«в духе». Чтобы быть «в духе», ваша душа должна быть упразднена. «В духе» вы вступаете в чистоту этого Духа, Который молится внутри вас; вы удалены от своих собственных душевных и человеческих методов молитвы. Вы находитесь «в действительности», потому что вы оказались в действительности того, что Бог есть всё, а человек есть ничто.
Дорогой читатель, в принципе, существует только две истины: Всё и Ничто. Что-либо иное есть ложь. Бог — это Всё; вы — это ничто. Только своим собственным упразднением вы можете оказать Богу должное почтение. Как только эта чудесная работа завершена, Бог входит внутрь.
Есть такой закон природы: Господь никогда не позволяет пустоте существовать долгое время. Он приходит туда, где ничего нет, где пустота, и моментально заполняет это место Собой.
Он вкладывает Себя именно туда, где Он умертвил всё! Но разве упразднение и разрушение — это не больно? О, если бы вы только познали благость и благословение, которые получает душа, вошедшая в это переживание. Вкусите его, и вам больше не захочется ничего другого. Это есть «драгоценная жемчужина», «скрытое сокровище». Тот, кто находит его, добровольно продаёт всё, что имеет, чтобы приобрести его (Мф.13:44, 45). Это есть «источник живой воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14).
Вы помните, что Господь Иисус сказал нам, что «Царство Божье внутрь вас есть» (Лк.17:21)? Это верно по двум причинам. Во-первых, это верно, когда Бог становится Хозяином и Господином внутри вас настолько, что уже ничего в вас не противится Его правлению. Именно тогда ваше внутреннее существо, ваш дух, является Его Царством. Это когда Бог обладает вами.
Во-вторых, вы также можете обладать Богом. Когда мы обладаем Богом, мы также обладаем Его Царством; а в Его Царстве есть полнота радости. Наша конечная цель — это радоваться о Боге в этой жизни. Получать радость от Бога! Именно с этой целью мы и были созданы. Увы, лишь немногие осознают, что этого можно достичь, и что иметь это в своей жизни так легко. Служить Богу значит царствовать!
21.Тишина в глубинах.
Пойдём дальше и рассмотрим ту роль, которую играет тишина в нашем развивающемся переживании Христа, ибо тишина очень тесно связана с переживанием Господа на более глубоком уровне.
Иногда кто-то слышит термин «молитва тишины» и тут же заключает, что в такой молитве душа играет вялую, мёртвую и бездеятельную роль. Конечно же, это совсем не так. На самом деле, здесь душа играет более высокую и важную роль, нежели в произносимой молитве. Как такое возможно?
Душа может быть активной и в то же время совершенно тихой. Это происходит потому, что уже Сам Господь начинает двигать душой. Душа начинает действовать в ответ на действие Его Духа. «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи». (Рим.8:14)
Поэтому молиться «молитвой тишины» совсем не значит прекратить всякое действие. Это значит, что ваша душа приводится в действие движениями вашего духа. Возможно, книга пророка Иезекииля поможет нам понять это. В видении Иезекииль видел колёса. У этих колёс был живой Дух. Куда бы ни шёл Дух, туда же шли и колёса. Если Дух тихо стоял, то и колёса тихо стояли. Если Дух поднимался с земли на небеса, то и колёса поднимались наравне с Ним.
В этих колёсах был Дух, и колёса были движимы Духом (Иез.1:19-21). Душа подобна этим колёсам. Душа может действовать по своим собственным желаниям, но она может и ждать, пока действие не произойдёт где-то глубже. Затем душа уподобляется этим колёсам, следуя Духу, куда бы Он ни шёл. Точно так же душа должна подчиниться водительству живого Духа, находящегося внутри. Душа должна ожидать и быть верной в том, чтобы действовать только тогда, когда действует Дух.
Можете быть уверены: Дух никогда не будет превозносить природу человеческого «я». (А вот душа, следуя своим наклонностям, так часто превозносит человеческое «я».) Что делает Дух? Дух движется вперёд, устремляясь к конечной цели. Что это за конечная цель? Это единение с Богом.
Поэтому пусть душа не делает в молитве ничего своего. Душа должна просто следовать за Духом, пока не достигнет конечной цели! Разобрав этот пример, вы, я полагаю, поняли, что душа не прекращает деятельность. Просто её действия становятся совершенно гармоничными с Духом.
Пойдём дальше и разберем «молитву тишины» с практической стороны. Как вам начать познавать Господа в тишине? Видите ли, когда ваша душа действует сама по себе, то есть действует отдельно от деятельности Духа — тогда её деятельность по своей природе будет напряжённой и принудительной! Душевное усилие в молитве всегда содержит в себе озабоченность и борьбу.
Но это даже преимущество! Вы сможете легко узнать, когда будет действовать душа! Но всё совершенно иначе, когда душа отвечает на действие Духа — отвечает на нечто более глубокое в вашем существе. Когда душа отвечает Духу, то действие свободно, легко и естественно. Вам будет казаться, что вы вообще не прилагаете никаких усилий. «Он вывел меня на пространное место и избавил меня; ибо Он благоволит ко мне». (Пс.17:20)
Начиная с того момента, когда ваша душа обратилась внутрь, и ваш разум сосредоточен на Духе, внутреннее притяжение Господнего Духа будет очень сильным. Фактически, притяжение вашего духа, направленное к душе, сильнее любой другой силы — сильнее тех сил, которые могли бы увлечь вас обратно на поверхность.
Истина такова: ничто не может вернуться к своему центру быстрее, чем душа к Духу! Активна ли душа в это время? Да! Но эта активность настолько возвышена, настолько естественна, настолько мирна и непринужденна, что вам будет казаться, будто душа вообще не прикладывает усилий!
Замечали ли вы когда-нибудь, что когда колесо вращается медленно, то все его части легко различимы. Но если колесо вращается быстрее, вы сможете различить очень немногое. Так происходит с душой, покоящейся в Боге. Когда душа покоится в Боге, её деятельность духовна и очень возвышенна. Тем не менее, душа не прилагает никакого усилия. Она исполнена мира. Поэтому храните свою душу в мире. Чем более мирна ваша душа, тем быстрее она способна двигаться к Богу, своему центру.
Почему? Потому что душа подчинилась духу, и теперь уже Дух движет и направляет! А что притягивает вас так сильно к вашим внутренним частям? Никто иной, как Сам Бог. И Он притягивает вас так, что вы начинаете бежать к Нему. Девушка в Песне Песней поняла это, так как сказала: «Влеки меня, Мы побежим за тобою». (Песня Песней1:3)
«Влеки меня к Себе, о мой Божественный Центр, тайными началами моего существа, и все мои силы и чувства последуют за Тобой!»
Господь очень просто притягивает вас к Себе. Его притяжение — это и исцеляющий елей и благоуханная масть, влекущая вас к Нему. Девушка в Песне Песней сказала об этом так: Мы следуем за благоуханием Твоих мастей! (Песня Песней1:3)
«Господь, ты влечёшь нас благоуханием Своего существа, и Ты влечёшь нас так глубоко внутрь к Себе!»
Его влекущая сила чрезвычайно сильна, а душа движется так свободно и непринуждённо. Почему? Потому, что притяжение вашего Господа настолько же приятно, насколько оно сильно! Хотя Он притягивает вас очень мощной силой. Его притяжение уносит вас своей сладостью.
Когда молодая девушка сказала: «Влеки меня, мы побежим за Тобою», она говорила прежде всего о своём духе, о центре своего существа. Господь притягивает именно дух. Он говорит к вашему духу; Он призывает вас следовать за Ним, увлекая ваш центр туда, где находится Он один. Итак, сначала притягивается ваш дух. Вы, в свою очередь, следуете влечению вашего центра. И вы делаете это, обращая своё внимание и все силы своей души к Нему. «Влеки меня» — заметьте здесь единственность вашего центра, вашего духа, который притягивается к Тому, кто находится в самых глубинных частях вашего центра. «Мы побежим за Тобою» — посмотрите, как чувства и силы души следуют влечению центра.
Мы не выдвигаем идею, будто душа должна быть ленивой и бездейственной. Мы призываем к наивысшей деятельности души, какая только возможна, — к полной зависимости от Божьего Духа. Это должно быть всегда вашей главной целью. «Ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян.17:28). Эта простая и смиренная зависимость от Божьего Духа важнее всего остального. Эта постоянная зависимость с нашей стороны приведёт душу к той гармонии и простоте, для которых она была создана. Мы такие сложные; наши души способны на такую разнообразную деятельность. Мы должны оставить эти пути для того, чтобы освободиться и вступить в простоту и гармонию Бога. О, вернуться в Бога, по образу Которого мы были изначально сотворены (Быт.1:27)!
Ваш Господь прост, Он один. Но, когда вы вступаете в эту Божью единственность и гармоничность, то Его единственность не исключает огромного разнообразия проявлений Его природы. Подобно тому, как соединившись с Его Духом мы вступаем в Его единственность, соединившись с Ним мы можем исполнять Его разнообразную волю. Мы можем это делать не теряя единения с Богом. Для того чтобы исполнять Его разнообразную волю, нам совсем не надо жертвовать своим единением с Ним.
Теперь вы, возможно, понимаете, куда ведёт простая «молитва тишины»! Давайте продолжим! Покоритесь и отдайтесь водительству Божьего Духа. Если вы постоянно зависите от Его действия, а не от действия души, то ваши дела будут иметь ценность в глазах Бога. Для Бога и Его дела на земле значимым является лишь то, что совершается таким образом. Посмотрим на это с Божьей точки зрения. «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».(Ин.1:3)
После того, как душа вступит в такие отношения, обнаруживается нечто новое: Дух, подобно душе, также очень активен! Дух полон активности. Однако эта активность отличается от активности душевной. Когда Господь побуждает вас к какой-либо деятельности, то она будет намного более эффективной, чем та, что исходит от вашей собственной природы. Дух активнее любой другой силы.
В самом начале Бог сотворил человека Своим Словом. Он сделал его по Своему образу и подобию. Бог был Дух, и Он дал человеку дух, чтобы Ему было возможно входить в него и смешивать Свою жизнь с жизнью человека. Естественно, таковым было состояние человека до грехопадения. Когда человек пал, его дух омертвел. Бог утратил возможность вселяться в человеческий дух. Человек утратил способность содержать в себе Божью жизнь и носить образ Божий.
Легко понять, что если Бог хотел сделать человека снова таким, каким Он хотел его видеть, то необходимо было восстановить дух человека. А как Бог мог восстановить дух человека? Как Он мог восстановить в человеке образ Божий? Только через Иисуса Христа. Необходимо было, чтобы Сам