стр. 5. 1. В письме к родным 30 марта (Id апреля): «Холодно.

Хандрим».

2. Из записей к первоначальному замыслу повести «Три года» это первая, имеющая прямое отношение к ее тексту. Ср. в I гл.- о Панаурове (Сочинения, т. IX, стр. 14-15). В отличие от «брата О. И.» Панауров «ничего не пил». Ср. в гл. XI: «он любил коробки с картинками».

3. В IV, J, 3 (после «сделал» — «как говорят»). Воспоминание Суворина о том, что Чехов собирался писать драму о царе Соломо- не, возможно, восходит ко времени их путешествия («Новое время», 1904, № 10179, 4 июля): последствия «ошибки» Соломона, попросив- шего мудрости,- ситуация драматическая по своему характеру.

В книге Экклесиаста, приписываемой Соломону, в главах 1-й и 2-й говорится о тщетности любых человеческих усилий, в особенности о тщетности человеческого знания. К концу 1880-х годов относится автограф Чехова: монолог Соломона (см. стр. 194 настоящего тома).

Мысль монолога близка этим главам Экклесиаста.

5. В IV, 1, 4. Ср. в письме А. С. Суворину от 5 февраля 1893 г.:

«Литературное ханжество самое скверное ханжество».

Стр. 6. 1. 30 марта 1891 г. Чехов приехал в Рим из Флорен- ции. См. I, 4, 1.

3. «Три года», гл. X. Ярцев. В повести нет категорического утверждения: «Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы». Пример с «дождем» заменен на пример с «боло- тами». Запись датируется летом 1891 г. Чехов жил тогда в Боги- мове и часто беседовал с зоологом В. А. Вагнером, в частности о возможности преодоления наследственных инстинктов воспитани- ем. Во время этих дебатов, как вспоминал М. П. Чехов, Антон Павлович держался мнения, «что сила духа в человеке всегда может победить в нем недостатки, полученные в наследственность», и «как бы ни было велико вырождение, его всегда можно победить волей и воспитанием» (Вокруг Чехова, стр. 237). Эти споры отрази- лись не только в философии фон Корена в «Дуэли», о чем пишет М. П. Чехов, но и в культуртрегерских взглядах Ярцева в повести «Три года» (мысль о том, что воспитанием можно преодолеть все, даже неравенство среди людей). Пример с ученым Чехов привел в письме Суворину 3 ноября 1888 г.; о возможном источнике этого примера см. в комментариях к повести «Три года» (Сочинения, т. IX, стр. 460).

Стр. 7, 1. Эта запись связана с предыдущей, вошедшей в повесть «Три года» (в ее основе — тоже проблема социального

252

равенства). Возможно, что и она была задумана для гл. X по- вести.

2. В письме И. П. Чехову от 3A5) апреля 1891 г.: «Сегодня из Рима уезжаю в Неаполь».

«7.» — 7 апреля. Еще 4A6) апреля Чехов писал из Неаполя родным: «Днем бывает пасмурно».

3. Один из фешенебельных отелей в Риме: «…две больших гостиных, люстры, ковры, камины и всякая ненужная чепуха, стоя- щая нам 40 франков в сутки» — в письме к родным от 1A3) апреля 1891 г.

Стр. 8. 1. «11 апр.» — 11 апреля. Из Неаполя Чехов вернулся в Рим. 11B3) апреля из Рима он написал письмо Н. М. Линтваре- вой. Храм св. Петра поразил Чехова своими огромными размерами.

«Но нахожу, что он ие лучше венецианского св. Марка и не лучше римской церкви св. Павла»,- писал он И. П. Чехову 3A5) апреля 1891 г. «Вчера я опять был в Риме и опять осматривал храм св.

Петра. От входной двери до алтаря я сосчитал 250 шагов» (Чеховым, 12B4) апреля 1891 г.).

«13.» — 13 апреля. О поездке в княжество Монако и об игорном доме в Монте-Карло см. в письмах к родным от 12B4), 13B5) и 15B7) апреля 1891 г.

2. Ср. в гл. V книги «Остров Сахалин», в описании общих камер Александровской ссыльнокаторжной тюрьмы (Сочинения, т. XIV, стр. 94).

3. В Ницце Чехов был с 12 по 18 апреля 1891 г. В Париж прибыл в 8 часов утра 19 апреля (см. письма к родным за апрель 1891 г.).

4. Рассказ «Соседи». В тексте — не лес, а роща. Петр Михайлыч и Власич поют студенческую песню: «Наша жизнь коротка//Все уносит с собой» (упом. также в рассказе «Супруга»),

5. «21 апр.» — 21 апреля. «Сегодня Пасха (…) Это первая Пасха, которую провожу я не дома» (Чеховым, 21 апреля C мая) 1891 г.). О заутрене в посольской церкви см. в письме к М. Е. Че- хову от 21 апреля C мая) 1891 г.

«22.» — 22 апреля. Музей Гревена — галерея восковых фигур в Париже. Основана художником Альфредом Гревеном.

6. «Остров Сахалин», гл. XXII: «К общим причинам побегов следует отнести также пожизненность наказания» (Сочинения, т. XIV, стр. 345).

Стр. 9. 1. «Три года», гл. VII. О Рассудиной: «и прежде чем поцеловаться с ней, нужно было тушить все свечи». В повести Рас- судина «замужем за педагогом, но давно уже не жила с мужем».

Ивашин — одыо из имен героя первоначального замысла. Ср.: I, 9,4 и Записи на отдельных листах. «Инсипидка» — нелепая женщина. (от фр. insipide).

2. Отель в Париже. Дом сохранился доныне, но отеля в нем теперь нет. Улица находится между Вандомской площадью и пло- щадью Оперы.

3. Ср. в повести «Три года», гл. XVI: «от скатерти пахло мы- лом»; в рассказе «Жена», гл. VII: «сильно пахло скатертями»; в «Вишневом саде», д. II: «скатерти пахнут мылом» (реплика Раневс- кой).

4. В IV, 1,5 с заменой Ив. на N. К первоначальному замыслу повести «Три года». В повестииначе: «философствует» о любви

253

кружок холостых друзей Лаптева и ои с ними — до того, как он влюбился в Юлию (см. гл. I и XIV). Ср. I, 39, 7.

5. К первоначальному замыслу повести «Три года». Очевидно, имя Алеша здесь принадлежит не главному герою; к переживаниям Лаптева ближе заметки, относящиеся к Ив. (Ивашину). Но это имя перешло к Лаптеву.

Стр. 10. 1. Филиппов Сергей Никитич — литератор, автор путеводителей, сотрудничал в «Русских ведомостях». Бывал в доме у Чехова на Садовой-Кудринской (см.: А. С. Лазарев-Гру- зинский. А. П. Чехов.- Чехов в воспоминаниях, стр..171).

Весной 1891 г. Филиппов извещал Чехова, находившегося в Алек- сине, что получил для него из Крыма 10 бутылок вина. «Пожалуйста, не замедлите прислать за посылкой, лучше если пораньше утром, так часов до 9-ти»,- писал он в письме б. д. Адрес в этом письме:

«Большая Лубянка, д. Мосолова, мебл. комн.» (ГБЛ). Получив это письмо 8 мая 1891 г., Чехов написал из Богимова А. А. Долженко, жившему в это время в его квартире на Малой Дмитровке, чтобы он послал по названному адресу кого-нибудь за вином (см. Письма, т. IV, стр. 225).

2. «По делам службы». Первая запись к рассказу. Реплика следователя. В рассказе Чехов возвращается к первоначальной ком- позиции фразы: «прежде» — «теперь», но иначе: «Прежний так называемый порядочный человек стрелялся оттого, что казенные деньги растратил, а теперешнийжизнь надоела, тоска…»

3. Ср. в письме В. А. Гиляровского Чехову от 21 июля 1892 г. из Донской области: «Третьего дня в степи мы наткнулись на только что умершего от холеры косаря. Как косил, так и умер. Тут же его и закопали в степи. Можешь себе представить такие картинки» (ГБЛ «Филологические этюды». Серия Русская литература, вып. I. Ростов н/Д, 1972, стр. 132). Глагол «чкнулся» в другом контексте употреб- лен в рассказе «Жена». См. Сочинения, т. VII, стр. 465.

4. Имение Виктора Фомича Раковского, председателя харьков- ской судебной палаты, называлось Спешиловка. А. С. Суворин, побывав у Чехова в Богимове летом 1891 г., хотел приобрести Спешиловку. По его просьбе Чехов навел справки и 4 июня 1891 г. писал ему об условиях, которые предлагал Раковский. Покупка не состоялась.

Одна из версий о реалиях «Дома с мезонином» относится к Спешиловке (см. воспоминания В. К. Китаевского в кн.: Д. И. М а- линии. А. П. Чехов в Богимове б. Тарусского уезда. Калуга, 1931, стр. 26-27).

5. «Страх». Развернуто в словах Дмитрия Петровича (Сочи- нения, т. VIII, стр.130). О развитии этого мотива в творчестве Чехова, начиная с юношеской пьесй «Безотцовщина», см.: 3. П а — перный. Записные книжки Чехова. М., 1976, стр. 361-364.

6. В IV, 1, 7.

Стр. И. 1. Первая запись, связанная с деятельностью Чехова по организации помощи голодающим в 1891 г. (см. примечание к I, 13-17). В гимназии Л. Ф. Ржевской в Москве служила учитель- ницей М. П. Чехова. Через ее посредничество Чехов и собрал эту сумму с пансионерок Ржевской. 25 октября 1891

Скачать:PDFTXT

оскорбил его молодую жену и его самого, организовал заговор про- тив знати. Но по доносу он был схвачен и казнен, и голова его скатилась с «лестницы гигантов» дворца дожей. На