другом веке. Неудовлетворённые глубиной, которую породил этот интеллектуальный климат, эти люди кричат, что решение проблем заключается в ещё лучшем и более качественном христианском образовании. Это век бесконечных полок с книгами и газетами на бесконечно разнообразные темы; век, который порождает людей, читающих туманящие мозги лекции о доктрине молитвы, и в то же время мало знающих глубинное переживание. В целом, этот век никогда не знал Христа глубоко. Изощрённые, надменные, стерильные и безжалостные, мы переняли у XVIII века звание самого интеллектуального века в истории церкви.
Эпоха XII-XV вв. считается самой тёмной и растленной в истории церкви, временем, когда папство занимало самое высокое положение, а церковь была самой сильной политической и финансовой силой на земле.
Но мы живём в то время, когда церкви выглядят как сказочные замки. Сегодня Божьи слуги, оглядываясь на идею рабочего в первом веке о том, чтобы не владеть ничем на протяжении всей своей жизни, могли бы расценить такую идеологию как исходящую из культов. Они совсем не похожи на своих отцов, первых христиан, которые были естественными врагами своего общества, которые боролись за привилегию прожить всю свою жизнь, не владея ничем, кроме одежды на своём теле, и умереть в нищете.
Тем из нас, кто отдаёт на служение Господу всё своё время, надо приготовиться к тому, что о нас в целом будут вспоминать как о самых состоятельных, предприимчивых, образованных, ориентированных на мир, материалистически настроенных и довольных людях за всю историю религии. Есть ещё один приз, который будет завоёван этим веком в соревновании с другими (то есть, если в скором будущем не произойдут радикальные перемены). В каждом веке церковной истории было немного благочестивых людей, чьим отличительным признаком были поразительная духовная глубина и полное посвящение себя. Такие люди были даже в самые мрачные дни самых тёмных веков. В каждом веке всегда было, по крайней мере, немного людей, которые глубоко знали Его. Неужели наш век окончится, не оставив такого свидетельства о себе? Чисто с исторической точки зрения мы должны быть расценены как самые поверхностные верующие, попавшие на страницы истории церкви.
На основании тщательного изучения я полагаю, что какое-нибудь будущее поколение расценит этот век как самый тёмный в смысле духовной глубины и духовного опыта за всю историю церкви, если только в ближайшем будущем не произойдут никакие радикальные перемены.
Более растленный, чем во дни до Реформации Лютера, более беспомощно интеллектуальный, чем во времена расцвета кальвинизма, более извращённый в отношении к деньгам, чем дни, вызвавшие бескомпромиссную проповедь Иоанна Крестителя, более опьянённый жаждой духовной власти, чем любой другой век, использующий внешнюю силу с наименьшим внутренним преобразованием со времён царя Саула, очарованный дарами, но не знающий Дарителя, наш век породил самых предприимчивых, материалистически настроенных, ориентированных на преходящие увлечения людей, которые призывали Его имя. Не слишком ли сурова эта характеристика? Я отвечу вам, указав на ещё один приз, который может быть выигран нашим веком: мы, кажется, более слепы и не видим, что лишены духовной глубины, чем все остальные века вместе взятые. Верно, что мы построили больше зданий и основали больше религиозных организаций, чем за все остальные века. Верно, что сегодняшнее христианство приобрело для Христа людей больше, чем все остальные века вместе взятые, но также верно и то, что эти новообращённые верующие установили новые рекорды, следуя за Господом с полным посвящением самое непродолжительное время.
Если основываться на прежней истории церкви, то мы можем с оптимизмом ожидать поворотного пункта. Духовную глубину необходимо вернуть! Я не могу назвать никого более достойного привлечь наше внимание, растопить наши сердца и познакомить нас с глубинами Христа, чем женщина, написавшая эту маленькую книгу.
Да благословит нас Бог в век такой духовной поверхностности.
Будущее этой книги
Кажется, интерес к жизни Жанны Гийон начинает возрождаться. Если это так, то я надеюсь, что однажды католики по-новому посмотрят на одну из своих самых выдающихся дочерей. Рим часто отдавал своих служителей на смерть, а затем, изменив свое мнение, причислял их к лику святых. По стандартам католицизма, он никогда не производил женщину более достойную для канонизации, чем Жанна Гийон.
Пока мы говорим о римско-католической церкви, хотел бы сделать следующее замечание. Удивительно, что католицизм с таким обилием традиций, ритуалов, учений, восходящих к язычеству, постоянно порождал более преданных последователей Христа, чем мы, протестанты! Самые глубокие христиане за всю историю церкви никогда не были протестантами! Если говорить о произведении самых глубоких христиан и о явлении более глубокой христианской жизни и страстной, преданной любви к Иисусу Христу, то католики занимают второе место, протестанты — третье.
А кто же стоит на первом месте? Если повнимательнее присмотреться, то можно увидеть разбросанные по всем векам церковной истории маленькие группки христиан (не католиков и не протестантов), которые были способны на самоотдачу .
Эта книга, вероятно, будет тепло принята во всех этих группах. Даже есть опасность, что, будучи так тепло принята, она не получит серьёзного внимания, которое необходимо при её чтении.
Вот некоторые из групп, которые не были ни католиками ни протестантами, и которые в различные века являлись чистыми и верными последователями Иисуса Христа: кафарийцы, прискиллианисты, павликаны, богомилы, вальдензианцы и альбигензцы, лолларды, движение «Унитас Фратрум», моравские братья и «Братья». Вы можете прочитать книгу «Свет свидетельства», которая повествует о судьбах этих людей.
Огромное количество христиан буквально поглощают книги о посвящении себя Богу, как только те выходят из-под печатного станка. Я опасаюсь, что многие христиане подумают, что это ещё одна книга о посвящении, прочтут её, поразмышляют, попрактикуют её несколько дней, а затем забудут о ней.
Также будут и такие, кто превратит содержание этой книги в серию проповедей о молитве.
Но это бесценное сокровище заслуживает лучшей судьбы. Будут такие читатели, которые признают уникальный характер этой книги и духовную глубину её автора. Это христиане, которые пойдут по тропе, указанной этой книгой, и познают глубину великого познания себя. Такого читателя ждут самые чудесные, драгоценные и, возможно, самые неожиданные открытия, которые он когда-либо делал: бесконечные богатства встреч с Иисусом Христом.
Если вы относитесь именно к этой категории читателей, то мне хотелось бы поделиться своей тревогой. Мне кажется, Господу очень хотелось бы, чтобы обособленные христиане, которые обособленно получают благословения и познают глубины Христа, остались в прошлом. Я хочу надеяться, что очень скоро мы, христиане, перестанем сидеть дома, подобно духовным скопидомам, прячущим своё глубокое переживание Христа, а вместо этого будем стремиться к совместной глубокой христианской жизни.
Это подводит нас к ещё одной категории христиан, и именно вам адресована эта книга. Я надеюсь, что именно вы прежде всех остальных возьмёте эту книгу и не оставите её до тех пор, пока всё её содержание не станет реальностью.
К кому я обращаюсь? К тем, чьё сердце желает начать великое, но рискованное дело восстановления церковной жизни. Позвольте мне объяснить.
Вопрос нашего века
Однажды Жанна Гийон заметила, что Бог в каждом веке поднимает определённый духовный вопрос. Во время жизни Павла это были «дела и вера». Начиная с того времени в каждом веке есть своя полемика; в каждом веке, начиная с времён императора Константина, наш Бог восстанавливал драгоценный опыт первой церкви, который был утерян. В век Жанны Гийон Бог употребил её, чтобы поднять вопрос о живущем внутри Христе. То есть, что Господь находится в вас, действуя изнутри наружу, чтобы вы смогли познать Его и переживать Его присутствие, живя во внутренней обители, где поселился Он. (Этот вопрос важен и сегодня!) Она подняла вопрос о внутреннем Христе.
Но в XVII веке Бог не перестал поднимать вопросы. Он поднимает и другие вопросы; Он — восстанавливающий Бог. Есть ли духовный вопрос в нашем веке?
Если нет, то он должен появиться! Если бы сегодня тысячи людей начали познавать глубины Иисуса Христа, при этом реально переживая внутренние изменения, то их переживания никак не смогли бы вписаться в современные обычаи и традиции христианства, будь они католики или протестанты. Сегодня ни то, ни другое движение не имеет большого количества людей, познающих духовные глубины. Или другими словами, оба эти движения имеют структуру, которая стремится к другим целям; такая структура по своей природе является препятствием для высвобождения потоков любви, предназначенной для Бога. Сама сущность, сама душа, сам состав и структура современных протестантизма и католицизма всячески препятствуют глубокому внутреннему переживанию с живым Богом!
Когда вы пытаетесь представить себе людей, которые пламенно любят Христа, которые полностью подчинены Ему, людей, которые хорошо знают Его и не знают на земле ничего, кроме Него, приходит ли вам на ум воскресное богослужение в церкви? Люди, которых я только что описал, попросту не вписываются (а если и вписываются, то ненадолго) в структуру большей части христианства.
Возрождение переживания Христа в глубинах естественным образом побудит нас желать того трудно определимого, что иногда называют «церковной жизнью».
Что такое «церковная жизнь»? Я не знаю как дать определение, но это церковь славная, ошеломляющая и всепоглощающая; церковь ревностная, занимающая всю вашу жизнь; церковь притягивающая, требующая всё ваше существование; церковь живая и свободная; церковь парящая в полёте. Не здание, но люди живущие на небесах, постоянно поглощённые Им и слепые на всё остальное. Такая церковь, какой она была однажды, какой она должна быть, какой она обязательно будет! Невеста — страстная, жаждущая и безумно любящая своего Господа и своего Возлюбленного. Люди, знающие и переживающие Его!
Подумайте об этом, дорогой читатель: Иисус Христос любит вас. Вы любите Его. Вот одна причина, по которой вы читаете эту книгу: знать Его лучше. Вы, личность, хотите знать Его. Но Бог никогда не хотел, чтобы вы искали Его один, индивидуально.
Пожалуйста, вспомните, что половина книг Нового Завета написана к церквям, а не к отдельным людям! (Кроме четырёх биографий Господа, почти весь Новый Завет адресован к церквям. Церквям живым, свободным. Церквям, собиравшимся по домам, где люди разделяли жизнь друг друга и невыразимо любили друг друга и своего Господа.) Эти церкви были чудесны — не в том смысле, что у них не было проблем, или что они были нравственно совершенны, а в том, что они каждый день сообща искали и переживали Иисуса Христа, находясь в чистой радости, познавая Его вместе, ежедневно, постоянно.
Пусть это станет вопросом хоть чьего-нибудь века! Да, вопрос о восстановлении переживания этого чуда, называемого церковью. Если вы и я проникнем в бесконечные глубины Иисуса Христа, то у нас не останется другого выбора; так или иначе, мы придём к вопросу церковной жизни. Самым заветным желанием Бога является не ваше богатство или счастье, и не ваша святая жизнь, и