Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Записные книжки

же профессионального мастерства Савиной оставалась неизменно вы- сокой. Роль Саши при постановке «Иванова» в Александрийском театре Чехов перерабатывал применительно к индивидуальности актрисы. 12 лет спустя, И марта 1901 г., Чехов писал О. Л. Книп- пер: «Петербург я люблю (…) Петербургского же театра, кроме Савиной и немножко Давыдова,- я не признаю и (…) отрицаю его совершенно и не люблю его».

5. «У знакомых».

6. В IV, 3, 8.

8. В IV, 3, 9.

9. В IV, 3, 10.

Стр. 71. 1. В IV, 3, И.

2. В IV, 3, 12. Сухаревка — имеется в виду башня на Суха-

284

ревской площади в Москве (ыыне — Колхозная площадь). Там находился рынок, шла и книжная торговля.

3. В IV, 3, 13. Одна из записей, предшествовавших созданию рассказа «Дама с собачкой». См. I, 78, 1 и I, 79, 5 (а также более раннюю запись I, 68, 2). Мотив, связанный с чиновником и губерна- торшей, в текст рассказа не вошел (см. комментарий к рассказу «Дама с собачкой» в т. X настоящего издания). Очевидно, Чехов предполагал вернуться к этому сюжетному мотиву и перенес его позднее в IV записную книжку.

4. «Крыжовник». Иван Иваныч (с изменением).

5. В IV, 3, 14.

6. «Вишневый сад», начало д. III. Симеонов-Пищик. В IV, 3, 15.

7. В IV, 3, 16.

8. В IV, 3, 17.

9. В IV, 3, 18. Всероссийская перепись населения проходила в январе 1897 г. 10. «Мужики», гл. IX.

Стр. 72. 1. В IV, 3, 19 (с изменением).

2. В IV, 3, 20.

3. В IV, 3, 21. Возможно, запись предвосхищает сюжет рас- сказа «Ионыч» (см. комментарий к рассказу в т. X Сочинений).

5. «Архиерей», гл. II. Отец Сисой (имя изменено).

6. В IV, 4, 1.

7. В IV, 4, 2. Петарда — взрывная хлопушка.

8. «Вишневый сад», начало III акта. Симеонов-Пищик. В IV,

4, 3.

9. В IV, 4, 4.

Стр. 73. 1. Заметка связана с работой над продолжением по- вести «Мужики», не вошедшим в окончательный текст. Из II, 49, 3 (с изменениями). В IV, 4, 5.

2. Из И, 49, 4. В IV, 4, 6.

3. «У знакомых». О Татьяне: «Ей казалось, что он избалован женщинами, устал,- это ей нравилось в нем…» Из II, 48, 6.

4. «У знакомых». Варя. Из И, 46, 2 и II, 47, 4.

5. «У знакомых». Из II, 46, 2. В IV, 4, 7. Относившаяся к этому рассказу заметка была перенесена в IV записную книжку — в ней было заключено зерно другого замысла, относящегося к пьесе «Виш- невый сад». Это одна из самых ранних и важных записей к пьесе, намечающая общую ситуацию.

6. Возможно, относилось к рассказу «У знакомых», к образу «женщины-врача» (I, 73, 4). Из II, 47, 1 (во II записной книжке эта записьсреди заметок к рассказу «У знакомых»). В текст рассказа не вошло. В IV, 4, 8.

7. Из II, 47, 3 (с изменением). Во II записной книжке — также среди записей к рассказу «У знакомых». В IV, 4, 9.

8. Из II, 47, 6. В IV, 4, 10. Ср. I, 138, 1.

Стр. 74. 1. Рецепт.

2. В IV, 4, 11.

3. «В овраге», гл. VIII («Мальчик (…) мыл отцовские сапоги»).

4. В IV, 4, 12.

5 и 6. «Крыжовник». Слова Ивана Иваныча, с изменением.

7. В IV, 4, 13 (с изменением).

Стр. 75. 1. В IV, 4, 14.

2. В IV, 4, 15.

285

3. В IV, 4, 16.

4. Как и I, 73, 1, заметка связана с продолжением повести «Мужики» (герои живут в переулке близ Патриарших прудов и Малой Бронной). В IV, 4, 17.

5. В IV, 5, 1.

6. «Печенег», с изменением (вместо приезда X. к приятелю — ночевка частного поверенного у «печенега» Жмухина).

7. «Случай из практики», первая запись к рассказу. Вошло с изменениями (вместо «арестанта» — «приговоренные», без слов о «взаимном охлаждении» и др.).

Стр. 76. 1. В IV, 5, 2 (с изменением).

2. «В родном углу», гл. II. Вера.

3. В IV, 5, 3.

4. Холева Николай Иосифович — адвокат, один из директоров Литературно-артистического кружка в Петербурге. Заведовал репертуарной частью в театре А. С. Суворина (см. письмо Чехова брату Александру Павловичу от 23 февраля 1898 г.). «Сахалин» — возможно, в связи с намерением подарить ему книгу «Остров Саха- лин». В феврале 1897 г. Холева писал Чехову, что оставляет ему свой альбом с просьбой о нескольких чеховских строках на па- мять.

5. Рассказ Чехова «Без заглавия» впервые напечатан в газете «Новое время», 1 января 1888, № 4253, под названием «Сказка».

Рассказ был исправлен и включен в сборник «Помощь пострадавшим от неурожая», изд. газ. «Курьер). М., 1899 г.

6. Колесов Федор Иванович — заведующий книжными мага- зинами «Нового времени». В июле 1897 г. Чехов был в Петербурге, выяснял свои денежные дела в книжном магазине «Нового времени» и разговаривал с Колесовым о покупке книг у В. Н. Семенковича (см. письмо Чехова Семенковичу от 24 июля 1897 из Петербурга).

7. Названия растений для Мелихова.

8. В Дневнике за 27 июля 1897 — о пребывании Чехова в усадь- бе Н. А. Лейкина под Петербургом. В Дневнике Лейкина — запись об этом визите (ЛН, т. 68, стр. 506-507). См. также письмо Лей- кина Н. М. Ежову от 30 июля 1897 (Летопись, стр. 477), а также

III, 42, 1.

9. В IV, 5, 4.

10. «Новая дача», гл. II. Лукерья. 11. «На подводе». Семен. 12. В IV, 5, 5 (с изменением).

13. В IV, 5, 6.

14. «Ионыч», гл. IV (от бумажек «пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью»).

Стр. 77. 1. 4 септ. Из III, 12, 1. В Дневник (см. записи с 4 сен- тября 1897 г.). В письме сестре от 5 сентября Чехов описывал по- сещение «Мулен Ружа», «знаменитый danse du ventre» — танец живота. Cafe du neant (у Чехова без t)- «Кафе небытия», Cafe du ciel — «Небесное кафе» — парижские кафешантаны.

К. С. Станиславский в письме из Парижа (после 11 мая 1897 г., т. е. за несколько месяцев до приезда в Париж Чехова) так пере- давал свои впечатления от посещения кабачков на Монмартре «Le cabaret du neant» и «Le ciel»: «черное траурное сукно, скелеты, гробы ьместо столов, траурные свечи вместо электричества, при- служивают i робовщики. Полутемнота. Вас встречают возгласами:

28G

«Recevez Ies cadavres… 01 Que ca pue!» («Принимайте трупы… О, как смердят!»). Подают пиво следующей репликой: Empoisonnez- vous, c’est le crachat des phtisiques («Отравляйтесь, это плевки чахо- точных») и т. д. «Вы переходите в «Ciel»: балаганно расписанные стены синей краской с белыми кругами; подобраны страшные рожи — мужчины «одеты ангелами с крыльями (…) Апостол Петр, в балаганном костюме, говорит проповедь и исповедует желающих, ангельская музыка и райские звуки, набранные из наиболее весе- лых опереток (..) Вот зрелища, которые больше всего оставили впечатлений во мне» {Станиславский, т. 7, стр. 104-105).

«8 сент.» В Дневник. Биарриц — французский морской курорт.

Сутугин Василии Васильевич — доктор медицины. В письме из Биаррица 9 сентября П. Н. Федорову, заведующему книжным ма- газином журнала «Русская мысль», Чехов просил послать экземпляр его книги «Остров Сахалин» по петербургскому адресу Сутугина.

Соболевский Василий Михайлович — редактор-издатель газеты «Русские ведомости». Чехов писал В. А. Гольцеву 14 сентября из Биаррица: «Ежедневно видаюсь с В. М. Соболевским».

«Виктория» — гостиница в Биаррице. Чехов — Суворину 11 сентября 1897: «Меня встретили Соболевский и Морозова (жена Соболевского) (…) Морозова предлагала занять у нее комнату, но я отклонил сие любезное предложение и поселился в «Виктории» (…) За 14 франков мне дают комнату во втором этаже, service и все остальное».

В том же письме — о поездке в Байонну (небольшой город вблизи Биаррица, недалеко от испанской границы).

2. В Дневник (8 сентября 1897 г.).

3. «14 сент.» В Дневник. Grande course landaise — большие состязания в Ландах; бои быков или коров, проводимые в Байонне (департамент Ландов). Одно из таких состязаний описывал Чехов А. А. Хотяинцевой 17 сентября 1897: «На днях в Байонне происхо- дил бой коров. Пикадоры-испанцы сражались с коровами. Коро- венки, сердитые и довольно ловкие, гонялись по арене за пикадо- рами, точно собаки. Публика неистовствовала».

«22 сент.» Чехов — В. А. Гольцеву 20 сентября из Биаррица:

«погода здесь испортилась и мы (т. е. я и Соболевский) решили уехать в Ниццу…»

«23-го»… В Дневник. Pension Russe — Русский пансион в Ницце. Остановиться там Чехову посоветовал Н. А. Лейкин, с ко- торым он встречался в Биаррице с 8 по 22 сентября 1897 г. (ЛН, т. 68, стр. 508). О своей жизни в пансионе Чехов рассказывал в письмах сестре от 25 сентября, А. С. Суворину от 1 октября, ма- тери от 4 октября 1897 г.

«Pension Russe был небольшой старый дом, поместившийся в глухом узком переулке. Попадая сюдасразу замечался полный контраст с остальной Ниццей — элегантной и расточительной» (Марк Гальперин. Воспоминание о Чехове.- «Киевлянин», 1904, № 186, 7 июля). См. также в воспоминаниях о Чехове Вас. И.

Немировича-Данченко «Памятка об А. П. Чехове» (Чеховский юби- лейный сборник, стр. 397-403), М. М. Ковалевского («Об А. П. Че- хове».- «Биржевые ведомости», 1915, № 15185, 2 ноября), А. А. Хо- тяинцевой «Встречи с Чеховым» (ЛН, т. 68, стр. 605-611), П. В. Бе- зобразова «Из моих воспоминаний» («Приднепровский край», Ека- теринослав, 1914, № 5177, 2 июля). 2 A5) февраля 1903 г. Н. И. Юра-

287

сов писал Чехову из Ниццы: «Русский пансион, в котором Вы жили, закрыт, одним словом, его больше не существует» (ГБЛ).

«24 сент.» В Дневник. Болье — курорт недалеко от Ниццы.

Там находилась вилла юриста, историка и социолога Максима Мак- симовича Ковалевского. Уволенный в 1887 г. из состава профес- соров Московского университета за прогрессивный образ мыслей, он эмигрировал в Париж. Чехов с глубоким уважением отзывался о нем — в письмах сестре от 29 сентября 1897 г. («это интересный, живой человек»); А. С. Суворину от 1 октября, А. А. Хотяинцевой от 31 октября («большой человек во всех смыслах»), Д. Рошу от 8 декабря («представитель лучшей частн русской интеллигенции»).

Чехов и Ковалевский собирались вместе поехать в Алжир, но по- ездка не состоялась — см. письмо Чехова Ковалевскому от 20 ян- варя 1898 н. ст.

«25 сент.» В Дневник. Якоби (Якобий) Валерий Иванович — русский живописец, один из организаторов Товарищества пере- движников. Отзыв Чехова о нем — в письме А. С. Суворину от 1 октября 1897 г. О встречах с ним писателя см. в воспоминаниях Вас. И. Немировича-Данченко (Чеховский юбилейный сборник, стр. 398-399).

Из Ниццы Чехов ездил в Монако, где посещал игорный дом —

Скачать:PDFTXT

же профессионального мастерства Савиной оставалась неизменно вы- сокой. Роль Саши при постановке «Иванова» в Александрийском театре Чехов перерабатывал применительно к индивидуальности актрисы. 12 лет спустя, И марта 1901 г., Чехов