область в Верхнем Египте со столицей городом Фивы. Здесь в пустыне с первых времён христианства стало развиваться монашество.
34
Нитрия — долина в Египте ближе к Ливийской пустыне со множеством озёр, содержащих соль и селитру. В первые века христианства была одним из крупнейших центров монашества
35
«Феотокарий» — сборник из шестидесяти двух хвалебных канонов ко Пресвятой Богородице, которые собрал святой Никодим Святогорец из рукописей Святой Горы и издал в 1796 году.
36
См.: Старец Паисий Святогорец. Отцы–святогорцы и святогорские истории. М.: Святая Гора, 2009. С. 149–153.
37
Святого Иоанна Златоуста, Слово на Святую Пасху. PG 59, 723.
39
См.: Старец Паисий Святогорец. Отцы–святогорцы и святогорские истории. С. 23–54.
41
Богородичен воскресных блажени Первого гласа.
42
Старец Паисий рассказал это в 1984 году и никаких пояснений не дал
43
Выражение, взятое из монастырских уставов, которое означает, что некоторые изменения в уставе оставляются на усмотрение настоятеля. Говоря так, Старец Паисий имеет в виду: «Действуй по усмотрению сердца».
44
Имеется в виду письмо с поздравлениями, в котором обычно содержались и духовные наставления.
45
Старец имеет в виду, что на Афоне будут праздновать Успение Пресвятой Богородицы по старому стилю.
46
Стихиры, которые поются в конце молебного канона ко Пресвятой Богородице.
47
В 1955–1958 гг.
48
Святителя Василия Великого. Беседа XIX. О святых сорока мучениках. PG 31,508 С.
49
Старец имеет в виду Божественную благодать, которая питает и услаждает человека
50
В 1967–1968 гг.
51
См.: Старец Паисий Святогорец. Отцы–святогорцы и святогорские истории. С. 17–18.
52
Минеи — Богослужебная книга, которая содержит последования на каждый день месяца, посвящённый памяти определённого святого. Для каждого месяца года есть своя — Месячная минея.
53
В ноябре 1966 г. Старцу Паисию была сделана операция на лёгких, так как у него наблюдались бронхоэктазы.
54
Для отвода жидкости после хирургической операции.
55
Святой Георгий Синаит († 544) захотел в день Пасхи причаститься в храме Воскресения в Иерусалиме. Во время божественного причащения он, находясь в своей келье, оказался в храме Воскресения и причастился Святых Таин из рук Иерусалимского патриарха, пам. — в среду Светлой седмицы (в Соборе Синайских святых) и 11 марта по ст. ст.
56
Мф.6:4; 6:6 и 6:18.
57
См.: Старец Паисий Святогорец. Отцы–святогорцы и святогорские истории.
58
Святой Антипа, еп. Пергамский († 68), жил в апостольские времена и принял мученическую кончину в Пергаме Асийском. Память его празднуется 30 марта по ст. ст.
59
Откр.2:13.
60
Сказано в 1986 году.
61
В монастыре Эсфигмен в 1953–1955 гг.
62
Мф.6:21.
63
Речь идёт о самом Старце Паисии (см.: Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский, М.: Святая Гора, 2010. С. 31–33.
64
Старец имеет в виду конкретные чудеса, сотворённые святым Арсением Каппадокийским (Хаджефендисом, ок. 1840–1924), когда воры, которые залезали к нему в дом, не только уходили ни с чем, но и просили прощения; пам. 28 октября по ст. ст. (см:. Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский. С. 94–95, 96, 100–101,101–103, 104.
65
Такой совет не означает, что Старец Паисий отрицает врачебную помощь; говоря здесь так, он побуждает нас с верой просить помощи у святых.
66
Ср:. Ин.14:12.
67
Мученик Лукиллиан Никомидийский (f275), память его и с ним четырёх отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия и святой девы Павлы отмечается 3 июня по ст. ст.
68
Здесь сноска греческого издания: «Цитата не найдена».
69
Мф.6:33.
70
См:. Мф.21:22.
71
Мф.6:11.
72
См.: 1Цар.8:4–22.
73
См.: 1Цар.14:24–31; 22:16–21.
74
Мф.6:10.
75
См.: Авва Исаак Сирин. Подвижнические слова. Послание IV. С. 331.
76
Здесь сноска греческого издания: «Цитата не найдена».
77
См: Мф.7:7 и Лк.11:9.
78
Старец обращается здесь к тяжело больной и очень ревностной сестре.
79
Пс.33:2.
80
Сказано Старцем Паисием 11 июня 1994 года, ровно за месяц до своего преставления.
81
Это был сам Старец Паисий.
82
См.: Мф.8:22 и Лк.9:60.
83
Старец Паисий был некоторое время дохиаром в монастыре Филофей, т. е. ответственным за приём, хранение и распределение продуктов.
84
По афонской традиции, священник перед окончанием проскомидии звонит в колокольчик, и верующие про себя поминают имена православных христиан, живых и почивших, а он в это время вынимает за них частицы.
85
Речь идёт о самом Старце Паисии.
86
Удаление злокачественной опухоли в толстой кишке в феврале 1994 года.
87
См. Прошение на отпусте в конце полуношницы и повечерия.
88
Сказано Старцем 28 июня 1994 г. за две недели до своего преставления.
89
Ин.5:24.
90
Старец Паисий Святогорец. Отцы–святогорцы и святогорские истории. С. 82–85.
91
Кафоликон — главный соборный храм монастыря.
92
Так называется 118–й псалом, начинающийся словами: «Блаженны непорочны в путь».
93
Сказано в декабре 1993 года.
94
Кафизма — в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Псалтирь разделена на 20 кафизм таким образом, чтобы все кафизмы были приблизительно одинаковой длины. Поэтому разные кафизмы содержат разное число псалмов.
95
Пс.103:35.
96
Пс.36:39.
97
См. приложение к настоящему изданию, С. 237
98
Псалом 50–й.
99
В соответствии с церковным богослужебным уставом на вечерне читается одна кафизма из Псалтири, а на утрене две кафизмы. Таким образом в течение недели вся Псалтирь прочитывается полностью.
100
Первая часть — псалмы с 1–го по 54–й, вторая — с 55–го по 100–й, третья — со 101–го по 150–й.
101
Старец имеет в виду тело, которое есть «храм Святого Духа» (см.: 1Кор.6:19).
102
Слова молитвы Иисусовой являют правый догмат нашей веры. «Господи» показывает Божественную природу Христа. «Иисусе» являет Его человеческую природу. «Христе» — и ту, и другую. «Сыне Божий» показывает, что две природы Христа пребывают неслиянны и после их соединения
104
Ср: Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27.
105
Речь идёт о самом Старце Паисии.
106
107
В 1964–1967 гг.
108
Песн.5:2.
109
Старец имеет в виду, что молитвенное делание требует и телесных усилий, и борьбы со страстями и не имеет ничего общего с техникой, которой пользуются последователи восточных религий для достижения состояния «искупления», так называемой нирваны.
112
Старец Арсений Пещерник (1886–1983) подвизался на Афоне в пещерах скита Малой святой Анны.
114
Старец имеет в виду книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».
115
Самый известный сборник святоотеческих текстов, посвящённых молитве и трезвению, это «Добротолюбие», который был составлен и издан в 1782 году святыми Макарием Нотарасом († 1805) и Никодимом Святогорцем († 1809).
116
О погружении в молитву — см. стр. 235.
118
См.: Быт.1:26.
120
Старец часто говорил о «молитвенной бригаде», «артели» или «товариществе».
121
Духовное состояние, когда человек, очистившись от страстей, уже не имеет помыслов. Как пишет авва Исаак, душа принимает мир помыслов и от мира помыслов возводится к чистоте ума. От чистоты ума человек доходит до зрения тайн Божиих, то есть до созерцания. Имеет ощущение Бога, наслаждается Богом.
123
Воскресная стихира на стиховне Пятого гласа.
124
Ср. стих из второй статьи Непорочных на утрени Великой субботы: «Якоже неясыть уязвлен в ребра Твоя Слове…»
125
126
Мф.15:8. См. также: Ис.29:13.
127
См:. Ис.66:1–2.
128
Мф.22:37. См. также. Мк.12:30; Лк.10:27.
129
Ирмос и катавасия Первой песни Первого канона праздника Рождества Христова.
130
Ср:. Лк.2:8.
131
См.: Лк.2:7.
132
Ис.1:3.
133
Третья стихира на Господи воззвах на вечерне 24 декабря. (Текст греческой богослужебной Минеи не совпадает с текстом Минеи русской. — Прим. ред.)
134
Стихира Девятого часа праздника Рождества Христова.
135
Первая самогласна стихира на стиховне праздника Рождества Христова
136
Согласно Уставу в первые три дня Великого поста положено полное воздержание от пищи и воды.
137
Триодь поётся, начиная с Недели мытаря и фарисея и до Великой субботы.
138
См: Григория–монаха, ученика святого Василия Нового, «О мытарствах души в час смерти».
139
Девятый час по византийскому времени соответствует третьему часу пополудни.
140
Тропарь на «Славу» на Девятом часе в Великую пятницу.
141
См: Мф.27:34; Ин.19:28–29.
142
Согласно древней церковной традиции погребальные стихи поются вместе с Непорочными, т. е. по каждом погребальном стихе поётся и один стих 118–го псалма. Сегодня в Греции в Великую пятницу погребальные стихи поются отдельно от Непорочных.
143
Ирмос и катавасия Первой песни канона Пасхи.
144
Речь о Вардусиевых горах в окрестностях г. Навпактос (Западная Греция).
145
Мф. 18:20.
146
То есть в конце утрени.
147
Имеется в виду один из двух сораспятых со Христом разбойников, сказавший другому; «Ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? И мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори» (Лк.23:40–41).
148
Херувимская песнь.
149
Тропарь Пятидесятницы.
150
Кондак Пятидесятницы.
151
Последование к божественному причащению обычно читается в храме во время утрени.
152
Великий канон, творение святого Андрея Критского, поётся по частям в первые четыре дня Первой седмицы Великого поста на великом повечерии и полностью на Пятой седмице на великом повечерии в среду и на утрене в четверг.
153
Сказано в июне 1994 года, за месяц до преставления Старца Паисия.
154
Пс.46:7.
155
Одно из прошений на ектенье.
156
1 Кор. 14:40.
157
Иак.5:13.
158
Пс.103:28. Стихи этого псалма, начиная с 28–го и до конца, поются на праздничных всенощных службах.
159
Старец, очевидно, имеет в виду европейские музыкальные инструменты, к числу которых относится и скрипка. Второй глас невозможно исполнить в европейском мелодическом ряду, его можно сыграть только на скрипке или на восточных щипковых музыкальных инструментах, таких, например, как канонаки (турецкий аналог гуслей) или уд (он же барбет — турецкий аналог лютни).
160
Слова из турецкой песни «Кониали».
161
Ирмос и катавасия Пятой песни канона праздника Воздвижения Честного Креста Господня (14 сентября).
162
Стихира по 50–м псалме на утрени праздника Воздвижения Честного Креста Господня.
163
Ирмос и катавасия Девятой песни Первого канона праздника Богоявления Господня.
164
Припев на Девятой песни канона праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
165
Зервас Наполеон (1891–1957) — политический и военный деятель, один из главных борцов национального сопротивления во время немецкой оккупации. Ко времени окончания оккупации военные силы Зерваса контролировали большую часть греческих областей Этолоакарнании и Эпира, где находятся горы Джумерка.
166
Первый тропарь Пятой песни канона предпразднства Богоявления, его поют на повечерии 5 января.
167
Сказано во время сильной засухи, когда в один день прошёл небольшой дождик.
168
В знак благодарности Богу можно читать славословие «Тебе слава подобает…» или творить молитву по чёткам, произнося: «Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе».
169
Ср:. Мф.25:21 и 25:23.
170
Ин.17:4–5.
171
Светлой называется первая неделя после Пасхи.
172
Пс.150:5.
174
Ирмос и катавасия Первой песни Первого канона праздника Рождества Христова.
176
См.: Старец Паисий Святогорец. Отцы–святогорцы и святогорские истории. С. 12, 65–73.
178
См.: Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский. С. 31–33.