Иисусом Христом! Почему? Потому что Божий Дух не нуждается в нашей напыщенности! Самые простые люди могут познать Его, познать глубоко, без ритуалов, форм или богословских наставлений! Он, когда Ему угодно, превращает заводских рабочих в пророков! Нет, он не закрыл для человека двери внутреннего храма молитвы. Наоборот! Он широко распахнул их, чтобы все смогли войти! «Кто прост, Обратись сюда. Кому не хватает разума Приходи. Ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое». (Прит.9:4,5)
Господь Иисус благодарил Отца за то, что Он «утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25).
24.Конечное достижение христианина
Теперь мы подошли к окончательной стадии переживаний христианина. К Божественному Единению. Его нельзя достичь лишь с помощью вашего опыта. Размышление не произведёт божественного единения; не сделает этого ни любовь, ни поклонение, ни ваше посвящение, ни ваши жертвы. Здесь также не имеет значения, сколько света даёт вам Господь. В конечном счёте, для того, чтобы сделать единение реальностью, потребуется действие Бога.
В Ветхом Завете Писание говорит: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Если ваша молитва всё ещё содержит в себе вашу собственную жизнь, то такая молитва не может увидеть Бога. Ваша жизнь не познает единения с Его жизнью.
Прежде чем произойдёт единение, все ваши действия, всё исходящее из вашей собственной жизни (включая даже вашу самую возвышенную молитву) должно быть упразднено. Все молитвы, исходящие из вашего разума, — это лишь приготовление к тому, чтобы привести вас в пассивное состояние; состояние покоя, производимое вами, также является приготовлением к тому, чтобы привести вас в пассивное состояние. Это приготовление. Это не конечный пункт. Это путь к конечному пункту. Конечный пункт — это единение с Богом!
Цель этой книги — не показать вам определённый вид молитвы, или даже переживания, а привести вас к конечному состоянию христианина: к единению с Богом. Вспомните, что Иоанн говорит нам в книге Откровение 8:1, что на небесах была тишина. Это описывает центр самой глубокой внутренней части человека. Там всё должно замолчать, когда является величие Бога. Усилия вашего «я» должны быть прекращены. Даже больше! Необходимо прекратить само существование вашего «я».
В этой вселенной есть нечто, что является полной противоположностью Бога; это человеческое «я», его самость. Деятельность человеческого «я» — это источник всей злой природы и всех злых дел человека. С другой стороны, если душа теряет эгоизм, то она становится чище! Фактически, чистота души растет прямо пропорционально потере эгоизма!
Пока вы будете действовать с помощью вашего природного «я», у вас постоянно будут недостатки. Но после того как вы оставили свой эгоизм, привязанности вашего «я», недостатков уже быть не может, всё — чистота и невинность. Различие между Богом и душой было произведено тогда, когда в результате падения в душу человека вошёл эгоизм, стремление удовлетворять желания своего «я».
Как вообще такие противоположные существа как душа и Бог могут соединиться? Как Божья чистота и человеческая нечистота могут стать одним? Как могут простота (или целостность) Бога и сложность (или бесконечное непостоянство) человека образовать один сплав?
Конечно же, для этого необходимо намного больше, чем ваши собственные усилия. Что же тогда необходимо для достижения единения? Действие со стороны Самого Всемогущего Бога. Только это может произвести единение. Для того чтобы две вещи стали одним, они должны обладать похожей природой. Например, нечистота грязи не может соединиться с чистотой золота. Необходим огонь, который бы уничтожил шлак и сделал бы золото чистым. Вот почему Бог посылает на землю огонь (он называется Его Мудростью), чтобы уничтожить всё нечистое в вас. Ничто не может противостоять силе этого огня. Он поглощает всё. Его Мудрость сжигает всю нечистоту в человеке с одной целью: сделать его пригодным для божественного единения.
В вас есть нечистота. Больше, чем вы можете себе представить. И это полностью исключает возможность единения с Богом. Но ваш Господь горит желанием соединиться с вами, поэтому Он обязательно поглотит шлак. (Не удивляйтесь, когда это будет действительно происходить.)
Как имя этой нечистоте? Эгоизм. Эгоизм — это источник всего осквернения, и он мешает всякому соединению с Чистотой! Свет солнца может падать на болото, но он никогда не сможет соединиться с этим болотом.
Кроме эгоизма есть ещё одно препятствие для единения. Это препятствие, называемое активностью, само по себе противоположно единению. Почему? Потому что Бог — это бесконечный покой. Для того чтобы ваша душа объединилась с Господом, она должна взять от Его покоя. Активность мешает сообразованию. Именно по этой причине мы можем достичь божественного единения, лишь дав покой человеческой воле. Вы никогда не сможете воссоединиться с Богом в переживании, если вы не станете таким спокойным и чистым, каким вы были после сотворения. Бог желает сделать вашу душу чистой. Он очищает её Своей Мудростью подобно плавильщику, очищающему металл в печи. Только огонь может очистить золото.
Повторю, что поглощающий нас огонь, поглощающий полностью и без остатка, есть Его наивысшая мудрость. Постепенно этот огонь поглощает всё земное; он выжигает всё инородное и отделяет его от золота. Огонь, кажется, знает, что земной прах нельзя превратить в золото. Огонь должен расплавить и уничтожить этот шлак, чтобы золото избавилось от всякого чуждого вещества. Снова и снова золото необходимо помещать в печь, пока оно не утратит всякий след загрязнения. О, сколько раз золото ввергают в огонь — намного больше, чем это кажется необходимым. Но вы можете быть уверены, что Кузнец видит нечистоту как никто другой. Золото надо возвращать в огонь снова и снова, пока не станет очевидным, что чище его сделать уже нельзя.
Наконец приходит то время, когда золотых дел мастер уже не может найти примесей, загрязняющих золото. Когда огонь совершил чистоту — или, скажу я, простоту — огонь уже не будет касаться его. Если это золото оставить в печи навеки, то его чистота не улучшится и его состав не изменится!
Теперь это золото годится для самой изысканной работы. Если в будущем золото загрязнится или с виду потеряет свою красоту, то причина этому всего лишь случайная нечистота, коснувшаяся только поверхности. Эта грязь никак не мешает употреблять золотой сосуд. Эта инородная частица, приставшая к поверхности, не имеет ничего общего с процессом порчи, который происходит глубоко внутри золота.
Редкий человек откажется от чистого золотого сосуда, на поверхности которого есть немного грязи, предпочитая какой-нибудь дешёвый металл только потому, что его поверхность отполирована.
Пожалуйста, поймите меня правильно. Я не ищу оправдания для греха в жизни человека, находящегося в единении с Богом. У меня никогда не было такого намерения. Здесь я имею в виду лишь природные изъяны; изъяны, которые Бог намеренно оставляет даже у Своих величайших святых, чтобы оградить их от гордости и хвалы со стороны людей, которые судят только по внешним проявлениям. Бог допускает, чтобы в Его самых дорогих святых оставались изъяны, и таким образом Он предохраняет этих святых от растления и «укрывает их под покровом лица Своего» (Пс.30:21).
Давайте дальше рассмотрим разницу между чистым и нечистым золотом. Вы когда-нибудь думали о том, что ювелир никогда не смешает чистое золото с нечистым? В дешёвом золоте есть шлак; поэтому он не даст ему смешаться со своим дорогим очищенным золотом. Что же тогда ювелир будет делать? Ведь он хочет соединить воедино эти два куска металла! Он должен предать нечистое золото огню. Он будет делать это снова и снова, пока это второсортное золото не приобретёт чистоту качественного золота. Тогда и только тогда эти два куска золота соединятся. Именно эту мысль выражал Павел: «И огонь испытает дело каждого, каково оно есть». (1Кор.3:13)
Затем Павел добавляет: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня». (1Кор.3:15)
Павел показывает, что есть такие нечистые и смешанные с грязью дела, что, даже хотя Господь по Своей милости и принимает такого человека, он должен пройти через огонь и очиститься от эгоизма. Ту же мысль находим в Послании к Римлянам 3:20. Здесь сказано, что Бог исследует и испытывает нашу праведность. Это послание провозглашает, что делами закона никто не оправдается; оправдание приходит лишь через праведность Божью и получается через веру в Иисуса Христа.
Итак, вы понимаете, что Божья справедливость и Его мудрость должны прийти подобно безжалостному поглощающему огню. Этот огонь разрушает всё земное. Этот огонь разрушает всё похотливое, всё плотское и всю деятельность человеческого «я». Всё это очищение необходимо совершить прежде, чем душа сможет объединиться со своим Богом.
Дорогой читатель, вы можете быть уверены, что у вас никогда не появится достаточно сильного желания дать этому очищающему процессу действовать в вас! Человек по своей природе очень неохотно покоряется такому преобразованию. Мы все слишком любим себя и очень боимся расстаться со своим эгоизмом. Можете быть уверены, что вы никогда не дали бы на это согласия, если бы Сам Бог не взялся производить в вас работу. Он приходит с силой и властью. Бог должен взять на Себя ответственность за то, чтобы привести человека в единение с Собой. Но возможно ли это? Будет ли Бог работать над человеком без его согласия? Не расходится ли это с божественными принципами, не будет ли это покушением Бога на свободную волю человека? Ведь идея о свободной воле человека заключается в том, что человек может сопротивляться Божьему действию в его жизни.
Что ж, давайте вернёмся к моменту вашего обращения. Тогда вы полностью предали всю свою жизнь во власть Бога. Более того, вы покорились Божьему замыслу относительно вашей жизни. Именно тогда вы дали согласие на всё то, что Бог пожелает потребовать от вас. О да, верно, когда Господь зажёг огонь, начал разрушение и очищение, вы не узнали, что это действует Господня рука в вашей жизни. Вы совершенно не видели в этом действии ничего хорошего. У вас было противоположное впечатление! Вы ожидали увидеть, что в огне то прекрасное золото, которое в вас, станет ярким; однако оно становилось чёрным. Вы стояли и смотрели на все обстоятельства вокруг вас, которые приносили в вашу жизнь все неприятности и страдания. Вы думали, что теряете всю чистоту в своей жизни. Если бы в такой момент Господь пришёл и попросил у вас решительного согласия, то, в лучшем случае, вы бы с великим трудом могли дать его. Скорее всего, вы вообще не смогли бы дать никакого согласия.
И всё же в такие времена вы можете сделать нечто. Вы можете оставаться твёрдым в пассивном согласии, перенося как можно терпеливее всё то, что