которое сейчас получило законченную организацию и является самым ярким, самым бесспорным свидетельством того, что единство Церкви только нарушено, но не разрушено.
Сущность экуменического движения определяется сознанием греховности разделений в христианском мире и потребностью найти пути к воссоединению всех христиан, т. е. к восстановлению церковного единства. Экуменическое движение началось в протестантском мире, в котором разделения достигают невероятных размеров, часто основываясь на случайных и поверхностных моментах. Это объединительное движение сначала имело два своих организационных выражения — одно называлось «Life and work» («Вопросы жизни и работы») и стремилось к объединению на почве «практического христианства», т. е. на почве общехристианского дела христианизации экономических, социальных, национальных (расовых), политических отношений. Другое организационное выражение этого стремления к объединению христианского мира называлось «Faith and Order» («Вопросы веры и церковного строя»), т. е. имело в виду вопросы догматического и канонического характера. В 1937 г. оба эти движения соединились и усвоили себе название «Союз Церквей». Во главе этого, ныне действующего. Союза Церквей стоит Комитет, куда входят представители от всех церквей (кроме католической, которая условием своего активного сотрудничества ставит предварительное подчинение римскому папе); деловая работа сосредоточена в Секретариате, который находится в Женеве. После 1937 г. состоялось два мировых съезда (в 1948 г., Амстердам, и в 1954 г., Evanston, Америка). На этих съездах обсуждались вопросы международных отношений, социально-экономической жизни и т. д.
В экуменическом движении почти все православные церкви (за исключением русской церкви) принимают активное участие. Приведем из декларации, составленной представителями православных церквей, наиболее важные места:
«Все содержание христианского вероучения,— читаем в этой декларации[271],— должно быть рассматриваемо в целом и неделимом единстве… Воссоединение христианского мира может быть достигнуто только на основании целостного догматического вероучения древней, нераздельной Церкви, без убавлении и изменений… Церковь есть единое Тело Христово, и ее историческая непрерывность и единство сохраняются общей верой, вырастающей из полноты Церкви… Святая православная Церковь одна сохранила в полноте и неповрежденности веру…»
На основании всего сказанного должно признать экуменическое движение очень важным проявлением устремленности христиан всего мира к воссоединению. Неучастие католической Церкви в экуменическом движении свидетельствует о чрезвычайной трудности для католического сознания преодолеть их потребность властвовать в христианском мире. Католикам не нужно было отказываться ни от одного из своих принципов, но нужно было бы руководствоваться верой, что сама истинность их путей приведет всех христиан к согласию с ними. Они же ищут не воссоединения, а присоединения… Так или иначе тоска о воссоединении христианского мира сама свидетельствует, что единство Церкви хотя очень глубоко нарушено, но не разрушено.
9. Разделение в Церкви — ее крест
Все же отсутствие видимого единства в Церкви Христовой чрезвычайно соблазнительно. Нередко верующие люди уходят из Церкви, создают малые или большие объединения в поисках «истинной» Церкви. С другой стороны, наличность разделений в Церкви, частая враждебность одних вероисповеданий в отношении других ставят под сомнение указанное выше учение о том, что истинная Церковь реализована или вообще реализуема в истории. Как будто легче справиться со всеми этими соблазнами и трудностями, если усвоить позицию протестантизма, т. е. отделить Церковь видимую («историческую») от Церкви невидимой («мистической»). При этой позиции единство относится только к невидимой Церкви, а разделения — к видимой, человеческой. Но такое раздвижение невидимой и видимой Церкви никак нельзя согласовать со словами Спасителя, что Он создаст Церковь на земле, что вдвигает Церковь, как Его «тело», в историю. Мы должны открытыми глазами глядеть на трагедию Церкви в ее историческом воплощении и утешаться тем, что единство Церкви хотя и нарушено и потрясено, но не разрушено. Именно отсюда и вытекает проблема воссоединения христиан в Единой Церкви; отходить же от Церкви потому, что в ней царят раздоры, идет борьба исповеданий — значит отрекаться от того, что дал нам Господь. Вне Церкви нельзя быть с Господом,— а раздоры и разделения в Церкви есть крест «исторического христианства», который все должны нести в чаяния Царства Божия на земле.
VI. Заключение к главам о христианстве как Церкви
1. Церковь связана с историей
Критика Церкви со стороны тех, кто отошел от Церкви, или тех, кто утерял веру во Христа Спасителя, обычно направляется на различные ошибки и прегрешения деятелей Церкви. Во многом она верна, но при этом не замечают, что больше всего от этих ошибок и грехов страдает сама Церковь, которая проходит через историю в муках и терзаниях. Таков исторический путь Церкви,— входя в историю, воплощаясь в иерархии, в церковном строе, входя во внутренний мир верующих, Церковь Христова постоянно и всюду встречает препятствия, искажения и лукавство со стороны именно тех, кому она несет свои благодатные дары. Не Церковь мертва или грешна, а мы, живые носители тайны Церкви, мертвенны, грешны, лукавы.
Поэтому правда, которая есть в обвинениях, направляемых на Церковь, никак не может оправдать ухода от Церкви и возникновения бесцерковного христианства. Если мы веруем в Христа Спасителя, мы не можем не веровать в Его Церковь, но Церковь не может быть отделяема от тех, кто в нее вошел. Горе не только в индивидуальных грехах каждого из нас (хотя это и обременяет Церковь и терзает ее святыню), горе в том, что благодаря грехам, ошибкам, злоупотреблениям со стороны священнослужителей своим иерархическим положением создаются затруднения к тому, чтобы Церковь явилась перед миром во всей своей святости и чистоте. Эта «неявленность» в мире всей полноты правды Церкви не отрывает ее от истории, не превращает Церковь только в некую идею, не позволяет разъединить Церковь невидимую и Церковь видимую; Церковь остается исторической, она живет в истории, живет в людях. Но через наше нерадение мы соблазняем тех, кто по тем или иным причинам не вмещает в свое сердце исторической Церкви, не охватывает в церковном сознании своем ее полноты.
Прохождение Церкви через историю по нашим грехам и нерадениям образует ее крест. И горе тому из нас, кто, войдя в Церковь через св. Крещение, отречется от матери Церкви, не понесет ее креста, не приложит своих усилий к тому, чтобы исправлять ошибки, ослаблять неправду других членов Церкви. Уход от Церкви, отрыв от нее обессиливает наше творчество, расстраивает наш внутренний мир, усиливает зло в истории,— и Церковь, как путь спасения, уже не может, благодаря нам, нести миру свою благодать во всей полноте. Уход от Церкви неизбежно превращается в измену Христу,— хотя бы мы в сердце своем сохраняли веру в Него. Надо иметь мужество нести крест Церкви, надо помнить, что Церковь есть тело Христово, что в своей неповрежденной святыне она невидима и неявленна только по грехам нашим.
3. Творческие задачи Церкви в мире
Но, конечно, задача каждого христианина не только в том, чтобы быть верным Церкви, не только в этом, можно сказать, «консерватизме» охранения связи с ней, но и в положительной творческой задаче воплощения правды Церкви в жизни,— в индивидуальном внутреннем мире, а также во всей культуре, в социально-экономической жизни, во всем ходе истории. Чем яснее нам ошибки деятелей Церкви в прошлом, тем настойчивее должны мы служить ныне проникновению правды Церкви в жизнь. Преображение отдельной души не менее трудно, чем преображение общественной и исторической жизни. Но в обоих случаях путь христианина есть жизнь в Церкви и с Церковью.
В.В.ЗЕНЬКОВСКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Василий Васильевич Зеньковский принадлежит к младшему поколению мыслителей русского религиозно-философского Ренессанса, усилиями которых была создана русская философия начала и первой половины XX века.
Он родился 4 (16) июля 1881 г. в г. Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий), в семье учителя, который вместе с тем был и церковным старостой. Как и большинство его старших современников, Зеньковский проделал путь от детской религиозной веры к неверию и обратно к вере, но уже обогащенной творческим сомнением (этот путь С. Н. Булгаков назвал знаменитой своей формулой «от марксизма к идеализму»). С религией В. В. Зеньковский расстался, будучи гимназистом пятого класса, под влиянием чтения Д. И. Писарева и по окончании гимназии поступил на физико-математический факультет Киевского университета св. Владимира. Под влиянием изучения русских писателей (особенно Гоголя), а также Канта и неокантианцев, он вновь обретает религиозную веру и переходит (в 1904 г.) на историко-философский факультет, который и закончил. С 1905 г. он принимал участие в работе Киевского Общества по изучению религии и философии, а в 1910 г. стал его председателем. В эти годы он сблизился с С. Н. Булгаковым, который до 1906 г. жил и работал в Киеве. В 1913—1914 гг. он учился за границей (в Германии, Австрии и Италии), по возвращении на родину защитил диссертацию и в 1915 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре философии Киевского университета. Волей судьбы ему пришлось принять участие в трагических событиях начавшейся в России революции и гражданской войны. В 1918 г. В. В. Зеньковский в течение пяти месяцев занимал пост министра вероисповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского, о чем рассказал в своих лишь недавно опубликованных воспоминаниях. Занимая этот пост, несмотря на свою «нелюбовь к политической работе», он руководствовался исключительно «чувством долга»: «послужить устроению Украины в интересах России, борясь против сепаратизма и русофобства»[272]. «Я знал,— пишет он далее,— что иду на жертву, что очень много потеряю вследствие этого — но не представлял себе все-таки, как велика будет жертва… Я помолился Богу, подумал немного в одиночестве — и решил пойти на работу, меня ожидавшую…»[273]
После падения правительства Скоропадского Зеньковский вынужден был эмигрировать, сначала в Югославию, где с 1920 по 1923 г. был профессором философии Белградского университета (принимая в то же время участие в работе Белградского православного кружка, одним из организаторов которого был Н. М. Зернов), затем в Чехословакию, где возглавлял кафедру экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института. В 1923 г. в Пшерове (Чехословакия) по инициативе В. В. Зеньковского состоялся съезд русской православной молодежи, на котором было основано Русское Студенческое Христианское Движение, избравшее его своим председателем. В. В. Зеньковский оставался председателем РСХД до самой своей кончины.
В 1926 г. в связи с прекращением государственных субсидий Пражскому педагогическому институту В. В. Зеньковский переехал в Париж. Здесь он принял самое активное участие в открытии Парижского Православного богословского института имени Сергия Радонежского и долгие годы возглавлял в нем кафедру философии. Одновременно с этим он организовал Высшие богословские курсы, просуществовавшие более двадцати лет, открыл Религиозно-педагогический кабинет, с 1927 по 1961 г. редактировал «Религиозно-педагогический бюллетень».
В начале второй мировой войны В. В. Зеньковский был арестован французскими властями и после одиночного пребывания в тюрьме был выслан на юг Франции. В