Скачать:TXTPDF
Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов

сотворенных духов, ангелов в собственном смысле, страдает произволом, хотя и попытки отклонить этот вывод нельзя отнести к числу удовлетворительных: предполагают (напр., Шафф, 245), что ??? ??????? здесь зависит не от ????????, как ??????, — а от ?????????; но в этом случае конструкция предложения становится очень искусственной. — Ясно высказанная мысль, что Св. Дух имеет третье место, а Сын — второе, имеет значение и в смысле возражения против мнения, будто св. Иустин отождествляет Сына и Духа: ставить одно и то же Лицо на двух местах весь-

51

Он называется ангелом и силою Божиею. 1 Нет оснований думать, что в приложении к Св. Духу эти имена имеют другой смысл, чем в приложении к Сыну Божию; а потому в них можно видеть указание на то, что Дух Св. имеет Свое самостоятельное (ипостасное) бытие, как и Отец и Сын. А высокий авторитет богодухновенных книг может служить показателем (как argumentum ad hominem) божеского достоинства Св. Духа.

ма трудно после того, как мы знаем, что Отец и Сын различаются между Собою не как существо и его неипостасное проявление, а как ?????? ?????? и ?????? ??????. Основания упомянутого мнения весьма слабы и сводятся к двум пунктам: во пророках говорит и пророческий Дух (Dial. с. Tr. n. 56) и Слово (Apol. 2. n. 10); затем Дух Св. и сила Всевышнего, осенившая св. Деву, отождествляется со Словом (Apol. 1, 33. То ?????? ??? ??? ??? ??????? ??? ???? ??? ???? ????? ???? ?????? ?????, ? ??? ?????, ?? ??? ?????????? ?? ??? ????… ?????, ????? ??? ??? ????????); но в этом случае Св. Духа отождествляет со Словом и Тертуллиан, который стоит выше всяких подозрений в подобном смешении второго и третьего Лица Св. Троицы (adv. Prax. с. 26. 27), т. е. он принимает в этом случае название «Св. Дух» не в тесном смысле третьего Лица, а в общем значении духовного существа божественной природы. — Это мнение об учении св. Иустина в настоящее время, кажется, уже всеми оставлено. Engelhardt, op. cit. 143. «Конечно, мнение, что Иустин отождествляет Св. Духа со Словом, ошибочно».

1) Dial. с. Tryph. n. 116. ??? ? ??????? ??? ????, ????????? ? ??????? ??? ???? ? ????????? ???? ??? ????? ???????, ??????? ???? (?? ???????), ??? ????????? ??’ ????. Здесь о Св. Духе не говорится ясно, но Неандер (Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Gotha. 1864. Bd. 2. S. 353) и Шване (S. 98) полагают, что под ангелом здесь разумеется Св. Дух. Энгельгардт (S. 144) вслед за Земишем оспаривает это на том основании, что Иустин нигде не приписывает Св. Духу охраны христиан в борьбе со злом и значения принципа нравственной жизни. Но это едва ли справедливо: в самом факте крещения во имя Отца и Сына и Св. Духа есть уже момент принципиального отношения Св. Духа к нравственной жизни возрожденного человека (см. Apol. 1. n. 61). А приведенный выше отрывок взят из такого места, где св. Иустин в применении к пророчеству Захарии (гл. 3) раскрывает учение, соприкасающееся с идеей возрождения. По воле Отца благодатью Иисуса Христа верующие в Него отлагают нечистые одежды греха. Диавол старается привлечь уверовавших на свою сторону; ангел, посылаемый Христом, поддерживает их в борьбе со злом, и, наконец, очищенные нравственно, они облекаются в одежды, уготованные Христом, и удостаиваются вечного царства. Это отложение нечистых одежд с целью облечения в новые представляет аналогию с отложением ветхого человека и облечением в нового в крещении. Отец и Сын упомянуты; естественно ввести и третье Лицо.

52

Татиан. Афинагор. Св. Феофил Антиохийский

Черты различия в их учении (53). Учение о Слове Татиана (56), Афинагора (57) и Феофила (58). ????? ??????????» ????? ?????????? (58); вопрос об ипостаси первого (59). Уче­ние о Св. Духе (61).

За св. Иустином Философом следуют его ученик Татиан († 170), 1 Афинагор Философ († ок. 177 г.) 2 и св. Феофил антиохийский († 181). Их соединяет в одну группу не только время их жизни, но и замечательное сходство их основного воззрения на Слово; и если первый след этого воззрения можно находить уже у св. Иустина, то их по всей справедливости можно назвать его продолжателями.

Остановимся сначала на том, что составляет хотя, может быть, лишь случайное различие между ними.

Св. Иустин говорил, что Сын рождается не чрез отсечение, 3 но далее этого отрицательного определения не шел и не дал никакого термина, прямо противоположного слову»отсечение». В пояснение того, как возможно рождение Сына без количественного изменения в существе Отца, св. Иустин ссылался на аналогичный факт произнесения человеческого слова без изменения его полноты в уме того, кто его произносит. 4 Татиан воспользовался этими мыслями своего учителя и создал положительный термин, которого нет у св. Иустина. Этот термин — ????????, вероятно, не»деление», а»сообщение»; но объяснение его довольно туманно. 5

1) Alzog, Grundriss der Patrologie. Freiburg im Breisgau. 1869. S. 72. Сочинения древн. христ. апологетов, пер. свящ. Преображенским. Москва. 1867. стр. 6. Здесь кончина Татиана полагается около 175 г.

2) Alzog, S. 76. Seine ???????? wurde im Jahre 176 oder 177 den Kaisern M. Aurelius u. Commodus ubergeben. У о. Преображенского (стр. 63) время появления «прошения» полагается между 166 и 177 гг.

3) Dial. с. Tr. n. 128. ?? ???? ????????, ?? ?????????????? ??? ??? ?????? ??????.

4) Dial. с. Tr. n. 61. (стр. 39 пр. 4).

5) Tatiani Assyrii oratio adv. graecos (Migne, s. gr. t. 6) n. 5. ?????? ?? ???? ????????, ?? ???? ????????. ?? ??? ????????? ??? ?????? ??????????· ?? ?? ???????? ?????????? ??? ??????? ?????????, ??? ????? ??? ???? ???????? ????????. Слово «????????» понимают различно: Dorner (I. 438): Abtheilung, nicht Abschneidung; Daniel (1. с. ap. Dorner): Mittheilung; Kuhn (S. 143) и Alzog (S. 75): Theilhaftwerden, nicht Trennung; Преображенский: сообщение. Слово «????????» Баур (Lehre v. d. Dreieinigkeit u. Menschwerdung Gottes. Tubingen. 1841.1. 178) переводит: das als Thiel unterschiedene. Наименее ясное место «?????????? ??? ??????? ?????????» Баур переводит: «das durch freie Selbstbestimmung die Okono-

53

В»Прошении о христианах»Афинагора Философа намечена замечательно полная программа догматического трактата о Троице.»Христиане стремятся к тому только, чтобы познать Бога и Его Слово, и какое единение Сына с Отцом, какое общение Отца с Сыном, что такое Дух, в чем единство и различие соединенных Духа, Сына и Отца». 1 К сожалению, эта программа далеко не выполнена в сочинении Афинагора (что, впрочем, достаточно объясняется самым характером и задачею»Прошения о христианах»), и на поставленные вопросы здесь даны лишь короткие ответы.»Единство Бога–Отца, Бога–Сына и Духа Святого — в единстве и силе духа, Их различие — в порядке». 2 Единство и нераздельность Отца и Сына более останавливают на себе внимание Афинагора, чем их различие. 3 О вечном бытии Слова он говорит яснее, чем св. Иустин. 4

mie, die Vielheit in der Einheit hinzunimmt», и, таким образом, экономией считает самое внутреннее откровение Божества; Дорнер понимает слово «?????????» в смысле откровения (die Offenbarung), Кун в смысле мироправления (der Haushalt der Welt), о. Преображенский в смысле служения. Смысл выражения: «происшедшее чрез сообщение не производит недостатка в том, откуда оно получено» разъясняется самим Татианом: ???? ??? ? ?????, ???????? ?? ??? ??? ?????? ????????, ??? ?????? ???????? ??? ???????????. ??? ??? ????? ??? ????, ??? ?? ?????… ????? ? ?????????? ????? ???????.

1) Это и след. места приводятся в переводе о. Преображенского. Athenagorae legatio pro christianis (Migne, t. 6) n. 12. ?? ???? ???? ??? ??? ???’ ????? ????? ???????, ??? ? ??? ?????? ???? ??? ?????? ??????, ??? ? ??? ?????? ???? ??? ???? ????????, ?? ?? ?????? ??? ? ??? ???????? ??????, ??? ????????? ?????????, ??? ?????????, ??? ??????, ??? ??????.

2) n. 10. ???????? ???? ?????? ??? ???? ???? ??? ?????? ?????, ?????????? ????? ??? ??? ?? ?? ?????? ??????? ??? ??? ?? ?? ????? ?????????. Слово ????? — единственное, которым Афинагор пользуется для означения различия в Троице; любопытно, однако, что он, все различие поставляя в порядке, не держался его строго в перечислении имен божеских Лиц: в приведенном выше месте (n. 12) Они перечисляются в обратном порядке.

3) n. 10. ???? ????? ??? ?????? ??? ??? ????· ????? ?? ??? ???? ?? ????? ??? ?????? ?? ???, ??????? ??? ??????? ?????????. В n. 18 Сын называется нераздельным от Отца (??? ??? ??? ?? ???’ ????? ???? ??? ???????? ???????? ????? ???????????).

4) Между тем как св. Иустин для означения вечности Слова не употребляет другого, более точного и сильного выражения, чем «Слово прежде всех тварей» (Apol. 2. n. 6), Афинагор говорит следующее (n. 10): ?????? ??????? ?? ?????, ??? ?? ????????? (? ? ????? ??? ? ????, ???? ?????? ??, ????? ????? ?? ????? ??? ?????, ?????? ??????? ??).

54

В послании св. Феофила к Автолику в первый раз встречается слово»Троица»(?????) 1. В отличие от Афинагора, Феофил останавливается не на единстве, а на различии трех Лиц Троицы; но термина, соответствующего позднейшим ?????????или ????????, для означения той стороны, по которой Бог троичен, у Феофила еще нет. Различие между Отцом и Сыном доводится до тех же пределов, как и у св. Иустина, — до некоторого ограничения вездеприсутствия Сына. 2

1) S. Theophili ер. antioch. (Migne, t. 6) ad Autolyc. 1. 2. n. 15. ?? ????? ?????? ??? ???????? (leg. ??? ??? ????????) ????????? ????? ????? ??? ???????, ??? ????, ??? ??? ????? ?????, ??? ??? ?????? ?????.

2) ad Autol. 1. 2. n. 22. «Ты скажешь мне: Бог, по твоим словам, не должен ограничиваться местом (??? ???? ?? ???? ?? ???? ?????????); но как же ты теперь говоришь, что Он ходил в раю? — Послушай, что я тебе скажу: Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком?либо месте, ибо нет места успокоения Его (? ??? ???? ??? ????? ??? ???? ???????? ????, ??? ?? ???? ??? ??????????· ?? ??? ???? ????? ??? ??????????? ?????). Слово же Его, чрез которое Он все сотворил… приняв вид Отца и Господа всего, — Оно ходило в раю и беседовало с Адамом (? ?? ????? ?????, ??’ ?? ?? ????? ?????????… ??????????? ?? ???????? ??? ??????… ????? ?????????? ??? ??? ?????????? ?? ??????? ??? ????, ??? ?????? ?? ????)… Адам услышал голос. А что же другое голос, как не Слово Бога, которое есть и Его

Скачать:TXTPDF

Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать, Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать бесплатно, Учение Оригена о Святой Троице. Василий Васильевич Болотов Христианство читать онлайн